Решение б/н Решение по жалобе ООО "Директ-Консалтинг" на действия финанс... от 4 октября 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-1542/77-18 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
06.09.2018 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:
<...>
при участии:
от ООО «Директ-Консалтинг»: директора <...> (на основании решения от 20.04.2016 № б/н),
Финансового управляющего <...> лично,
рассмотрев жалобу ООО «Директ-Консалтинг» (далее — Заявитель, Общество) на действия организатора торгов — Финансового управляющего Смирновой Е.В. (далее — Организатор торгов, Финансовый управляющий) при проведении торгов по продаже имущества должника в форме публичного предложения (сообщение № 2760140 лот № 2) (далее — Торги),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Организатора торгов выразилось в неправомерном отказе в допуске Заявителя к участию в Торгах.
Организатор торгов против удовлетворения жалобы возражал, представил документы по спорным Торгам.
Жалоба принята и рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.
Решением Арбитражного суда Московской области по делу № А41-19571/2016 от 02.06.2016 Хачатрян А.Л. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имуществом. Финансовым управляющим утверждена Смирнова Е.В.
Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.
На официальном сайте электронной торговой площадки ЭТП «Фабрикант.ру» www.fabrikant.ru Организатором торгов опубликовано Извещение о проведении Торгов с начальной ценой лота №2 — 1 030 500 руб.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ, Официальный сайт Торгов) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 1049-р газета «Коммерсантъ» определена в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве.
В соответствии с указанным извещением дата публикации объявления о проведении Торгов в газете «Коммерсантъ» — 16.06.2018, дата публикации объявления о проведении Торгов в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве — 05.06.2018.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 110 Закона о банкротстве, продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном названным законом, путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса.
В соответствии с извещением, размещенным на Официальном сайте Торгов, дата начала предоставление заявок на участие — 20.07.2018, дата окончания предоставления заявок на участие — 30.08.2018. Прием заявок также разделен на конкретные периоды.
Согласно пункту 5.1 Приказа Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве» определение участников торгов осуществляется организатором торгов в соответствии с положениями статьи 110 Закона о несостоятельности (банкротстве).
Из протокола об определении участников этапа в торговой процедуре «Публичное предложение продавца №5060726» от 24.08.2018 № 5 следует, что Заявителю было отказано в допуске к участию в Торгах на основании того, что внесенная сумма задатка не соответствует установленному размеру задатка.
Согласно доводам жалобы 23.08.2018 в 13:26 Заявителем была подана заявка на участие в Торгах.
В извещении о Торгах установлено, что цена публичного предложения на 5 периоде (17.08.2018 00:00 — 23.08.2018 23:40) составляет 206 100,00 руб.
В соответствии с пунктом 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов.
Извещением о Торгах определен размер задатка, составляющий 5% (пять процентов) от начальной цены лота.
В соответствии с платежным поручением от 22.08.2018 № 53 Заявителем был внесен задаток в размере 10 305,00 руб., что составляет 5% от цены продажи имущества на 5 периоде.
В своих письменных возражениях Организатором торгов заявлен довод о том, что Заявитель ошибочно рассчитывает сумму задатка от размера цены публичного предложения на конкретном этапе. По мнению Организатора торгов, размер задатка должен быть рассчитан от начальной цены лота № 2, то есть 5% от 1 030 500,00. Таким образом, сумма задатка, подлежащая уплате, по мнению Организатора торгов, составляет 51 525,00 руб.
Комиссия оценивает довод Организатора торгов как несостоятельный ввиду того, что пунктом 4.2 раздела 4 «Продажа имущества должника посредством публичного предложения» Положения о порядке, цене, условиях и сроках проведения торгов имущества должника — Хачатряна Арсена Леваевича, утвержденного постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2017 по делу № А41-19571/2016, задаток установлен в размере 5% начальной цены продажи данного имущества на соответствующем интервале.
Кроме того, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.07.2016 № 305-ЭС16-3457 по делу А40-11709/2010 (далее — Определение ВС РФ), особенность публичного предложения как формы реализации имущества должника состоит в том, что снижение цены происходит пошагово (поэтапно) до тех пор, пока какое-либо лицо не выразит желание приобрести имущество и не представит организатору торгов надлежаще оформленную заявку, в которой указана цена приобретения, равная цене соответствующего этапа публичного предложения либо превышающая ее.
По смыслу пунктов 8-10 статьи 110 Закона о банкротстве для участия в торгах по продаже имущества должника претендент должен вместе с представлением заявки внести задаток в размере и в сроки, установленные организатором торгов. При этом размер задатка исчисляется от начальной продажной цены предприятия.
Помимо того что задаток в определенной степени обеспечивает исполнение обязательства (статьи 329 и 380 ГК РФ), его функция состоит еще и в том, что риск потерять соответствующую денежную сумму при отказе от заключения договора (пункт 16 статьи 110 Закона о банкротстве) стимулирует к участию в торгах только тех лиц, которые действительно намерены приобретать имущество, выставленное на торги.
При этом законодательное ограничение размера задатка (не более 20% начальной цены продажи имущества – абзац 10 пункта 8 статьи 110 Закона о банкротстве) направлено на предотвращение злоупотребления со стороны организаторов торгов, которое может выражаться в установлении необоснованно высокой суммы задатка и, как следствие, вести к снижению привлекательности продаваемого объекта и закрытию доступа потенциальным покупателям к участию в торгах.
Таким образом, существующий баланс между необходимостью внесения задатка и ограничением его размера создает возможность сформировать наиболее конкурентоспособный состав участников торгов применительно к конкретной цене предложения, что обеспечивает последующее максимально полное и скорейшее удовлетворение требований кредиторов.
Следовательно, для достижения соответствующих целей необходимо, чтобы размер задатка исчислялся исходя из той цены, которая является начальной продажной на конкретном этапе публичного предложения и на основании которой организатором торгов принимаются заявки от потенциальных покупателей.
Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить, что исходя из материалов дела, все подавшие заявки участники Торгов на 5 периоде не были допущены к участию в Торгах в связи с непредставлением задатка в надлежащей сумме. Данное обстоятельство фактически свидетельствует о том, что условия документации торгов о размере задатка не были прозрачными и ясными для неопределенного круга лиц (указанная позиция также изложена в Определении ВС РФ).
Действуя разумно и добросовестно, в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, организатор торгов должен так формулировать содержание сообщения о проведении торгов, чтобы условия таких торгов являлись доступными и понятными неограниченному кругу лиц, что в итоге способствует увеличению количественного состава участников торгов. Между тем указанная обязанность организатором торгов нарушена.
Согласно части 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:
- заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с названным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;
- представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;
- поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.
На основании изложенного, изучив материалы дела, доводы жалобы, возражения Организатора торгов, Комиссия приходит к выводу, что действия Финансового управляющего, выразившиеся в неправомерном отклонении заявки Заявителя от участия в Торгах, нарушают часть 12 статьи 110 Закона о банкротстве.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной.
-
Установить в действиях Организатора торгов нарушение части 12 статьи 110 Закона о банкротстве.
-
Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 1-00-1542/77-18 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
06.09.2018 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:
<...>
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения от 06.09.2018 № 1-00-1542/77-18,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Финансовому управляющему Смирновой Е.В. (далее — Организатор торгов) устранить нарушения, допущенные при проведении торгов по продаже имущества должника в форме публичного предложения (сообщение № 2760140 лот № 2) (далее — Торги), а именно:
-
Организатору торгов отменить протоколы, составленные в ходе проведения Торгов.
-
Организатору торгов внести изменения в сообщение о Торгах в части указания размера задатка и провести процедуру торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с учетом решения Комиссии Московского УФАС России от 06.09.2018 по делу № 1-00-1542/77-18, а также с учетом пункта пункта 4.2 Положения о порядке, цене, условиях и сроках проведения торгов имущества должника Хачатряна А.Л.
-
Организатору торгов назначить новые сроки окончания подачи заявок, сроки рассмотрения заявок и сроки подведения итогов Торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с учетом решения Комиссии Московского УФАС России от 06.09.2018 по делу № 1-00-1542/77-18, а также с учетом пункта пункта 4.3 Положения о порядке, цене, условиях и сроках проведения торгов имущества должника Хачатряна А.Л.
-
Организатору торгов разместить вышеуказанные изменения в источниках, предусмотренных законодательством Российской Федерации о банкротстве.
-
Организатору торгов уведомить участников Торгов о новых датах окончания подачи заявок, новых датах рассмотрения заявок, новых датах подведения итогов Торгов.
-
Электронной торговой площадке ООО «Фабрикант.ру» обеспечить возможность исполнения требований настоящего предписания Организатором торгов.
-
Организатору торгов исполнить настоящее предписание в срок до 26.10.2018.
-
Организатору продажи о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 02.11.2018 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
-
-
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
-