Предупреждение б/н Предупреждение от 14 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Индивидуальному предпринимателю

«…»

_______________________________

«…»

 

(с уведомлением о вручении)

 

 

Индивидуальному предпринимателю

«…»

_______________________________

«…»

 

(с уведомлением о вручении)

 

 

копия для сведения:

 

Руководителю

«…»

_________________________________________________

«…»

 

 

(с уведомлением о вручении)

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-05/27-2017

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области (Курским УФАС России) установлено наличие в действиях Индивидуального предпринимателя «…» признаков нарушения п.1 ст.14.2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции»), выразившихся в недобросовестной конкуренции путем введения в заблуждение в отношении потребительских свойств и качества бензина и дизельного топлива.

 

В адрес Курского УФАС России поступило заявление «…» о недобросовестной конкуренции со стороны ИП «…», выразившейся во введении в оборот бензина и дизельного топлива, не соответствующего установленным требованиям к качеству и потребительским свойствам товара.

 

В ходе рассмотрения заявления и дополнительных материалов Курским УФАС России установлено следующее.

 

Требования к бензину автомобильному и дизельному топливу установлены Техническим регламентом Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (далее ТР ТС 013/2011), принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826, в котором определены обязательные требования к бензину и дизельному топливу.

 

Целью принятия данного Технического регламента, исходя из положений п.1.2 ст.1 Регламента, является защита жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности

 

Согласно п.3.2 ст.3 ТР ТС 013/2011 при розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей. На топливно-раздаточном оборудовании размещается и в кассовых чеках отражается информация о марке топлива.

 

Согласно п. 4.1 ст. 4 ТР ТС 013/2011 автомобильный бензин должен соответствовать требованиям, указанным в приложении 2 к ТР ТС 013/2011. Так, в бензине экологического класса 5 массовая доля серы не должна превышать 10 мг/кг.

 

Согласно п. 4.4 ст.4 ТР ТС 013/2011 дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в приложении 3 к ТР ТС 013/2011. Так, в дизельном топливе экологического класса 5 массовая доля серы не должна превышать 10 мг/кг.

 

Согласно протоколам испытаний «…», составленным независимым аккредитованным испытательным центром «…», бензин автомобильный и дизельное топливо, приобретенные в ходе внеплановой проверки, проведенной в период с 24.04.2017г. по 19.05.2017г. территориальным отделом (инспекцией) по Курской области «…» на автозаправочных комплексах ИП «…»«…», расположенных на территории Курской области, не соответствует ТР ТС 013/2011 по показателю массовая доля серы (показатель превышен).

 

Согласно протоколам испытаний «…», составленных Испытательной лабораторией нефтепродуктов ООО «…», бензин автомобильный и дизельное топливо, приобретенные 18.03.2017 г., на автозаправочных комплексах ИП «…» расположенных на территории Курской области, не соответствует ГОСТу 32511-2013, ГОСТу 32513-2013 ТР ТС 013/2011 по показателям цетановое число и массовая доля серы.

 

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно ч.1 ст.10 Гражданского Кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции»:

- конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

- товар - объект гражданских прав, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

- недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;

- хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В силу ч. 1 ст. 5 ГК РФ обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Справедливость - распространение на экономические отношения принципов морали, чести, права, закона, соблюдения общечеловеческих ценностей (Современный экономический словарь).

Добропорядочный - приличный, достойный одобрения, порядочный - честный, соответствующий принятым правилам поведения (Толковый словарь Ожегова).

Добросовестность, разумность и справедливость - общий принцип, помогающий установить пределы осуществления субъектами принадлежащих им гражданских прав, а также восполнить пробелы в законодательстве. Введен в гражданское законодательство РФ в 1995 г. с принятием ГК РФ. Содержание принципа конкретизируется в ходе применения норм гражданского права судебными органами. Позволяет определить содержание прав и обязанностей сторон обязательства в отсутствие прямой регламентации отношений законом, соглашением сторон, обычаями делового оборота при невозможности использовать закон и право по аналогии (Большой юридический словарь).

 

Согласно ч. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При этом, в силу прямого указания нормы п. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции», для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно одной лишь возможности наступления перечисленных в законе последствий и доказательств реального ущерба не требуется.

 

Согласно ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров

 

Пунктом 1 статьи 14.2 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение, в том числе в отношении качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей.

 

ИП «…» осуществляет предпринимательскую деятельность по розничной реализации бензина и дизельного топлива. На территории Курской области розничную реализацию бензина и дизельного топлива осуществляют более 30 хозяйствующих субъектов, в том числе «…»,«…»,«…», «…»,«…»,«…»,«…»,«…» и др.

 

ИП «…» и хозяйствующие субъекты, осуществляющие реализацию бензина и дизельного топлива (ОКВЭД 46.71 – торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами), являются конкурентами.

 

  • период с 18.03.2017 г. по 19.05.2017 г. ИП «…» была реализована продукция (бензин и дизельное топливо), не соответствующая ТР ТС 013/2011, ГОСТу 32511-2013 и ГОСТу 32513-2013, что подтверждается протоколами лабораторных испытаний испытательной лаборатории нефтепродуктов ООО «…» и протоколами лабораторных испытаний независимого аккредитованного испытательного центра «…».

 

Реализация ИП «…» бензина и дизельного топлива, не соответствующих установленным стандартам, вводят в заблуждение потребителей продукции относительно потребительских свойств товара и его качества, поскольку при выборе такого продукта, как бензин и дизельное топливо К5, потребители ориентируются на наименование товара, его состав, экологический класс и т.д. Экологический класс бензина и дизельного топлива указан на чеках на товар, введенный в гражданский оборот ИП «…», но не соответствует ему фактически.

 

Данные действия нарушают нормы санитарного законодательства (ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), а также законодательства в сфере производства, реализации бензина и дизельного топлива (ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту»), ст. 10 Закона РФ от 07.09.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» и противоречат обычаям делового оборота, требования справедливости и допропорядочности.

 

Указывая на АЗК, чеках не соответствующую действительности информацию о качестве и потребительских свойствах продукции, ИП «…» получает необоснованные конкурентные преимущества в предпринимательской деятельности перед другими хозяйствующими субъектами, действующими на том же товарном рынке. ИП «…» отвлекает потенциальных и фактических покупателей от продукции добросовестных субъектов предпринимательской деятельности тем, что не предоставляет достоверную информацию в отношении своего товара. Тем самым у потребителей формируется представление о том, что бензин и дизельное топливо, реализуемые ИП «…», соответствует требованиям нормативных документов. При этом затраты ИП «…» на реализуемые объемы товара, не соответствующего требованиям и ГОСТ, ниже, чем у добросовестных хозяйствующих субъектов. Конкуренты ИП «…» лишаются возможности эффективно реализовывать свой товар, что, в свою очередь, сказывается на размере их прибыли.

 

Реализация ИП «…» бензина и дизельного топлива, состав, потребительские свойства и качество которых не соответствуют ТР ТС 013/2011 и ГОСТу 32513-2013, вводит потребителей в заблуждение в отношении качества, потребительских свойств товара, направлены на получение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности ИП «…», противоречат требованиям: санитарного законодательства (ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также ТР ТС 013/2011, ст. 10 Закона РФ от 07.09.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», требованиям добропорядочности, справедливости, обычаям делового оборота, могут причинить убытки добросовестным конкурентам в виде упущенной выгоды.

 

Таким образом, Курским УФАС России установлены в действиях ИП «…» все признаки недобросовестной конкуренции в форме введения в заблуждение, запрещенной п.1 ст.14.2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения статьи 14.2 ФЗ «О защите конкуренции». При этом возбуждение дела о нарушении ст. 14.2 ФЗ «О защите конкуренции» до выдачи предупреждения не допускается.

В этой связи Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

 

ИП «…» о необходимости прекращения нарушения пункта 1 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем прекращения реализации бензина и дизельного топлива, не соответствующего Техническому регламенту Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», Межгосударственному стандарту. Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия (ГОСТу 32513-2013), Межгосударственному стандарту. Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия (ГОСТу 32511-2013).

 

Срок выполнения настоящего предупреждения – 10 дней со дня получения ИП «…» настоящего предупреждения.

 

В соответствии с ч. 6 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» копии документов, подтверждающих выполнение предупреждения, в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, должны быть представлены в Курское УФАС России.

Отсутствие в Курском УФАС России документов, подтверждающих исполнение предупреждения в установленный срок, будет считаться неисполнением такого предупреждения.

Согласно ч. 7 и ч. 8 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

 

 

Руководитель Курского УФАС России,

государственный советник РФ 2 класса «…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны