Решение №1846/02 РЕШЕНИЕ № А-6/18 ... от 11 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исх.№1846/02 от 11.05.18

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

№ А-6/18                                                                                                   Великий Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 04 мая 2018 года               

В полном объеме решение изготовлено 10 мая 2018 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<   >  – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления – начальник отдела антимонопольного контроля;

<     >   – член комиссии, заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок и рекламы;

<          >  – член Комиссии, специалист – эксперт Управления;

в присутствии представителей:

ответчикаООО «ТК Новгородская» – <  > (доверенность №38) и < >(доверенность № 189);

рассмотрев дело № А-6/18 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения  ООО «ТК Новгородская» (ОГРН 1135321001639 ИНН 5301003692, ул. Нехинская, д. 1а, г. Великий Новгород, 173015) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в том числе, пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Новгородским УФАС России была проведена плановая выездная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Тепловая компания «Новгородская» (далее – ООО «ТК «Новгородская»).

В ходе проверки установлено следующее:

16.08.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru ( далее – официальный сайт)  заказчиком – ООО «ТК Новгородская» было размещено извещение № 31705428562 о проведении закупки путем открытого запроса предложений в электронной форме № ЭЗП-72ПБМК/2017 по отбору организации на право заключения с ООО «ТК Новгородская» договора подряда выполнения работ по строительству и установке автоматизированной газовой блочно-модульной котельной в 2017 году (начальная (максимальная) цена договора – 34 589 170 рублей).

Документация о рассматриваемом открытом запросе предложений была утверждена заместителем генерального директора по снабжению ООО «ТК Новгородская» Т.В. Пархоменко (далее –  Документация).

1. В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 1.7.2 раздела 1 Положение о закупках товаров, работ, услуг ООО «ТК Новгородская» (далее – Положение) при проведении закупок Заказчик устанавливает следующие обязательные требования к участникам закупки:

1.7.2.1 Соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки;

1.7.2.2 Непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

1.7.2.3 Неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в закупке;

1.7.2.4 Отсутствие у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в закупке не принято.

Аналогичные требования к участникам закупки предъявлены пункта 10 раздела I.4 Документации (Информационная карта).

При этом согласно пункту 9.3.16 раздела 9 Положения заявка на участие в закупке должна помимо прочего содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным в соответствии с п. 1.7.2.1 Положения требованиям, в случае, если представление указанных документов предусмотрено документацией (специальное разрешение (лицензия), документы, подтверждающие членство в саморегулируемой организации, свидетельство о допуске к определенному виду работ, выданное саморегулируемой организацией и т.п.).

В соответствии с указанными требованиями Положения заказчиком – ООО «ТК Новгородская» в подпункте «м» пункта 12 раздела I.4 Документации (Информационная карта) предъявлено требование о представлении в составе заявки на участие в запросе предложений следующих документов:

«Свидетельство СРО на осуществление работ:

5.3. Устройство ростверков

5.4. Устройство забивных и буронабивных свай

6.1. Опалубочные работы

6.2. Арматурные работы

6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций

10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений

10.4. Монтаж, усиление и демонтаж мачтовых сооружений, башен, вытяжных труб

10.5. Монтаж, усиление и демонтаж технологических конструкций

12.5. Устройство оклеечной изоляции

12.9. Гидроизоляция строительных конструкций

12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования

12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования

15.3. Устройство и демонтаж системы газоснабжения

16.1. Укладка трубопроводов водопроводных

16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей

16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов

16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода

17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных

17.2. Укладка трубопроводов канализационных напорных

17.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей

17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев

17.7. Очистка полости и испытание трубопроводов канализации

18.1. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя до 115 градусов Цельсия

18.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения

18.4. Устройство колодцев и камер сетей теплоснабжения

18.5. Очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения

19.2. Укладка газопроводов с рабочим давлением от 0,005 МПа до 0,3 МПа включительно

19.4. Установка сборников конденсата гидрозатворов и компенсаторов на газопроводах

19.5. Монтаж и демонтаж газорегуляторных пунктов и установок

19.7. Ввод газопровода в здания и сооружения

19.8. Монтаж и демонтаж газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ

19.9. Врезка под давлением в действующие газопроводы, отключение и заглушка под давлением действующих газопроводов

19.10. Очистка полости и испытание газопроводов

23.4. Монтаж оборудования котельных

24.23. Пусконаладочные работы оборудования водоочистки и оборудования химводоподготовки

24.25. Пусконаладочные работы газовоздушного тракта

24.26. Пусконаладочные работы общекотельных систем и инженерных коммуникаций

33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно

33.5. Объекты теплоснабжения

33.6. Объекты газоснабжения

33.7. Объекты водоснабжения и канализации».

Между тем, что с 01.07.2017 в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК) внесен ряд изменений, в частности, в части 2, 3 статьи 52, в соответствии с которыми из ГрК исключены положения относительно необходимости наличия и выдачи такого документа как свидетельство саморегулируемой организации о допуске к видам работ, а также положения о необходимости наличия у лица, осуществляющего строительство, допуска к работам по организации строительства или к конкретным видам работ из числа указанных в Документации.

Согласно обзору состояния конкурентной среды при проведении определенной закупочной процедуры - открытого запроса предложений в электронной форме, временной интервал исследования ограничивается периодом фактического проведения данных процедур: с даты публикации извещения (начало приема заявок на участие в аукционе) до заключения договора с победителем аукциона.

Извещение  № 31705428562 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме было опубликовано в ЕИССЗ 16.08.2017.

Таким образом, временным интервалом исследования открытого запроса предложения является период проведения закупки (до даты заключения контракта), то есть период с 16.08.2017 по 22.08.2017.

Анализ состояния конкуренции на закупке показал, что конкуренция на рассматриваемом открытом запросе предложений была. Согласно части 6 статьи 3 Закона Федерального закона от 18.07.2011. № 223-ФЗ  "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки. При этом следует отметить, что заявка ООО СМП «Народный водопровод»  содержала существенно более выгодное для заказчика предложение по цене договора, чем заявка ООО «Северная Компания».

Тем не менее, контракт заключен с ООО «Северная Компания», чья заявка не отвечала объявленным условиям участия в запросе предложений и должна быть признана несоответствующей требованиям.

Из части 4 статьи 55.17 ГрК следует, что документом, подтверждающим членство в саморегулируемой организации в области строительства, является выписка из реестра ее членов. Саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Согласно части 5 статьи 55.17 ГрК форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

Указанная форма установлена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 № 58 (далее – Форма).

Согласно примечанию к Форме в выписке из реестра членов саморегулируемой организации с 01.07.2017 не указывается перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и к которым член саморегулируемой организации имеет свидетельство о допуске.

Таким образом, с учетом даты объявления о проведении рассматриваемой закупки (16.08.2017) требования к участникам запроса предложений и к содержанию их заявок о наличии свидетельств саморегулируемой организации в области строительства о допуске к определенным видам работ, предъявленные в Документации, являются неправомерными, поскольку не основаны на положениях действующего законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Кроме того, подпунктом «л» пункта 12 раздела I.4 Документации (Информационная карта) предусмотрено, что в составе заявок на участие в запросе предложений должны быть представлены «Сведения об аналогичных договорах согласно данного запроса предложений».

Данное требование к содержанию заявок участников закупки также предъявлено заказчиком неправомерно исходя из следующего.

При этом согласно пункту 9.3.6 раздела 9 Положения заявка на участие в закупке должна, помимо прочего, содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, в том числе, деловую репутацию, наличие опыта выполнения работ, оказания услуг, производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иных показателей, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, если в документации указан такой критерий оценки заявок на участие в закупке, как квалификация участника закупки и документацией предусмотрено представление указанных документов (за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации документы передаются вместе с товаром).

Однако согласно пункту 9 раздела I.4 Документации (Информационная карта) заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок:

Условия поставки товара:

- Наличие отсрочки платежа (указать количество дней),

- Срок выполнения работ (указать дату закрытия всех работ);

Цена договора.

Таким образом, квалификация участника закупки, в том числе наличие опыта выполнения работ, критерием оценки заявок участников рассматриваемого запроса предложений не являлась.

Обязательных требований к наличию у участников опыта выполнения строительных работ по предмету закупки (строительство газовых котельных) в пункте 10 раздела I.4 Документации (Информационная карта) также предъявлено не было.

Учитывая изложенное, требование заказчика о представлении в составе заявки сведений о договорах на выполнение работ аналогичных предмету запроса предложений  не основано на положениях Документации, прямо противоречит пункту 9.3.6 раздела 9 Положения, является немотивированным и излишним.

Действия заказчика – ООО «ТК Новгородская» по установлению вышеуказанных незаконных требований к участникам запроса предложений и к содержанию их заявок свидетельствуют о нарушении пунктов 9.3.6, 9.3.16 раздела 9 Положения и части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Предъявление незаконных требований к участникам закупок и к содержанию их заявок относится к действиям, приводящих к ограничению конкуренции при проведении торгов (в данном случае запроса предложений), и свидетельствует на наличии признаков нарушения частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Так, на участие в рассматриваемом запросе предложений поступило всего две заявки участников, цена договора при подведении итогов закупки снижена незначительно (до 33 159 000 рублей при начальной цене – 34 589 170 рублей).

 

2. Согласно пункту 2 части 10 статьи 3 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 9.1 раздела 9 Положения для участия в закупке участник размещения заказа подает заявку на участие в закупке в срок и по форме, которые установлены документацией о закупке.

При этом согласно пункту 9.3.12 раздела 9 Положения заявка на участие в закупке должна помимо прочего содержать «Справку о соответствии участника размещения заказа требованиям, предъявляемым к участникам размещения заказа (в произвольной форме)».

Аналогичные требования к содержанию заявки на участие в рассматриваемом запросе предложений установлены подпунктом «з» пункта 12 раздела I.4 Документации (Информационная карта).

Как уже отмечалось, к участникам рассматриваемого запроса предложений предъявлены требования в соответствии с  пунктом 1.7.2 раздела 1 Положения, в том числе требование об отсутствии у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период (подпункт 4 пункта 10 раздела I.4 Документации (Информационная карта)).

В соответствии с пунктом 6.4.2 раздела 6 Положения для участия в запросе предложений потенциальный поставщик закупки подает заявку на участие в запросе предложений в соответствии с требованиями, установленными в документации о запросе предложений.

Таким образом, участники рассматриваемого запроса предложений должны были в обязательном порядке представить в составе своих заявок справку об отсутствии вышеуказанной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам.

Пунктом 6.6.2 раздела 6 Положения установлено, что комиссия рассматривает заявки на участие в запросе предложений, в частности на наличие документов, определенных документацией о запросе предложений.

Согласно пункту 6.6.4 раздела 6 Положения по результатам рассмотрения и проверки информации о потенциальных поставщиках запроса предложений Комиссия вправе отклонить заявку на участие в запросе предложений, в том числе, в случае отсутствия в составе заявки на участие в запросе предложений документов, определенных документацией о запросе предложений.

Согласно протоколу от 23.08.2017 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом запросе предложений в электронной форме № ЭЗП-72ПБМК/2017 на участие в рассматриваемой закупке поступило по 2 заявки от участников ООО «Северная Компания» (ИНН 7810183813, пос. Мурино Всеволожского района Ленинградской области) и ООО СМП «Народный водопровод» (ИНН 6452050382, г. Саратов).

Согласно протоколу 24.08.2017 рассмотрения заявок на участие в открытом запросе предложений в электронной форме № ЭЗП-72ПБМК/2017 заявки ООО «Северная Компания» и ООО СМП «Народный водопровод» были признаны соответствующими требованиям Документации и допущены до стадии оценки.

Однако в составе заявки ООО «Северная Компания» не была представлена справка об отсутствии у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Приложенное ООО «Северная Компания» в составе заявки письмо № ИП 1607 от 21.08.2017 содержало сведения о непроведении ликвидации и неприостановлении деятельности участника закупки (требования подпунктов 2, 3 пункта 10 раздела I.4 Документации (Информационная карта)), но не об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам (требование подпункта 4 пункта 10 раздела I.4 Документации (Информационная карта)).

Учитывая изложенное, заявка ООО «Северная Компания» не отвечала объявленным условиям участия в запросе предложений, должна была быть признана несоответствующей требованиям Документации, а подавший ее участник должен был быть отстранен от участия в закупке.

Однако, как уже отмечалось ООО «Северная Компания» не только не было отстранено от участия в запросе предложений, но и согласно протоколу от 25.08.2017 по подведению итогов в открытом запросе предложений в электронной форме № ЭЗП-72ПБМК/2017 было признано победителем рассматриваемой закупки.

При этом следует отметить, что заявка ООО СМП «Народный водопровод»  содержала существенно более выгодное для заказчика предложенное по цене договора, чем заявка ООО «Северная Компания» (31 960 000 рублей против 33 159 000 рублей).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

Таким образом, в действиях заказчика – ООО «ТК Новгородская» в лице его закупочной комиссии содержатся нарушения пункта 6.6.2 раздела 6 Положения, части 1 статьи 2 и части 6 статьи 3 Закона о закупках, выразившиеся в нарушении порядка отбора участников закупки (необоснованном допуске к участию в закупке участника, заявка которого не соответствовала требованиям документации о запросе предложений).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

В соответствии с частью 2 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать: фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства, а также доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Согласно частям 4, 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела. Лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

В соответствии с вышеуказанными положениями Закона о защите конкуренции Новгородским УФАС России было изготовлено заключение об обстоятельствах дела № А-06/18 от 01.03.2018 (исх. № 1548/02 от 18.04.2018 Новгородского УФАС России) о нарушении антимонопольного законодательства, копия которого была направлена лицам, участвующим в деле.

04.05.2018 на заседании Комиссии Новгородского УФАС России представители ООО «ТК Новгородская» устно пояснили, что каких-либо возражений и замечаний относительно доводов, изложенных в заключении, ООО «ТК Новгородская» не имеет.

От ООО «ТК Новгородская» каких-либо возражении в отношении заключения также не поступало.

Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Факт нарушения ООО «ТК Новгородская» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в том числе, пункта  3 части 1  статьи 17 Закон о защите конкуренции, при проведении закупки путем открытого запроса предложений в электронной форме ответчиком не оспаривается и подтверждается материалами дела.

Руководствуясь статьей 17, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «ТК Новгородская» (ОГРН 1135321001639 ИНН 5301003692, ул. Нехинская, д. 1а, г. Великий Новгород, 173015) нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе, пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

     2. Выдать ООО «ТК Новгородская» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

Председатель Комиссии                                                                          <      >

 

Члены Комиссии                                                                                      <         >

                                                                                                               

                                                                                                    <              >

 

                                                                                                         

Решение может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня принятия решения. Датой изготовления решения в полном объеме считается дата его принятия

 

 

 

                                                                                                         

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны