Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 1-00-1617/77-18 о нарушении процедуры торг... от 28 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «СОЛОМЕНЬ»

улица Дубининская, дом 57, строение 1, этаж 2, помещение I, комната 7, офис 37В, г. Москва, 115054

 

АО «Атомэнергоремонт»

проезд Проектируемый 4062-й, дом 6, строение 2, г. Москва 115432

 

АО «Атомкомплект»

улица Большая Полянка, дом 25, строение 1, г. Москва, 119180

 

АО «Центр развития экономики»

улица 3-я Рыбинская, 18, стр. 22,
г. Москва, 107113

 

                                                                                                                                                                                                      РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1617/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

  

21.09.2018

г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

от ООО «СОЛОМЕНЬ» — «…»

от заказчика АО «Атомэнергоремонт» «…»

от организатора торгов АО «Атомкомплект» «…», при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку комплектов сборно-разборных металлоконструкций для нужд АО «Атомэнергоремонт» (реестровый номер закупки  31806880470), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения документации при проведении открытого запроса предложений в электронной форме, реестровый номер закупки 31806880470.

Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 4 - 6 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), обжалуются в порядке, предусмотренном ст. 18.1. Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 ст. 3 Закона о закупках предусмотрены основания, позволяющие участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.

В соответствии с п. 1 ч. 10. ст. 3 Закона о закупках подлежат оспариванию в административном порядке действия заказчика при осуществлении закупки с нарушением требований Закона о закупках. Доводы жалобы об оспаривании положений документации закупки соответствуют основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 10. ст. 3 Закона о закупках, и подлежат рассмотрению антимонопольным органом в административном порядке в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Как следует из материалов дела, 31.08.2018 заказчиком в единой информационной системе размещено извещение о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку комплектов сборно-разборных металлоконструкций для нужд АО «Атомэнергоремонт».

В жалобе общество указывает, что начальная (максимальная) цена договора, установленная заказчиком в извещении о проведении закупки в размере 395 656 321 рублей 23 копеек, сформирована с нарушением требований Закона о закупках. Несоответствие начальной (максимальной) цены договора обосновывается заявителем тем, что заказчик при формировании цены руководствовался коммерческими предложениями, сформированными исходя из срока поставки товара 30 дней. Однако в настоящем случае при опубликовании извещения о проведении названной конкурентной процедуры заказчиком установлен иной срок поставки товара – 60 дней, что, по мнению заявителя, свидетельствует, что начальная (максимальная) цена (далее – НМЦ) торгов сформирована заказчиком на основании некорректных коммерческих предложений, не отвечающим реальным издержкам, которые в будущем должно понести общество на этапе исполнения обязательств по договору.

Комиссия Управления, рассмотрев довод заявителя, приняла решение о признании его необоснованным.

          Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг видами и категориями юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 названного закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 ст. 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила Закупки.

Соответственно, рассматриваемая закупка регламентируется Законом о закупках, Положением о закупках заказчика, а также документацией в совокупности.

На основании решения Совета директоров от 01.02.2013 АО «Атомэнергоремонт» присоединилось к Единому отраслевому стандарту закупок госкорпорации «Росатом» (далее - Положение о закупке).

Положение о закупке размещено в открытом доступе на сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru.

В соответствии с п. 5 ч. 9 ст. 4 Закон о закупках извещение о закупке должно содержать сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), либо формулу цены, устанавливающую правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Методика расчета НМЦ при проведении закупок регламентирована Приложением № 8 Положения о закупках заказчика. В соответствии с п. 5 раздела 1 Главы 3 Приложения № 8 Электронные/адресные запросы в целях определения НМЦ должны содержать подробное описание закупаемой продукции, основные условия исполнения договора, заключаемого по результатам закупки, включая место и срок поставки/выполнения работ/оказания услуг, размер аванса, порядок выплаты, требования к порядку выполнения работ, оказания услуг (этапов работ).

Во исполнение названного требования заказчиком были сформированы запросы, отвечающие требованиям Приложения № 8 Положения о закупках, иное заявителем не оспаривается. Признавая названный довод заявителя необоснованным Комиссия отмечает, что общество в обоснование заявленного довода не представило доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения обязательств по договору, исходя из начальной (максимальной) цены, установленной заказчиком в извещении. В поданной в антимонопольный орган жалобе общество указывает, что расчет НМЦ, допущенный заказчиком с увеличением срока поставки товара, создает преимущественные условия для участников закупки, имеющих на момент проведения торгов или заключения договора требуемое количество товара. Однако в подтверждение названного довода заявителем не представлено никаких доказательств. В свою очередь, Комиссия Управления отмечает, что увеличение срока поставки товара (комплекта сборно-разборных металлоконструкций) при неизменении объема товара, подлежащего поставке, создает более благоприятные условия для исполнения обязательств по договору и вопреки доводам заявителя позволяет контрагенту не задействовать дополнительные производственные мощности в целях минимизации временных затрат на производство товара.

Факт установления в документации срока исполнения обязательство по договору отличного от срока, предусмотренного в коммерческих предложениях, послуживших основанием для установления начальной (максимальной) цены договора, не свидетельствует о несоблюдении заказчиком требований Положения о закупках, поскольку его условия не препятствуют заказчику изменять сроки поставки товара без корректировки начальной (максимальной) цены договора, учитывая, что предметом закупки является поставка товара. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.

В связи с вышеизложенным, Комиссия Управления признает названный довод заявителя необоснованным.

Также в жалобе заявитель указывает на неправомерность требования заказчика о предоставлении участником закупки в составе заявки чертежей предлагаемых к поставке комплектов сборно-разборных металлоконструкций. В обоснование заявленного довода заявитель указывает, что такие чертежи возможно представить в составе заявки участнику закупки в случае, если такие имеются у участника закупки или, если он является производителем товара.

Как установлено Комиссией Управления, п. 2.1.2 документации заказчиком установлены требования к поставляемой продукции, а также к участникам конкурентной процедуры. Так, в соответствии с условиями документации техническое предложение участника запроса предложений должно содержать конкретные технические решения, марки, модели с приложением копий чертежей предлагаемых комплектов сборно-разборных металлоконструкций с указанием поэлементного состава каждого предложенного комплекта сборно-разборных металлоконструкций (наименования элементов металлоконструкций, материала изготовления, количества элементов, а также массы элементов).

Также в документации заказчиком предусмотрено, что поэлементные спецификации и чертежи должны быть оформлены в соответствии с примером, приведенным в Приложении 4 к Техническому заданию (Том 2 «Техническая часть» документации по запросу предложений).

Возможность установления заказчиком требования по предоставлению участником закупки в составе заявки чертежей товара, подлежащего поставке, предусмотрена п. 1.7 раздела 1 Приложения 10 к Положению заказчика о закупках. Вместе с тем такая возможность обусловлена в настоящем деле характером объекта закупки и потребностью заказчика.

В соответствии с Техническим заданием поставке подлежит комплект сборно-разборных металлоконструкций. Также Техническим заданием определено, что продукция будет использоваться заказчиком в качестве сборно-разборных технологических рабочих площадок, потолочных платформ, систем защиты. При этом, комплект сборно-разборных металлоконструкций должен обеспечивать единовременную установку для дальнейшего проведения ремонтных работ персоналом на технологическом оборудовании, в пожароопасной и взрывоопасной среде.

Как пояснил заказчик на заедании Комиссии Управления, требование о предоставлении в составе заявки чертежей обусловлено необходимостью проверки на основании этих документов соответствия продукции техническим требованиям документации на этапе определения поставщика, поскольку заказчик должен убедиться в соответствии габаритных элементов конструкций, комплектующих и характеристик требованиям документации. Таким образом, указанное требование не может быть признано избыточным, поскольку продиктовано потребностью заказчика.

В свою очередь, доводы заявителя о невозможности предоставления чертежей в составе заявки в силу их технической сложности и возможности предоставления таковых в составе заявки только лицом-изготовителем товара не могут быть рассмотрены Комиссией в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в силу административных процессуальных ограничений, но могут быть рассмотрены по признакам несоблюдения заказчиком требований ст. 17 Закона о защите конкуренции в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции с учетом новых доказательств.

Также заявитель в жалобе указывает, что заявленный заказчиком в Техническом задании параметр трубы с диаметром 48,3 мм является избыточным, поскольку диаметр трубы со значением 48 мм также является надлежащим и может удовлетворять потребности заказчика.

Как установлено Комиссией Управления, указанный диаметр трубы указан заказчиком в Техническом задании в соответствии с п. 1.3.2 ГОСТа 27321-87 «Леса стоечные приставные для строительно-монтажных работ. Технические условия», а также ГОСТом 10704 «Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент». Выбор названного диаметра трубы и отсутствие возможности поставить товар с диаметром труб 48 мм обусловлены потребностью заказчика. Как следует из письменных возражений заказчика, требование о поставке товара с диаметром труб 48,3 мм обусловлено тем, что заказчик как головное ремонтное предприятие на настоящий момент имеет определенный запас ранее закупленных комплектов металлоконструкций различных производителей, в которых основные несущие элементы (стойки) имеют диаметр труб 48,3 мм, в связи с чем, поставка комплектов с диаметром труб, отличных от указанных в Техническом задании, приведет к невозможности монтажа с имеющимися комплектами из-за разности диаметров труб основных несущих элементов.

В соответствии с п. 6.1. Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен в описании предмета закупки указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки. В то же время иные положения закона в их совокупности и взаимосвязи не предусматривают ограничений по включению в документацию требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и обязанностей заказчика устанавливать в этой документации вопреки его потребностям такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. Выбор конкретных показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком в силу необходимости удовлетворения его потребности.

Указание заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

В связи с чем Комиссия Управления не усматривает оснований для признания рассматриваемого довода заявителя обоснованным.

В свою очередь, доводы заявителя об ограничении количества участников закупки вышеназванном требованием не могут быть рассмотрены Комиссией в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в силу административных процессуальных ограничений, но могут быть рассмотрены по признакам несоблюдения заказчиком требований ст. 17 Закона о защите конкуренции в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции с учетом новых доказательств

В жалобе общество также указывает, что установленные заказчиком репутационные требования к участникам закупки, предусмотренные п. 1.8 п. 2.1.1. Тома 1 документации, необоснованно ограничивают количество участников закупок.

          Как установлено Комиссией Управления, пп. 1.8 п. 2.1.1 Тома 1 Документации установлены обязательные требования к участникам закупки, а именно: отсутствие за последние 2 года в отношении участника запроса предложений следующих, подтвержденных документально, установленных фактов и случаев в рамках закупок, проводимых Госкорпорацией «Росатом» и ее организациями в соответствии со Стандартом:

  • случаев уклонения от заключения договора по результатам закупок, в которых участник признан победителем закупки или с ним было принято решение о заключении договора, как с единственным участником закупки;
  • случаев непредставления обеспечения договора, если договором, заключенным по результатам закупки, было предусмотрено его предоставление после заключения договора;
  • установленных правоохранительными органами фактов предоставления недостоверных сведений, существенных для принятия закупочной комиссией решения о допуске участника к участию в закупке и (или) оценки его заявки, указанных участником закупки в своей заявке, приведших к уголовному наказанию виновных лиц;
  • случаев расторжения договора по решению суда или по соглашению сторон в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора.

Указанные сведения установлены заказчиком на основании п. 1.9 подраздела 1.1 Методики установления и требований и критериев оценки заявок в документации о закупке, являющейся Приложением № 10 к Единому отраслевому стандарту закупок госкорпорации «Росатом» и являются обязательными. Оснований для неприменения вышеуказанных требований Положений у заказчика не имелось. В связи с чем Комиссия Управления признает данный довод заявителя необоснованным.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «СОЛОМЕНЬ» (ИНН: 7725271145; ОГРН: 1157746380120) на действия АО «Атомэнергоремонт» (ИНН: 5029112443; ОГРН: 1085029002079), АО «Атомкомплект» (ИНН: 7706738770, ОГРН: 1107746480490)
    при проведении открытого запроса предложений в электронной форме необоснованной.
  2. Снять ограничения при проведении конкурентной процедуры, наложенные письмом Московского УФАС России от 13.09.2018 № ИГ/44117/18.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны