Решение б/н Решение по делу № 130-11-16 от 19 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            6884 от 10.05.2016   ________         _________

                ________         _________                      

 

ООО «Сибирская генерирующая компания»

ул. Дубининская, д. 53, стр. 5, г. Москва, 115054

office@sibgenco.ru

 

АО «Красноярская теплотранспортная компания»

ул. Бограда, 144а, г. Красноярск, 660021

kttk@sibgenco.ru

 

АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)»

ул. Бограда, 144а, г. Красноярск, 660021

 

ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс»

ул. Парижской Коммуны, 41, г. Красноярск, 660049

 

ООО «ФармЭнерго»

ул. 60 лет Октября, 2, стр. 50, г. Красноярск, 660042

 

Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска

ул. Карла Маркса, д. 93, г. Красноярск, 660049

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

«19» сентября 2017 года

 

г. Красноярск

           

            Резолютивная часть решения оглашена «8» сентября 2017 года.

            В полном объеме решение изготовлено «19» сентября 2017 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председатель Комиссии - <...>, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела; члены Комиссии: <...>, заместитель начальника аналитического отдела, <...>, начальник отдела естественных монополий (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 130-11-16 по признакам нарушения группой лиц в составе: общество с ограниченной ответственностью «Сибирская генерирующая компания» (115054, г. Москва, ул. Дубининская, д. 53, стр. 5, ИНН 7709832989, ОГРН 1097746400091) (далее – ООО «СГК»); акционерное общество «Красноярская теплотранспортная компания» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а, ИНН 2460237933, ОГРН 1122468025723) (далее – АО «КТТК»); акционерное общество «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а, ИНН 1901067718, ОГРН 1051901068020) (далее – АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)») и обществом с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» (660049, г. Красноярск, ул. Парижской Коммуны, 41 ИНН 2466114215, ОГРН 1032402976870) (далее – ООО «КрасКом») части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), в присутствии на заседании:

представителя ООО «КрасКом»: <...> (доверенность № 50/17 от 03.03.2017);

представителя АО «КТТК», АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)»: <...> (доверенность № 84 от 26.10.2016),

представителя ООО «СГК»: <...> (доверенность № 17 от 30.01.2017);

представителя ООО «ФармЭнерго»: <...> (доверенность № 37 от 06.09.2017),

установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступили обращения Общественной палаты города Красноярска, Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска о нарушении антимонопольного законодательства ООО «КрасКом», группы лиц в составе: ООО «СГК», АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)», АО «КТТК» по факту осуществления неправомерных действий по переключению потребителей микрорайона Юго-Западный города Красноярска с источника тепловой энергии, эксплуатируемого ООО «ФармЭнерго» (660042, г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 2, стр. 50), на источник тепловой энергии Красноярская ТЭЦ-2 АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)», материалы Прокуратуры Свердловского района города Красноярска, а также заявление ООО «ФармЭнерго» о нарушении антимонопольного законодательства по указанным обстоятельствам.

При рассмотрении названных материалов установлены обстоятельства, указывающие на наличие в действиях ООО «КрасКом» и группы лиц в составе: АО «КТТК», АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)», ООО «СГК» признаков нарушения части 4 статьи 11 Закона «О защите конкуренции».

Дело № 130-11-16 о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено приказом Красноярского УФАС России 09.12.2016 № 311 № 78 «О возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства».

Определением о назначении дела № 130-11-16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 13.12.2016 к участию в рассмотрении дела привлечены в качестве:

ответчиков: группа лиц в составе: общество с ограниченной ответственностью «Сибирская генерирующая компания» (115054, г. Москва, ул. Дубининская, д. 53, стр. 5, ИНН 7709832989, ОГРН 1097746400091); акционерное общество «Красноярская теплотранспортная компания» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а, ИНН 2460237933, ОГРН 1122468025723); акционерное общество «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а, ИНН 1901067718, ОГРН 1051901068020);

общество с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» (660049, г. Красноярск, ул. Парижской Коммуны, 41, ИНН 2466114215, ОГРН 1032402976870);

заявителей: общество с ограниченной ответственностью «ФармЭнерго» (660042, г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, стр. 50); Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска (660049, г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 93). 

Определениями от 02.02.2017, 09.03.2017, 04.05.2017, 14.06.2017 рассмотрение дела № 130-11-16 откладывалось. Определением от 09.03.2017 срок рассмотрения дела № 130-11-16 был продлен до 13.09.2017.

На заседании, которое состоялось 04.08.2017, в соответствии с частью 1.1. статьи 47, частью 3 статьи 48.1 Закона «О защите конкуренции» Комиссия определила отложить рассмотрение дела в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

Представитель ООО «ФармЭнерго» поддержал заявленные требования, дополнительно указав на то обстоятельства, что действия ответчиков привели к исключению  ООО «ФармЭнерго» из схемы теплоснабжения потребителей микрорайона Юго-Западный города Красноярска, сокращению объема выработки обществом тепловой энергии (необходимости консервации оборудования), дополнительным расходам, связанным с консервацией оборудования, сокращением численности работников, оплатой штрафных санкций АО «СУЭК-Красноярск» за не выборку угля, убыткам общества.       В соответствии с представленными ООО «ФармЭнерго» расчетами сумма недополученной выручки общества в связи с рассматриваемыми действиями групп лиц в составе: ООО «СГК», АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)», АО «КТТК», а также ООО «КрасКом» составила 58532892,52 руб.

ООО «СГК», АО «КТТК», АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» не согласились с вменяемым нарушением, указав на то обстоятельство, что общества действовали в рамках действующего законодательства (пункта 6 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктов 57, 70 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации от 08.08.2012 № 808), а также были определены содержанием Схемы теплоснабжения города Красноярска и волеизъявлением потребителей тепловой энергии, которые отказались от потребления тепловой энергии, вырабатываемой ООО «ФармЭнерго», и заключили договоры теплоснабжения с АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)». В соответствии с позицией АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» в силу норм статьей 421, 426, 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации у общества не имелось правовых оснований для отказа в заключении публичного договора теплоснабжения с указанными потребителями. АО «КТТК», АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» указали на несоответствие информации ООО «ФармЭнерго» относительно эксплуатации обществом ТЭЦ данным, характеризующим тепловой источник ООО «ФармЭнерго» согласно Схемы теплоснабжения города Красноярска, утвержденной уполномоченным органом (тепловой источник ООО «ФармЭнерго» определен как котельная), а также на возможность возмещения ООО «ФармЭнерго» выпадающих доходов (компенсации необходимой валовой выручки) в связи с рассматриваемыми действиями путем возмещения указанных доходов при государственном регулировании тарифов в следующем периоде регулирования.

ООО «СГК» проинформировало Красноярское УФАС России о том, что общество не осуществляет поставку тепловой энергии и соответственно не совершало и не могло совершить антиконкурентных действий на соответствующем товарном рынке. 

ООО «КрасКом» поддержало позицию ООО «СГК», АО «КТТК», АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» и не согласилось с вменяемым нарушением, указав на то обстоятельство, что действия, связанные с прекращением потребления тепловой энергии от теплового источника ООО «ФармЭнерго» и подачей в тепловую сеть ООО «КрасКом» тепловой энергии от теплового источника АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)», были вынужденными - обусловлены заключением потребителями микрорайона Юго-Западный г. Красноярска договоров теплоснабжения с АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)», и расторжением потребителями договоров теплоснабжения, заключенных ранее с ООО «КрасКом», а также необходимостью обеспечения передачи тепловой энергии от новой теплоснабжающей организации – АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» (исполнения требований пункта 6 статьи 17 Закона «О теплоснабжении»). В соответствии с пояснениями ООО «КрасКом» произведенные действия по закрытию отсечной арматуры на подающем и обратном трубопроводах в тепловой сети от источника ООО «ФармЭнерго» были вынужденными исходя из фактических обстоятельств и отвечают критериям допустимости в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона «О защите конкуренции».

При рассмотрении дела Комиссией были установлены следующие фактические обстоятельства. 

ООО «ФармЭнерго» осуществляет деятельность по производству и поставке тепловой энергии с использованием арендованного имущества, установленной мощностью 118 Гкал/час (Договор № 01-1/1-15н аренды нежилого помещения от 01.01.2015 в ред. Дополнительного соглашения от 01.06.2015 заключен с ОАО «Красфарма»). Согласно данным технической документации арендованный ООО «ФармЭнерго» тепловой источник является ТЭЦ. Поставка тепловой энергии, вырабатываемой ООО «ФармЭнерго», осуществлялась на основании Договора № 04/09 на теплоснабжение от 05.06.2009, заключенного с ООО «КрасКом» с протоколом разногласий от 07.07.2009, протоколом согласования разногласий от 01.12.2009, в редакции Дополнительных соглашений № 1 от 17.09.2009, № 2 от 19.04.2010, № 3 от 11.05.2010. Стороны согласовали Заявку на отпуск тепловой энергии и теплоносителя от теплоисточника ООО «ФармЭнерго» на 2016 год в объеме: тепловая энергия – 42505,18 Гкал, теплоноситель – 193214,37 куб.м, в том числе по месяцам, включая октябрь, ноябрь, декабрь 2016 года. Кроме того, сторонами (ООО «ФармЭнерго» и ООО «КрасКом») была согласована заявка на поставку тепловой энергии на 2017 год в объеме: тепловая энергия – 41912,71 Гкал, теплоноситель – 173220,84 куб.м

Долгосрочные тарифы на тепловую энергию и теплоноситель, отпускаемые ООО «ФармЭнерго» установлены приказами РЭК Красноярского края от 13.11.2015 №№ 178-п, 179-п соответственно (регулируемый период – 2016, 2017 годы).

Тепловая энергия, закупаемая ООО «КрасКом» на основании Договора № 04/09 на теплоснабжение от 05.06.2009, поставлялась потребителям, теплопотребляющие установки которых расположены в микрорайоне Юго-Западный г. Красноярска. Тариф на тепловую энергию для конечных потребителей ООО «КрасКом» установлен приказом РЭК Красноярского края от 19.12.2014 № 356-п и составляет на 2016 год – 2095,82 руб./Гкал.

В соответствии с Актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей (Приложение № 4 к Договору № 04/09 на теплоснабжение от 05.06.2009) балансовая принадлежность и эксплуатационная ответственность ООО «ФармЭнерго» определена Коллектором ТЭЦ ООО «ФармЭнерго», ООО «КрасКом» - магистральными трубопроводами сетей 2 d 325 и сами задвижки от коллекторов ТЭЦ ООО «ФармЭнерго» до потребителей Юго-Западного района. Согласно информации, представленной ООО «КрасКом», указанный объект получен ООО «КрасКом» на основании Дополнительного соглашения от 19.11.2013 № 260 к Договору аренды на совокупность имущества казны г. Красноярска от 05.07.2006 № 9973 (акт приема-передачи муниципального имущества от 19.11.2013).

Письмом от 21.09.2016 № 6886 ООО «КрасКом», руководствуясь пунктом 9.2. Договора № 04/09 на теплоснабжение, проинформировало ООО «ФармЭнерго» о расторжении договора с 01.01.2017. Кроме того, письмом от 21.09.2016 № 6887 ООО «КрасКом» уведомило ООО «ФармЭнерго» о прекращении потребления тепловой энергии от теплоисточника ООО «ФармЭнерго» с 00 ч. 00 мин. 22 сентября 2016 года. К названному письму приложено Соглашение о расторжении Договора № 04/09 на теплоснабжение от 05.06.2009, предусматривающее расторжение договора с 22.09.2016. В обоснование расторжения Договора № 04/09 на теплоснабжение от 05.06.2009 ООО «КрасКом» в письме от 21.09.2016 № 6887 указало на заключение соглашения к Договору оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя № 75 от 29.01.2016 от теплоисточника Красноярская ТЭЦ-2 АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» на дополнительную общую присоединенную тепловую нагрузку потребителей, подключенных к теплоисточнику ООО «ФармЭнерго», в размере 18,091 Гкал/час.

ООО «КрасКом» в адрес Красноярского УФАС России представлены копии соглашений от 21.10.2016 о внесении изменений в договоры на поставку и потребление тепловой энергии, заключенные ООО «КрасКом» с потребителями, имеющими теплопотребляющие установки, расположенные в микрорайоне Юго-Западный г. Красноярска, в соответствии с которыми из договоров с 21.10.2016 исключаются энергопотребляющие установки, запитанные от теплоисточника ООО «ФармЭнерго» (Договор № 11 от 18.07.2011, заключен с ООО «Жилкомцентр»; № 58 от 01.09.2005, заключен с ФГУП «Почта России»; № 102 от 11.20.1016, заключен с МУ МВД России «Красноярское»; № 702 от 17.05.2016, заключен с ООО ГУК «Жилфонд»; № 710 от 29.08.2016, заключен с ООО «КрасБСК»), а также соглашения о расторжении с 21.10.2016 договоров на поставку и потребление тепловой энергии, заключенных ООО «КрасКом» с потребителями, имеющими теплопотребляющие установки, расположенные в микрорайоне Юго-Западный г. Красноярска.

При этом, в соответствии с документами, представленными отдельными потребителями тепловой энергии, имеющими теплопотребляющие установки в микрорайоне Юго-Западный г. Красноярска, что ранее заключенные договоры теплоснабжения, теплоснабжающей организацией по которым являлось ООО «КрасКом», были расторгнуты по инициативе ООО «КрасКом». В обоснование действий по расторжению указанных договоров ООО «КрасКом» указывало на то обстоятельство, что с 21.10.2016 расторгнут договор на теплоснабжение между ООО «КрасКом» и ООО «ФармЭнерго». 

АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» представлены копии договоров теплоснабжения и поставки горячей воды, заключенные в июле-сентябре 2016 года с потребителями, теплопотребляющие установки которых расположены в Юго-Западном микрорайоне г. Красноярска, а также копии дополнительных соглашений к договорам теплоснабжения и поставки горячей воды по включению дополнительных объектов, расположенных в указанном микрорайоне. В числе указанных потребителей значатся, в том числе ООО «Жилкомцентр», ООО «ГУК «Жилфонд» с присоединенной тепловой нагрузкой – 6,5477 Гкал/час, принадлежащие к той же группе лиц, что и ООО «СГК». В соответствии с актами приема-передачи тепловой энергии АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» поставка тепловой энергии потребителям, имеющим теплопотребляющие установки в  микрорайоне Юго-Западный города Красноярска, осуществляется с октября 2016 года. Поставка тепловой энергии потребителям осуществлялась АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» по тарифам, утвержденным приказом РЭК Красноярского края от 16.12.2015 № 422-п.

На запрос Красноярского УФАС России о представлении сведений об изменении договорных отношений, заключенных между ООО «КрасКом» и АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)»,  в связи с принятием обществом обязательств по теплоснабжению потребителей микрорайона «Юго-Западный» города Красноярска, АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» представлена копия Дополнительного соглашения к Договору № 75 от 29.01.2016 оказания услуг по передаче тепловой энергии и поставки тепловой энергии и теплоносителя от 20.09.2016 (в ред. протокола разногласий от 20.09.2016). В соответствии с условиями указанного Дополнительного соглашения максимальная величина мощности тепловых сетей исполнителя (ООО «КрасКом») с учетом дополнительной нагрузки 18,091 Гкал/час составляет 826,27325 Гкал/час. Приложение № 1 дополнено перечнем точек передачи, подключенных к тепловым сетям и энергетическому оборудованию исполнителя – точками передачи абонентов, теплопотребляющие установки, которых расположены в микрорайоне Юго-Западный города Красноярска (состоявших ранее в договорных отношениях по теплоснабжению с ООО «КрасКом»). Пунктом 6 названного соглашения стороны установили: Соглашение вступает в силу с момента подписания Сторонами. Стороны приступают к исполнению прав и обязанностей в соответствии с Соглашением с начала фактической подачи тепловой энергии  на теплоснабжение Абонентов АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)», указанных в Приложении № 1 к Соглашению. Дата фактической подачи тепловой энергии определяется на основании акта о подключении, оформленного уполномоченными представителями Заказчика и Исполнителя. Дополнительное соглашение к Договору № 75 от 29.01.2016 оказания услуг по передаче тепловой энергии и поставки тепловой энергии и теплоносителя от 20.09.2016 (в ред. протокола разногласий от 20.09.2016) со стороны АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» подписано, представителем <...>, действующим на основании доверенности № 15 от 22.12.2015.

Между АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» (Заказчик) и АО «КТТК» (Исполнитель) было заключено Дополнительное соглашение к Договору № 61 от 29.01.2016 оказания услуг по передаче тепловой энергии и поставки тепловой энергии и теплоносителя от 10.08.2016. Указанным соглашением стороны согласовали изменение (увеличение) максимальной величины мощности тепловых сетей исполнителя (АО «КТТК») с учетом дополнительной нагрузки 11,916 Гкал. Приложение № 1 к Договору дополнено перечнем точек передачи, подключенных к тепловым сетям и энергетическому оборудованию исполнителя - точками передачи абонентов, теплопотребляющие установки, которых расположены в микрорайоне Юго-Западный города Красноярска (состоявших ранее в договорных отношениях по теплоснабжению с ООО «КрасКом»).  Пунктом 5 названного соглашения Стороны определи, что Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и распространяет действие на отношения Сторон, возникшие с 01.07.2016. Со стороны АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» Соглашение пописано представителем <...>, действующим на основании доверенности № 16 от 22.12.2015, со стороны АО «КТТК» - директором <...>, действующим на основании доверенности № 447 от 30.03.2016.

Первоначально Технические условия для строительства технологических перемычек между тепловыми сетями ООО «КрасКом» и АО «КТТК» на территории котельной ООО «ФармЭнерго» были выданы ООО «КрасКом» 12.02.2014 № КЦО-15/28330. Впоследствии названные технические условия были признаны недействительными и выданы технические условия от 21.04.2015 № КЦО-19/29531. Технические условия предусматривали подключение к тепловым сетям 2Ду300 в точке ТК-3. Строительство тепловой сети 2Ду300 от тепловой камеры ТК Р2625 по ул. 60 лет Октября до ул. Свердловская на участке от УТ-1 до УТ-3 согласовано Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска письмом от 28.06.2016 № 10/2898-гх, при соблюдении ряда условий, поименованных в названном письме.

Участок тепловой сети 2Ду300 от ТК 2625 по ул. 60 лет Октября до ТК-3 введен в эксплуатацию с 22.09.2016 в режиме опытного применения, на период до 22.03.2017 приказом АО «КТТК» от 19.09.2016 № КТТК/236-1.

Одновременно с вводом в эксплуатацию АО «КТТК» указанного участка тепловой сети в соответствии с материалами проверки Прокуратуры Свердловского района города Красноярская 24.10.2016 ООО «КрасКом» произведено закрытие отсечной арматуры на подающем и обратном трубопроводах тепловой сети от теплоисточника ООО «ФармЭнерго» - переключение теплоснабжения потребителей микрорайона Юго-Западный на тепловой источник Красноярская ТЭЦ-2 АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)».

Уведомление о начале эксплуатации тепловой сети 2Ду300 на участке от тепловой камеры ТК2625 по ул. 60 лет Октября до тепловой камеры ТК-3 по ул. Свердловской в режиме опытного применения на период с 01.10.2016 по 23.03.2017 было направлено АО «КТТК» в адрес Енисейского управления Ростехнадзора 11.10.2016 (письмо № 2-5/11-56473/16-0-0) (вх. Енисейского управления Ростехнадзора от 13.11.2016 № 66509).

Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Енисейское управление Ростехнадзора) действует на основании Положения, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.06.2016 № 249, и осуществляет контроль и надзор за соблюдением в пределах компетенции теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований безопасности в сфере теплоснабжения, в том числе выдает и ведет учет разрешений на допуск к эксплуатации энергопринимающих устройств потребителей электрической и тепловой энергии, объектов по производству электрической и тепловой энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Енисейское управление Ростехнадзора проинформировало Красноярское УФАС России о том, что по обращению Управления в Сибирском федеральном округе Генеральной прокуратуры Российской Федерации специалист Енисейского управления Ростехнадзора принял участие в совместной с Прокуратурой Свердловского района города Красноярска проверке, по результатам которой были выявлены нарушения обязательных требований в области промышленной безопасности – на участке тепловой сети 2Ду300 от тепловой камеры ТК Р2625 по ул. 60 лет Октября до тепловой камеры ТК-3 по ул. Свердловской, принадлежащей АО «КТТК», в том числе: отклонения от проектной документации; решение руководителя о начале эксплуатации тепловой сети в режиме опытного применения, принято с нарушением Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением (утверждены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 № 116) (далее – Правила); не представлены документы, подтверждающие надлежащий пуск в эксплуатацию трубопровода тепловой сети.

В соответствии с информацией, представленной Енисейским управлением Ростехнадзора, теплоснабжение микрорайона Юго-Западный г. Красноярска осуществлялось от теплоисточника ООО «ФармЭнерго» по тепловым сетям, эксплуатируемым на праве аренды ООО «КрасКом». После переключения теплоснабжения микрорайона Юго-Западный г. Красноярска от ООО «ФармЭнерго» на теплоисточник Красноярская ТЭЦ-2 АО «Енисейская ТГК (ТГК-13) отрезок тепловой сети от ООО «ФармЭнерго» демонтирован.

Заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов выдано Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края 28.11.2016 № 304-ГСНЗ.

Разрешение на ввод в эксплуатацию участка тепловой сети 2 Ду300 от тепловой камеры ТК Р2625 по ул. 60 лет Октября до тепловой камеры ТКК-3 по ул. Свердловская выдано Администрацией г. Красноярска в соответствии со статьей 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации  30.12.2016 № 24-308-175-2016.

В соответствии со статьей 6 Закона «О теплоснабжении» организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов отнесена к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов. Согласно Положению о Департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска (утверждено распоряжением администрации города Красноярска от 01.07.2011 № 84-р) Департамент является органом администрации города Красноярска, созданным в целях обеспечения экономического развития и устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса города и проведения политики города в сфере энергосбережения, организации обеспечения энергоресурсами жилищного фонда, учреждений и организаций, финансируемых из бюджета города.

Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска проинформировал Красноярское УФАС России о том, что начиная с 2003 года теплоснабжение микрорайона Юго-Западный г. Красноярска осуществлялось от котельной ОАО «Красфарма» по вновь построенной теплотрассе, которую эксплуатировало МУП «Гортеплоэнерго», а в последующем ООО «КрасКом». В прошедшие отопительные сезоны теплоснабжение от котельной ООО «ФармЭнерго» соответствовало действующим нормативам, массовые жалобы от потребителей отсутствовали. Уведомления о выводе из эксплуатации участков сетей теплоснабжения ООО «КрасКом» от котельной ООО «ФармЭнерго» в порядке, предусмотренном Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 889, в адрес Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска не поступало. В рамках подготовки к отопительному периоду 2016-2017 годов все мероприятия и регламентные работы, установленные требованиями действующего законодательства, в том числе проведение испытаний сетей теплоснабжения ООО «КрасКом», сетей потребителей и теплопотребляющих установок потребителей выполнялись от теплоисточника ООО «ФармЭнерго» (который работает в параметрах отличных от параметров работы  ТЭЦ-2 АО «Енисейская ТГК «ТГК-13», на который было произведено переключение теплоснабжения микрорайона Юго-Западный г. Красноярска). Схема теплоснабжения города Красноярска до 2033 года утверждена приказом Минэнерго России от 28.12.2016 № 1442. Согласно утвержденной Схеме теплоснабжения города Красноярска до 2033 года предусматривается переключение потребителей коммунально-бытового сектора от котельной ООО «ФармЭнерго» на обслуживание от ТЭЦ-2 с 2017 года (осенне-зимний период (далее – ОЗП)  2017-2018гг.) (письмо Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска от 30.05.2017 № 02/2305-гх).

Региональная энергетическая комиссия Красноярского края (далее – РЭК Красноярского края) является органом исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным на установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также снабженческо-сбытовых надбавок к ценам на уголь, тарифов на услуги организаций коммунального комплекса (Положение о РЭК Красноярского края утверждено постановлением Правительства Красноярского края от 08.12.2008 № 216-п).

Нормы статьи 8 Закона «О теплоснабжении» устанавливают, что по общему правилу тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию.

РЭК Красноярского края проинформировало управление о том, что в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075) в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта. Согласно пояснениям РЭК Красноярского края учет недополученных расходов, понесенных ООО «ФармЭнерго» в 2016, 2017 годах, возможен при утверждении тарифов на 2018, 2019 гг. соответственно (письмо РЭК Красноярского края от 24.05.2017 № 02-1623).

В связи с приведенными обстоятельствами, Комиссия отмечает, что необходимость возмещения экономически обоснованных расходов, понесенных ООО «ФармЭнерго», в связи с рассматриваемыми действиями ответчиков, приведет к дополнительному росту регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «ФармЭнерго», и, как следствие снижению конкурентоспособности организации на рынке поставки тепловой энергии, теплоснабжения потребителей, теплопотребляющие установки которых расположены в пределах города Красноярска (локальной территории города Красноярска). 

При проведении анализа состояния конкуренции в связи с рассмотрением дела № 130-11-16 Красноярское УФАС России установило, что объемы теплоносителя, поставляемого ООО «ФармЭнерго» для нужд теплоснабжения потребителей микрорайона Юго-Западный г. Красноярска в январе-октябре 2016 года составлял от 68 до 92% (в разные месяцы) от общего объема отпуска теплоносителя, тепловой энергии - от 26 до 49% (в разные месяцы) от общего объема реализации тепловой энергии. Начиная с октября 2016 года АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» осуществляется деятельность по производству и поставке тепловой энергии для потребителей микрорайона Юго-Западный г. Красноярска. С 24.10.2016 прекращена поставка тепловая энергии, вырабатываемой ООО «ФармЭнерго» потребителям, теплопотребляющие установки которых  расположены в  микрорайона Юго-Западный г. Красноярска (по адресам: ул. Ключевская, 93, 95, 97, 87, 91, 89, 101, 61, 57, 59, 99, 85, 73а, ул. Саянская, 253, 245, 251, 247, 259, 257, 249, 259, 247, 259, ул. Свердловская, 141, 139, 115, 129, 101а, 131, 137, 131, ул. Веселая, 14, 2б, 6 г. Красноярск).

Согласно Закону «О теплоснабжении» схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 были утверждены Требования к схемам теплоснабжения, а также Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (далее - Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения). В соответствии с положениями Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения проект Схемы теплоснабжения (для поселений, городских округов с численностью населения 500 тыс. человек и более, городов федерального значения) утверждается уполномоченным федеральным орган исполнительной власти. Полномочиями по утверждению схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения 500 тысяч человек и более, в том числе определению единой теплоснабжающей организации, наделено Министерство энергетики Российской Федерации (п. 4.4.19. Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 № 400).

В соответствии с частью 6 статьи 13 Закона «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации заключают с теплосетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора, в случаях, предусмотренных названным законом, в порядке, установленном статьей 17 названного закона, с учетом особенностей, установленных для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.8 Закона.

Законом «О теплоснабжении» установлено, что единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация) - теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров определяют Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808). Пункт 57 названных Правил определяет порядок обращения теплоснабжающей организации в теплосетевую организацию для заключения договора оказания услуг по передаче тепловой энергии. Случаи при наступлении которых теплосетевая организация вправе приостановить исполнение обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии определяет пункт 70 Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, в числе которых значится приостановление исполнения обязательств по договорам теплоснабжения, а также расторжение указанных договоров - при наличии соответствующего уведомления от теплоснабжающей организации (в письменной форме с приложением подтверждающих документов).

Нормами статей 421, 426 Гражданского Кодекса Российской Федерации закреплены принципы свободы договора (понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским Кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством), категория публичного договора (публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Статьей 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Статьей 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлен прямой запрет использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

По смыслу Закона «О теплоснабжении», лицом обязанным заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения, является единая теплоснабжающая организация, определенная в соответствующей системе теплоснабжения.

Схема теплоснабжения города Красноярска  до 2033 года (утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 28.12.2016 № 1442). Разработчиком указанной схемы теплоснабжения являлось АО «КТТК». Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска письмом от 20.02.2017 № 08/615-гх проинформировал о том, что потребители мкр. Юго-Западный города Красноярска отнесены к системе теплоснабжения с кодом 22, статус единой теплоснабжающей организации в указанной системе теплоснабжения присвоен ООО «КрасКом». Схемой теплоснабжения города Красноярска  до 2033 года предусмотрено переключение котельной ООО «ФармЭнерго» установленной мощностью 118 Гкал/час на тепловой источник ТЭЦ-2 с 2017 года (ОЗП 2017/2018 гг.), сохранение источника тепловой энергии для обеспечения нужд потребителей пара.

Таким образом, Схемой теплоснабжения города Красноярска до 2033 года определено, что лицом, обязанным на заключение публичного договора теплоснабжения с потребителями мкр. Юго-Западный города Красноярска является ООО «КрасКом», фактические действия по подготовке  к отопительному периоду 2016-2017 годов все мероприятия и регламентные работы проводись на условиях, предусматривающих теплоснабжение от теплоисточника ООО «ФармЭнерго», Схемой теплоснабжения города Красноярска до 2033 года предусмотрено переключение котельной ООО «ФармЭнерго» на тепловой источник ТЭЦ-2 с ОЗП 2017/2018 гг.

ООО «СГК» на основании заключенных договоров № УК-12/72 от 27.07.2012, № 2 от 16.09.2009 переданы функции единоличного исполнительного органа АО «КТТК», АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)», ООО «СГК» принадлежит более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции в уставном капитале АО «КТТК», АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)».

Согласно статье 9 Закона «О защите конкуренции» группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам, в том числе: юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или юридическое лицо; хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).

На основании материалов, полученных при рассмотрении настоящего дела, руководствуясь нормами статьи 9 Закона «О защите конкуренции», Комиссией установлено, что АО «КТТК», АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)», ООО «СГК» входят в одну группу лиц. При этом ООО «СГК» фактически осуществляет функции единоличного исполнительного органа АО «КТТК», АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)», в том числе осуществляет текущее руководство деятельностью управляемых обществ, совершает от имени управляемых обществ гражданско-правовые сделки в пределах, установленных уставом.

Номы части 2 статьи 9 Закона «О защите конкуренции» устанавливают, что установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное.

Частью 4 статьи 11 названного закона запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в форме создания другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок. Частью 7 названной статьи установлено, что положения поименованной статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы ответчиков, Комиссия установила, что в связи с заключением соглашений по изменению договорных отношений по оказанию услуг по передаче тепловой энергии, заключенных между АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» и ООО «КрасКом» (со стороны АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» соответствующие соглашения заключались лицом, действующим на основании доверенности, выданной ООО «СГК» - осуществляющим функции единоличного исполнительного органа названных организаций), в связи со сменой теплоснабжающей организации для потребителей микрорайона Юго-Западный города Красноярска по теплоснабжению потребителей (вместо ООО «КрасКом» стороной, обязанной обеспечить теплоснабжение указанных потребителей, стало АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)»), осуществлением действий по введению в эксплуатацию с нарушением установленных требований тепловой сети 2Ду300 на участке от тепловой камеры ТК2625 по ул. 60 лет Октября до тепловой камеры ТК-3 по ул. Свердловской, принадлежащей АО «КТТК», и одновременному закрытию ООО «КрасКом» отсечной арматуры на подающем и обратном трубопроводах тепловой сети от теплоисточника ООО «ФармЭнерго» стало возможным переключение теплоснабжения потребителей микрорайона Юго-Западный на тепловой источник Красноярская ТЭЦ-2 АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)», расторжение ООО «КрасКом» Договора на теплоснабжение № 04-09 от 05.06.2009 – устранение ООО «ФармЭнерго» с рынка поставки тепловой энергии для нужд потребителей микрорайона Юго-Западный города Красноярска в ОЗП 2016/2017гг.

Принимая во внимание изложенное, Комиссия установила, что указанные обстоятельства указывают на наличие в действиях группы лиц в составе: ООО «СГК», АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)», АО «КТТК» и ООО «КрасКом» состава нарушения части 4 статьи 11 Закона «О защите конкуренции».

Согласно части 1 статьи 13 Закона «О защите конкуренции» соглашения и согласованные действия, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 11, статьей 11.1 названного закона могут быть признаны допустимыми, если такими действиями (бездействием), соглашениями и согласованными действиями, сделками, иными действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, а также если их результатом является или может являться:

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

Ввиду того обстоятельства, что действия ООО «КрасКом», группы лиц в составе: ООО «СГК», АО «КТТК», АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» привели к устранению ООО «ФармЭнерго» с рынка поставки тепловой энергии в пределах указанных географических границ в ОЗП 2016/2017гг., обеспечили возможность указанным лицам определять условия обращения товара – тепловой энергии,  поставляемой потребителям, теплопринимающие установки которых расположены в микрорайона Юго-Западный города Красноярска, в том числе определять теплоснабжающую организацию – АО «Енисейская ТГК» в разрез с положениями Схемы теплоснабжения города Красноярска  до 2033 года, в рассматриваемом случае отсутствуют правовые основания для применения норм части 1 статьи 13 Закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать группу лиц в составе: общество с ограниченной ответственностью «Сибирская генерирующая компания» (115054, г. Москва, ул. Дубининская, д. 53, стр. 5, ИНН 7709832989, ОГРН 1097746400091) (далее – ООО «СГК»); акционерное общество «Красноярская теплотранспортная компания» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а, ИНН 2460237933, ОГРН 1122468025723) (далее – АО «КТТК»); акционерное общество «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а, ИНН 1901067718, ОГРН 1051901068020) (далее – АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)») и общество с ограниченной ответственность «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» (660049, г. Красноярск, ул. Парижской Коммуны, 41 ИНН 2466114215, ОГРН 1032402976870) (далее – ООО «КрасКом») нарушившими часть 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в форме заключения между ООО «КрасКом» и АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» Дополнительного соглашения к Договору № 75 от 29.01.2016 оказания услуг по передаче тепловой энергии и поставки тепловой энергии и теплоносителя от 20.09.2016 (в ред. протокола разногласий от 20.09.2016), достижения соглашения по осуществлению действий по введению в эксплуатацию тепловой сети 2Ду300 на участке от тепловой камеры ТК2625 по ул. 60 лет Октября до тепловой камеры ТК-3 по ул. Свердловской, принадлежащей АО «КТТК», и одновременному закрытию ООО «КрасКом» отсечной арматуры на подающем и обратном трубопроводах тепловой сети от теплоисточника ООО «ФармЭнерго» - соглашений, которые привели к устранению ООО «ФармЭнерго» с рынка поставки тепловой энергии для нужд потребителей микрорайона Юго-Западный города Красноярска в ОЗП 2016/2017гг.
  2. Ввиду того обстоятельства, что Схемой теплоснабжения города Красноярска до 2033 года предусматривается переключение потребителей коммунально-бытового сектора от теплоисточника ООО «ФармЭнерго» на обслуживание от ТЭЦ-2 с 2017 года (осенне-зимний период (далее – ОЗП)  2017-2018гг.), Комиссией принято решение предписание по результатам рассмотрения дела № 130-11-16 не выдавать.

 

 

Председатель Комиссии

 

<...>

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

 

<...>

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный сорок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственноств.

Связанные организации

Связанные организации не указаны