Решение б/н ЗАО «ОРГСТРОЙНИИПРОЕКТ» на действия заказчика - ОАО «Недвижи... от 27 ноября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. ЗАО «ОРГСТРОЙНИИПРОЕКТ»

115191, Москва, Холодильный переулок,
д. 3а

 

2. ОАО «НИЦ ЕЭС»

125993, Москва, Волоколамское ш., д. 2

 

3. ОАО «Центр развития экономики»

107113, Россия, Москва, ул. 3-я Рыбинская, 18, стр. 22

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1907/77-14 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

19.11.2014 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ЗАО «ОРГСТРОЙНИИПРОЕКТ» на действия заказчика - ОАО «Недвижимость ИЦ ЕЭС» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ по строительству Федерального испытательного центра (стадия «П») (42294) (реестровый № 31401601259), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ЗАО «ОРГСТРОЙНИИПРОЕКТ» (далее — Заявитель) на действия заказчика - ОАО «Недвижимость ИЦ ЕЭС» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ по строительству Федерального испытательного центра (стадия «П») (42294) (реестровый № 31401601259) (далее — Конкурс).

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в следующем:

1. в неопределении Конкурсной документацией условий привлечения субподрядчиков;

2. в неправомерном установлении к участникам Конкурса требований ограничивающих конкуренцию;

3. в неправомерном внесении Заказчиком изменений в Конкурсную документацию.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

26.08.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «НИЦ ЕЭС» (далее — Положение о закупках).

14.11.2014 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса от 14.11.2014 дата окончания подачи заявок — 20.11.2014, дата рассмотрения заявок — 28.11.2014, дата подведения итогов Конкурса — 28.11.2014.

1. Согласно доводу Заявителя, условиями Конкурсной документации определены требования к участникам Конкурса, при этом не определены условия привлечения субподрядчиков — отсутствует требование к подтверждающим осуществление функций генерального Проектировщика документам.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

В соответствии с пунктом 2.3.1.2 Конкурсной документации чтобы претендовать на победу в Конкурсе и получение права заключить Договор, участник должен иметь соответствующие разрешительные документы на выполнение видов деятельности в рамках Договора, в том числе: участник должен иметь допуски, в соответствии с «Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», утвержденным Приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 № 624, подтвержденные свидетельством СРО, на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, связанных с выполнением договора, право на заключение которых является предметом настоящего открытого конкурса (в случае привлечения субподрядчиков, должен иметь соответствующие документы на осуществление функций генерального Проектировщика).

На заседании Комиссии заказчик пояснил, что мнение Заявителя об отсутствии в Конкурсной документации условия привлечения субподрядчиков ошибочно. Данное требование также включено в проект договора, являющийся неотъемлемой частью Конкурсной документации, согласно которому подрядчик имеет право привлекать субподрядчиков для выполнения работ, предусмотренных договором, при условии предоставления соответствующих свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (пункт 6.2.1 проекта договора). Пунктом 2.3.3 Конкурсной документации также определены условия привлечения субподрядчиков и требования к документам, включаемым в состав заявки в случае привлечения субподрядчиков.

Касательного замечания об отсутствии допуска по пункту 7 «Подготовка проектов организации строительства» Заказчик сообщил, что установление данного требования в Конкурсной документации, с учетом предмета договора было бы необоснованным и избыточным, так как получение свидетельства о допуске на «Работы по подготовке проектов организации строительства, сносу и демонтажу зданий и сооружений, продлению срока эксплуатации и консервации», согласно Приказу необходимо только в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Федеральный испытательный центр, проектирование которого является предметом закупки к таким объектам не относится.

Изучив представленные документы, Комиссия установила, что пунктом 2.3.3 Конкурсной документации предусмотрена возможность привлечения субподрядчиков, а также перечислены требования предъявляемые, как данным лицам. Пунктом 6.2.1 проекта договора возможность привлечения субподрядчиков также предусмотрена. Так же, Комиссия пришла к выводу, что для осуществления работ, являющихся предметом Конкурса, свидетельство СРО не требуется.

Таким образом, Комиссия признает довод Заявителя о неопределении Конкурсной документацией условий привлечения субподрядчиков необоснованным.

2. Согласно жалобе Заявителя, Конкурсной документацией неправомерно установлены требования к участникам Конкурса, в части наличия профессиональных знаний и опыта выполнения аналогичных договоров, наличия ресурсных возможностей. Установление данных требований по мнению Заявителя ничем не обосновано и накладывает ограничения на участников Конкурса.

2.1. В соответствии пунктом 2.3.1.3 Конкурсной документации участник должен иметь за последние 3 года не менее 2-х завершенных договоров по проектированию объектов нового строительства (комплексной реконструкции) электросетевого комплекса, либо крупного объекта промышленного назначения, получивших положительное заключение по результатам экспертизы проектной документации, со сметной стоимостью проектирования каждого объекта не менее 300 млн. руб. (подтверждается предоставлением копий Договоров с актами приемки – передачи работ заверенных участником).

Заказчик пояснил, что требование к стоимости проектирования в размере не менее 300 млн. руб. обусловлено начальной (максимальной) ценой Договора 325 млн. руб. При этом Заказчик пояснил, что под крупным объектом промышленного назначения подразумевается энергетический объект с установленной мощностью не менее 500 MBA со сметной стоимостью проектирования С каждого объекта не менее 300 млн. руб. Установление срока в 3 года является достаточным периодом времени, для представления завершенных договоров, удовлетворяющих указанным критериям за указанный срок.

2.2. Согласно пункту 2.3.1.3 Конкурсной документации участник должен обладать опытом разработки и утверждения в установленном порядке Специальных технических условий (СТУ) на уникальные технологические объекты за последние три года (подтверждается предоставлением копий СТУ утвержденных уполномоченными органами заверенных участником).

Заказчик пояснил, что в соответствии с приказом Минрегионразвития от 1 апреля 2008 г. № 36 СпецТУ для проектирования объектов капитального строительства разрабатываются в случае, если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены.

Существующая нормативная база не содержит достаточных требований по безопасности и надежности, а по некоторым типам оборудования она и вовсе отсутствует. Так например: в Российской Федерации нет нормативной базы для проектирования ударных генераторов, синтетических схем и высоковольтных установок с напряжением более 3000 кВ и т.д.), Кроме того ФИЦ подразумевает проведение взрывных работ, испытаний на локализацию, взрывобезопасность и взрывозащищенность. Таким образом, с большой вероятностью в рамках проведения проектирования ФИЦ потребуется разработка и согласование СТУ.

2.3. В соответствии пунктом 2.3.1.3 Конкурсной документации участник должен иметь опыт проектирования объектов генерации, единичной мощностью не менее 50 МВт (не менее трех проектов за 5 лет) с обязательным выполнением проектных работ в части основных производственных циклов в каждом проекте (подтверждается предоставлением копий Договоров с актами приемки – передачи работ заверенных участником).

Согласно пояснения Заказчика, в проекте запланирована реализация машинного зала электрической схемы выдачи мощности, закрытого распределительного устройства, систем собственных нужд, а также система защит и управления режимами работы аналогичных применяемым на объектах генерации (ТЭЦ, ТЭС, АЭС, ГЭС) единичной мощностью не менее 50 МВт.

Срок 5 лет обусловлен отсутствием достаточного количества спроектированных проектов с указанными объектами генерации за меньший период времени.

2.4. Согласно пункту 2.3.1.3 Конкурсной документации участник должен иметь опыт проектирования объектов, включающих испытательные лаборатории, стенды, установки с учетом требований международных испытательных ассоциаций (подтверждается предоставлением копий Договоров с актами приемки – передачи работ заверенных участником).

Заказчик пояснил, что целью создаваемого ФИЦ является обеспечение уровня испытаний и исследований отвечающего международным критериям и выход на международный рынок испытаний. Среднесрочная стратегия до 2026 года подразумевает вступление ФИЦ в ассоциацию STL - крупнейшую всемирную ассоциация испытательных центров, проводящих испытания токами короткого замыкания - и интенсивный выход на зарубежные рынки.

2.5. В соответствии пунктом 2.3.1.3 Конкурсной документации участник должен иметь опыт проектирования строительства и модернизации испытательных лабораторий на класс испытуемого оборудования не менее 750 кВ в течение последних 10 лет (подтверждается предоставлением копий Договоров с актами приемки – передачи работ заверенных участником.

Согласно пояснениям Заказчика, в соответствие с Заданием на проектированием ФИЦ (пункт 5 Конкурсной документации) стенды и установки ФИЦ должны обеспечивать возможность испытания оборудования на класс напряжения 1150 кВ. В связи с отсутствием действующих объектов подобного класса напряжения в энергосистеме Российской Федерации в требованиях указан класс напряжения 750 кВ, как наибольший из применяемых на сегодняшний день.

Срок 10 лет обусловлен отсутствием достаточного количества спроектированных испытательных лабораторий на класс испытуемого оборудования не менее 750 кВ за меньший период времени.

2.6. Согласно пункту 2.3.1.3 Конкурсной документации участник должен иметь опыт проектирования объектов воздушных или кабельных линий классом напряжения не менее 500 кВ за последние 3 года (подтверждается предоставлением копий Договоров с актами приемки – передачи работ заверенных участником).

В обоснование установления данного требования Заказчик пояснил, что данное требование обусловлено наличием в составе ФИЦ опытной воздушной линии классом напряжения 1150 кВ, а также лабораторией по испытаниям КЛ на класс напряжения 500 кВ, которые должны отражать наиболее тяжелые натурные режимы эксплуатации ВЛ и ВЛ.

Срок 3 года обусловлен достаточным количеством спроектированных объектов воздушных или кабельных линий классом напряжения не менее 500 кВ за указанный срок (подстанции Московского энергокольца - ПС 500 кВ «Бескудниково», ПС 500 кВ «Чагино», ПС 50 кВ «Очаково», ПС 500 кВ «Западная» и другие).

2.7. В соответствии пунктом 2.3.1.3 Конкурсной документации участник должен иметь опыт создания комплексных систем АСТУ энергетических объектов за последние 5 лет (подтверждается предоставлением копий Договоров с актами приемки – передачи работ заверенных участником).

Заказчик пояснил, что ФИЦ, как сложнейший технологический объект должен отвечать всем требованиям автоматического дистанционного управления процессами с целью минимизации операционных.

Выслушав доводы сторон Комиссия, пришла к выводу об обоснованности установления требований Конкурсной документации, в части наличия профессиональных знаний и опыта выполнения аналогичных договоров, наличия ресурсных возможностей, изложенных в пунктах 2.1-2.7 Решения. При этом Заявитель не представил доказательств, подтверждающих ограничение конкуренции, посредством установления данных требований.

2.8. Согласно пункту 2.3.1.3 Конкурсной документации Участник должен иметь офис или филиал/представительство в Санкт-Петербурге или Ленинградской области (подтверждается предоставлением копии договора аренды или свидетельством на собственность заверенной участником).

На заседании Комиссии заказчик пояснил, что Заявителем жалобы указано, что установление требования о наличии у участника офиса или филиала/представительства в Санкт-Петербурге или Ленинградской области, нельзя отнести ни к одной из категорий минимальных критериев, установленных Положением о закупках заказчика, а также данное требование является нарушением принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Помимо этого, документацией не установлены критерии «крупного предприятия». По данному замечанию поясняю следующее.

Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «НИЦ ЕЭС» (раздел 3 Приложения 4 «Типовые требования к Участникам закупок, включаемые в документации о закупке, критерии и методики оценки заявок Участников закупок» к Положению о закупках) определены основные категории критериев, среди которых:

Формальная (соблюдение Участником порядка и правил подачи заявки, сроков подачи, состав и порядок документов заявки);

Финансовая (оценка финансового состояния Участника);

Юридическая (правоспособность);

Коммерческая (коммерческие условия заявки);

Техническая (соответствие технического предложения);

Квалификация (опыт выполнения аналогичных договоров, надежность и деловая репутация, кадровые и материально-технические ресурсы).

Требование о наличия у участника офиса или филиала/представительства в Санкт-Петербурге или Ленинградской области относится к категории квалификация (в части наличия необходимых материально-технических ресурсов для выполнения работ по договору), что прямо указано в пункте 2.3.1.3 Конкурсной документации.

Необходимость установления данного критерия определена следующим. Предметом договора предусмотрено проектирование строительства испытательного центра на территории порядка 80 га, при этом подрядчиком также должны быть выполнены работы по оформлению прав на земельные участки (пункта 6.1.18 проекта договора). Законодательное регулирование вопросов оформления земельных отношений является предметом ведения субъекта Российской Федерации. Земельное законодательство г. Санкт-Петербурга имеет свою существенную специфику и требует опыта работы по взаимодействию с большим количеством органов региональной власти. В целях минимизации сроков оформления земельных участков (с учетом сжатых сроков исполнения всех работ по договору) и соблюдения законодательства Санкт-Петербурга, необходимо обеспечить тесное взаимодействие подрядчика, заказчика и органов власти субъекта РФ непосредственно на местах с учетом специфики такого взаимодействия.

Еще одним фактором, определившим необходимость установления требования наличия у участника офиса на территории г. Санкт-Петербурга или Ленинградкой области является изменение порядка оформления земельных участков. Срок действия предусмотренного порядка передачи земельных участков инвесторам истекает в феврале 2015 года. Отсутствие возможности оперативного взаимодействия с органами власти субъекта, на территории которого расположены земельные участки существенно затруднит выполнение работ по проектированию. Все работы по согласованию земельных участков должны быть выполнены исполнителем по договору в достаточно короткий срок. При невозможности решения подрядчиком земельных вопросов в установленный законодательными ограничениями срок существенно увеличатся риски реализации проекта строительства Федерального испытательного центра для заказчика.

Также при включении данного требования учитывалось то обстоятельство, что при строительстве Федерального испытательного центра проектировщиком должен будет осуществляться авторский надзор, предполагающий постоянное участие проектировщика в процессе строительства, осуществление им всех необходимых действий (визуальных и документальных), направленных на определение соответствия решений и действий, осуществляемых подрядчиком в процессе возведения объекта строительства, принятым решениям в проектной документации, а также оперативное решение вопросов, возникающих в подрядчика в процессе строительства объекта. Авторский надзор требует постоянного присутствия проектанта в территориальной доступности к объекту строительства.

Касательно отсутствия установления в Конкурсной документации критерия «крупного предприятия» Заказчик сообщил, что данные критерии в документации не установлены, так как категория «крупное предприятие» в указанной закупке не используется.

Комиссия, изучив доводы сторон, пришла к выводу, что установление Конкурсной документацией требований к участникам, в части профессиональных знаний и опыта выполнения аналогичных договоров, наличия ресурсных возможностей, не накладывает на участников ограничений. Установление данных требований обусловлено сложностью и масштабностью выполнения работ по договору, являющихся предметом Конкурса. При этом Заявитель не представил доказательств, подтверждающих ограничение свободы конкуренции. По причине чего Комиссия признает довод Заявителя о неправомерном установлении к участникам Конкурса требований ограничивающих конкуренцию необоснованным.

3. Согласно доводам Заявителя, изменения, внесенные в Конкурсную документацию в части стадий оценки, изменения технической части, а также к предоставлению финансового обеспечения, не позволили участнику своевременно оформить необходимые документы.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что уведомление о внесении изменения было размещено на Официальном сайте 30.11.2014. При этом срок приема заявок оставлен без изменений и составил 15 календарных дней, что соответствует части 11 статьи 4 Закона о закупках. Обращений о переносе срока приема заявок от ЗАО «ОРГСТРОИНИИПРОЕКТ» в адрес организатора не поступало. Дополнительно Заказчик сообщил, что на момент окончания приема заявок (14.11.2014) на электронной торговой площадке были размещены заявки трех участников конкурса, в адрес организатора направлены конверты с оригиналами банковских гарантий от четырех участников закупки. Также Заказчик пояснил,Согласно пункту 2.4.8.1 Конкурсной документации участник конкурса в составе своей конкурсной заявки представляет обеспечение исполнения обязательств, связанных с участием в конкурсе и подачей конкурсной заявки, на сумму не менее 3 % от стоимости конкурсной заявки, с учетом НДС. Обеспечение исполнения обязательств участника конкурса должно иметь форму банковской гарантии, составленной с учетом требований статей 368—378 Гражданского кодекса РФ (пункта 2.4.8.2 Конкурсной документации). Организатор конкурса не предъявлял к банковской гарантии, которую должны представить участники конкурса, каких-либо иных или дополнительных требований, не предусмотренных ГК РФ.

Относительно замечания о невозможности своевременно оформить банковскую гарантию в связи с установлением требований к банкам гарантам поясняем следующее.

Требования к банкам-гарантам призваны снизить риски Заказчика, связанные с потенциальной неплатежеспособностью гаранта.

В соответствии с пунктом 2.4.8.4 Конкурсной документации к банку - гаранту, предоставляющему банковскую гарантию в обеспечение обязательств участника закупочной процедуры, предъявляются следующие требования:

- гарант должен обладать действующей лицензией на банковскую деятельность, выданной Банком России, и в отношении данной кредитной организации не должно действовать каких-либо установленных в индивидуальном порядке Банком России ограничений на проведение отдельных операций;

- гарант должен являться участником Системы страхования вкладов; гарант не находится в процессе ликвидации или банкротства;

- минимально допустимая сумма активов гаранта составляет 150 млрд рублей, минимально допустимая сумма собственного капитала составляет 20 млрд рублей.

Требования к банкам-гарантам, предоставляющим банковские гарантии в обеспечение обязательств участника закупочной процедуры, обоснованы уровнем рисков на российском финансовом рынке, в том числе возросшей нестабильностью на валютном рынке, значительным повышением процентных ставок, негативными решениями по кредитным рейтингам российских эмитентов. Данные обстоятельства способны существенным образом повлиять на платежеспособность банков-гарантов.

С начала 2013 года Банком России отозваны лицензии более 100 кредитных организаций, в том числе, входящих в число 100 крупнейших российских банков. Это составляет порядка 10% от общего количества кредитных организаций, действовавших в Российской Федерации по состоянию на начало указанного периода. При этом не было ни одного случая отзыва лицензии у банка с активами, превышающими 150 млрд рублей, и капиталом, превышающим 20 млрд рублей. Таким образом, предъявляемые Заказчиком требования к банкам-гарантам значительно снижают риски утраты финансового обеспечения, и являются обоснованными.

Нормативными правовыми актами не установлен срок, в течение которого банк, иное кредитное учреждение или страховая организация, получив запрос (заявку) принципала, должны выдать или отказать в выдаче банковской гарантии. Подобных стандартов, инструкций или рекомендаций, в том числе Центрального банка Российской Федерации, также не существует. Более того, согласно пункту 2.3.2.5 Конкурсной документации в случае если по каким-либо причинам участник конкурса не может предоставить требуемый документ, он должен приложить составленную в произвольной форме справку, объясняющую причину отсутствия требуемого документа с указанием срока предоставления документа до момента подведения итогов закупки.

Подтверждением разумности и достаточности установленных требований к банкам- гарантам служат также направленные в адрес организатора закупки оригиналы банковских гарантий от четырех участников конкурса.

Изучив представленные документы, Комиссия установила, что Заказчиком вправе вносить изменения в Конкурсную документацию, в соответствии со сроками, установленными Законом о закупках. Заказчиком данные сроки нарушены не были. При этом, внесенные изменения имели под собой объективное обоснование и не повлекли ограничение конкуренции.

В связи с изложенным, Комиссия признает довод Заявителя о неправомерном внесении Заказчиком изменений в Конкурсную документацию необоснованным.

Таким образом, Комиссия, руководствуясь частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 14.11.2014 № МГ/36144.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны