Решение б/н Решение по делу № 08/3577-17 (Государственное бюджетное обра... от 16 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 08/3577-17 о нарушении

законодательства об осуществлении закупок

                                                                                                                г. Севастополь

Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме 29 сентября 2017 года.

 

Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление)

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Конструкторское бюро - 82» (далее – ООО «КБ-82», Заявитель) от 19 сентября 2017 года № 135 на действия Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Севастополя «Детский оздоровительный центр «Ласпи» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на выполнение капитального ремонта сцены дельфинария на территории ГБОУ ДО г. Севастополя ДОЦ «Ласпи», извещение № 0374200020917000015 (далее – Конкурс), рассмотрев представленные сторонами материалы, в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении Конкурса, конкурсная документация, протоколы заседаний конкурсной комиссии размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком установлен размер обеспечения заявки на участие в конкурсе в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта, что нарушает часть 14 статьи 44 Закона о контрактной системе.

2. Установленный Заказчиком срок выполнения работ «в течение 15 календарных дней с даты заключения Договора» приводит к ограничению количества участников закупки.

3. В пункте 2.2.4 Приложения к разделу 1.9 части I документации о закупке Оценка по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» и в пункте 2.2.5 Приложения к разделу 1.9 части I документации установлены противоречивые требования, которые вводят участников открытого конкурса в заблуждение при подготовке заявок на участие.

4. В пункте 3.3 Приложения к разделу 1.9 части I документации по показателю «Качество выполняемых работ» Заказчиком установлена шкала оценки, в соответствии с которой максимальный балл можно получить, представив пояснительную записку с высокой степенью детализации проработки подхода к выполнению работ. При этом не указано, каким образом Заказчик будет оценивать «степень детализации проработки подхода к выполнению работ».

5. В Форме №1 конкурсной документации в пункте 11 описи документов указано на необходимость предоставления копии свидетельства о допуске к определенным видам работ, выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования.

Заказчик с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в представленных возражениях на жалобу ООО «КБ-82».

Изучением конкурсной документации, Комиссией Управления установлено следующее.

1. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия).

В пункте 30 Конкурсной документации установлен размер обеспечения заявки на участие в Конкурсе: 136 833,33 руб., что составляет 5% от начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с часть 14 статьи 44 Закона о контрактной системе, размер обеспечения заявки должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, один процент начальной (максимальной) цены контракта.

Из указанной нормы закона следует, что установление обеспечения заявки в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, если цена не превышает три миллиона рублей, обязательно только при проведении аукционов.

В данном случае, Заказчик проводит открытый конкурс, в связи с чем, установление обеспечения заявки в размере 5% начальной (максимальной) цены контракта не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

Довод Заявителя не обоснован.

2. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В соответствии с пунктом 10 аукционной документации, «окончание работ в течение 15 календарных дней с даты заключения Договора».

Пунктом 29 Постановления Правительства Российской Федерации от 05 марта 2007 года № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» установлено, что срок прохождения государственной экспертизы не может превышать 45 дней.

При этом, указанным Постановлением не установлен минимальный срок прохождения такой экспертизы, таким образом, установленный Заказчиком срок выполнения работ не может быть ниже, установленного Постановлением № 145.

Кроме этого, согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 21 сентября 2017 года, на участие в Конкурсе было подано 3 заявки, что свидетельствует о том, что как минимум три хозяйствующих субъекта, осуществляющих свою деятельность в сфере разработки проектно-сметной документации, посчитали установленный Заказчиком срок выполнения работ достаточным.

Учитывая изложенное, фактов, подтверждающих, что установленный Заказчиком срок выполнения работ приводит к ограничению конкуренции со стороны участников и нарушает часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, Комиссией Управления не установлено.

Довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В пункте 2.2.4 Приложения к разделу 1.9 части I Конкурсной документации Заказчиком установлено, что «…для оценки по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» участник закупки в составе своей заявки представляет на каждый Договор (договор), указанный в Таблице 1 по форме 4 части II документации о закупке, следующий комплект (пакет) документов, заверенный подписью и печатью участника закупки (при наличии печати):

- копию Договора (договора) на выполнение проектных работ для строительства, реконструкции, капитального ремонта сопоставимого характера и объема с приложением технического задания на выполнение проектных работ (задания на проектирование).

Внимание!!!: Техническое задание (задание на проектирование) должно быть в обязательном порядке приложено к Договору (договору) для определения аналогичности и сопоставимости работ работам, являющимся предметом Договора, на заключение которого про-водится настоящий открытый конкурс. Не представление Технического задания (задания на проектирования) будет являться основанием для не принятия Договора (договора) к оценке;

- копию акта приёмки выполненных работ, при этом необходимо учитывать, что да-той исполнения Договора (договора) признается дата подписания соответствующего (итогового) акта выполненных работ;

- копию положительного заключения государственной (негосударственной) экспертизы проектной документации  в отношении представляемого Договора (договора) (при наличии и на усмотрение участника закупки);

- копию положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, в отношении представляемого Договора (договора) в случае, если проведение проверки достоверности определения сметной стоимости в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 427 является обязательным (при наличии и на усмотрение участника закупки);

- иные подтверждающие документы по представляемым Договорам (договорам), (при наличии и на усмотрение участника закупки)».

В пункте 2.2.5 Приложения к разделу 1.9 части I Конкурсной документации установлена следующая шкала предельных величин показателей оценки, устанавливающая порядок их определения, интервалы их изменений по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема»:

«…

Показатели, порядок их определения

Количество баллов

За наличие опыта выполнения работ по 1 (одному) Договору (договору) сопоставимого характера и объема:

При отсутствии информации по данному показателю и (или) при отсутствии подтверждающих сведения документов, заверенных подписью и печатью участника закупки (при наличии печати)

0 баллов

При отсутствии положительного заключения государственной (негосударственной) экспертизы проектной документации)

5 баллов

 

Если есть положительное заключение государственной (негосударственной)  экспертизы проектной документации и (или) положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства

10 баллов

По каждому последующему Договору (договору) до 10-го, сопоставимого характера и объема принимаемого к оценке может быть присвоено в аналогичном порядке максимально 10 баллов

В любом случае, предложению участника по данному показателю может быть присвоено не более 100 баллов в совокупности за 10 Договоров (договоров)

…».

Таким образом, при оценке договора, в случае, если участник закупки представляет в составе заявки положительное заключение экспертизы, он может получить максимальное количество баллов.

Вместе с тем, представление положительного заключения экспертизы не является обязательным, влияет только на результаты оценки заявки, а отсутствие такого заключения не повлечет за собой отклонение заявки участника.

Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что установление подобного порядка оценки не противоречит Закону о контрактной системе, что свидетельствует о необоснованности довода Заявителя.

4. В пункте 3.3 Приложения к разделу 1.9 части I Конкурсной документации Заказчиком установлен порядок оценки заявок по показателю «Качество выполняемых работ», согласно которому:

«…

Показатели, порядок определения

Количество баллов

Для целей оценки участником закупки в составе заявки в качестве приложения к форме 3 «Предложение в отношении объекта закупки» представляется Пояснительная записка, которая должна содержать предложения участника открытого конкурса на соответствие:

- содержания предложения участника закупки объекту закупки;

- требованиям, предъявляемые к объекту закупки Техническим заданием;

- полноте, обоснованности, достоверности представленной информации.

При отсутствии информации по данному показателю, несоответствия информации Пояснительной записки (полного или частичного) требованиям и содержанию  Технического задания, либо если Пояснительная записка дословно повторяет по содержанию установленные Техническим заданием требования  

0 баллов

В случае если Пояснительная записка  дополняет содержание основных требований, установленных Техническим заданием,  имеет низкую  степень детализации проработки подхода к выполнению работ и содержит:

 - краткое описание методологии и технологии выполнения работ;

- краткое описание предложений по основным технико-экономическим показателям  объекта проектирования;

- краткое описание предложения по выполнению и оформлению текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации;

-краткое описание предложения по проектированию ремонта ограждения

25 баллов

В случае если Пояснительная записка  дополняет содержание основных требований, установленных Техническим заданием,  имеет среднюю  степень детализации проработки подхода к выполнению работ и содержит:

 -  предложение по оптимизации сроков выполнения проектно-изыскательских работ без обоснования;

- описание методологии и технологии выполнения работ;

- предложения по основным технико-экономическим показателям  объекта проектирования;

- предложения по выполнению и оформлению текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации;

-предложения по проектированию ремонта ограждения

50 баллов

В случае если Пояснительная записка  дополняет содержание основных требований, установленных Техническим заданием, имеет среднюю степень детализации проработки подхода к выполнению работ и содержит:

 -  предложение по оптимизации сроков выполнения проектно-изыскательских работ и их обоснованность;

- описание методологии и технологии выполнения работ;

- предложения по основным технико-экономическим показателям  объекта проектирования;

- предложения по выполнению и оформлению текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации;

- предложения по компоновке здания с экспликацией помещений и т.д.;

- демонстрационные материалы (эскиз) объекта проектирования

75 баллов

В случае если Пояснительная записка  дополняет содержание основных требований, установленных Техническим заданием, имеет высокую степень детализации проработки подхода к выполнению работ и содержит:

 -  предложение по оптимизации сроков выполнения проектно-изыскательских работ и их обоснованность;

- подробное описание методологии и технологии выполнения работ;

- предложения по основным технико-экономическим показателям  объекта проектирования;

- предложения по выполнению и оформлению текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации;

- предложения по проектированию  внутренних систем инженерно-технического обеспечения объекта проектирования;

- предложения по компоновке здания,  с экспликацией помещений и т.д.;

- демонстрационные материалы (эскиз) объекта проектирования;

- предложения  по организации строительства  объекта и срокам его реализации.

- предложения по объемам финансирования строительства объекта проектирования.

100 баллов

…».

При этом Заказчиком не указано, каким образом комиссия Заказчика будет оценивать «низкую, среднюю или высокую степень детализации проработки подхода к выполнению работ», а также каким образом участнику отразить в своей заявки высокую степень детализации для получения максимального балла. Таким образом, конкурсная комиссия должна будет оценить предложение участника на свое усмотрение, что может привести к субъективной оценке заявок на участие в конкурсе.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, а также об обоснованности довода Заявителя.

5. Частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых участниками в составе заявки на участие в Конкурсе.

В соответствии с пунктом «г» части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В пункте 18 Конкурсной документации Заказчиком установлено соответствующее требование к участникам закупки: «… соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки: - участник конкурса должен быть членом саморегулируемой организации (СРО)  в области инженерных изысканий (в области архитектурно-строительного проектирования). Членство в СРО не требуется унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, юрлицам с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ;

- СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

- совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств…».

В связи с этим, согласно пункту 22 Конкурсной документации, заявка на участие в Конкурсе должна содержать «…документы (или их копии), подтверждающие соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответ-ствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки: действующую выписку из реестра членов саморегу-лируемой организации (СРО) по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58…».

Вместе с тем, в пункте 11 Формы №1 «Опись документов, представляемых для участия в открытом конкурсе» Конкурсной документации, Заказчик указывает на предоставление следующего документа: «…копию Свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования в порядке, установленном ч.1 и ч.1.1. ст.55.8 Градостроительного кодекса РФ к определённому виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на следующие виды работ:

II. Виды работ по подготовке проектной документации:

13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)…».

Таким образом, согласно описи документов, Заказчик указывает на предоставление в составе заявки документа, не предусмотренного Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что Заказчиком допущено нарушение части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, что подтверждает обоснованность довода Заявителя.

Установленные Комиссией Управления нарушения свидетельствуют о том, что конкурсная документация утверждена Заказчиком с нарушениями требований Закона о контрактной системе, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что допущенные Заказчиком нарушения не привели к ограничению количества участников Конкурса, на участие в Конкурсе подано две заявки от участников, которые были признаны соответствующими требованиями конкурсной документации, а также конкурентная среда не была нарушена.

 Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Управления,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу  ООО «КБ-82» от 19 сентября 2017 года № 135 на действия Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Севастополя «Детский оздоровительный центр «Ласпи» при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на выполнение капитального ремонта сцены дельфинария на территории ГБОУ ДО г. Севастополя ДОЦ «Ласпи», извещение № 0374200020917000015, частично обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 9 части 1 статьи 50, части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении, выявленных нарушений не выдавать, в связи с тем, что допущенное нарушение не привело к ограничению количества участников при осуществлении Закупки.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии в действиях должностных лиц Заказчика признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.

5. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Аукциона, наложенные уведомлением Управления о принятии жалобы к рассмотрению от 21 сентября 2017 года №8/4575с.

            В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Дела об обжаловании решения контрольного органа в сфере закупок подведомственны арбитражному суду.

В рамках досудебного (внесудебного) обжалования могут быть обжалованы действия (бездействие) контрольного органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения контрольных функций в ФАС России, в порядке, предусмотренном Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14.м

Связанные организации

Связанные организации не указаны