Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-01-14-10-17 в отношении АО «НПЦ «Полюс... от 22 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-14-10-17

Резолютивная часть решения объявлена 06.12.2017 года                        г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме   08.12.2017 года

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

  Волохина И.В. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Князькова С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Казанцева Л.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии.

В присутствии на заседании Комиссии:

представителей ответчика:

- <...>, действующей по доверенности № 123/17-Д от 18.11.17 г.;

- <...>, действующей по доверенности № 124/17-Д от 08.11.17 г.;

в отсутствие представителя заявителя - Акционерного общества «Производственное объединение» Северное машиностроительное предприятие», надлежащим образом уведомленного письмом исх. № 02-12173 от 16.11.2017 г. о дате, времени и месте рассмотрения дела № 02-01-14-10-17,

рассмотрев дело № 02-01-14-10-17 от 06.10.2017 г. по признакам нарушения Акционерным обществом «Научно-производственный центр «Полюс» (далее АО «НПЦ «Полюс») (ОГРН 1077017004063, ИНН 7017171342, КПП 701701001, дата регистрации: 01.02.2007 г., юридический адрес: 634050, г. Томск, пр. Кирова, 56 «в») пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России из ФАС России поступило уведомление АО «ПО «Севмаш» (вх. № 4294 от 05.05.2017) о факте повышения АО «НПЦ «Полюс» цен на следующую продукцию, необходимую для выполнения государственного оборонного заказа: электровентиляторы РСС2 и РСЦ2 (далее – Продукция).

Согласно информации, представленной АО «ПО «Севмаш» по форме, утвержденной ФАС России, Общество приобретает Продукцию у АО «НПЦ «Полюс» в рамках исполнения государственного контракта № 3-1/2/0169/ГК-12-ДГОЗ от 25.05.2012 г., Государственный заказчик - Министерство обороны РФ.

Между ОАО «ПО «Севмаш» (Заказчик) и ОАО «НПЦ «Полюс» (Исполнитель) заключен договор № 25-14-ОП/5806/29618 от 20.05.2014 г.

В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора Исполнитель обязуется изготовить и поставить продукцию в номенклатуре и в сроки в соответствии с Ведомостью поставки (Приложение № 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего договора, а Заказчик оплатить и принять поставленную продукцию.

В соответствии с пунктом 3.1 данного договора ориентировочная цена договора в соответствии с протоколом согласования цены (Приложение № 2) составляет 283 737 450 рублей 00 копеек, кроме того НДС 18 % - 51 072 741 рубль 00 копеек. Всего 334 810 191 рублей 00 копеек. Цена формируется в соответствии с методикой, аналогичной методике расчета цен, предусмотренной Приказом ФСТ от 18.04.2008 № 118 «Об утверждении методических рекомендаций по расчету цен на вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов, и производство которых осуществляется единственным производителем».

Цена договора устанавливается в рублях и включает в себя стоимость изготовления продукции, стоимость приемо-сдаточных и периодических испытаний, предусмотренных ТУ, стоимость тары, маркировки, затаривания, погрузочно-разгрузочных работ.

Согласно пункту 3.2. данного договора, договорная цена согласовывается в установленном порядке путем подписания протокола согласования цены, являющегося неотъемлемой частью договора.

 

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» головной исполнитель обязан представлять в антимонопольный орган информацию о всех фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, если установленная или предлагаемая цена более чем на пять процентов превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200 утвержден Порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного значения, поставляемой по государственному оборонному заказу (далее – Порядок № 200).

В соответствии с п. 12 Порядка № 200 на статью калькуляции «Общепроизводственные затраты» относятся затраты на содержание, амортизацию и ремонт производственных зданий и сооружений, оборудования, внутризаводского транспорта и других видов производственного имущества цехов, износ и затраты на восстановление приспособлений производственного назначения и т.д., основная и дополнительная заработная плата аппарата управления цехов или иных производственных подразделений с учетом страховых взносов на обязательное социальное страхование, другие расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства в соответствии с номенклатурой общепроизводственных затрат, приведенной в приложении 5 к настоящему Порядку.

В том случае, если предусматривается формирование ремонтного фонда, то затраты на все виды ремонта основных средств в общепроизводственные и общехозяйственные расходы не включаются.

В состав общепроизводственных затрат не включаются расходы на работы, выполняемые для собственного капитального строительства или ремонта, а также услуги для непромышленных хозяйств.

Общепроизводственные затраты каждого структурного подразделения (цеха) могут относиться на виды производимой продукции либо прямым счетом, либо одним из следующих методов, определяемых спецификой производимой продукции: пропорционально основной заработной плате производственных рабочих (в отраслях, специализирующихся на выпуске конструктивно и технологически близкой продукции), по нормо-часам, по сметным ставкам, пропорционально выпуску в соответствии с принятой на предприятии учетной политикой.

Согласно п. 13 Порядка № 200 статья калькуляции «Общехозяйственные затраты» включает затраты, связанные с организацией и управлением деятельностью организации в целом: основная и дополнительная заработная плата управленческого персонала с учетом страховых взносов на обязательное социальное страхование, амортизация, расходы на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря и иного имущества общехозяйственного назначения; расходы, связанные со служебными командировками; расходы на содержание лабораторий общехозяйственного назначения и расходы, связанные с проводимыми в них испытаниями, исследованиями и опытами; расходы на подготовку и переподготовку кадров и другие расходы общехозяйственного назначения в соответствии с номенклатурой общехозяйственных затрат, приведенной в приложении 6 к настоящему Порядку.

Общехозяйственные затраты распределяются между всеми видами конечной продукции, как правило, пропорционально основной заработной плате производственных рабочих. Исходя из специфики производимой продукции, может быть установлен иной порядок распределения общехозяйственных затрат, согласованный с заказчиком и отраженный в учетной политике организации.

На продукцию внутризаводского оборота общехозяйственные затраты не распределяются.

В состав общехозяйственных затрат не включаются следующие виды расходов:

представительские расходы;

расходы на содержание и ремонт зданий и оборудования, увеличивающие стоимость амортизируемого имущества;

рекламные расходы (включая рекламные мероприятия и презентации);

расходы на сувенирную продукцию;

расходы на симпозиумы, семинары, конференции;

расходы по зарубежным командировкам;

расходы на добровольное медицинское и пенсионное страхование.

Как сообщило АО «НПЦ «Полюс» в соответствии с учетной политикой Общества общепроизводственные расходы распределяются по выпущенным производственным заказам пропорционально заработной плате основных производственных рабочих.

Из анализа представленных документов следует, что АО «НПЦ «Полюс» в состав общехозяйственных расходов включены затраты по статье «Представительские расходы» (факт 2015 г.) в размере 70,71 тыс. руб. всего по предприятию, из них 67,17 тыс. руб. по контрактам государственного оборонного заказа, что подтверждается представленной обществом сметой общехозяйственных расходов.

Таким образом, АО «НПЦ «Полюс» неправомерно включило в состав общехозяйственных расходов затраты по статье «Представительские расходы» в размере 67,17 тыс. руб. по контрактам государственного оборонного заказа, что является нарушением Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного значения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утверждённого Приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, при котором он осуществляет или имеет возможность осуществлять поставки продукции по государственному оборонному заказу, сырья, материалов и комплектующих изделий, выполнение работ, оказание услуг, не-обходимые для выполнения государственного оборонного заказа, и в отношении этого хозяйствующего субъекта выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) хозяйствующий субъект включен в установленном порядке в реестр единственных поставщиков (исполнителей, подрядчиков);

2) хозяйствующий субъект является единственным производителем продукции по государственному оборонному заказу, использование которой, и (или) ее составных частей, и (или) комплектующих изделий при выполнении государственного оборонного заказа предусмотрено конструкторской или иной документацией либо требованиями государственного заказчика.

На хозяйствующий субъект, указанный в части 1 настоящей статьи, в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации распространяется запрет на злоупотребление доминирующим положением.

Как сообщило АО «ПО «Севмаш» использование Электровентилятров РСС2 и РСЦ2 предусмотрено конструкторской документацией заказа 09552 и продукция поставляется в рамках государственного оборонного заказа

Сведения об иных хозяйствующих субъектах, которые производят Продукцию или её аналог, у Новосибирского УФАС России отсутствуют.

Порядок внесения изменений в действующую рабочую конструкторскую документацию (РКД), регламентирован ГОСТ РВ 2.902-2005 ЕСКД. «Порядок проверки, согласования и утверждения конструкторской документации» и ГОСТ РВ 15.307-2002 «Система разработки и постановки продукции на производство».

Процедура внесения таких изменений создает значительные трудности для покупателей, а именно: необходим период времени, в течении которого возможно внесение изменений в техническую документацию и проведение испытания аналога-заменителя, указанные действия влекут значительные финансовые затраты, риски получения отрицательного заключения по результатам проведения таких испытаний.

Следовательно, с учетом указанных обстоятельств проведение работ по внесению изменений в документацию на конечную продукцию, поставляемую по государственным оборонным контрактам, с целью обеспечения возможности использования в ее составе аналогов Продукции, производимой АО «НПЦ «Полюс» экономически нецелесообразно.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что АО «НПЦ «Полюс» занимает доминирующее положение на товарном рынке поставки следующей Продукции: Электровентиляторы РСС2 и РСЦ2, необходимой для выполнения государственного оборонного заказа.

Таким образом, в действиях АО «НПЦ «Полюс» по формированию цен на Электровентиляторы РСС2 и РСЦ2 с нарушением требований Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного значения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденного Приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200, усматривается нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с указанными обстоятельствами Приказом № 186 от 06.10.2017 г. в отношении АО «НПЦ «Полюс» было возбуждено дело.

 

На рассмотрении дела № 02-01-14-10-17 о нарушении антимонопольного законодательства представителем АО «НПЦ «Полюс» представлены следующие пояснения.

 

При расчете цен для АО «ПО «Севмаш» АО «НПЦ «Полюс» использовало протокол экономических показателей. В обязательном порядке каждый год АО «НПЦ «Полюс» согласовывает экономические показатели с Военным представительством. При согласовании протокола экономических показателей с Военным представительством «Представительские расходы» были исключены из состава общехозяйственных затрат. «Представительские расходы» отражаются только в формировании фактической себестоимости продукции за счет уменьшения прибыли и не влияют на перевод в твердую фиксированную цену ориентировочной цены, т.к. она рассчитывается по плановым экономическим показателям, согласованным в соответствии с Приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200 «Об утверждении порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу».

Ориентировочная цена на Электровентиляторы РСС2 и РСЦ2 была рассчитана по плановым экономическим показателям. Данные показатели были согласованны с Военным представительством. В смете общехозяйственных расходов АО «НПЦ «Полюс» «Представительские расходы» по плану на 2015 год отсутствовали.

В 2015 году в смете общехозяйственных расходов в графе фактические затраты за 2015 год действительно присутствовали «Представительские расходы» в размере 67,17 тыс. руб. АО «НПЦ «Полюс» не имеет право не показать расходы, которые были на предприятии фактически. При согласовании экономических показателей с Военным представительством АО «НПЦ «Полюс» указало все фактические расходы, в том числе и «Представительские расходы» Военное представительство при согласовании процента на общехозяйственные расходы не приняло в расчет затраты на «Представительские расходы».

Ввиду того, что из представленных в материалы дела Заключений 952 Военного представительства на согласование цен на Электровентиляторы РСС2 и РЦС2 не следует, что Военным представительством при согласовании цен исключены представительские расходы, при этом в представленной смете данные расходы за 2015 г. присутствуют, 14.11.2017 г. Комиссией Новосибирского УФАС России принято заключение об обстоятельствах дела № 02-01-14-10-17. В ответ на заключение об обстоятельствах дела № 02-01-14-10-17 Ответчиком представлены следующие дополнительные пояснения и документы.

В связи с тем, что заключения 952 Военного представительства, находящиеся в материалах рассматриваемого дела были оформлены по старой форме без расшифровок по каждой статье затрат и не позволяли сделать однозначного вывода о соблюдении АО «НПЦ «Полюс» установленного действующим законодательством порядка ценообразования при установлении цены на продукцию, поставляемую в рамках государственного оборонного заказа, АО «НПЦ «Полюс» обратилось в 952 Военное представительство с запросом о предоставлении более подробного заключения по смете накладных расходов АО «НПЦ «Полюс».

АО «НПЦ «Полюс» представило копию Заключения 952 ВП МО РФ по смете накладных расходов по производственным подразделениям АО «НПЦ «Полюс», представленной на согласование для установления основных экономических нормативных показателей, планируемых к применению при формировании договорных цен на поставку продукции предприятия при выполнении государственного оборонного заказа в 2016 году, выданного 952 Военным представительством 28.11.2017 г. № 952/1730.

В соответствии с указанным заключением представительские расходы в размере 67,17 тыс. руб. были исключены из состава затрат по контрактам государственного оборонного заказа.

Таким образом, АО «НПЦ «Полюс» не был нарушен порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного значения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденный Приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 г. № 200.

Изучив материалы дела и доводы ответчика в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В Заключении 952 ВП МО РФ по смете накладных расходов по производственным подразделениям АО «НПЦ «Полюс», представленной на согласование для установления основных экономических нормативных показателей, планируемых к применению при формировании договорных цен на поставку продукции предприятия при выполнении государственного оборонного заказа в 2016 году, оформленного по новой форме и выданного АО «НПЦ «Полюс» 952 Военным представительством 28.11.2017 г. № 952/173, представлены результаты анализа экономической обоснованности затрат по статьям накладных расходов с подробным описанием причин отнесения затрат к обоснованным (не обоснованным).

В соответствии с указанным заключением «Представительские расходы» по плану на 2015 год отсутствовали. «Представительские расходы» за 2015 г. (факт) составили 67,17 тыс. руб. При этом в пояснениях причин отнесения затрат к обоснованным (не обоснованным) указано, что по статье 10 («Представительские расходы») затраты отклонены в соответствии с п. 13 приказа Минпромэнерго России от 23.08.2006 г. № 200.

В соответствии с представленным Заключением 952 Военного представительства от 28.11.2017 г. № 952/1730 накладные расходы по производственным подразделениям АО «НПЦ «Полюс», планируемые к применению при формировании договорных цен на поставку продукции предприятия при выполнении государственного оборонного заказа в 2016 году согласованы в соответствии с приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 г. № 200.

Таким образом, АО «НПЦ «Полюс» не нарушен порядок ценообразования, при формировании цен на продукцию (Электровентиляторы РСС2 и РЦС2) оборонного значения, поставляемой по государственному оборонному заказу, установленный Приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Таким образом, рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-01-14-10-17 от 06.10.2017 г., возбужденного по признакам нарушения Акционерным обществом «Научно-производственный центр «Полюс» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, п. 1 ч. 1 ст. 48, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО «НПЦ «Полюс» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны