Решение №1-00-1366/77-18 Решение по жалобе ООО "Технология" на действия ФГУП "Охрана"... от 20 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1366/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

06.08.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<..>

в присутствии представителя ФГУП «Охрана» Росгвардии: <..> (доверенность от 10.05.2018 № 426д),

в отсутствие представителей ООО «Технология», ООО «РТС-тендер» (извещены надлежащим образом письмом от 01.08.2018 № НО/36846/18),

рассмотрев жалобу ООО «Технология» (далее — Заявитель, Общество) на действия заказчика — ФГУП «Охрана» Росгвардии (далее также— Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку форменного обмундирования для нужд Управлений по Северо-Западному федеральному округу Центра охраны объектов промышленности (реестровый № 31806667822) (далее — Аукцион),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Аукциона выразилось в неправомерном отклонении заявки Заявителя от участия в Аукционе.

Представитель Заказчика против удовлетворения жалобы возражал, представил испрашиваемые документы по спорной закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной комиссии или Закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на момент опубликования Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной или Закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках). Указанное положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на дату объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС, Официальный сайт) 27.06.2018.

28.06.2018 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона с начальной (максимальной) ценой договора 19 771 225,00 руб.

Датой окончания подачи заявок определено 19.07.2018, датой рассмотрения заявок —20.07.2018, датой проведения итогов—23.07.2018.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2017
№ 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 505-ФЗ):

1) положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона о закупках (в редакции Закона № 505-ФЗ), утверждены и размещены в единой информационной системе не позднее 1 января 2019 года;

2) положения о закупке, которые не соответствуют Закону о закупках
(в редакции Закона № 505-ФЗ), после 1 января 2019 года считаются не размещенными в единой информационной системе;

3) закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в единой информационной системе до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с требованиями Закона о закупках (в редакции Закона № 505-ФЗ), завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках правовым актом, регламентирующим правила закупки, является положение о закупке, принимаемое в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании изложенного, согласно совместному письму Минфина России № 24-04-06/44451 и ФАС России № АД/48543/18 от 27.06.2018, учитывая положения части 3 статьи 4 Закона № 505-ФЗ, предусматривающие возможность приведения положения о закупке в соответствие с требованиями Закона № 223-ФЗ в редакции Закона № 505-ФЗ до 1 января 2019 года, заказчик с 1 июля 2018 года и по 1 января 2019 года вправе осуществлять закупки по правилам, установленным в положении о закупке в редакции, действующей до приведения его в соответствие с Законом № 223-ФЗ в редакции Закона № 505-ФЗ.

Из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 20.07.2018 № 358 следует, что заявка Заявителя (порядковый номер заявки — 1) отклонена от участия по следующему основанию: «Не допущен, заявка не соответствует требованиям в соответствии с подпункта 2 пункта 1.11.1 части 1.11 главы 1 Положения о закупках товаров, работ, услуг ФГУП «Охрана» Росгвардии от 26.03.2018 № 140, а именно: Техническое предложение не соответствует техническому заданию, отсутствует свидетельство о гос.регистрации».

1. По мнению Заявителя, протокол от 20.07.2018 № 359 составлен с нарушениями, так как не содержит информации о причинах отклонения заявки Заявителя.

В соответствии с пунктом 4.5.7 Положения о закупках протокол, составляемых по результатам рассмотрения заявок на участие в аукционе, должен содержать:

1) сведения о месте, дате, времени рассмотрения заявок;

2) фамилии, имена, отчества, должности членов Комиссии;

3) наименование предмета и номер аукциона (лота);

4) перечень всех участников аукциона, заявки которых были рассмотрены,
с указанием их наименования (для юридического лица), фамилии, имени,
отчества (для физического лица), ИНН/КПП/ОГРН (при наличии), места нахождения, почтового адреса, контактного телефона, номеров заявок, присвоенных секретарем Комиссии при их получении;

5) информацию о наличии в заявке предусмотренных настоящим Положением и аукционной документацией сведений и документов, необходимых для допуска к участию;

6) информацию о наличии описи документов, входящих в состав заявки,
о соответствии этой описи содержащимся в заявке документам;

7) информацию о наличии (отсутствии) повреждений прошивки заявки, оттиска печати (при наличии) и других частей заявки, наличии и состоянии подписи участника, а также о том, пронумерована ли заявка;

    1. решение о допуске участника закупки к участию в аукционе или об отказе в допуске, обоснование такого решения с указанием сведений о решении каждого члена Комиссии о допуске или об отказе в допуске.

Комиссией установлено, что протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 20.07.2018 № 358 в нарушение требований подпункта 8 пункта 4.5.7 Положения о закупке, не содержит обоснования решения об отказе в допуске заявки Заявителя к участию в Аукционе.

Комиссия, изучив материалы дела, содержание протокола, заслушав объяснения представителя Заказчика, приходит к выводу о необходимости обязательного доведения до сведения участников закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников. Кроме того, такая информация должна детально раскрывать причины отклонения поданной заявки с указанием на то, каким именно положениям закупочной документации и в какой собственной части эта заявка не соответствует, либо причины начисления того или иного количества баллов поданным заявкам (если оценка и сопоставление таких заявок осуществляются на основании присвоения баллов), а также причины признания той или иной заявки победителем закупочной процедуры с тем, чтобы исключить возможность организаторов торгов в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения, начисления и признания соответственно и предоставить участникам закупки возможность в случае несогласия с таким решением заказчика оспорить его в установленном законом порядке.

Такой правовой подход наиболее полно отвечает целям обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), а также законодательно закрепленным принципам равенства участников гражданских правоотношений (часть 1 статьи 1 ГК РФ) и презумпции добросовестности участников таких правоотношений (часть 5 статьи 10 ГК РФ).

Также Комиссия обращает внимание на то, что отсутствие в указанном протоколе обоснования несоответствия спорной заявки требованиям Аукционной документации, не позволило с достоверностью определить допущенные участником аукциона нарушения, что, в свою очередь, повлекло невозможность достижения в установленный срок результата закупки, а также необходимость восстановления в административном порядке прав участника закупки.

Безосновательное отклонение заявки участника конкурентной процедуры приводит к возникновению у участника Аукциона необходимости подачи в контрольный орган жалобы на действия Заказчика, что, в свою очередь, прерывает нормальный ход осуществления закупок, нарушая также права победителя аукциона и Заказчика в части осуществления поставки товара или оказания услуги в необходимые сроки.

Отсутствие надлежащего обоснования отказа в допуске Заявителю к участию в Аукционе повлекло за собой нарушение прав и охраняемых законом интересов участника размещения заказа применительно к возможности участия в Аукционе, а также создало препятствие для обжалования Заявителем причины отклонения заявки ввиду невозможности установления причин несоответствия заявки требованиям Аукционной документации.

Также подобные действия Заказчика препятствуют участникам Закупки в будущем не допускать формирование предложения в соответствии с требованиями заказчика, и, как следствие, создают искусственные барьеры для формирования заявки.

Кроме того, содержание итогового протокола с расплывчатыми и неполными формулировками позволяет заказчику в дальнейшем манипулировать реальными причинами отклонения тех или иных заявок участников, фактически формируя подобное решение не на стадии рассмотрения заявок, а в последующем.

Так, материалами дела подтверждается, что из шести поданных для участия в аукционе заявок пять были отклонены без раскрытия конкретных причин отклонения.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушения пунктов 1,2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, выразившиеся в отсутствии в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 20.07.2018 № 358 обоснования отклонения заявок.

2. Согласно подпункту 2 пункта 1.9.2 Положения о закупках в документации о закупке обязательно указываются требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 4.3.1 Аукционной документации заявка на участие в Аукционе должна содержать документы, указанные в пункте 16 раздела II «Информационная карта аукциона» (далее — Информационная карта).

В пункте 16 Информационной карты отсутствует требование о предоставлении в составе заявки свидетельства о государственной регистрации для юридических лиц.

Кроме того, пунктом 2 приказа ФНС России от 12.09.2016 № ММВ-7-14/481@ «Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, признании утратившими силу отдельных приказов и отдельных положений приказов Федеральной налоговой службы» с 01.01.2017 признан утратившим силу приказ ФНС России от 9 июня 2014 года N ММВ-7-14/316@ «Об утверждении формы заявления о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, требований к его оформлению, а также формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц на основании такого заявления».

Таким образом, с 01.01.2017 свидетельство о государственной регистрации юридических лиц ФНС России не выдается.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Технология» зарегистрировано в качестве юридического лица с 10.09.2017.

На заседании Комиссии представитель Заказчика подтвердил, что отражение в протоколе от 20.07.2018 № 358 данного основания отклонения является следствием технической ошибки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке

В данном случае действия Заказчика, выразившиеся в отклонении заявки Заявителя от участия в Закупке по основанию, не предусмотренному документацией, не соответствуют требованиям части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Также согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, Комиссия устанавливает в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках и признает данный довод жалобы обоснованным.

Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика представил скриншоты с сайта электронной торговой площадки, подтверждающие дату подписания договора победителем Аукциона 01.08.2018 в 14:38:28, а Заказчиком 01.08.2018 в 15:04:06.

При этом уведомление о принятии жалобы и ее рассмотрению было направлено антимонопольным органом 01.08.2018 в 16:36.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Технология» (ОГРН: 1172651017747; ИНН: 2635229855) на действия ФГУП «Охрана» Росгвардии (ОГРН: 1057747117724; ИНН: 7719555477) при проведении Аукциона обоснованной.

  2. Установить в действиях ФГУП «Охрана» Росгвардии нарушения пунктов 1,2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдавать, так как по результатам Аукциона был заключен договор от 01.08.2018 № 693-АЭ/08-18.

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано только в судебном порядке в течение трех месяцев.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны