Решение №492 решение от 10 августа 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
П
рассмотрев дело № 374 по признакам нарушения ООО «Электросбытовая компания «Ватт - Электросбыт» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в несоблюдении требований пунктов 32, 39 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения) при рассмотрении поступившей заявки ИП .... от 07.05.2018 года №31 на заключение договора поставки электроэнергии по адресу: РМ, г. Саранск, ул. Кирова, 66,
в присутствии: представителя ответчика - ООО «Электросбытовая компания «Ватт-Электросбыт» – ... (доверенность от 20.02.2018 г. б/н),
заявитель ИП ... надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела №374 на заседание Комиссии не явилась, представителя не направила,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступило заявление ИП ... (вх. от 05.06.2018 года №2298) на бездействия ООО «Электросбытовая компания «Ватт-Электросбыт» при рассмотрении поступившей заявки ИП .... от 07.05.2018 года №31 на заключение договора поставки электроэнергии по адресу: РМ, г. Саранск, ул. Кирова, 66.
На основании приказа Мордовского УФАС России №97-од от 05.07.2018 г. было возбуждено дело №374 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Мордовским УФАС России установлено следующее.
ИП .... письмом от 07.05.2018 года №31 направила в ООО «Электросбытовая компания «Ватт-Электросбыт» заявку на заключение договора поставки электроэнергии по адресу: РМ, г. Саранск, ул. Кирова, 66. Данное письмо было получено обществом 07.05.2018 года вх. №4-789.
Согласно информации, представленной от ООО «Электросбытовая компания «Ватт-Электросбыт» по результатам рассмотрения письма ИП .... от 07.05.2018 года №31 обществом в адрес заявителя 06.06.2018 года направлен ответ от 17.05.2018 года №2651-07, который получен ИП .... 09.06.2018 года.
В соответствии с пояснениями ООО «Электросбытовая компания «Ватт-Электросбыт» вх. от 19.07.2018 года №3025 нарушение сроков ответа адресату было связано с большой загруженностью работника канцелярии общества, ответственного за отправку почтовой корреспонденции, а также мероприятиями, связанными с реорганизацией ООО «Электросбытовая компания «Ватт-Электросбыт».
Главой 3 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения) установлены правила заключения договоров между потребителями (покупателями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие существенные условия таких договоров, а также условия договоров, заключаемых потребителями (покупателями) с энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями, производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках
Согласно пункту 29 Основных положений договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным.
Согласно пункту 32 Основных положений гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем) при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства и отсутствия при этом в отношении указанных энергопринимающих устройств заключенного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правилами, указанными в абзаце втором настоящего пункта, или вследствие нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
Об отказе от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с указанием причин такого отказа гарантирующий поставщик в письменной форме обязан уведомить обратившегося к нему потребителя (покупателя) в течение 5 рабочих дней со дня его обращения к гарантирующему поставщику для заключения договора, а в случае подачи заявления о заключении договора через сетевую организацию - соответствующую сетевую организацию в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления о заключении договора в адрес гарантирующего поставщика.
В соответствии с пунктом 39 Основных положений в течение 30 дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и документов, прилагаемых к заявлению о заключении соответствующего договора согласно настоящему документу, если при этом заявителем не представлен проект договора, указанный в абзаце втором пункта 34 и абзаце втором пункта 35 настоящего документа, гарантирующий поставщик, в случае если отсутствуют указанные в пункте 32 настоящего документа основания для отказа от заключения договора, направляет (передает) заявителю подписанный со своей стороны проект договора по форме, которая размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 настоящего документа.
Если заявителем вместе с заявлением о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и документами, указанными в настоящем документе, представлен подписанный заявителем проект договора, размещенный (опубликованный) гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 настоящего документа, то гарантирующий поставщик, если отсутствуют указанные в пункте 32 настоящего документа основания для отказа от заключения договора, в течение 30 дней со дня получения заявления подписывает и передает заявителю один экземпляр представленного заявителем договора.
При отсутствии в представленных заявителем документах обязательных сведений, определенных в настоящем документе, или при непредставлении заявителем документов, указанных в пунктах 34 и 35 настоящего документа, которые должны быть приложены к заявлению о заключении договора с гарантирующим поставщиком, за исключением документов, которые в случае, предусмотренном в пункте 37 настоящего документа, не подлежат предоставлению, гарантирующий поставщик в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) уведомляет об отсутствующих сведениях или документах заявителя и в течение 30 дней со дня получения от заявителя недостающих сведений или документов обязан рассмотреть заявление о заключении договора в соответствии с настоящим пунктом.
Границы зоны деятельности гарантирующего поставщика Общества с ограниченной ответственностью «Электросбытовая компания «Ватт-Электросбыт» определены постановлением правления Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия от 19 октября 2006 г. №56 «О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков».
Территория обслуживания: г.о. Саранск, поселки Николаевка, Зыково, Пушкино, Добровольный, Пушкарские Выселки, рабочий поселок Ялга, село Монастырское, деревня Полянки, село Новая Чекаевка Лямбирского района, поселок Левженский Рузаевского района, Саранские водозаборные сооружения Лямбирского и Старошайговского районов Республики Мордовия.
ООО «Электросбытовая компания «Ватт-Электросбыт» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) в географических границах Республики Мордовия. Данный факт подтверждается аналитическим отчетом составленным по результатам анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) за 2017 год.
Соответственно на ООО «Электросбытовая компания «Ватт-Электросбыт» распространяются требования антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции» и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»:
- запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции),
- арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц,
- суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Учитывая вышеизложенное, а также руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия:
РЕШИЛА:
- Признать действие ООО «Электросбытовая компания «Ватт - Электросбыт», выразившееся в несоблюдении требований пунктов 32, 39 Основных положений при рассмотрении поступившей заявки ИП ... от 07.05.2018 года №31 на заключение договора поставки электроэнергии по адресу: РМ, г. Саранск, ул. Кирова, 66 нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»
2. Основания для прекращения рассмотрения дела №374 в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.
3. Предписание ООО «Электросбытовая компания «Ватт - Электросбыт» не выдавать в связи с тем, что заявка ИП .... от 07.05.2018 года №31 на заключение договора поставки электроэнергии по адресу: РМ, г. Саранск, ул. Кирова, 66 рассмотрена и обществом направлен ответ в адрес заявителя.