Решение б/н Решение по жалобе ООО «Энергомеханика» на действия заказчика... от 2 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «Энергомеханика»

    ул. Фрунзе, д. 3, корп. 1, кв. 27,
    г. Мытищи, обл. Московская, 141006

     

  2. ПАО «МОЭСК»
    пр-д 2-ой Павелецкий, д. 3, стр. 2, Москва, 115114

     

  3. АО «Центр развития экономики»
    ул. 3-я Рыбинская, д. 18, стр. 22, Москва, 107113

     

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-7/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

11.01.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

в присутствии представителей ООО «Энергомеханика», ПАО «МОЭСК,

в отсутствие АО «Центр развития экономики» (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 09.01.2018 № ИШ/84/18),

рассмотрев жалобу ООО «Энергомеханика» (далее - Заявитель) на действия заказчика — ПАО «МОЭСК (далее - Заказчик)» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку «гасителей вибрации» для нужд филиалов ПАО «МОЭСК» (реестровый № 31705572932) (далее — Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика при проведении Конкурса выразились в необоснованном отклонении заявки ООО «Энергомеханика».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).

28.09.2017 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.

Датой окончания подачи заявок определено 03.11.2017, датой рассмотрения заявок, подведения итогов Конкурса - 24.11.2017.

Из протокола рассмотрения заявок от 01.12.2017 № М/4228 следует, что заявка ООО «Энергомеханика» отклонена от участия в связи с несоответствием требованиям Конкурсной документации по отборочным критериям «Правильность оформления и подачи конкурсных заявок», «Соответствие технических предложений Участников открытого конкурса».

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

Согласно пунктам 1, 2, 3, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

-требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

-требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

-требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

-требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 2.4.1.1(2) Конкурсной документации участник Конкурса должен подготовить конкурсную заявку, включающую, в том числе, техническое предложение по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в Конкурсной документации (раздел 4, форма 2), копии документов, подтверждающих наличие у участника конкурса правомочий от производителей предлагаемого им оборудования на предложение в рамках настоящего конкурса этого оборудования по форме, установленной в Конкурсной документации (раздел 4, форма 10), если участник не является производителем предлагаемого оборудования. Если участник является официальным дилером производителя оборудования, то данная форма не заполняется, а прилагается копия дилерского свидетельства (договора, соглашения). Если Участником конкурса выступает сам производитель оборудования, то данная форма заполняется от его имени.

Кроме того, установлена форма представления требуемых сведений — форма 10 «Свидетельство - подтверждение производителя».

В соответствии с пунктом 3.4 Технической части Конкурсной документации участник Конкурса в составе заявки должен представить, в том числе: заверенные доверенности (дилерские свидетельства) заводов-изготовителей.

Таким образом, участник Закупки в составе заявки должен представить, кроме прочего, указанные документы от производителя поставляемого товара.

Согласно пояснениям Заказчика, основанием для отклонения заявки Заявителя послужило непредставление после дозапроса (22.11.2017) свидетельства-подтверждения от производителя, заверенного печатью, с датой и регистрационным номером, а также в связи с непредставление после дозапроса оригинала соглашения о неустойке в нарушение требований Конкурсной документации.

Вопреки доводам Заказчика, Комиссия не может согласиться с выводами относительно правомерности отклонения заявки Заявителя, поскольку Конкурсной документацией не установлено требование об обязательном указании в свидетельстве - подтверждении производителя даты и регистрационного номера свидетельства. Кроме того, в соответствии с пунктом 1.3.2 Конкурсной документации установлено требование о представлении в составе заявки оригинала соглашения о неустойке, которое было соблюдено Заявителем на этапе подачи заявки, что не оспаривается Заказчиком. При этом в Конкурсной документации не установлено требование о представлении оригинала указанного документа после дозапроса Заказчика, учитывая что дозапрос направляется Заказчиком посредством функционала ЭТП. Кроме того, в дозапросе, направленном в адрес Заявителя посредством ЭТП 22.11.2017, Заказчиком указано: «Документы должны быть размещены в электронном виде на ЭТП», что было исполнено Заявителем. Заявителем был представлен электронный образ документа.

Кроме того, Комиссия отмечает, что требования к участникам, устанавливаемые в документации о закупке должны являться подтверждением соответствия участника каким-либо требованиям. Требование о представлении в составе заявки свидетельств производителя ставят участников Конкурса в зависимость от лиц, изготавливающих соответствующий товар.

Включение в состав Конкурсной документации названного требования накладывает на потенциальных участников Конкурса дополнительные ничем не обоснованные ограничения, в том числе ставит в зависимость от волеизъявления третьих лиц.

При этом из круга лиц потенциальных участников Конкурса необоснованно исключаются лица, реализующие указанный в Конкурсной документации товар на законных основаниях.

Предоставленное Заказчику право самостоятельно формировать требования к участникам, к составу заявки, не освобождают его от обязанности при формировании закупочной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Любое отступление от названных требований должно иметь под собой объективную документальную подтвержденность.

В отсутствие обязанности производителя продукции как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении указанных свидетельств, возможность участников закупки подать заявку на участие в Конкурсе в соответствии с указанным требованием всецело зависит от волеизъявления третьих лиц - производителя, что ограничивает возможность участия в Конкурсе.

Заказчиком на заседании Комиссии не представлено обоснование установления данного требования именно на этапе подачи заявок.

Доказательств обратного Заказчиком на заседании Комиссии не представлено, доводы Заявителя не опровергнуты.

В соответствии с пунктом 2.9.2.5 Конкурсной документации по результатам проведения отборочной стадии конкурсная комиссия вправе отклонить конкурсные заявки, которые, в том числе, не соответствуют установленным в настоящей Конкурсной документации одному либо нескольким отборочным критериям;

Соответственно, Заказчик не имел достаточных правовых оснований для отклонения заявки по причине несоответствия представленных после дозапроса документов требованиям, не установленным Конкурсной документацией.

К числу основных принципов, которым надлежит руководствоваться заказчикам, относятся принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Заказчиком на заседании Комиссии не представлено доказательств правомерности отклонения заявки Заявителя.

Учитывая изложенное, в указанных действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1, пункта 1 части 10 статьи 3, пункта 2.9.2.5 Конкурсной документации.

Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.

При этом, согласно представленным сведениям, по итогам Конкурса заключен договор от 09.01.2018.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, пункта 1 части 10 статьи 3, пункта 2.9.2.5 Конкурсной документации.

  3. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений не выдавать, поскольку по итогам Конкурса заключен договор.

 

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.

Связанные организации

Связанные организации не указаны