Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-29/11-2018 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОР... от 9 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-29/11-2018

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«10» апреля 2018 года                                                                               г. Йошкар-Ола

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) поступило заявление вх. № 4-П от 10.01.2018 по факту установления необоснованных тарифов на сбор и утилизацию мусора в частном секторе «Шелангерского сельского поселения» Звениговского района Республики Марий Эл.

При рассмотрении поступивших материалов Марийским УФАС России в действиях администрации муниципального образования «Шелангерское сельское поселение» установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в виду следующего.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от­ходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями статей 3, 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами. Согласно частям 1, 2 статьи 13 указанного федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образования осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одним из вопросов местного значения, решаемым поселением в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования «Шелангерское сельское поселение», утверждённого решением Собрания депутатов муниципального образования «Шелангерское сельское поселение» от 26 декабря 2005 года № 13, к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Таким образом, администрация поселка является исполнительным органом местного самоуправления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами в пределах муниципального образования.

В соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции запрещены ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг. Так, исходя с положений пунктов 1-10 части 1 статьи 15 могут быть квалифицированы как нарушающие антимонопольное законодательство акты и (или) действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных Законом о защите конкуренции, создание дискриминационных условий, установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.

Таким образом, обязательным признаком для квалификации действий органа государственной власти субъекта Российской Федерации по статье 15 Закона о защите конкуренции является наличие (возможность наступления) недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

Закрепленные приведенной нормой запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

Пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Из поступивших материалов следует, что постановлением администрации муниципального образования «Шелангерское сельское поселение» от 08.06.2017 № 52 «О выборе организации для заключения публичного договора на оказание услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Шелангерское сельское поселение» общество с ограниченной ответственностью «Пятерочка» определено в качестве организации, оказывающей услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования.

В соответствии с указанным постановлением администрацией утвержден текст публичного договора с ООО «Пятерочка», перечень мест сбора и график вывоза твердых коммунальных отходов, а также согласованы тарифы на оказание таких услуг.

Однако перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по вывозу твердых бытовых отходов, не может быть ограничен только одним юридическим лицом.

Таким образом, при рассмотрении материалов заявления установлено, что администрацией муниципального образования «Шелангерское сельское поселение» не проведены конкурентные процедуры по отбору организации, предоставляющей услуги по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования, самостоятельно определена единственная организация - ООО «Пятерочка», осуществляющую вывоз твердых коммунальных отходов с территории муниципального образования.

Администрация ограничила доступ хозяйствующих субъектов на товарный рынок по вывозу твердых бытовых отходов с территории муниципального образования путем принятия муниципальных актов и решений.

В силу части 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами субъектов Российской Федерации.

Рассматриваемое постановление администрации поселка, на основании которого только ООО «Пятерочка» предоставлено право сбора и вывоза твердых коммунальных отходов с территории муниципального образования «Шелангерское сельское поселение» привело/может привести к тому, что иные хозяйствующие субъекты лишены возможности без соответствующих материальных и временных затрат осуществлять деятельность по вывозу отходов, в том объеме и порядке, который предоставлен ООО «Пятерочка».

Также факт ограничения доступа на товарный рынок подтверждается длительным отсутствием иных хозяйствующих субъектов, на товарном рынке по вывозу твердых бытовых отходов с территории данного муниципального образования без исследования возможностей у других юридических лиц.

Администрация муниципального образования «Шелангерское сельское поселение» не исследовала состав хозяйствующих субъектов, имеющих возможность оказывать услуги по вывозу твердых бытовых отходов с территории поселения, не проводила конкурентные публичные процедуры по отбору хозяйствующих субъектов, а, напротив, своими действиями определила единственную организацию - ООО «Пятерочка» для сбора и вывоза твердых коммунальных отходов.

На основании изложенного, действия администрации муниципального образования привели к ограничению гражданских прав потенциальных участников товарного рынка по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов с территории Шелангерского сельского поселения, устранению конкуренции в указанной сфере товарного рынка.

На основании изложенного, Марийским УФАС России в действиях администрации муниципального образования «Шелангерское сельское поселение» содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий по ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов с территории муниципального образования «Шелангерское сельское поселение», а также выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 и частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл предупреждает о необходимости прекращения указанных действий путем совершения действий, направленных на обеспечение доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории муниципального образования «Шелангерское сельское поселение» Республики Марий Эл, а также выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории муниципального образования в тридцатидневный срок с момента получения предупреждения.

Администрация муниципального образования «Шелангерское сельское поселение» Республики Марий Эл обязана сообщить о выполнении предупреждения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, в том числе представить документы, свидетельствующие о выполнении предупреждения.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

 

Руководитель                                                                    

Связанные организации

Связанные организации не указаны