Решение №7125/02 РЕШЕНИЕ по делу № А-20/18 от 8 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

 

 

 

ОАО «Автобусный парк»

 

ул. Хутынская, д.10,

Великий Новгород, 173020

 

                                   

                                                                           ООО «Тверьтранснефть»

                                                                           ул. Вагжанова, д. 21,

      г. Тверь, 170100

                                        

                                        

 

 

 

Исх.№7125/02 от 08.11.18

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № А-20/18

                                                                                                      

    Великий Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 30 октября 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено 07 ноября 2018 года.

 

Комиссия Новгородского УФАС России (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: Пашкова Г.Н. - заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля;

Члены комиссии:

Михайлов С.О. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;

Паньков С.Е. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

в присутствии представителей ответчика - ОАО «Автобусный парк»:

<…>

представителя заявителя - ООО «Тверьтранснефть» <…>

рассмотрев дело № А-20/18 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО «Автобусный парк» (ИНН 5321166230, ОГРН 1135321007821, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 10, 173020, далее - Общество) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

          В Новгородское УФАС России (далее – Управление) поступили заявление ООО «Тверьтранснефть»  и дополнения, к заявлению указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «Автобусный парк».

           ООО «Тверьтранснефть» в своем заявлении указало, что 06.06.2018 года на сайте httр://zakuрki.gоv.гu/ было размещено извещение о проведении запроса коммерческих предложений №31806577440, наименование закупки: поставка дизельного топлива для подвижного состава ОАО «Автобусный парк» на 3 квартал 2018 года. Заказчиком закупки выступило Открытое акционерное общество «Автобусный парк» (ИНН/КПП 5321166230 \ 532101001, ОГРН 1135321007821, Новгородская обл., г. Великий Новгород, ул. Хутынская, дом 1).

            ООО «Тверьтранснефть» (ИНН/КПП 6950179420/695001001 ОГРН 1146952004957, Адрес: 170100, г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 21) приняло участие в закупочной процедуре, подав в установленные сроки заявку на участие в запросе предложений с приложением всех необходимых документов. Начальная (максимальная) цена договора была установлена Документацией по проведению запроса коммерческих предложений в размере 23 289 000 (двадцать три миллиона двести восемьдесят девять тысяч) рублей 00 копеек, в том числе НДС. Предложенная ООО «Тверьтранснефть» стоимость договора была наименьшей из четырех зарегистрированных заявок.

          Однако, Протоколом №4 по результатам рассмотрения заявок, закупочная комиссия ОАО «Автобусный парк» единогласно отклонила от участия в запросе предложений по извещению №31806577440 заявку ООО «Тверьтранснефть» с формулировкой:«требование предоставления топлива по ГОСТ 52368-2005, сорт С вид III(ДТ-Л-К5)».

            Подпунктом 6 Информационной карты Документации по проведению запроса коммерческих предложений (стр. 11) установлены следующие требования к предмету закупки, оказываемым услугам: «качество поставляемого товара должно соответствовать всем нормативным требованиям, предъявляемым к данному виду товара (ГОСТ 52368-2005, сорт С вид III(ДТ­Л-К5) и подтверждаться надлежащими документами (сертификатами, паспортами качества и т.д.)». ООО «Тверьтранснефть» к заявке на участие в запросе предложений были приложены паспорта качества, подтверждающие соответствие топлива ГОСТ 32511-2013 вместо ГОСТ 52368-2005.

           Указанные обстоятельства связаны с тем, что ведущие производители топлива РФ производят продукцию согласно ГОСТ 32511- 2013, т. к. ГОСТ 32511-2013 устанавливает требования к топливу согласно Технического регламента Таможенного союза от 18.10.2011 № 826, а ГОСТ 52368-2005 был утвержден до создания Технического регламента Таможенного союза, требованиям которого должно соответствовать все топливо в РФ.

 Межгосударственный стандарт топливо дизельное евро технические условия diesel [uеl еurо. specifications (еп 590:2009, mod) гост 32511-2013 (еп 590:2009) (далее - Стандарт) введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 года №1870-CT.

В пункте 4 Стандарта указано, что настоящий стандарт является модифицированным по отношению к европейскому региональному стандарту EN 590:2009 + Фl:2010 Automotive fuels - Diesel - Requirements and test methods (Автомобильные топлива. Дизель. Требования и методы испытаний) путем изменения отдельных разделов, фраз, приложений, которые выделены в тексте курсивом. Настоящий стандарт разработан на основе ГОСТ Р 52368-2005 «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия». Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования европейского регионального стандарта в связи с особенностями построения межгосударственной системы стандартизации. Степень соответствия – модифицированная (MOD).

            В пункте 5 Стандарта указано, что Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 года №1870-CT межгосударственный стандарт ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 года.

При этом пунктом 4 «ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009). Национальный стандарт Российской Федерации. Топливо дизельное евро. Технические условия» (далее ГОСТ Р 52368-2005) установлено, что настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ЕН 590:2009 «Автомобильные топлива. Дизель. Требования и методы испытаний» (EN 590:2004 «Automotive fuels - Diesel _ Requirements and test methods») путем изменения отдельных фраз (слов, значений показателей), которые выделены в тексте курсивом.

В качестве дополнений к жалобе ООО «Тверьтранснефть» представило копию письма Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ от 20.07.2018 №АШ-12117/03 из которого следует, что ГОСТ Р 52368-2005, является действующим национальным стандартом Российской Федерации и применяется только на территории РФ. ГОСТ 32511-2013, является действующим межгосударственным и применяется на территории РФ и таможенного союза, а так же копию письма технического комитета по стандартизации тк 031 при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии РФ от 06.08.2018 №ТК-2737 из которого следует, что ГОСТ Р 52368-2005 и ГОСТ 32511-2013 действуют на территории РФ без ограничения срока. Требования к дизельным топливам, вырабатываемым по ГОСТ Р 52368-2005 и ГОСТ 32511-2013 соответствуют требованиям ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу».

ООО «Тверьтранснефть» полагает, что действия ОАО «Автобусный парк», являются незаконными.

Проанализировав факты, изложенные в заявлении ООО «Тверьтранснефть», и копии документов по рассматриваемому вопросу Управлением сделаны следующие выводы.

В IV квартале 2017 года ОАО «Автобусный парк» осуществляло закупки дизельного топлива для подвижного состава на I квартал 2018 года (закупка №31705831191, извещение №31705831191), период поставки с 01.01.2018 по 30.03.2018.

При этом  подпунктом 6 Информационной карты документации по проведению запроса коммерческих предложений (стр. 11) установлены следующие требования к предмету закупки, оказываемым услугам: «качество поставляемого товара должно соответствовать всем нормативным требованиям, предъявляемым к данному виду товара (РТ ТС 013/2011, ГОСТ 32511-2013) и подтверждаться надлежащими документами (сертификатами, паспортами качества и т.д.)».

Договор №06/1/2018 на поставку дизельного топлива заключен  с ООО «Нева-Нефть». 

В I квартале 2018 года ОАО «Автобусный парк» осуществляло закупки дизельного топлива для подвижного состава на II квартал 2018 года (закупка №31806303035, извещение №31806303035), период поставки с 01.04.2018 по 30.06.2018.

 

При этом подпунктом 6 Информационной карты документации по проведению запроса коммерческих предложений (стр. 11) установлены следующие требования к предмету закупки, оказываемым услугам: «качество поставляемого товара должно соответствовать всем нормативным требованиям, предъявляемым к данному виду товара (РТ ТС 013/2011, ГОСТ 52368-2005, сорт С вид III(ДТ-Л-К5) и подтверждаться надлежащими документами (сертификатами, паспортами качества и т.д.)».

Договор №334-18 от 25.04.2018 на поставку дизельного топлива заключен  с ООО «Нева-Нефть».  

Во II квартале 2018 года ОАО «Автобусный парк» осуществляло закупки дизельного топлива для подвижного состава на III квартал 2018 года (закупка №31806577440, извещение №31806577440), период поставки с 01.07.2018 по 30.09.2018.

При этом  подпунктом 6 Информационной карты документации по проведению запроса коммерческих предложений (стр. 10) установлены следующие требования к предмету закупки, оказываемым услугам: «качество поставляемого товара должно соответствовать всем нормативным требованиям, предъявляемым к данному виду товара (РТ ТС 013/2011, ГОСТ 52368-2005, сорт С вид III(ДТ-Л-К5) и подтверждаться надлежащими документами (сертификатами, паспортами качества и т.д.)».

Договор №334-18 от 29.06.2018 на поставку дизельного топлива заключен  с ООО «Нева-Нефть».  

При этом ОАО «Автобусный парк» не обосновало, почему ему со 2  квартала 2018 года необходимо дизельное топливо соответствующего ГОСТа 52368-2005 и почему ему не подходит дизельное топливо соответствующего ГОСТа 32511-2013.

Данные действия ОАО «Автобусный парк» привели к ситуации, при которой участники закупки дизельного топлива, которые к заявке на участие в запросе предложений прилагают паспорта качества, подтверждающие соответствие топлива ГОСТ 32511-2013, являющегося модификацией топлива ГОСТ Р 52368-2005, отклоняются закупочной комиссией по причине несоответствия ГОСТу топлива, заявленному в документации по проведению запроса коммерческих предложений .

Кроме того, действия ОАО «Автобусный парк» не могут не влиять на конкуренцию, поскольку участники закупки дизельного топлива будут отклонены либо потенциальные желающие не будут принимать участия в закупке и не смогут заключить соответствующие договоры на поставку дизельного топлива по формальным (техническим) причинам, а не в результате  состязательности между хозяйствующими субъектами, реализации принципов конкурентности.

Статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлены антимонопольные требования к торгам.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Ограничение доступа хозяйствующим субъектам к участию в закупочной процедуре может произойти вследствие того, что ОАО «Автобусный парк» предъявляет требования к предмету закупки о том, что качество поставляемого товара (дизельного топлива) в летний период должно соответствовать только  ГОСТу Р 52368-2005, а в зимний период только ГОСТу 32511-2013, не учитывая при этом:

- во первых, что топливо ГОСТ 32511-2013 является модификацией топлива ГОСТ Р 52368-2005;

- во вторых, что стандарт дизельного топлива  ГОСТ Р 52368-2005 и стандарт дизельного топлива  ГОСТ 32511-2013   подразделяют оба вида топлива на летнее (Л), межсезонное (Е), зимнее (З) и, соответственно, данные виды топлива являются взаимозаменяемыми товарами на рынке поставки дизельного топлива.

На основании совокупности вышеуказанных обстоятельств Новгородское УФАС России пришло к выводу о наличии признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в действиях ОАО «Автобусный парк».

На основании изложенного издан приказ Управления от 27.08.2018 № 104/2018 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Автобусный парк» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На определение о назначении дела №А-20/18 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению ОАО «Автобусный парк» представило письменные пояснения (вх. от 19.09.2018 №6316 Управления), из которых следует, что в плане закупок на 2018 год по ОАО «Автобусный парк» от 20.12.2017, утвержденном Генеральным директором ОАО «Автобусный парк» <…>, зимний и летний периоды отмечены закупкой топлива соответствующего сезону эксплуатации транспортных средств, то есть, в зимнее время года Общество закупает топливо «зимнее» соответствующее ГОСТ 32511-2013, а в летнее время года - «летнее» по ГОСТ Р 52368-2005.

20.09.2018 на заседании Комиссии по делу №А-20/18 о нарушении антимонопольного законодательства представители ОАО «Автобусный парк» поддержали письменные пояснения Общества, а в дополнение к  пояснениям сообщили, что Общество закупает топливо в зимнее время года соответствующее ГОСТу 32511-2013, а в летнее время года соответствующее ГОСТу Р 52368-2005 на основании заключения технической комиссии по использованию масел и дизельного топлива для подвижного состава  ОАО «Автобусный парк», утвержденного Главным инженером ОАО «Автобусный парк» <…>, (далее – Заключение комиссии). Используемый для закупки топлива ГОСТ Р 52368-2005 в настоящее время действующий, и не применять его в закупочных процедурах у Общества нет законных оснований. Для обоснования применения того или иного стандарта необходимы соответствующие руководящие нормативные акты, а на сегодняшний момент для закупок дизельного топлива по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» они отсутствуют. Таким образом, представители Общества считают, что проводить закупки «зимнего» топлива по ГОСТ 32511-2013, а «летнего» по ГОСТ Р 52368-2005 - это прерогатива Общества. Выбор того или иного ГОСТа никоим образом не ограничивает конкуренцию, так как на рассматриваемую закупку (№31806577440) подали заявки три поставщика, и двое из них могут поставлять указанное в документации топливо. Общество полагает недопустимым ориентироваться на определенных производителей дизельного топлива, таких как РОСНЕФТЬ, ЛУКОЙЛ, так как существуют и иные производители. Представители Общества полагают, что в рассматриваемой ситуации нарушений Закона о защите конкуренции Общество не допускало.

20.09.2018 на заседании Комиссии по делу №А-20/18 о нарушении антимонопольного законодательства представитель ООО «Тверьтранснефть» по поводу возможности смены поставщиков дизельного топлива с различными ГОСТами пояснил, что ООО «Тверьтранснефть» непосредственно работает с вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) и сменить которых сложно, а поставщики, которые могут поставлять топливо ГОСТа 52368-2005, проблематичные и недобросовестные поставщики. Как правило, их топливо изготовлено и соответствует ТУ, а не ГОСТУ. Кроме того, представитель ООО «Тверьтранснефть» подтвердил доводы и требования, изложенные в заявлении.

Исследовав материалы дела и оценив, доводы сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.

Анализ состояния конкуренции на закупках №31705831191, №31806303035, №31806577440 показал, что конкуренция на рассматриваемых закупочных процедурах была минимальной, в том числе, и вследствие того, что ОАО «Автобусный парк» предъявляло требования к предмету закупки о том, что поставляемый товар (дизельное топливо) должно соответствовать только  ГОСТу Р 52368-2005 либо ГОСТу 32511-2013 не учитывая при этом, что топливо ГОСТ 32511-2013 является модификацией топлива ГОСТ Р 52368-2005, а так же что оба ГОСТА включают в себя топливо как летнее, так и зимнее, и, соответственно, данные виды топлива (ГОСТ 32511-2013 и ГОСТ Р 52368-2005) являются взаимозаменяемыми товарами на рынке поставки дизельного топлива.

Доводы представителей Общества о том, что закупки дизельного топлива для зимнего времени года соответствующее ГОСТу 32511-2013, а для летнего времени года соответствующее ГОСТу Р 52368-2005 осуществлялись с учетом заключения технической комиссии по использованию масел и дизельного топлива для подвижного состава ОАО «Автобусный парк», утвержденного Главным инженером ОАО «Автобусный парк» <…>, и, соответственно, в качестве предмета закупок на I, II, III кварталы в документацию включалось дизельное топливо определенного  ГОСТа, указанного в заключении технической комиссии, Комиссия считает несостоятельными по причине того, что такое заключение технической комиссии подготовлено и утверждено самими же работниками Общества, и данный документ не может  рассматриваться комиссией в качестве доказательства отсутствия нарушений действующего законодательства в совершенных действиях Общества.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Ограничение ОАО «Автобусный парк» доступа хозяйствующим субъектам к участию в закупочных процедурах может произойти вследствие того, что Общество предъявляет требования к предмету закупок о том, что поставляемый товар (дизельное топливо) должен соответствовать только  ГОСТу Р 52368-2005 либо только ГОСТу 32511-2013, не учитывая при этом, что топливо ГОСТ 32511-2013 является модификацией топлива ГОСТ Р 52368-2005, и данные виды топлива являются взаимозаменяемыми товарами на рынке поставки дизельного топлива. Действия Общества могут привести к ограничению конкуренции, а именно к сокращению числа потенциальных участников  - хозяйствующих субъектов, желающих принять участие в закупочных процедурах на поставку дизельного топлива, и содержат нарушение части 1 статьи 17 Закона о конкуренции, что подтверждается материалами дела и наличием пострадавшего от рассматриваемых действий Общества хозяйствующего субъекта - ООО «Тверьтранснефть».

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

В соответствии с частью 2 статьи 48.1 Закона о конкуренции заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать: фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства, а также доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Согласно частям 4, 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела. Лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № А-20/18 было отложено (определение об отложении рассмотрения дела № А-20/18 о нарушении антимонопольного законодательства от 21.09.2018).

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о конкуренции лицам, участвующим в деле было предложено представить комиссии пояснения, доказательства,  доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

ОАО «Автобусный парк» представило в Управление (вх. от 08.10.2018 №6821 Управления) свои пояснения и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, из которых следует, что, по его мнению, требование ООО «Тверьтранснефть» признать поставку дизельного топлива по ГОСТ Р 52368-2005 и ГОСТ 32511-2013 равнозначной - не выполнимо, так как  в пункте 16 таблицы 2 и 1 Технических требованиях обоих ГОСТов содержание метиловых эфиров жирных кислот в % различается: в ГОСТе Р 52368-2005 показатель составляет 5%, а в ГОСТе 32511-2013 показатель составляет 7%. На первый взгляд разница незначительная, но применение метиловых эфиров жирных кислот позволяет поднять температуру сгорания топлива в двигателе, в результате чего:                                                  -   увеличиваются выбросы NOx;                                                                                                  -  поднятие температуры сгорания увеличивает нагрузку на системы отводящие получаемоё в результате такого сгорания тепло, что может привести к выходу из строя двигателей, особенно в летнее время, когда и без того температура окружающего воздуха высокая;                                                                                                                                        -  использование дизельного топлива с повышенным содержанием метиловых эфиров жирных кислот приводит к более частой смене моторного масла;                                -  использование дизельного топлива с повышенным содержанием метиловых эфиров жирных кислот приводит к растрескиванию и преждевременному выходу из строя резинотехнических элементов топливной системы дизельного двигателя.                               Таким образом, утверждать о взаимозаменяемости товаров по ГОСТ Р 52368- 2005 и ГОСТ 32511-2013 - невозможно. Применение дизельного топлива летом по ГОСТ Р 52368-2005 для ОАО «Автобусный парк» со средним возрастом подвижного состава более 16 лет является необходимостью для сокращения издержек содержания подвижного состава и уменьшения количества сходов автобусов «с линии».                                   Использование решения технической комиссии ОАО «Автобусный парк» для определения ГОСТа закупаемого дизельного топлива не является ограничением конкуренции, так как на объявленные закупки №№ 31806303035, 31806577440 пришло несколько участников, а по закупке №231806925849 «Поставка дизельного топлива на 4 квартал» от 14.09.2018 победителем закупки стало - ООО «Балтийская дизельная компания», которое на сегодняшний момент поставляет дизельное топливо «летнее» по ГОСТ Р 52368- 2005 года без всяких проблем.                                                                               ОАО «Автобусный парк» просит признать заявление ООО «Тверьтранснефть» о нарушении конкуренции со стороны ОАО «Автобусный парк» необоснованным по вышеизложенным доводам Общества.                                                                                            В целях объективного и всестороннего рассмотрения дела № А-20/18 о нарушении антимонопольного законодательства письменные доводы ОАО «Автобусный парк» в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела (вх. от 08.10.2018 №6821 Управления) были направлены Управлением для ознакомления в адрес ООО «Тверьтранснефть». Кроме того, в целях подтверждения и/или опровержения данных доводов ОАО «Автобусный парк» Управлением был направлен запрос в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), АО «ВНИИ НП» технический комитет по стандартизации ТК 031 «Нефтяные топлива и смазочные материалы».                                            30.10.2018 на заседании Комиссии по делу №А-20/18 о нарушении антимонопольного законодательства представители ОАО «Автобусный парк» поддержали письменные пояснения Общества (вх. от 08.10.2018 №6821 Управления), а в дополнение к  пояснениям сообщили, что Общество будет осуществлять закупку дизельного топлива на 1 квартал 2019 года в декабре месяце текущего года.                                               30.10.2018 в Управление от ООО «Тверьтранснефть» поступили письменные пояснения (вх. от 30.10.2018 №7995 Управления) на письменные доводы ОАО «Автобусный парк» в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела (вх. от 08.10.2018 №6821 Управления), из которых следует, что ООО «Тверьтранснефть» при участии в закупках ОАО «Автобусный парк» предлагало поставить дизельное топливо по ГОСТ 32511-2013 производства ОАО «Славнефть-ЯНОС», при производстве которого метиловые эфиры жирных кислот вообще не используются, что отражено в каждом паспорте качества, в том числе и в паспортах качества, приложенных к заявкам ООО «Тверьтранснефть» на участие в закупках.                                                                                                                                                     Так же из пояснений следует, что ООО «Тверьтранснефть» не смогло принять участие в тендерной закупке №31806925849, осуществляемой ОАО «Автобусный парк» от 14.09.2018, так как в требованиях к предмету закупки (лот №1) было указано, что качество поставляемого товара должно соответствовать всем нормативным требованиям, предъявляемым к данному виду товара (ГОСТ Р 52368-2005 и ГОСТ 32511-2013, экологического класса-К5), подтверждаться надлежащими документами (сертификатами, паспортами качества и т.д.). При этом по ГОСТ 52368-2005 должно быть поставлено дизельное топливо в количестве 300 тонн (летнее топливо), а по ГОСТ 32511-2013 должно быть поставлено топливо в количестве 250 тонн (зимнее топливо).               ООО «Тверьтранснефть» неоднократно указывало, что поставить топливо  по ГОСТу 52368-2005 не представляется возможным, так как ведущие производители дизельного топлива производят топливо в соответствии с ГОСТ 32511-2013. Кроме того метиловые эфиры жирных кислот – это добавки к дистилляту дизельного топлива, но, и по ГОСТ Р 52368-2005, и по ГОСТ 32511-2013 они могут как вводиться в состав дизельного топлива, так и не вводиться в него, а так же определяются метиловые эфиры жирных кислот только при введении их в топливо.                                                              Исследовав материалы дела и оценив, доводы сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.                                                                                                                            В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции    взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).                                                     Согласно письменным разъяснениям АО «ВНИИ НП» технический комитет по стандартизации ТК 031 «Нефтяные топлива и смазочные материалы» (вх. от 24.10.2018 №7799 Управления) дизельное топливо, вырабатываемое по ГОСТ Р 52368-2005, не имеет преимуществ по эксплуатационным свойствам в сравнении с эксплуатационными свойствами дизельного топлива, вырабатываемого по ГОСТ 32511-2013, и данные виды дизельного топлива могут быть отнесены к взаимозаменяемым товарам.                                       Согласно письменным пояснениям ООО «Городское ПАТП» (вх. от 19.10.2018 №7083 Управления), являющегося перевозчиком также, как и ОАО «Автобусный парк», и осуществляющего перевозки пассажиров автомобильным транспортом, дизельное топливо по ГОСТ Р 52368-2005 и по ГОСТ 32511-2013 для него являются однотипными.                      Таким образом доводы ОАО «Автобусный парк» о том, что дизельное топливо ГОСТ Р 52368-2005 имеет лучшие эксплуатационные свойства в связи с пониженным содержанием метиловых эфирных жирных кислот, и дизельное топливо ГОСТ Р 52368-2005 ему использовать экономически выгодней, чем  топливо ГОСТ 32511-2013, признаны Комиссией несостоятельными по вышеизложенным обстоятельствам, подтвержденным имеющимися в деле материалами.                                                                       Кроме того, ООО «Тверьтранснефть» в письме (вх. от 30.10.2018 №7995 Управления) сообщило, что готово осуществлять поставку дизельного топлива по ГОСТ 32511-2013 вообще с нулевым содержанием метиловых эфиров жирных кислот в топливе, то есть, идеально подходящее топливо для подвижного состава ОАО «Автобусный парк» и, к тому же, по наименьшей цене из всех предложенных заявок.

 

Комиссия считает, что при осуществлении закупок дизельного топлива для нужд ОАО «Автобусный парк» обеспечение Обществом возможности поставки дизельного топлива (как летнего, так и зимнего), соответствующего требованиям ГОСТ Р 52368-2005 или ГОСТ 32511-2013(по выбору участника закупки), путем установления такого требования к поставляемому товару в документации о закупке, не повлечет ущемления экономических интересов Общества.

Факт ограничения доступа хозяйствующих субъектов  к участию в закупочной процедуре путем установления Обществом необоснованного требования к характеристикам предмета торгов подтверждается материалами дела.

Таким образом, действия ОАО «Автобусный парк», выразившееся в ограничении доступа хозяйствующих субъектов  к участию в закупочной процедуре, что приводят и может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, содержат нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия 

                                                    РЕШИЛА:

 

        1.   Признать в действиях ОАО «Автобусный парк», нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.  Выдать  ОАО «Автобусный парк» предписание о  совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                         Г.Н. Пашкова

                                                          

 Члены Комиссии                                                                                      С.Е. Паньков

                                                                                                                                    

        С.О. Михайлов

                                                                                            

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.  

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны