Решение №4006/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ЗАО «Ирбис» о нар... от 12 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

Государственному заказчику –

ГУ «Новгородский информационно-аналитический центр»

 

пл. Победы-Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005

 

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора

Новгородской области

и его аукционной комиссии

 

пл. Победы-Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005

 

             

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк - АСТ»

 

Большой Саввинский пер, д. 12,стр. 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ЗАО «Ирбис»

 

ул. Озерная, д.16, корп. 1, пом. 1,

г. Тверь, 170008

 

 

исх № 4006/03 от 12.09.2018

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

07 сентября 2018 года                                                                                       Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Виниченко О.С. - председатель Комиссии, руководитель Управления,

Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

Михайлов С.О. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,               

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Государственного учреждения «Новгородский информационно-аналитический центр» – «…….»;

уполномоченного органа - Администрации Губернатора Новгородской области – «…..»;

подателя жалобы – Закрытого акционерного общества «Ирбис» - «……»,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Закрытого акционерного общества «Ирбис» (170008, г. Тверь, ул. Озерная, д.16, корп. 1, пом. 1; далее – ЗАО «Ирбис») на действия государственного заказчика – Государственного учреждения «Новгородский информационно-аналитический центр» (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1; далее – ГУ «НИАЦ») при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1; далее – Администрация) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по внедрению подсистемы обеспечения информационной безопасности в информационных системах ГУ НИАЦ, извещение № 0150200003918000745 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 20.08.2018, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

31.08.2018 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки (определения поставщика) – ЗАО «Ирбис» на действия государственного заказчика – ГУ «НИАЦ» при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по внедрению подсистемы обеспечения информационной безопасности в информационных системах ГУ НИАЦ, извещение № 0150200003918000745 о проведении которого было размещено на официальном сайте 20.08.2018 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1.Предметом рассматриваемого  аукциона является выполнение работ по внедрению подсистемы обеспечения информационной безопасности в информационных системах ГУ НИАЦ.

Однако помимо требований к выполнению и качеству работ, Приложение № 1 к документации об электронном аукционе (далее – Техническое задание), содержит требование о поставке в адрес государственного заказчика программных средств для автоматизации формирования и актуализации внутренней документации. Исходя из характера работ по обеспечению информационной безопасности, поставка вышеуказанных программных средств одновременно с выполнением работ по защите информации не может быть объяснена какой-либо технологической и (или) функциональной взаимосвязью подобных программных средств и работ по защите информации.

По мнению подателя Жалобы, государственный заказчик неправомерно объединил в один лот выполнение работ по внедрению подсистемы обеспечения информационной безопасности и поставку программных средств для автоматизации формирования и актуализации внутренней документации (далее – Программа автоматизации).

Кроме того, характеристики программного средства прописаны с такой детализацией, которая не может быть объяснена какой-либо объективной функциональной потребностью заказчика.

2. Государственным заказчиком в пункте 10.1 Технического задания установлено требование, что подрядчик должен обладать необходимым объемам лицензионных прав и полномочий для предоставления заказчику неисключительных (лицензионных) прав на использование Программы автоматизации, а именно «Свидетельство об официальной регистрации Программы Автоматизации как программы для ЭВМ, выданное в установленном законом порядке Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, в случае если Подрядчик является Правообладателем (Разработчиком) Программы Автоматизации».

По мнению подателя Жалобы, данное требование  установлено государственным заказчиком неправомерно.

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит признать в действиях государственного заказчика – ГУ «НИАЦ» нарушения Закона о контрактной системе и выдать ему обязательное для исполнения предписание об устранении таких нарушений.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель подателя Жалобы поддержал ее доводы в полном объеме.

Согласно представленным ГУ «НИАЦ»  письменным возражениям на Жалобу (вх. № 5913 от 05.09.2018 Новгородского УФАС России), государственный заказчик считает ее доводы необоснованными.

            1. В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152- ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных) оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами. К таким мерам могут, в частности, относиться:

            - назначение оператором, являющимся юридическим лицом, ответственного за организацию обработки персональных данных;

            - издание оператором, являющимся юридическим лицом, документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений;

            - осуществление внутреннего контроля и (или) аудита соответствия обработки персональных данных настоящему Федеральному закону и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, политике оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам оператора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о персональных данных оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

В соответствии с пунктом 8.15 Приложения к приказу ФСТЭК России от 18.02.2013 № 21 «Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» меры по управлению конфигурацией информационной системы и системы защиты персональных данных должны обеспечивать управление изменениями конфигурации информационной системы и системы защиты персональных данных, анализ потенциального воздействия планируемых изменений на обеспечение безопасности персональных данных, а также документирование этих изменений».

В соответствии с пунктом 16 Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденных приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17  внедрение системы защиты информации информационной системы АИС МФЦ, в том числе включает:

- разработку документов, определяющих правила и процедуры, реализуемые оператором для обеспечения защиты информации в информационной системе в ходе ее эксплуатации;

- внедрение организационных мер защиты информации.

Требования вышеуказанных и иных документов в сфере обеспечения безопасности персональных данных и информации, обрабатываемой в государственных информационных системах однозначно указывают на необходимость и на возможность одновременной реализации организационных и технических мер по защите информации.

Применение средства автоматизации формирования и актуализации внутренней документации по защите информации, технические характеристики которого указаны в пункте 5.3 Технического задания является способом реализации организационных мер по обеспечению безопасности персональных данных и информации, обрабатываемой в государственных информационных системах ГУ НИАЦ и, соответственно, технологически и функционально связано с иными работами по внедрению подсистемы обеспечения информационной безопасности в информационных системах ГУ НИАЦ, указанным в Техническом задании.

Кроме того, степень детализации описания характеристик объекта закупки Законом о контрактной системе,  не устанавливается.

В целях обеспечения конкуренции функционал средства автоматизации формирования и актуализации внутренней документации по защите информации детализирован лишь до степени общих требований (пункт 5.3.2. Технического задания)

   2. Требования аукционной документации по наличию у участника закупки договора с разработчиком на право распространения программного продукта направлены на выполнение требований по обеспечению патентной чистоты, выполнения положений законодательных актов Российской Федерации по соблюдению авторских прав (пункт 7.1 технического задания). При этом Исполнителю предоставляется возможность доказать соблюдение им требований законодательства всеми разрешенными законодательством способами (пункт 10.1 технического задания).

            На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители государственного заказчика поддержали доводы возражений в полном объеме, при этом устно пояснили, что в пункте 10.1 Технического задания содержится техническая ошибка, относительно обладанием участником закупки свидетельством об официальной регистрации Программы автоматизации как программы для ЭВМ, указанное требование в рассматриваемой закупки не отвечает действительным потребностям заказчика,  пунктом 9.3.7 документации об электронном аукционе «Обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности», не установлено.

Уполномоченный орган – Администрация Губернатора письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки установлено следующее.

1. В августе-сентябре 2018 года государственным заказчиком – ГУ «НИАЦ» осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по внедрению подсистемы обеспечения информационной безопасности в информационных системах ГУ НИАЦ, извещение № 0150200003918000745 о проведении которого было размещено на официальном сайте 20.08.2018 (начальная (максимальная) цена контракта – 1 109 900, 00 рублей).

Документация о рассматриваемом электронном аукционе (далее – Документация) утверждена директором ГУ «НИАЦ»  «…..».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчиками должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Государственным заказчиком – ГУ «НИАЦ» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по внедрению подсистемы обеспечения информационной безопасности в информационных системах ГУ НИАЦ.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 3.4.2 Документации работы выполняются в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 к документации об электронном аукционе).

Качество выполняемых работ, технические характеристики работ,  требования  к  их безопасности,  требования к  результатам  выполнения работ  и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика, должны соответствовать Техническому заданию (Приложение № 1 к документации об электронном аукционе).

Так, согласно пункту 5.2 Технического задания подрядчик должен обеспечить передачу неисключительных (пользовательских) прав на Программу автоматизации  на срок 1 (один) год».

При этом, пунктом 5.3 Технического задания государственным заказчиком установлены требования к Программе автоматизации: «Программа автоматизации должна обеспечивать соответствие генерируемого (выгружаемого) портфеля документов  требованиям действующего законодательства РФ в области ПДн и защите информации ограниченного доступа, не составляющей государственную тайну, содержащейся в ГИС, в том числе – внесение необходимых изменений в шаблоны генерируемых (выгружаемых) документов.

Программа Автоматизации должна иметь следующий функционал:

  • внесение/изменение исходных данных;
  • настройка пользовательских стилей документации;
  • генерация и выгрузка документации;
  • онлайн-консультант;
  • ведение журналов по информационной безопасности в электронном виде;
  • оценка готовности к проверкам Роскомнадзора, ФСБ России, ФСТЭК России;
  • получение информации о плановых проверках Роскомнадзора;
  • ведение перечня внутренних проверок;
  • автоматическая подача уведомления/информационного письма в Роскомнадзор;
  • оперативный мониторинг состояния защиты информации в организации по данным в Программе Автоматизации;
  • ускоренный ситуационный ввод данных;
  • ведение реестра информационных систем;
  • анализ уязвимостей в программном обеспечении».

Изучив материалы Жалобы и письменные пояснения государственного   заказчика, Комиссия приходит к следующим выводам.

Исходя из положений статьи 33 Закона о контрактной системе, формирование объекта закупки является правом заказчика, который при этом должен исходить из своих действительных потребностей в товарах, работах, услугах и не устанавливать необоснованных ограничений по отношению к участникам закупок.

Как следует из письменных пояснений государственного заказчика – ГУ «НИАЦ», применение средства автоматизации формирования и актуализации внутренней документации по защите информации, технические характеристики которого указаны в пункте 5.3 Технического задания является способом реализации организационных мер по обеспечению безопасности персональных данных и информации, обрабатываемой в государственных информационных системах ГУ «НИАЦ» и соответственно, технологически и функционально связано с иными работами по внедрению подсистемы обеспечения информационной безопасности в информационных системах ГУ НИАЦ, указанным в Техническом задании.

Таким образом, материалами Жалобы подтверждается, тот факт, что данное программное обеспечение технологически связано с работами, предусмотренными в рамках  рассматриваемого электронного аукциона, поскольку при выполнении работ по внедрению подсистемы обеспечения информационной безопасности в информационных системах ГУ НИАЦ, в рамках организационных мер будет задействована вышеуказанное программное обеспечение.

Кроме того, подтверждается наличие у государственного заказчика действительной потребности в данном программном обеспечении.

Соответственно, предмет настоящего электронного аукциона отражает действительные потребности учреждения.

При оценке имеющегося в Документации описания объекта рассматриваемой закупки на предмет наличия в нем требований к товарам, влекущих ограничения количества участников электронного аукциона, Комиссия учитывает следующее.

Из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в рассматриваемом электронном аукционе от 04.09.2018  следует, что действительность рассматриваемой потребности заказчика подтверждается  фактом поступления на участие в рассматриваемой закупке 6 заявок.

Рынок услуг,    являющихся объектом рассматриваемой закупки, конкурентный с большим количеством участников, что подтверждается количеством заявок, поданных на участие в вышеуказанном аукционе.

Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается в том числе и на принципах ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Заказчики при осуществлении закупок также должны руководствоваться указанными принципами.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Следовательно, формирование объекта закупки является правом заказчика, который при этом должен исходить из своих действительных потребностей в товарах, работах, услугах и не устанавливать необоснованных ограничений по отношению к участникам закупок.

Заказчик самостоятельно, руководствуясь собственными потребностями, в достаточной для него мере вправе детализировать описание объекта закупки, если это не приводит к ограничению количества участников в виде установления неправомерных требований к закупаемым товарам, работам, услугам.

На основании вышеизложенного, определяя объект рассматриваемой закупки с предусмотренными в Техническом задании требованиями государственный заказчик – ГУ «НИАЦ» не совершает действий, противоречащих действующему законодательству и приводящих к необоснованному ограничению конкуренции при осуществлении закупок, поскольку предмет торгов отражает действительные потребности заказчика.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что требования к программному обеспечению, содержащиеся в Техническом задании аукционе, являются необходимыми и значимыми для обеспечения деятельности ГУ «НИАЦ».

Довод Подателя Жалобы о неправомерности объединения в один лот выполнение работ по внедрению подсистемы обеспечения информационной безопасности и поставку Программы автоматизации ввиду возможности поставки программного обеспечения и выполнения работ разными лицами является несостоятельным, поскольку в связи с отсутствием законодательного запрета на объединение товаров (работ, услуг) в один лот возможность выполнения работ и поставки товара разными лицами само по себе не может являться доказательством неправомерности документации об электронных аукционах.

2. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе одним из единых требований при осуществлении закупок является обладание их участниками исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

Таким образом, условием для установления заказчиками при осуществлении закупок предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требования, является приобретение заказчиком по результатам исполнения заключенного контракта прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Согласно пункту 9.3.7 Документации государственным заказчиком – ГУ «НИАЦ» требование к участникам закупки об обладании ими исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности установлено не было.

            При этом, в пункте 10.1 Технического задания  государственным заказчиком установлено обязательное требование о наличии у исполнителя лицензионных прав и полномочий для предоставления заказчику неисключительных (пользовательских) прав на использование Программы автоматизации:

- Свидетельство об официальной регистрации Программы Автоматизации как программы для ЭВМ, выданное в установленном законом порядке Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, в случае если Подрядчик является Правообладателем (Разработчиком) Программы Автоматизации;

- Лицензионный договор с Правообладателем (Разработчиком) Программы Автоматизации с полномочиями Исполнителя на передачу третьим лицам неисключительных (пользовательских) прав на использование Программы Автоматизации в объёме и способами, предусмотренными условиями настоящего Технического задания, в случае, если Подрядчик не является Правообладателем (Разработчиком) Программы Автоматизации.

При оценке вышеназванных требований государственного заказчика к исполнителям работ (услуг) Комиссия исходит из следующего.

Правовое регулирование отношений в сфере возникновения, использования  и защиты объектов интеллектуальной собственности осуществляется нормами части IV ГК.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1225 ГК программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) являются результатами интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью).

Согласно статье 1226 ГК на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).

В соответствии с частью 1 статьи 1229 ГК гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

Согласно пункту 1 статье 1262 ГК правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Таким образом, на основании вышеуказанных положений ГК, установленное государственным заказчиком требование о наличии у исполнителя свидетельства об официальной регистрации Программы Автоматизации как программы для ЭВМ, предусматривает наличие у исполнителя  исключительно права на Программу автоматизации.

Однако как указывалось выше, в пункте 9.3.7 Документации государственным заказчиком требование к участникам закупки об обладании ими исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности установлено не было.

Следовательно, в Документации и Техническом задании содержится противоречивая информация относительно требования к участникам закупки об обладании ими исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.

На заседании Комиссии представители государственного заказчика устно пояснили, что в данной части Технического задания (пункт 10.1) содержится техническая ошибка, и  указанное требование в рассматриваемой закупке не отвечает действительным потребностям заказчика и является необязательным для участников закупки.

При этом Комиссия Новгородского УФАС России отмечает, что исходя из положений ГК (пункт 1 статья 1262),  данное свидетельство может быть зарегистрировано по собственному желанию правообладателя, следовательно, при установлении данного требования о наличии у исполнителя свидетельства об официальной регистрации Программы Автоматизации как программы для ЭВМ государственный заказчик  должен обосновать в Документации установленное  требование.

Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГУ «НИАЦ»  содержится нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об электронном аукционе  неправомерного требования к исполнителю об обладании исключительными правами на программное обеспечение.

Следовательно, Жалоба является частично обоснованной.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

В результате проведения внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе также должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

Требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Согласно пункту 5.5 Технического задания подрядчик обязан поставить средства защиты информации в соответствии с количеством  и характеристиками, указанными в таблице 3.

В соответствии с таблицей 3 Технического задания подрядчик обязан поставить следующие средства защиты:

  • cредство защиты информации от несанкционированного доступа для операционных систем семейства Linux;

- cредство защиты информации от несанкционированного доступа для операционных систем семейства Windows;

- средство для обеспечения безопасности виртуальной инфраструктуры;

- средство анализа защищенности ТСР/IP сетей не менее чем на 11 хостов.

Согласно пункту 5.6 Технического задания государственным заказчиком установлено требование к поставке товара с товарным знаком, а именно Kaspersky Стандартный  Certified media Pack Russian Edition. Media Pack.

При этом, согласно разделу 8 «Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами» Документации государственным заказчиком в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения.

Поскольку, в данном случаи объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ с поставкой  товара (средства защиты информации), в отношении которого в Документации установлено ограничение, государственный  заказчик – ГУ «НИАЦ» должен был установить требования к содержанию первой части заявок участников закупки в соответствии с пунктом 1, подпунктами «а», «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Однако согласно пункту 10.2 Документации первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:

 - согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.

То есть государственным заказчиком установлены требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе на выполнение работ (пункт 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе), тогда как объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ, при выполнении которых используется товар, в отношении которого установлено ограничение в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, а значит, требования к содержанию первой части заявки должны были быть установлены в соответствии с пунктом 1, подпунктами «а», «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Таким образом, государственным заказчиком – ГУ «НИАЦ» в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в Документации об электронном аукционе ненадлежащим образом установлены требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в рассматриваемой закупке.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях государственного заказчика – ГУ «НИАЦ» являются грубыми, нарушают права и законные интересы участников электронного аукциона, что дает основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

 

 

Руководствуясь статьями 31, 33, 64, 66  пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки - Закрытого акционерного общества «Ирбис» (170008, г. Тверь, ул. Озерная, д.16, корп. 1, пом. 1) на действия государственного заказчика – Государственного учреждения «Новгородский информационно-аналитический центр» (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1) при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по внедрению подсистемы обеспечения информационной безопасности в информационных системах ГУ НИАЦ, извещение № 0150200003918000745 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 20.08.2018, частично обоснованной  в части довода о наличии в документации об электронном аукционе, а именно в Техническом задании, неправомерного требования к исполнителю об обладании исключительными правами на Программу автоматизации как программы для ЭВМ.

2. Признать в действиях государственного заказчика - Государственного учреждения «Новгородский информационно-аналитический центр»  нарушения части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64  Закона о контрактной системе.

3. Выдать государственному заказчику – Государственному учреждению «Новгородский информационно-аналитический центр», уполномоченному органу - Администрации Губернатора Новгородской области и его аукционной комиссии,  оператору электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

5. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Государственного учреждения «Новгородский информационно-аналитический центр».

 

Председатель Комиссии                                                                               О.С. Виниченко

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                           Д.А. Петров                      

                                                                               

                                                                                                               С.О. Михайлов          

           

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны