Решение б/н Решение по делу № 1651-ФАС52-10/17 от 28 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

И.о. министра транспорта

и автомобильных дорог

Нижегородской области

О.

 

  603115, г. Нижний Новгород,

ул. Ошарская, 63

 

ИП Даниловой Л.А.

607600, Нижегородская область,

г. Богородск, ул. Свердлова, д.91

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1651-ФАС52-10/17

 

                                                                                                                 г. Нижний Новгород                                                                                                                             

 

Резолютивная часть решения оглашена: 14 ноября 2017 года                                                                                    

В полном объеме решение изготовлено: 28 ноября 2017 года                                                                                    

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее – Нижегородское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

 

 

-

заместитель руководителя Управления;

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

-

начальник отдела контроля органов государственной власти;

.

-

главный специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти[1];

 

рассмотрев дело № 1651-ФАС52-10/17 в открытом заседании с объявлением резолютивной части решения в отношении Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (603115, г. Нижний Новгород, ул. Ошарская, 63; ОГРН 1055238174090; ИНН5260158694) (далее – министерство) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии:

- А. – представителя министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (по доверенности от 06.09.2017 № 325-01-04-38/17);

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Нижегородское УФАС России поступило обращение ИП Даниловой Л.А.                     (вх. № 3337 от 10.04.2017), относительно сокращения протяженности маршрута следования муниципального автобуса №206 и коммерческого автобуса Т-322 (далее маршруты), в соответствии с Приказом Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области от 03.10.2016 г. №153/од «Об изменении автобусных маршрутов пригородного сообщения».

По результатам проверки представленных документов, установлено, что с победителем открытого конкурса ИП Даниловой Л.А. заключен договор от 01.12.2017 № 8 об организации и осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении на территории Нижегородской области на автобусном маршруте №Т-322 «Богородск (2 микрорайон) – Н.Новгород (пл.Маршала Жукова)» сроком на 5 лет.

Приказом министерства от 03.10.2016 №153/од перенесен остановочный пункт «пл.М.Жукова» маршрута №Т-322 «Богородск (2 микрорайон) - Н.Новгород (пл.М.Жукова)» на территорию автовокзала «Щербинки»; протяженность маршрута в прямом и обратном направлении составляет 35,1 км.

Приказом министерства от 12.12.2016 №216/од отменен приказ №153/од, а также внесены изменения в маршрут №Т-322:

- установлено наименование маршрута «Богородск (2 микрорайон) – Н.Новгород (автовокзал Щербинки);

- исключен из маршрута остановочный пункт «Н.Новгород (Щербинки 2)»;

- установлена протяженность маршрута 35,1 км.

10.07.2017 на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции министерству транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области выдано Предупреждение №МТ-10/7028 (далее – Предупреждение) о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

23.08.2017 в связи с неисполнением Предупреждения министерством в установленный срок антимонопольным органом возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

16.10.2017 Комиссией вынесено заключение, согласно которому действия министерства являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

До рассмотрения дела по существу ответчиком представлены пояснения, согласно которым министерство полагает, что спорный приказ издан с соответствии с нормами действующего законодательства.

14.11.2017 состоялось рассмотрение Комиссией дела по существу.

 

Изучив материалы дела, заслушав выступление представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, Комиссия приходит к следующим выводам.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Конституционные принципы единого рынка и поддержки конкуренции как основы построения экономической системы Российской Федерации предопределяют наличие в антимонопольном законодательстве механизмов, устанавливающих пределы влияния органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РФ на условия функционирования товарных рынков.

Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331.

Согласно пунктам 1 и 2 названного Положения Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения, о которых составляют государственную тайну).

Руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Положения Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Нижегородское УФАС России осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, определенных статьей 23 Закона о защите конкуренции и Положением о территориальном органе федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015649/15.

Статья 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет полномочия по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

Согласно договору от 01.12.2017 № 8 об организации и осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении на территории Нижегородской области ИП Данилова Л.А., как победитель открытого конкурса осуществляет перевозку пассажиров на территории Нижегородской области на автобусном маршруте №Т-322 «Богородск (2 микрорайон) – Н.Новгород (пл.Маршала Жукова)».

Настоящий договор заключен сроком на 5 лет.

Таким образом, заявитель ИП Данилова Л.А. является перевозчиком только по маршруту №Т-322, в связи с этим действия Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области рассматривались на предмет соблюдения антимонопольного законодательства в части сокращения маршрута №Т-322.

29.12.2015 Правительством Нижегородской области принято Постановление №892 «Об утверждении Порядка установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Нижегородской области» (далее – Порядок) (рассматриваемая редакция от 23.06.2016).

В пункте 3.2 Порядка установлено, что изменение межмуниципального маршрута осуществляется по предложению юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющего регулярные перевозки по данному маршруту (в части изменений, указанных в подпунктах 1-3 пункта 3.1 настоящего Порядка).

Подпунктами 1-3 пункта 3.1 Порядка установлено, что изменение межмуниципального маршрута осуществляется в случае:

  1. отмены, изменения остановочного пункта, установления нового остановочного пункта;
  2. изменения улиц, автомобильных дорог, по которым осуществляется движение транспортных средств между остановочными пунктами по маршруту;
  3. изменения классов транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту, максимального количества транспортных средств какого-либо класса транспортных средств.

03.10.2016 Министерством транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области издан Приказ №153/од «Об изменении автобусных маршрутов пригородного сообщения», которым перенесен остановочный пункт «пл.М.Жукова» на территорию автовокзала «Щербинки» конечный остановочный пункт маршрута №Т-322 «Богородск (2 микрорайон) - Н.Новгород (пл.М.Жукова)» с внесением изменения в наименование маршрут: «Исключить из маршрута «пл.М.Жукова».

30.11.2016 Правительство Нижегородской области приняло Постановление №815 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Нижегородской области» (далее – документ планирования).

На основании пункта 2.2.23 планируется внесение изменений по межмуниципальному маршруту порядковый номер Т-322 наименование «Богородск (2 микрорайон) - Н.Новгород (пл.М.Жукова)»:

- установление наименования маршрута: «Богородск (2-й микрорайон) – Н.Новгород (автовокзал Щербинки)»;

- установление конечного остановочного пункта маршрута: «Н.Новгород (автовокзал Щербинки)»;

- исключение из маршрута остановочного пункта: «Н.Новгород (Щербинки 2)»;

- установление протяженности маршрута: 35,1 км.

 

Дата внесения изменений в реестр межмуниципальных маршрутов:12.12.2016.

12.12.2016 Министерство транспорта и автомобильных  дорог Нижегородской области издало приказ №216/од «Об установлении и изменении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Нижегородской области» (далее - Приказ №216/од).

Указанным Приказом №216/од отменен приказ №153/од.

В соответствии с пунктом 2.20 Приказа №216/од – внесены изменения по маршруту порядковый номер Т-322 наименование «Богородск (2 микрорайон)- Н.Новгород (пл.М.Жукова)»:

- установление наименования маршрута: «Богородск (2-й микрорайон) – Н.Новгород (автовокзал Щербинки);

- установление конечного остановочного пункта маршрута: «Н.Новгород (автовокзал Щербинки)»;

- исключение из маршрута остановочного пункта: «Н.Новгород (Щербинки 2)»;

- установление протяженности маршрута: 35,1 км.

 

На момент издания Приказа №216/од действовал Порядок в редакции №2 от 23.06.2016 и изменение межмуниципального маршрута могло осуществляться по предложению хозяйствующего субъекта, осуществляющего перевозку пассажиров по данному маршруту, т.е. в рассматриваемом случае по заявлению ИП Даниловой Л.А., как перевозчика по маршруту порядковый номер Т-322 наименование «Богородск (2 микрорайон) - Н.Новгород (пл.М.Жукова)».

ИП Данилова Л.А. не направляла предложения в адрес Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области на изменение маршрута Т-322 «Богородск (2 микрорайон) - Н.Новгород (пл.М.Жукова)».

Согласно представленным Министерством транспорта и автомобильных дорог Нижегородской  области  пояснениям от 26.05.2017 № 4115 внесение изменений в маршрут Т-322, в том числе обусловлено введением в эксплуатацию нового автовокзала «Щербинки».

Договор от 01.12.2017 № 8 об организации и осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении на территории Нижегородской области заключен по итогам открытого конкурса на право заключения договора об организации и осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении на территории Нижегородской области по автобусному маршруту Т-322 наименование «Богородск (2 микрорайон) - Н.Новгород (пл.М.Жукова)».

Таким образом, предметом конкурса являлся маршрут Т-322 наименование «Богородск (2 микрорайон) - Н.Новгород (пл.М.Жукова)».

На основании вышеизложенного, на момент издания приказа №216/од у Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области отсутствовали правовые основания для изменения маршрута №Т-322.

Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области нарушают права ИП Даниловой Л.А. в части реализации прав по осуществлению хозяйственной деятельности в соответствии с условиями договора от 01.12.2017 № 8, право на которое получила по результатам торгов.

Согласно представленной ИП Даниловой Л.А. в материалы дела позиции сокращение рассматриваемого маршрута влияет на рентабельность и значительно снижает экономическую эффективность данного хозяйствующего субъекта. При рассмотрении дела ИП Данилова Л.А. пояснила, что приняла решение участвовать в конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок, поскольку данный маршрут отличается от аналогичных маршрутов в указанном направлении конечным остановочным пунктом. Данный маршрут, в том числе является подвозящим к маршрутам других видов транспорта, в том числе к городским троллейбусам.

Комиссией отклоняется довод министерства о том, что сокращение маршрута №Т-322 обусловлено введением в действие автовокзала Щербинки и изданием постановления Правительства Нижегородской области от 30.11.2016 № 815 об утверждении документа планирования регулярных перевозок и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Нижегородской области по следующим основаниям.

Согласно пояснениям ИП Даниловой Л.А. ей в добровольном порядке заключен договор с автовокзалом «Щербинки» на транспортное обслуживание; транспортные средства предпринимателя осуществляют заезд на остановочный пункт «автовокзал Щербинки».

Комиссия принимает довод ответчика о необходимости включения в рассматриваемый маршрут остановочного пункта «автовокзал Щербинки» в связи с упразднением ближайшего остановочного пункта  «Щербинки 2».

Замена остановочного пункта расположенного по пути следования движения маршрута на другой, расположенный на незначительном удалении от упраздняемого остановочного пункта в данном случае не влечет наступления негативны последствий для ведения хозяйственном деятельности. Кроме того, заявитель также не возражает против введения данного остановочного пункта на обслуживаемом маршруте.

При этом Комиссия отмечает, что для соблюдения требований о необходимости эксплуатации нового автовокзала Щербинки, находящегося по пути следования маршрута №Т-322, отсутствуют основания для сокращения протяженности рассматриваемого маршрута до даты окончания договора от 01.12.2017 № 8.

Сокращение протяженности маршрута (право на осуществления перевозок на котором  было получено на основании конкурентной процедуры), в данном случае является необоснованным и влечет наступление негативных последствий для осуществления предпринимательской деятельности ИП Даниловой Л.А.

Довод министерства, что, по мнению ответчика, не предполагается получение предпринимателем, осуществляющим перевозки по межмуниципальным маршрутам, прибыли, не может быть принят, поскольку в силу пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход.

Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области по изданию приказа от 12.12.2016 №216/од, в части сокращения маршрута №Т-322 являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с выявленными нарушениями, а также в связи с тем обстоятельствам, что Приказ от 12.12.2016 №216/од является действующим, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи министерству транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области предписания о внесении изменений в акт, нарушающий требования антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей  23, частями 1, 5 статьи 39,  частями  1 – 4  статьи  41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (603115, г. Нижний Новгород, ул. Ошарская, 63; ОГРН 1055238174090; ИНН5260158694) нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
  2. Выдать Министерству транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
  3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии

          

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                       

          

 

 

 

 

 

          

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

[1] Приказ Нижегородского УФАС  России от 01.11.2017 № 210-к.

 

Министерству транспорта

и автомобильных дорог

Нижегородской области

 

  603115, г. Нижний Новгород,

ул. Ошарская, 63

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1651-ФАС52-10/17

 

14 ноября 2017 года                                                                      г. Нижний Новгород

 

 

  Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

 

-

заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

 

 

 

-

начальник отдела контроля органов государственной власти;

 

-

главный специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти,

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) на основании своего Решения от 14 ноября 2017 года по делу №1651-ФАС52-10/17 о нарушении Министерством транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (603115, г. Нижний Новгород, ул. Ошарская, 63; ОГРН 1055238174090; ИНН5260158694) (далее – министерство) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Министерству транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области в срок до 20 декабря 2017 года внести изменения в пункт 2.20 приказа Министерство транспорта и автомобильных  дорог Нижегородской области от 12.12.2016 №216/од «Об установлении и изменении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Нижегородской области», а именно:

- установить наименование маршрута №Т-322 «Богородск (2 микрорайон) - Н.Новгород (пл.М.Жукова)»;

- установить конечный остановочный пункт маршрута «Н.Новгород (пл.М.Жукова)»;

- исключить из маршрута остановочный пункт «Н.Новгород (Щербинки 2)»;

- включить в маршрут промежуточный остановочный пункт маршрута «Н.Новгород (автовокзал Щербинки)»;

- установить протяженность маршрута согласно договору, заключенному с ИП Даниловой Л.А. от 01.12.2017 № 8 об организации и осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении на территории Нижегородской области на автобусном маршруте №Т-322 «Богородск (2 микрорайон) – Н.Новгород (пл.Маршала Жукова)».

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны