Решение и Предписание по делу № 08/3342-17 ( Государственное казенное учреждение «Капитальное строительство»; Региональное общественное движение общественного контроля и инициатив «Я - Севастополец»; Прокуратура города Севастополя)

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
14.09.2017
Управление:
Крымское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер дела:

РЕШЕНИЕ

по делу № 08/3342-17 о нарушении

законодательства об осуществлении закупок

                                                                                                                г. Севастополь

Резолютивная часть решения объявлена 13 сентября 2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме 14 сентября 2017 года.

 

Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление) в составе:

Токарев В.С. – заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии;

Спичак Д.А. –  главный специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя (далее – Отдел) Управления, член Комиссии;

Кицук Н.В.– специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии;        

в присутствии представителя Государственного казенного учреждения «Капитальное строительство»: Хараева Б.В. (по доверенности от 09 января 2017 года),

рассмотрев жалобу от 06 сентября 2017 года исх. № 17/8 Регионального общественного движения общественного контроля и инициатив
«Я – Севастополец» (далее – Заявитель) на действия Государственного
казенного учреждения «Капитальное строительство» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений на выполнение строительно - монтажных работ по объекту: «Строительство кольцевого газопровода высокого давления от ГРС-1, через Балаклаву, Фиолент к бухте Казачья, г. Севастополь», извещение №
0874200000117000022 (далее – Запрос предложений, Закупка), заслушав пояснения представителя Заказчика, рассмотрев представленные сторонами материалы, в соответствии со статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении Запроса предложений, документация о закупке, протоколы заседаний комиссии размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По мнению Заявителя, документация о проведении запроса предложений не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Заявитель считает, что комиссия Заказчика неправомерно признала заявку общества с ограниченной ответственностью «Ямалспецстрой» (далее – ООО «Ямалспецстрой») соответствующей требованиям документации о закупке.

Заказчик с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в возражениях от 08 сентября 2017 года № 3998.

Заслушав пояснения представителя Заказчика в ходе рассмотрения настоящей жалобы и рассмотрев представленные сторонами документы, Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости объявления перерыва в рассмотрении дела № 08/3342-17  до 17 часов 00 минут 13 сентября 2017 года.

После объявленного перерыва Комиссия Управления продолжила рассмотрение дела № 08/3342-17.

Согласно доводу жалобы Заявителя, документация о проведении Запроса предложений не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в запросе предложений. По истечении указанных сроков обжалование соответствующих действий осуществляется только в судебном порядке.

В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений дата окончания срока подачи заявок – 31 августа 2017 года. Вместе с тем, жалоба Заявителя на положения документации о закупке подана в Управление 06 сентября 2017 года.

Согласно протоколу проведения запроса предложений от 31 августа 2017 года, Заявитель не подавал заявку на участие в запросе предложений  и не является участником закупки.

На основании изложенного, в соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе доводы жалобы Заявителя на положения документации о закупке и на действия комиссии Заказчика при  проведении закупки Комиссией не рассматриваются.

В то же время, на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку при получении обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. А также, проводит внеплановую проверку закупки при поступлении информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок

Проведенной внеплановой проверкой установлено следующее.

  1. В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе, документация о проведении запроса предложений, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент».

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В техническом задании документации о Запросе предложений установлено, что работы выполняются согласно локально-сметных расчетов, сводно-сметных расчетов, рабочей документации, проектной документации, которые являются приложением к документации о закупке.

Комиссией Управления установлено, что в сметах указаны товарные знаки без сопровождения словами «или эквивалент», например:

«Сервер Alfa Plus»,

«Жёсткий диск Western Digital WD 4000 FYYZ»,

«Монитор Acer 21.5»,

«IP-видеокамера  Evidence Apix -Bullet/E2 NT 2812».

Также Комиссией установлено, что в документации о Запросе предложений не установлены требования к максимальным и (или) минимальным значениям показателей товаров, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров установленным Заказчиком требованиям.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации о Запросе предложений при описании объекта закупки товарные знаки без сопровождения словами «или эквивалент», нарушают  пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В пункте 15.9. проекта государственного контракта установлено, что при снижении цены в предложенной Подрядчиком заявке на участие в запросе предложений на двадцать пять процентов и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, Подрядчик, с которым заключается Контракт, предоставляет обеспечение исполнения Контракта с учетом положений ст. 37 Закона о контрактной системе в полуторном размере, что составляет 200596338 (двести миллионов пятьсот девяносто шесть тысяч триста тридцать восемь) рублей 50 копеек.

Требования статьи 37 Закона о контрактной системе распространяются только на закупки путем проведения аукциона или конкурса.

Таким образом, Заказчиком установлено требование к размеру обеспечения исполнения контракта не предусмотренное Законом о контрактной системе.

Действия Заказчика, установившего в документации о Запросе предложений ненадлежащее требование к размеру обеспечения исполнения контракта, нарушают  часть 1 статьи 37 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Частью 2 статьи 83 Закона о контрактной системе определен исчерпывающий перечень случаев проведения запроса предложений.

Согласно пункту 8 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случаях признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55 и частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком принято решение о способе определения подрядчика путем проведения Запроса предложений на основании части 19 статьи 83 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что ранее Заказчиком осуществлялась закупка в форме запроса предложений (извещение № 0174200002717000256), которая была признана несостоявшейся.

Следовательно, пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе не предусмотрено проведение запроса предложений в случае, если запрос предложений признан несостоявшимся.

Таким образом, действия Заказчика, принявшего решение о способе определения подрядчика путем проведения Запроса предложений, нарушают часть 5 статьи 24, пункт 8 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. В соответствии с частью 10 статьи 83 Закона о контрактной системе, участники запроса предложений, подавшие заявки, не соответствующие требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений, отстраняются, и их заявки не оцениваются.

Согласно протоколу проведения запроса предложений от 31 августа 2017 года на участие в запросе предложений подана одна заявка от ООО «Ямалспецстрой», которая признана соответствующей требованиям документации о проведении запроса предложений.

Документацией о проведении запроса предложений установлены требования к составу и содержанию заявки в соответствии, с которыми заявка, в том числе,  должна содержать выписку из реестра членов СРО, а так же документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в запросе предложений (платежное поручение (его копия) либо банковская гарантия).

Изучением оригинала заявки ООО «Ямалспецстрой» Комиссией Управления установлено, что участником закупки в составе заявке представлена копия выписки реестра членов СРО, а также цветная копия банковской гарантии.

Комиссия Управления приходит к выводу, что заявка на участие в запросе предложений ООО «Ямалспецстрой» не соответствует требованиям документации о закупке, следовательно, комиссия Заказчика неправомерно признала заявку единственного участника ООО «Ямалспецстрой», соответствующей требованиям документации.

Таким образом, действия комиссии Заказчика, необоснованно допустившей к участию ООО «Ямалспецстрой», нарушают часть 10 статьи 83 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Управления,

Р Е Ш И Л А:

  1. Доводы жалобы Регионального общественного движения общественного контроля и инициатив «Я – Севастополец» (далее – Заявитель) на действия Государственного казенного учреждения «Капитальное строительство» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений на выполнение строительно - монтажных работ по объекту: «Строительство кольцевого газопровода высокого давления от ГРС-1, через Балаклаву, Фиолент к бухте Казачья, г. Севастополь», извещение № 0874200000117000022, оставить без рассмотрения.
  2. В ходе проведения внеплановой проверки, установить в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, части 1 статьи 37, пункта 8 части 2 статьи 83, части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частями  4, 4.1 статьи 7.30, частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  3. Установить в действиях комиссии Заказчика нарушение части 10 статьи 83 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью  6 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  4. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об аннулировании закупки.
  5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Дела об обжаловании решения контрольного органа в сфере закупок подведомственны арбитражному суду.

В рамках досудебного (внесудебного) обжалования могут быть обжалованы действия (бездействие) контрольного органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения контрольных функций в ФАС России, в порядке, предусмотренном Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года № 727/14.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 08/3342-17  о нарушении

законодательства об осуществлении закупок

 

14 сентября 2017 года                                                                           г. Севастополь

 

 

 

Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление)

руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года  № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании своего решения от 13 сентября 2017 года по делу № 08/3342-17    по жалобе Регионального общественного движения общественного контроля и инициатив «Я – Севастополец» (далее – Заявитель) на действия Государственного казенного учреждения «Капитальное строительство» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений на выполнение строительно - монтажных работ по объекту: «Строительство кольцевого газопровода высокого давления от ГРС-1, через Балаклаву, Фиолент к бухте Казачья, г. Севастополь», извещение № 0874200000117000022 (далее  – Запрос предложений),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Государственному казенному учреждению «Капитальное строительство»:
    1. аннулировать процедуру определения поставщика (исполнителя, подрядчика) путем проведения запроса предложений выполнение строительно - монтажных работ по объекту: «Строительство кольцевого газопровода высокого давления от ГРС-1, через Балаклаву, Фиолент к бухте Казачья, г. Севастополь», извещение № 0874200000117000022.
    2. в срок до 20 сентября 2017 года представить в адрес Управления документальное подтверждение исполнения пункта 1.1 настоящего предписания.

 

Предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Примечание: в соответствии с частью 25 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае поступления информации о неисполнении выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предписания, контрольный орган в сфере закупок вправе применить к не исполнившему такого предписания лицу меры ответственности в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195–ФЗ (далее – КоАП РФ), невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 статьи 19.5 КоАП, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.