Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 08-04-18/04 по признакам на... от 11 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 08-04-18/04

по признакам нарушения

законодательства Российской Федерации

о рекламе

05 апреля 2018 года

г. Мурманск

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Попова Ирина Николаевна, ознакомившись с материалами дела, свидетельствующими о признаках нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе),

УСТАНОВИЛ:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее – УФАС по Мурманской области, Управление) в рамках мониторинга наружной рекламы в г. Мурманске на соответствие требованиям Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) 07.02.2018 осуществлена проверка и выявлены две рекламные конструкции с признаками нарушения рекламного законодательства на пр. Ленина д.50 и д.52.

Комиссия в присутствии понятой осуществила фиксацию рекламных баннеров и составила акты осмотра рекламы.

В соответствии со статьей 3 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе)

реклама - это информация, распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

рекламораспространитель лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Первая, осмотренная комиссией, рекламная баннерная конструкция размещена на здании торгового центра «Аметист» (в месте расположения магазина DNS) на перекрестке ул. Книповича, д.8 и пр. Ленина, д.52 вблизи проезжей части недалеко от пешеходного перехода и снабжена осветительными приборами. Площадь полотна приблизительно 60 кв. метров, шириной 3м и высотой 20 метров, высота конструкции достигает 5 этажного здания.

Привлекательная информация занимает по высоте 4 этажа здания, выполнена крупно: «DNS цифровая и бытовая техника», в центре рекламной конструкции на ярком оранжевом фоне изображены товары, предлагаемые магазином с указанием: «космический ассортимент цифровой и бытовой техники», адрес интернет магазина www.dns-shop.ru и яркая красная стрелка, указывающая на местонахождение торговой точки.

В нижней части баннера, занимающей 1/5 всей рекламной площади, содержится следующая информация: « Рассрочка(крупно), мелким шрифтом «выгодный кредит», далее крупно «0-0-24 или вернем часть стоимости», (мелким темным шрифтом) «бонусами на карту ProZapas» далее по всей ширине полотна 14 строк рекламной информации нечитаемым серым шрифтом».

Вторая рекламная конструкция площадью 125 кв.м расположена на противоположной стороне от магазина «DNS» на здании многоквартирного жилого дома в г. Мурманске по пр. Ленина, д.50, снабжена осветительными приборами и занимает по высоте примерно 6 этажей здания.

Реклама выполнена на оранжевом полотне в центре которого помещена информация о кредите: крупным шрифтом «выгодный кредит 0% первый взнос на 12 месяцев», шрифтом поменьше- « Бери сейчас плати позже», «переплата всего 10%!*», ниже надпись крупным шрифтом «DNS цифровая и бытовая техника», под ней темным шрифтом «ТЦ «Аметист», 1 этаж и стрелка красного цвета в окружности, указывающая направление движения к магазину пр. Ленине, д.52/www.dns-shop.ru », еще ниже на 1/6 всей площади рекламного поля мелким серым шрифтом имеется текст в 8 строчек, который не читаем из-за стиля, объема и цвета его выполнения.

Оба баннера содержат рекламную информацию, продвигающую магазин цифровой и бытовой техники «DNS»; его продукцию и кредитные продукты (позволяющие приобрести продукцию магазина), как указано в рекламе, «по выгодной цене» или с возвратом части стоимости «вернем часть стоимости бонусами на карту Prozapas».

Существенная часть предложений об условиях бонусной программы, о наименовании банков, осуществляющих кредитование и условий кредита 0-10-12 и 0-0-24 в рекламе изображено нечитаемым мелким шрифтом, что не позволяет потребителем рекламы в полной мере её прочесть, осознать.

Информация доведена до потребителя ненадлежащим образом вводит потребителя в заблуждение в отношении предлагаемой услуги, поскольку формальное присутствие в рекламе существенной информации, приведенной мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать эти сведения, тем самым искажает смысл рекламы.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 2 статьи 4 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Реклама финансовых услуг подчинена требованиям статьи 28 Закона о рекламе.

В силу части 1 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно представленной информации банками партнерами, осуществляющими кредитование покупателей товаров ООО «ДНС-Тверь» являются банки: ООО «Хоум кредит энд Финанс Банк», ОАО «ОТП Банк»; ОАО «Лето Банк»; ОАО «Альфа Банк»; ООО «РусфинансБанк».

В рассматриваемом случае из-за мелкого шрифта, использованного в рекламе, потребителю недоступна информация о финансовых организациях осуществляющих кредитование потребителей товаров в магазине «DNS».

Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (п. 2 ч. 2 статьи 28 Закона о рекламе).

Размещенная Обществом реклама не содержит процентную ставку по кредиту в обоих случаях, которая влияет на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также отсутствуют иные условия Банков, влияющие на конечную стоимость приобретаемого в магазине «DNS» товара.

Вместе с тем в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой; отсутствие в рекламе существенной части информации о процентной ставке приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой. В свою очередь, возможность уточнения подробностей о рекламируемой финансовой услуге и приобретении товара, путем кредитования, не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

Поэтому, в силу статьи 28 Закона о рекламе, в размещенной рекламе должны быть указаны все остальные условия финансовой услуги, влияющие на ее стоимость. Объем и способ доведения до потребителей условий кредитования и бонусной программы в рекламе должны быть такими, чтобы условия воспринимались обычным потребителем достаточно ясно и понятно, позволяющими ему при ознакомлении с текстом рекламы иметь возможность правильно и в полном объеме оценить приемлемость условий получения необходимой ему услуги.

В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.

Мурманское УФАС России запросило информацию у лица, заинтересованного в распространении рекламы общества с ограниченной ответственностью «ДНС-Тверь» (ИНН5001086472, ОГРН 1125001000057 от 13.01.2012, 143910, Московская обл., г. Балашиха, ул. Звездная, д.7Б, помещение 421).

ООО«ДНС-Тверь», согласно сведениям из единого государственного реестра юридических лиц, осуществляет торговлю розничную аудио- и видео техникой в специализированных магазинах (47.43), входит в ООО «ДНС Групп» и находится в стадии реорганизации.

Общество представило приказы « О проведении программы выгодных покупок «Prozapas»( приказ №4 от 01.072015) и «О проведении акции рассрочка 0-0-24 выгодный кредит».

Вместе с тем, Общество представило документы, свидетельствующие о том, что инициатором размещения формы и содержания рекламы выступало само общество (Приложение №7 к договору № К 15-11/04 от 27.11.2015г.

Счет № 503 от 14.11.2016 и акт № 466 от 23.11.2016 года подтверждают, что баннер формата 2,95х19,35м, был изготовлен, размещен в г. Мурманске на пр. Ленина, д.52 на основании разрешения № 2851 от 23.11.2017.

По второй рекламной конструкции, размещенной в г. Мурманске на пр. Ленина, д.50, ООО«ДНС-Тверь» не представило документов и пояснений по запросу антимонопольного органа.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 28 несет как рекламодатель так и рекламораспространитель, за нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ ответственность возложена на рекламодателя.

Рекламодателем и рекламораспространителем рекламы является общество с ограниченной ответственностью «ДНС-Тверь» (ИНН5001086472, ОГРН 1125001000057 от 13.01.2012, 143910, Московская обл., г. Балашиха, ул. Звездная, д.7Б, помещение 421).

В действиях ООО «ДНС-Тверь» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

  1. Возбудить производство по делу № 08-04-18/04 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

  2. Признать участвующими в деле лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - общество с ограниченной ответственностью «ДНС-Тверь» (ИНН5001086472, ОГРН 1125001000057 от 13.01.2012, 143910, Московская обл., г. Балашиха, ул. Звездная, д.7Б, помещение 421).

  3. Назначить дело к рассмотрению на 10 мая 2018 года в 11.00, по адресу: г. Мурманск, ул. Книповича, д.9а, кабинет заместителя руководителя управления Поповой И.Н.

  4. В порядке подготовки дела к рассмотрению ООО «ДНС-Тверь» представить в антимонопольный орган 24.04.2018:

-договор № К 15-11/04 от 27.11.2015г;

-полные условия предоставления рассрочки 0-12-10;

-реестр банков, оказывающих кредитование покупателей ООО «ДНС-Тверь» по программе 0-12-10, указанной в рекламе;

-согласованный и утвержденный макет рекламы: «выгодный кредит 0% первый взнос на 12 месяцев», Бери сейчас плати позже, переплата всего 10%!*, DNS цифровая и бытовая техника» «ТЦ «Аметист 1 этаж пр. Ленине, д.52/www.dns-shop.ru », размещенной на пр. Ленина, д.50;

-договор на распространение реклам со всеми приложениями « по программе 0-12-10»;

-акт выполненных работ по договору распространения рекламы « по программе 0-12-10»;

-полный текст реклам, в том числе мелкий шрифт;

-полную информацию о лице, определившем содержание рекламы и утвердившем макет;

-иные имеющиеся документы, способствующие всестороннему рассмотрению дела;

-мотивированные письменные объяснения по признакам нарушения рекламного законодательства

-информацию о рассмотрении указанных реклам иными территориальными органами ФАС России.

Запрашиваемые материалы представить в копиях, заверив должным образом с сопроводительным письмом, с указанием контактного лица и телефона.

Явка лица (законного представителя), в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе (с подлинной доверенностью на участие в рассмотрении данного дела), обязательна.

В случае невозможности явиться на рассмотрение дела, просим письменно уведомить Мурманское УФАС России до даты рассмотрения, с указанием причины, по почтовому либо электронному адресу и направить запрашиваемые документы и письменные объяснения по признакам нарушения рекламного законодательства.

 

Заместитель руководитель управления И.Н.Попова

Связанные организации

Связанные организации не указаны