Решение б/н Решение по делу № 08-21/33-13 от 29 июля 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 28 ноября 2013г.
В полном объеме решение изготовлено 12 декабря 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 08-21/33-13 (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Муравьёва С.Е. – заместителя руководителя Управления.
Членов Комиссии:
Стрельникова Д.Ю. – начальника отдела контроля за рекламной деятельностью Управления;
Жуковой Е.А. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за рекламной деятельностью Управления,
рассмотрев дело № 08-21/33-13, возбужденное в отношении Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (адрес: 143000, Московская область, г. Одинцово, ул. Маршала Жукова, д. 28) (далее - Администрация) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в осуществлении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке наружной рекламы Одинцовского муниципального района Московской области, в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом,
УСТАНОВИЛА:
В Московское областное УФАС России поступили обращения ООО «КОРУНА» от 16.05.2013, зарегистрированные за вх. № 4539 от 17.05.2013 и за вх. № 4551 от 20.05.2013 о признаках нарушения администрацией Одинцовского муниципального района Московской области законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно обращению, по результатам проведенных торгов между
ООО «КОРУНА» и Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» заключены договоры от 19.12.2012 № 3ЕЭ-2012-802 и от 11.01.2013 №№ УНИ-2013-5, УНИ-2013-6 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по адресам:
- М-1 «Беларусь», 34 км+700 (право);
- М-1 «Беларусь», 36 км+300 (право);
- М-1 «Беларусь», 36 км+350 (лево).
Из обращения следует, что ООО «КОРУНА» обратилось в Администрацию с заявлениями на выдачу разрешений на установку рекламных конструкций по адресам: М-1 «Беларусь», 34 км+700 (право) (заявление зарегистрировано в Администрации за вх. № 2/13 от 24.01.2013) и М-1 «Беларусь», 36 км+300 (право), М-1 «Беларусь», 36 км+350 (лево) (заявление зарегистрировано в Администрации за вх. № 8/13 от 08.02.2013).
В соответствии с обращением, в ответ на указанные заявления в адрес
ООО «КОРУНА» поступило письмо Администрации от 22.04.2013 исх. № 1-18/73р, в соответствии с которым выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории Одинцовского муниципального района Московской области приостановлена на основании пункта 7 протокольного решения заседания межведомственной группы от 29.03.2013 № 2.
Согласно позиции ООО «КОРУНА», при отказе в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, Администрацией были нарушены требования, установленные Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
В ходе рассмотрения дела заявителем были представлены пояснения, в соответствии с которыми, 28.05.2013 ООО «КОРУНА» Администрацией были выданы разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по указанным адресам.
Из объяснений Администрации следует, что выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Одинцовского муниципального района Московской области была приостановлена во исполнение пункта 7 Протокола заседания межведомственной рабочей группы по вопросам участия организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Московской области, в развитии экономического и налогового потенциала Московской области (далее – межведомственная рабочая группа) от 29.03.2013 № 2 (далее – Протокол).
Согласно объяснениям Правительства Московской области, на заседании межведомственной рабочей группы 29.03.2013 с участием глав некоторых муниципальных районов и городских округов Московской области было принято решение о необходимости проведения инвентаризации всех рекламных конструкций. В пункте 7 Протокола содержится коллегиальная позиция участников совещания о приостановке выдачи разрешений на установку и размещение рекламных конструкций на территории муниципальных образований на период проведения инвентаризации.
Из объяснений Правительства Московской области следует, что пункт 7 Протокола не является поручением, а также он не был включен в План-график совместных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области по получению дополнительных доходов в местные бюджеты от установки и эксплуатации рекламных конструкций (далее - План-график), утвержденный 29.03.2013 руководителем межведомственной рабочей группы.
Согласно позиции Правительства Московской области, положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории, соответственно, муниципального района и городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций, отнесено к вопросам местного значения, соответственно муниципального района и городского округа. В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Согласно позиции Главного управления по информационной политике Московской области, на официальном сайте последнего 08.11.2013 размещено письмо, в соответствии с которым главам муниципальных образований Московской области рекомендовано при выполнении мероприятий, предусмотренных Протоколом и Планом-графиком руководствоваться указанными протокольными рекомендациями и нормами действующего законодательства.
Рассмотрев материалы дела и заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Согласно части 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Между ООО «КОРУНА» и Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» по результатам проведенных аукционов заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в полосе отвода автомобильной дороги Государственной компании «Автодор» (полоса отвода автомобильной дороги М-1 «Беларусь» км 16-км 40) от 19.12.2012
№ 3ЕЭ-2012-802 и от 11.01.2013 №№ УНИ-2013-5, УНИ-2013-6 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по адресам:
- М-1 «Беларусь», 34 км+700 (право);
- М-1 «Беларусь», 36 км+300 (право);
- М-1 «Беларусь», 36 км+350 (лево).
В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 указанной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
ООО «КОРУНА» обратилось в Администрацию с заявлениями на выдачу разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций:
- 24.01.2013 с заявлением на выдачу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: М-1 «Беларусь», 34 км+700 (право);
- 08.02.2013 с заявлениями на выдачу разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по адресам: М-1 «Беларусь», 36 км+300 (право), М-1 «Беларусь», 36 км+350 (лево).
В соответствии с частью 14 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов.
В соответствии с частью 15 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:
1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 указанной статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ);
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов;
5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
6) нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 указанной статьи.
Учитывая изложенное, положениями Федерального закона от 13.03.2006
№ 38-ФЗ «О рекламе» предусмотрено два варианта результата оказания муниципальной услуги по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции: принятие решения в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, по основаниям, установленным пунктами 1 – 6 части 15 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Администрацией в адрес ООО «КОРУНА» 22.04.2013 направлено письмо (исх. № 1-18/73р), в соответствии с которым выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории Одинцовского муниципального района Московской области приостановлена на основании пункта 7 протокольного решения заседания межведомственной группы от 29.03.2013 № 2 до 01.05.2013.
Вместе с тем, возможность приостановления выдачи органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Действия Администрации, а именно приостановление выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, препятствуют осуществлению ООО «КОРУНА» деятельности в сфере распространения наружной рекламы на территории Одинцовского муниципального района Московской области.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Таким образом, Администрацией Одинцовского муниципального района Московской области нарушено требование пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности
ООО «КОРУНА» на рынке наружной рекламы Одинцовского муниципального района Московской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 23, статьей 41, Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пунктами 3.140 – 3.148 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать действия Администрации Одинцовского муниципального района Московской области по приостановлению выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не соответствующими требованиям пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности ООО «КОРУНА» на рынке наружной рекламы Одинцовского муниципального района Московской области.
- В связи с наличием сведений о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства рассмотрение дела в отношении Администрации Одинцовского муниципального района Московской области прекратить.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьёй 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: С.Е. Муравьёв
Члены Комиссии: Д.Ю. Стрельников
Е.А. Жукова