Решение б/н решение по делу № 03-24/15-2017 от 22 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о нарушении антимонопольного законодательства

по делу № 03-24/15-2017

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 ноября 2017 года

В полном объеме решение изготовлено 24 ноября 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

заместитель руководителя – начальник отдела, председатель Комиссии;

Члены Комиссии:

главный специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;

ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,

рассмотрев дело № 03-24/15-2017 в отношении МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившимся в нарушении сроков допуска приборов учета холодного водоснабжения в эксплуатацию,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Марийским УФАС России в отношении МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы возбуждено дело № 03-24/15-2017 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в нарушении сроков допуска приборов учета холодного водоснабжения в эксплуатацию.

На заседании Комиссии представитель ответчика нарушение антимонопольного законодательства не признал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях и указал, что приборы учета введены в эксплуатацию своевременно после устранения заинтересованными лицами причин, способствовавших совершению данных действий и предоставлению необходимых документов.

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев материалы дела и выслушав пояснения лица, участвующего в деле, установила следующее.

МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем.

Согласно статье 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ                       «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Холодное водоснабжение и водоотведение согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» являются услугами, оказываемыми субъектами естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 24.06.2013 № 1534 МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» присвоен статус гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа «Город Йошкар-Ола».

МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы оказывает услуги холодного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009                № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно части 2 статьи 13 Закона об энергосбережении расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В силу положений части 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011              № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 данного Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении).

Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют холодное водоснабжение и (или) водоотведение, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» ввод в эксплуатацию средств измерений – это документально оформленная в установленном порядке готовность средств измерений к использованию по назначению.

Согласно пункту 34 постановления Правительства РФ от 04.09.2013                № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» (далее – Правила № 776) допуск смонтированного узла учета к эксплуатации осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.

Из указанных норм права следует, что ввод приборов учета в эксплуатацию возможно осуществить только организацией, оказывающей услуги водоснабжения и водоотведения, а, следовательно, ввод приборов учета в эксплуатацию не образует отдельного товарного рынка и является неразрывной услугой с оказанием услуг водоснабжения и водоотведения. 

Из материалов дела следует, что ООО «Аспасия» обратилось с заявлением на ввод прибора учета, установленного по адресу: ул. К. Либкнехта, д. 102, г. Йошкар-Ола (развлекательно-оздоровительный комплекс), ОАО «Жилище» в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: ул. Матросова, поз. 1А, г. Йошкар-Ола, РМЭ, ООО «Магистр М» в отношении объекта по ул. Мира, д. 27Г, г. Йошкар-Ола, ОАО «Континент» в отношении многоквартирного дома по ул. Фестивальная, поз. 39, г. Йошкар-Ола, ООО «Теплогазстрой» в отношении многоквартирного дома по адресу: ул. Ползунова, д. 48, г. Йошкар-Ола, РМЭ, ООО «Нолидж» в отношении учебного коруса по адресу: ул. Прохорова, д. 28, г. Йошкар-Ола.

Следовательно, заявители обращались за осуществлением ввода приборов учета холодного водоснабжения на объектах, расположенных в муниципальном образовании «Город Йошкар-Ола» на территории которого предприятие является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения.

На основании вышеизложенного, МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы занимает доминирующее положение на товарном рынке водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Комиссией Марийского УФАС России установлено, что ООО «Аспасия» (вх. № 1328 от 16.05.2016), ОАО «Жилище» (вх. № 3413 от 02.11.2016), ООО «Магистр М» (вх. № 4131 от 21.12.2016), ОАО «Континент» (вх. № 2291 от 04.08.2016), ООО «Теплогазстрой» (вх. № 45 от 13.01.2016), ООО «Нолидж» (вх. № 588 от 20.02.2017) обратились в МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» с заявлениями на установку прибора учета холодного водоснабжения.

В силу пункта 34 Правила № 776 допуск прибора учета к эксплуатации осуществляется не позднее 15 рабочих дней.

В материалах дела имеются акты ввода в эксплуатацию приборов учета, составленные позднее 15 рабочих дней, в отношении ООО «Аспасия» осуществлен ввод прибора учета в эксплуатацию 16.06.2016 (акт № 2622) (последний срок: 07.06.2016), ООО «Магистр М» - 25.01.2017 (акт № 44) (последний срок: 18.01.2017), ОАО «Континент» - 12.09.2016 (акт № 1501) (последний срок: 25.08.2016), ООО «Теплогазстрой» - 09.03.2016 (акт № 1002) (последний срок: 03.02.2016), ООО «Нолидж» - 21.03.2017 (акт № 3281) (последний срок: 15.03.2017).

Вместе с тем, на МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы возложены функции надежного обеспечения потребителей услугами по водоснабжению и предприятие при осуществлении своей деятельности не могло не знать последствия несвоевременного ввода в эксплуатацию счетчиков холодной воды. Бездействие предприятия является нарушением антимонопольного законодательства, в виду ущемления интересов потребителей услуг водоснабжения, в части оплаты обоснованных сумм за потребленный ресурс, объем которых возможно зафиксировать только приборами учета, установленными в надлежащем порядке.

Кроме того, собранные в рамках рассмотрения дела доказательства, а также установление конкретных лиц, обратившихся в адрес предприятия с заявлением на ввод приборов учета в эксплуатацию, подтверждают систематическое нарушение ответчиком сроков ввода приборов учета в эксплуатацию.

Следовательно предприятие, злоупотребив своим доминирующим положением, ущемило интересы указанных лиц на своевременный ввод приборов учета холодной воды в эксплуатацию, чем нарушило требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Довод предприятия об отсутствии нарушения и осуществлению своевременных действий по вводу приборов учета в эксплуатацию является несостоятельным по следующим основаниям.

В силу пункта 34 Правил № 776 в заявке должны быть указаны:

  1. реквизиты абонента или транзитной организации (для юридических лиц - полное наименование и основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц и дата ее внесения в реестр, местонахождение, индивидуальный номер налогоплательщика,), контактные данные, включая почтовый адрес и номер телефона лица, направившего заявку;
  2. реквизиты (номер <...> дата заключения) договоров водоснабжения, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, договора по транспортировке холодной воды, договора по транспортировке горячей воды, договора по транспортировке сточных вод или договора подключения к централизованной системе водоснабжения или водоотведения;
  3. предлагаемые дата и время проведения процедуры допуска узла учета и (или) прибора учета к эксплуатации, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня подачи заявки.

Кроме того, согласно пункту 38 Правил № 776 организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, получившая заявку, определяет представителя со своей стороны и при необходимости в течение 3 дней со дня получения заявки определяет иную дату и время проведения процедуры допуска узла учета к эксплуатации, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки и оповещает об этом заявителя.

В материалах заявлений ООО «Аспасия», ООО «Магистр М», ОАО «Континент», ООО «Теплогазстрой», ООО «Нолидж» не определена дата и время проведения процедуры допуска прибора учета к эксплуатации.

Более того, МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы не подтвердило извещение указанных заявителей о дате, времени осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию, а, следовательно, предприятие в 15 рабочих дней не намеревалось осуществить ввод приборов учета в эксплуатацию своевременно.

Также в соответствии с пунктом 35 Правил № 776 к заявке прилагаются:

а) заверенная абонентом или транзитной организацией копия проектной документации на оборудование узла учета;

б) заверенные абонентом или транзитной организацией копии паспортов на приборы учета, входящие в состав узла учета;

в) заверенные абонентом или транзитной организацией копии документов, подтверждающих прохождение последней поверки приборов учета (за исключением новых приборов учета);

г) документы, подтверждающие право лица на подписание заявки и (или) подачу заявки от имени абонента или транзитной организации.

Согласно имеющимся материалам дела (книга учета заявок по принятию водомеров 2017 год) и пояснениям ответчика, представленным на заседании Комиссии, состоявшемся 17.10.2017, следует, что заявки на осуществление ввода прибора учета холодного водоснабжения предприятием применяются как в устной, так и в письменной форме. При представлении заявок, предприятием не проверяется перечень документов, необходимых для представления в рамках направления соответствующей заявки, следовательно, МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы принимает на рассмотрение все заявки на осуществление ввода прибора учета в эксплуатацию.

Так, в материалах дела имеются письменные заявки, по которым приборы учета в эксплуатацию введены в установленные сроки в отсутствии документов, определенных пунктом 35 Правил № 776 (МКУ «Дирекция муниципального заказа» ГО «Город Йошкар-Ола», ИП Хрулев А.А., ООО «Спектр-М», ООО «Казанский посад», ООО «Маркомтел»), поэтому ссылки ответчика на неполноту представленных документов не подтверждаются материалами дела.

Кроме того, предприятием представлен журнал учета устных заявок на введение приборов учета холодной воды в эксплуатацию, из которого следует, что лица при направлении заявки не предоставляют пакет документов, а предприятие только на основании заявки осуществляет ввод приборов учета в эксплуатацию.

Следовательно, МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы имеет возможность осуществить ввод прибора учета в эксплуатацию в отсутствии документов и информации, предусмотренной пунктом 35 Правил № 776, но в отношении рассматриваемых лиц данные мероприятия не были совершены.

Кроме того, предприятие документально не подтвердило уведомление заинтересованных лиц о несоответствии их заявок установленным правилам и о необходимости представления дополнительных документов.

В соответствии с пунктом 39 Правил № 776 при проведении допуска узла учета к эксплуатации подлежит проверке:

а) соответствие заводских номеров на приборах учета, входящих в состав узла учета, номерам, указанным в их паспортах;

б) соответствие узла учета соответствующей проектной и технической документации, в том числе комплектации и схеме монтажа приборов учета узла учета, а также соответствие проектной и технической документации техническим условиям;

в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

г) работоспособность приборов учета, входящих в состав узла учета, и узла учета;

д) работоспособность телеметрических устройств (в случае их наличия в составе узла учета).

Пунктом 40 Правил № 776 установлено, что при выявлении организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в ходе проверки несоответствий сведений, требований и условий сведениям, требованиям и условиям, предусмотренным пунктом 39 данных Правил, узел учета не может быть допущен к эксплуатации.

МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы в письменных пояснениях от 11.09.2017 исх. № 2012 указало, что ООО «Магистр М» и ОАО «Континент» на узлы учета холодной воды не установили систему дистанционной передачи данных. Однако пункт 39 Правил № 776 и нормы действующего законодательства не содержат требований к узлу учета холодной воды, предусматривающих обязательное наличие помимо счетчика холодной воды вторичного измерительного преобразователя расхода холодной воды.

Кроме того, МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы не представлены документальные доказательства, отражающие факт проведения предприятием проверки приборов учета в течении 15 рабочих дней ООО «Аспасия», ОАО «Жилище», ООО «Магистр М», ОАО «Континент», ООО «Теплогазстрой», ООО «Нолидж», на соответствие требованиям и условиям, предусмотренным пунктом 39 Правил № 776, из чего следует, что предприятием данные действия не производились.

Иных доказательств, отражающих осуществление ввода приборов учета холодного водоснабжения в отношении иных лиц в сроки, предусмотренные пунктом 34 Правил № 776, МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы не представило.

Таким образом, МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы допустило бездействие по вводу приборов учета в эксплуатацию в срок, установленный действующим законодательством, в рамках рассмотрения заявок ООО «Аспасия» (вх. № 1328 от 16.05.2016), ООО «Магистр М» (вх. № 4131 от 21.12.2016), ОАО «Континент» (вх. № 2291 от 04.08.2016), ООО «Теплогазстрой» (вх. № 45 от 13.01.2016), ООО «Нолидж» (вх. № 588 от 20.02.2017).

В рассматриваемом случае МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы злоупотребило своим доминирующим положением и нарушило сроки допуска приборов учета холодного водоснабжения в эксплуатацию, что привело к нарушению требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Данные действия затрагивают права и интересы хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьями 23 и 50 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган по результатам рассмотрения материалов дела, если нарушение антимонопольного законодательства со стороны ответчиков продолжается вправе выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

На момент рассмотрения дела МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы приборы учета холодного водоснабжения в отношении заинтересованных лиц введены в эксплуатацию. Следовательно, основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в настоящее время отсутствуют.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать в действиях муниципального унитарного предприятия «Водоканал» г. Йошкар-Олы» Муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (ул. Дружбы, д. 2, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424039, ИНН 1215020390, ОГРН 1021200764331) факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в нарушении сроков допуска приборов учета холодного водоснабжения в эксплуатацию.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                        

 

Члены Комиссии                                                                                 

 

                        

Связанные организации

Связанные организации не указаны