Решение б/н Решение и предписание Кр. УФАС № 84-10-12 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<…>

 

ООО «КЖС»

ул. Красноярская, 18

Красноярский край

г. Канск, 663605

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

№84-10-12 от 07 июня 2012 года                                                                                    г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 28 мая 2012 года. В полном объеме решение изготовлено 07 июня 2012 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Захаров В.М., руководитель управления, члены комиссии – Баранова А.В. – начальник правового отдела,  Шмыгин С.И. – специалист-эксперт правового отдела, рассмотрев дело №84-10-12, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Канский Жилищный Сервис» (далее – ООО «КЖС», ответчик, управляющая компания) (юридический адрес: 663605, Красноярский край, г. Канск, ул. Красноярская, 18) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона «О защите конкуренции)

при участии в заседании Комиссии:

от ООО «КЖС»: <…> (представитель по доверенности б/н от 03.08.2011).

Надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела Прокопенко <…> на заседание Комиссии не явился, своего представителя не направил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление гражданина <…> (вх.№687 от 19.01.2012) на действия ООО «КЖС», выразившиеся в отказе производить начисления за электроэнергию согласно показаниям индивидуального прибора учета и требовании оплатить денежные средства за опломбировку прибора учета электрической энергии.

По данному факту приказом Красноярского УФАС России от 06 апреля 2012 года №5091 возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ООО «КЖС».

Определением от 06.04.2012 рассмотрение дела назначено на 23.04.2012 в 10:30, в качестве ответчика по делу привлечено ООО «КЖС».

Определением от 23.04.2012 рассмотрение дела отложено, в связи с непредставлением ООО «КЖС» информации, необходимой для рассмотрения настоящего дела по существу, дело назначено к рассмотрению на 14.05.2012 в 10:30.

Определением от 14.05.2012 рассмотрение дела №84-10-11 отложено, в связи с отсутствием информации, необходимой для рассмотрения настоящего дела по существу, назначено на 28.05.2012 в 10:30.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

ООО «КЖС» зарегистрировано в качестве юридического лица ОГРН 1052450035769, ИНН/КПП 245002995/245001001.

В соответствии с протоколом №1 общего собрания собственников помещений жилых многоквартирного дома от 20.03.2006 г., расположенного по адресу: 663605, Красноярский край, г. Канск, ул. Красная, 41 ответчик избран в качестве управляющей этим домом организацией.

Между ООО «Красноярскэнергосбыт» и ООО «КЖС» заключен договор №8669 на электроснабжение от 01.08.2006, в соответствии с которым гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу  электрической энергии и предоставления иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергии потребителей, а Абонент обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.

<…> является собственником квартиры <…> в доме <…> по <…> (<…>).

Между ООО «КЖС» и гражданином <…> заключен договор управления многоквартирным домом (б/н, б/д) в соответствии с которым Управляющая организация (ООО «КЖС») обязуется обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. В соответствии с пунктом 2.1.2 указанного договора управляющая организация обеспечивает предоставление собственнику коммунальных услуг: тепло- водоснабжение, канализации, электроснабжение в соответствии с действующими «Правилами коммунальных услуг» и в соответствии с оплатой работ. По указанному договору управления собственник обязан обеспечить сохранность и целостность электросчетчика, в случае повреждения или хищения электросчетчика, установленного на лестничной площадке, обязуется восстановить за свой счет (пункт 2.2.2 договора). Пунктом 4.3 договора управления предусмотрено, что при отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется по нормативу потребления и тарифам ресурсоснабжающей организации.

Гражданин <…> в ноябре 2012 года установил индивидуальный прибор учета электрической энергии по адресу: <…>.

21 ноября 2011 года <…> обратился в ООО «КЖС» с заявлением с просьбой производить начисления за электроэнергию согласно показаниям индивидуального прибора учета (вх.№1567 от 21.11.2011).

Письмом исх.№464 от 23.12.2011 на заявление <…> (вх.№1567 от 21.11.2011) управляющая компания указала, что для принятия на расчет показания индивидуального электросчетчика необходим акт приемки в эксплуатацию индивидуального прибора учета.

Кроме того, в материалы дела заявителем была представлена аудиозапись (с приложением ее расшифровки) телефонного разговора <…> с работниками ООО «КЖС» (вх.№1386 от 01.02.2012), из которой следовало, что для перевода на расчеты по прибору учета гражданину <…> необходимо было вызвать представителя ООО «КЖС» для составления акта приемки в эксплуатацию прибора учета электрической энергии и его опломбировки. Данные услуги ООО «КЖС» являются платными.

В материалы дела ООО «КЖС» была представлена информация (исх.№50 от 12.04.2012), согласно которой обществом 5 апреля 2012 года прибор учет электрической энергии гражданина <…> по адресу: <…> был опломбирован и принят в эксплуатацию бесплатно.

В ходе рассмотрения дела представителем ООО «КЖС» были приведены доводы о правомерности опломбировки управляющей компанией прибора учета электрической энергии, в частности: индивидуальный прибор учета не является общим имуществом, а является собственностью граждан, следовательно, для того чтобы принимать показания прибора учета электрической энергии его нужно опломбировать; при установке приборов учета и ввода их в эксплуатацию наличие факта опломбировки и составления акта индивидуальных приборов учета электрической энергии обязательно; гарантирующий поставщик отказывается опломбировать индивидуальные приборы учета электрической энергии; индивидуальные приборы учета электрической энергии пломбируются бесплатно.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика и заинтересованных лиц, Комиссия по рассмотрению дела №84-10-12 пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 пункта 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Пунктом 2 статьи 13 вышеуказанного федерального закона указано, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Отношения по учету электроэнергии регулируются «Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание» (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979) (далее - Правила).

Пунктом 1.5.2 указанных правил установлено, что расчетным учетом электроэнергии называется учет выработанной, а также отпущенной потребителям электроэнергии для денежного расчета за нее. Счетчики, устанавливаемые для расчетного учета, называются расчетными счетчиками.

Пунктом 1.5.13 предусмотрено, что каждый установленный расчетный счетчик должен иметь на винтах, крепящих кожух счетчика, пломбы с клеймом госповерителя, а на зажимной крышке - пломбу энергоснабжающей организации.

В соответствии с подпунктом г пункта 3 Постановления Правительство РФ от 31.08.2006 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» энергоснабжающая организация – это организация осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии и совмещающая эту деятельность с деятельностью по передаче электрической энергии. ООО «КЖС» признаками энергоснабжающей организации не обладает, и соответственно, таковой не является.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 ООО КЖС является исполнителем коммунальных услуг (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы).

Согласно информации, представленной ОАО «Красноярскэнергосбыт» (исх.119-10/392 от 28.05.2012) гарантирующий поставщик не наделял ООО «КЖС» правом производить опломбировку индивидуальных приборов учета электрической энергии.

Доводы представителя ООО «КЖС» об отказе гарантирующим поставщиком опломбировать индивидуальные приборы учета электрической энергии не могут быть приняты Комиссией во внимание, поскольку обществом не представлено каких - либо документальных доказательств отказа ОАО «Красноярскэнергосбыт» принимать в эксплуатацию индивидуальные приборы учета электрической энергии в жилых многоквартирных домах находящихся под управлением ООО «КЖС», равно как и обращения общества или граждан к гарантирующему поставщику с просьбой опломбировать индивидуальные приборы учета.

Анализ действующего законодательства позволяет Комиссии Красноярского УФАС России прийти к выводу о том, что сложившаяся практика по опломбированию индивидуальных приборов учета электрической энергии в помещениях, расположенных в многоквартирном доме по адресу: г. Канск, ул. Красная, 41, находящемся под управлением ООО «КЖС», в том числе прибора учета электрической энергии, расположенного по адресу: <…> равно как и требование взимания за данную услугу платы не соответствует требованиям действующего законодательства.

Красноярским УФАС России установлено, что доля общества с ограниченной ответственностью «Канский Жилищный Сервис» на рынке услуг по управлению жилым многоквартирным домом по адресу: г. Канск, ул. Красная, 41 составляет более 50 %, то есть положение хозяйствующего субъекта ООО «КЖС» признано доминирующим, что отражено в заключении соответствующего аналитического отчета.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, в норме части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» сформулирован общий запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке, направлен, в том числе, не только на защиту конкуренции (публичного порядка), но и на  защиту интересов контрагентов доминирующего хозяйствующего субъекта (частноправовых интересов).

Комиссия Красноярского УФАС России, проанализировав нормы действующего законодательства и объективные обстоятельства дела, приходит к выводу об ущемлении интересов <…> в результате вышеуказанных действий ООО «КЖС», поскольку опломбировка индивидуальных приборов учета электрической энергии должна осуществляться энергоснабжающей организацией, а взимание за нее платы не предусмотрены действующим законодательством. С ноября 2011 по март 2012 гражданин <…> вынужден был производить оплату за потребленную электрическую энергию по нормативу потребления, а не в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статей 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» действия ООО «КЖС», выразившиеся в незаконном опломбировании (вводе в эксплуатацию) приборов учета электрической энергии.
  2. Выдать предписание о совершении действий направленных на прекращение злоупотребления ООО «КЖС» доминирующим положением, а именно прекратить действия по опломбировке (вводу в эксплуатацию) приборов учета электрической энергии.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии

В.М. Захаров

 

Члены Комиссии

    

А.В. Баранова

 

С.И. Шмыгин

 

 

ООО «КЖС»

ул. Красноярская, 18

Красноярский край

 г. Канск, 663605

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 84-10-12

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПОСЛЕДСТВИЙ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

07 июня 2012 года                                                                                                                    г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Захаров В.М.,  руководитель управления, члены комиссии –  Баранова А.В., начальник правового отдела, Шмыгин С.И. – специалист – эксперт правового отдела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.06.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), на основании своего решения от 07.06.2012 по делу №84-10-12 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью «Канский Жилищный Сервис» (далее – ООО «КЖС», управляющая компания) части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

 

ООО «КЖС» прекратить нарушение антимонопольного законодательства, с этой целью управляющей компании надлежит прекратить действия по опломбировке (вводу в эксплуатацию) приборов учета электрической энергии.

Об исполнении предписания ООО «КЖС» надлежит сообщить в адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярского края (660017, г. Красноярск, пр. Мира, 81 «д») в срок до 22.06.2012.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

В соответствии с частью 2.6. статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 статьи 19.5, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

Председатель Комиссии


В.М. Захаров

 

Члены Комиссии

    

А.В. Баранова

 

С.И. Шмыгин

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны