Решение №054/06/39-174/2024 в отношении ГУФСИН по Кемеровской области-Кузбассу от 25 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 054/06/39-174/2024

 

 «25» января 2024 года                                                                                                г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

в присутствии представителя ООО «СМАРТНЕТВОРКС» – <...> (по доверенности),

в присутствии представителей ГУФСИН по Кемеровской области-Кузбассу – <...>, <...>, <...>  (по доверенностям),

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «СМАРТНЕТВОРКС» (ИНН 9724004165) на действия комиссии по осуществлению закупок ГУФСИН по Кемеровской области-Кузбассу, совершенные при рассмотрении заявок на участие в закупке переносного видеорегистратора (приобретение вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества, иных товаров, работ и услуг в рамках государственного оборонного заказа на 2024 год), извещение об осуществлении закупки от 26.12.2023 № 0139100007323000131,

УСТАНОВИЛА

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «СМАРТНЕТВОРКС» на действия комиссии по осуществлению закупок ГУФСИН по Кемеровской области-Кузбассу, совершенные при рассмотрении заявок на участие в закупке переносного видеорегистратора (приобретение вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества, иных товаров, работ и услуг в рамках государственного оборонного заказа на 2024 год), извещение об осуществлении закупки от 26.12.2023 № 0139100007323000131.

Суть жалобы заключается в следующем.

ГУФСИН по Кемеровской области-Кузбассу разместило на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок извещение об осуществлении закупки от 26.12.2023 № 0139100007323000131 на поставку переносного видеорегистратора (приобретение вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества, иных товаров, работ и услуг в рамках государственного оборонного заказа на 2024 год).

Согласно извещению об осуществлении закупки заказчиком применен национальный режим в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее – постановление Правительства РФ № 616) и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – постановление Правительства РФ № 1236).

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.01.2024 № 0139100007323000131 заявка подателя жалобы была отклонена в связи с тем, что «участником закупки не указан в составе заявки номер реестровой записи из реестра российского программного обеспечения или реестра евразийского программного обеспечения».

Податель жалобы не согласен с действиями комиссии по осуществлению закупок по следующим основаниям:

В целях подтверждения соответствия требованиям извещения об осуществлении закупки ООО «СМАРТНЕТВОРКС» была продекларирована страна происхождения товара, представлен сертификат соответствия и номер реестровой записи из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (№ 5251\4\2023).

Пунктом 2 постановления Правительства РФ № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

В соответствии с пп. «б» п. 2(1) постановления Правительства РФ № 1236 для целей реализации установленного запрета под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполненных контрактных обязательств на поставку, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного обслуживания и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.

Согласно письму ФАС России от 30.12.2022 № ПИ/118987/22 «О рассмотрении обращения» и письму Минцифры России от 15.12.2022 № П11-2-05-106-94501 следует, что если в документации о закупке установлено, что в рамках исполнения контракта на осуществление закупок камер видеонаблюдения необходимо установить программное обеспечение, то запрет, установленный постановлением Правительства РФ № 1236, распространяется на такую закупку.

Описанием объекта закупки, проектом контракта не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него или расширение ранее предоставленного объема прав вследствие выполнения контрактных обязательств.

По мнению подателя жалобы программное обеспечение не является объектом закупки и не подлежит установке в результате исполнения контракта, то есть не подпадает под признаки программного обеспечения, указанные в п. 2(1) постановления Правительства РФ № 1236, в целях применения п. 2 постановления Правительства РФ № 1236.

Таким образом, податель жалобы считает отклонение заявки ООО «СМАРТНЕТВОРКС» незаконным и неправомерным.

На основании вышеизложенного, ООО «СМАРТНЕТВОРКС» просило признать незаконным итоговый протокол комиссии по осуществлению закупок, провести внеплановую проверку закупочной процедуры и действий заказчика, выдать заказчику, в результате действий которого нарушаются права и законные интересы подателя жалобы, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

На жалобу ООО «СМАРТНЕТВОРКС» от заказчика поступили возражения следующего содержания.

При рассмотрении заявок на участие в закупке комиссией по осуществлению закупок было принято решение о несоответствии заявки ООО «СМАРТНЕТВОРКС» требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, в связи с тем, что не предоставлена информация и документы, предусмотренные п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе,

Во исполнение требований ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, постановления Правительства РФ № 1236 заказчиком установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с п. 7 извещения об осуществлении закупки участник с целью подтверждения указанного запрета в составе заявки на участие в закупке должен указать порядковые номера реестровых записей в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения.

Однако в заявке участника ООО «СМАРТНЕТВОРКС» данные сведения отсутствовали.

Согласно описанию объекта закупки (приложение № 2 к извещению об осуществлении закупки), проекту контракта (приложение № 4 к извещению об осуществлении закупки) заказчиком установлены общие показатели (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики) и их значения.

Так в п. 1.16, 1.18, 1.23, 1.24, 1.25 вышеназванных приложений установлено следующее:

- товар обеспечивает запись аудиоданных и видеоданных в формате доступном для просмотра только в специализированном программном обеспечении и исключает возможность просмотра другими программными средствами: соответствие;

- настройка параметров товара и получение аудиоданных и видеоданных осуществляется только с помощью специализированного программного обеспечения: соответствие;

- специализированное программное обеспечение совместимо с операционными системами Windows и Linux: соответствие;

- специализированное программное обеспечение соответствует требованиям постановления Правительства РФ № 1236: соответствие;

- в комплект поставки товара входит: переносной видеорегистратор, крепление на одежду, USB кабель подключения товара к разъему автоматизированного рабочего места, адаптер электропитания от сети переменного тока 50Гц 220В, шнур для страховочного крепления товара к элементам одежды, диск со специализированным программным обеспечением, формуляр на русском языке, руководство по эксплуатации на русском языке: соответствие.

Из чего следует, что закупаемые переносные видеорегистраторы должны содержать программное обеспечение.

Из письма Минцифры России от 15.12.2022 № П11-2-05-106-94501 следует, что запрет согласно постановления Правительства РФ № 1236 распространяется на закупку в случае если в рамках исполнения контракта необходимо установить программное обеспечение. Исходя из положений постановления Правительства РФ № 1236 следует, что под программным обеспечением понимается, в том числе, поставка программного обеспечения на материальных носителях.

В извещении об осуществлении закупки установлено, что специализированное программное обеспечение обеспечивает выполнение следующих функций:

- протоколирование всех действий пользователей «администратор» и «оператор»;

- автоматическое копирование аудиоданных и видеоданных с товара на автоматизированное рабочее место при подключении товара к автоматизированному рабочему месту;

- формирование списка сотрудников (ФИО, должность, специальное звание), использующих товар;

- автоматическую привязку аудиоданных и видеоданных к сотруднику, использующему товар с сохранением соответствующей информации в базу данных;

- формирование стоп-кадра из архива видеоданных;

- вывод стоп-кадра на печать;

- синхронный просмотр видеоданных и прослушивание аудиоданных;

- выгрузку фрагмента записанных аудиоданных и видеоданных в формате, доступном для просмотра стандартными программными средствами;

- формирование отчета о событиях;

- экспорт на автоматизированное рабочее место сформированного отчета о событиях;

- установку срока хранения архива аудиоданных и видеоданных;

- автоматическое удаление аудиоданных и видеоданных из архива по истечению срока хранения;

- поиск в архиве аудиоданных и видеоданных (по номеру товара, по списку сотрудников, по дате и времени записи аудиоданных и видеоданных) с формированием списка файлов, удовлетворяющих критериям поиска.

Заказчиком в комплектацию переносных видеорегистраторов включено специализированное программное обеспечение, которое подлежит установке в результате исполнения контракта, а не является предустановленным, поскольку совместимость рабочего места заказчика с закупаемыми переносными видеорегистраторами без специализированного программного обеспечения не возможна, в связи с чем, программное обеспечение не является составной частью товара.

Подтверждением соответствия программ, установленным постановлением Правительства РФ № 1236, является указание участником закупки в составе заявки на участие в закупке порядковых номеров реестровых записей в реестре российского программного обеспечения и/или реестре евразийского программного обеспечения.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3, ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе.

По итогам электронного аукциона было подано 3 заявки, в 2 из которых были указаны номера реестровых записей из реестра российского программного обеспечения.

ООО «СМАРТНЕТВОРКС» в своей заявке предложило к поставке переносной видеорегистратор с товарным знаком «ВСБ», указало реестровый номер из единого реестра радиоэлектронной продукции (№ 5251\4\2023).

Кроме того, в составе заявки ООО «СМАРТНЕТВОРКС» предоставило согласие участника размещения заказа на поставку товара на условиях предусмотренных извещением об осуществлении закупки, где подтвердило наличие в комплекте поставки товара диска со специализированным программным обеспечением.

На основании изложенного, заявка на участие в электронном аукционе ООО «СМАРТНЕТВОРКС» была правомерна отклонена комиссией по осуществлению закупок, так как общество не представило порядковый номер реестровой записи из реестра российского программного обеспечения и/или реестра евразийского программного обеспечения.

На основании вышеизложенного, заказчик просил признать жалобу ООО «СМАРТНЕТВОРКС» необоснованной.

Изучив предоставленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

ГУФСИН по Кемеровской области-Кузбассу разместило на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок извещение об осуществлении закупки от 26.12.2023 № 0139100007323000131 на поставку переносного видеорегистратора (приобретение вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества, иных товаров, работ и услуг в рамках государственного оборонного заказа на 2024 год).

Начальная (максимальная) цена контракта составила – 2 957 086,00 рублей.

Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный аукцион.

Дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе – 12.01.2023.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 15.01.2024.

В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 названного Закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В целях исполнения требований ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза) в соответствии с постановлением Правительства РФ № 616, а также запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1236.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным Зконом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 14 названного Закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если названным Законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Согласно п. 2(2) постановления Правительства РФ № 1236 в целях реализации данного постановления:

- подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных;

- подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и баз данных относится к государству – члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных.

Также подтверждением соответствия программ для электронных вычислительных машин и баз данных требованиям, установленным постановлением Правительства РФ № 1236, является указание участником закупки в составе заявки на участие в закупке порядковых номеров реестровых записей в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.01.2024 № ИЭА1 на участие в закупке было подано 3 (три) заявки, по результатам рассмотрения которых 2 (две) признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, 1 (одна) отклонена по причине непредставления документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.

Согласно обоснованию причины отклонения заявки ООО «СМАРТНЕТВОРКС», заявка данного участника закупки отклонена в силу п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе «непредставление информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 ст.43 Закона о контрактной системе».

ООО «СМАРТНЕТВОРКС» в своей заявке предложило к поставке переносной видеорегистратор с товарным знаком «ВСБ», указало реестровый номер из единого реестра радиоэлектронной продукции (№ 5251\4\2023).

Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав имеющиеся сведения и документы установила, что заявка ООО «СМАРТНЕТВОРКС» не содержала информации, подтверждающей соответствие предлагаемого к поставке товара требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки в соответствии с ч. 3 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ № 1236, а именно, в заявке на участие в закупке общество не указало порядковый номер реестровой записи из реестра российского программного обеспечения и/или реестра евразийского программного обеспечения.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

В части правомерности установления в извещении об осуществлении запрета в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1236 Комиссия Новосибирского УФАС России сообщает следующее.

В рамках рассмотрения настоящей жалобы данные доводы не могут быть рассмотрены по существу, так как в соответствии с требованиями п. 1 ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки извещения об осуществлении закупки от 26.12.2023 № 0139100007323000131 на поставку переносного видеорегистратора (приобретение вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества, иных товаров, работ и услуг в рамках государственного оборонного заказа на 2024 год), на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России нарушений законодательства о контактной системе не выявила.

В соответствии с позицией ФАС России, изложенной в письме от 30.12.2022 № ПИ/118987/22, а также позиции Минцифры России от 15.12.2022 № П11-2-05-106-94501, если в документации о закупке установлено, что в рамках исполнения контракта на осуществление закупок камер видеонаблюдения необходимо установить программное обеспечение, то запрет, установленный постановлением Правительства РФ № 1236, распространяется на такую закупку.

Согласно описанию объекта закупки заказчиком в комплектацию закупаемого товара (переносных видеорегистраторов) включено специализированное программное обеспечение, которое подлежит установке в результате исполнения контракта, и не является предустановленным, поскольку совместимость рабочего места заказчика с закупаемыми переносными видеорегистраторами без специализированного программного обеспечения не возможна, в связи с чем, программное обеспечение не является составной частью товара.

Также п.п. 1.16, 1.18, 1.23, 1.24, 1.25 описанием объекта закупки (приложение № 2 к извещению об осуществлении закупки), проектом контракта (приложение № 4 к извещению об осуществлении закупки) установлено следующее:

- товар обеспечивает запись аудиоданных и видеоданных в формате доступном для просмотра только в специализированном программном обеспечении и исключает возможность просмотра другими программными средствами: соответствие;

- настройка параметров товара и получение аудиоданных и видеоданных осуществляется только с помощью специализированного программного обеспечения: соответствие;

- специализированное программное обеспечение совместимо с операционными системами Windows и Linux: соответствие;

- специализированное программное обеспечение соответствует требованиям постановления Правительства РФ № 1236: соответствие;

- в комплект поставки товара входит: переносной видеорегистратор, крепление на одежду, USB кабель подключения товара к разъему автоматизированного рабочего места, адаптер электропитания от сети переменного тока 50Гц 220В, шнур для страховочного крепления товара к элементам одежды, диск со специализированным программным обеспечением, формуляр на русском языке, руководство по эксплуатации на русском языке: соответствие.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России не усматривает в рассматриваемом случае нарушения требований законодательства о контрактной системе в действиях заказчика.

Кроме того, в составе заявки ООО «СМАРТНЕТВОРКС» предоставило согласие на поставку товара на условиях предусмотренных извещением об осуществлении закупки, где подтвердило наличие в комплекте поставки товара диска со специализированным программным обеспечением.

Сведения и документы, подтверждающие позицию ООО «СМАРТНЕТВОРКС» о нарушении заказчиком требований законодательства о контрактной системе в рассматриваемой части, представлены не были.

Запросов на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки не направлялось.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «СМАРТНЕТВОРКС» (ИНН 9724004165) на действия комиссии по осуществлению закупок ГУФСИН по Кемеровской области-Кузбассу, совершенные при рассмотрении заявок на участие в закупке переносного видеорегистратора (приобретение вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества, иных товаров, работ и услуг в рамках государственного оборонного заказа на 2024 год), извещение об осуществлении закупки от 26.12.2023 № 0139100007323000131, необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны