Решение б/н Решение по делу №61 в отношении администрации Новопреображен... от 7 апреля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 3 июля 2012 г.                                    г. Новосибирск

Решение в полном объеме изготовлено 4 июля 2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Камнева Н.П. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Сидельников М.А. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело № 61 от 14.06.2012 г. по признакам нарушения администрацией Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области (ул. Центральная, 82, п. Новопреображенка, Чановский район, Новосибирская область, 632229) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по признакам нарушения администрацией Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области (ул. Центральная, 82, п. Новопреображенка, Чановский район, Новосибирская область, 632229) и ООО «Кировское» (ул. Центральная, 82, п. Новопреображенка, Чановский район, Новосибирская область, 632229) ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии:

заявитель: Контрольно-счетная палата Новосибирской области, «…»

ответчики: администрация Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области, представитель «…»

ООО «Кировское», представитель «…»

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России из Контрольно-счетной палаты Новосибирской области поступили материалы (вх. № 903 от 07.02.2012 г.), указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области по предоставлению субсидий ООО «Кировское».

На запрос Новосибирского УФАС России (№ 05-870 от 13.02.2012 г.) администрация Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области представила надлежащим образом заверенные копии следующих документов: решения четвертой сессии Совета депутатов Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области четвертого созыва от 25.06.2010 г. № 14 «О внесении изменений и дополнений в решение сессии о бюджете Новопреображенского сельсовета на 2010 год», постановления главы Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области от 25.09.2008 г. № 27 «О порядке предоставления в 2008 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам-производителям товаров, работ, услуг в сфере сельского хозяйства за счет средств местного бюджета Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области на социально-инженерное обустройство территории», заявления ООО «Кировское» на получение субсидии, информационного письма об учете в Статрегистре Росстата от 14.05.2007 г., свидетельства о государственной регистрации юридического лица – ООО «Кировское», свидетельства о постановке на учет юридического лица (ООО «Кировское») в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ООО «Кировское»), выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 17.05.2010 г. № 13 (сведения о юридическом лице – ООО «Кировское»), справки № 7307 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 05.03.2010 г. (в отношении ООО «Кировское»), договора подряда № 4 от 06.07.2010 г., заключенного между ООО «Кировское» и ООО «МТС», сметы на устройство водонапорной башни в п. Новопреображенка Чановского района Новосибирской области, справки № 4 от 06.07.2010 г. о стоимости выполненных работ и затрат, акта № 4 от 06.07.2010 г. о приемке выполненных работ за июль 2010 г., соглашения № 1 о сотрудничестве в организации развития сельскохозяйственного производства от 07.07.2010 г., заключенного между администрацией Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области и ООО «Кировское», счета-фактуры № 5 от 03.08.2010 г., счета № 9 от 23.08.2010 г., заявки на кассовый расход № 256 от 25.08.2010 г., платежного поручения № 28 от 25.08.2010 г., договора купли-продажи оборудования № 1 от 19.08.2010 г., заключенного между ООО «Кировское» и ООО «МТС», счета-фактуры № 8 от 20.08.2010 г., акта № 35 сдачи-приемки работ от 20.08.2010 г., доверенности ООО «МТС» № 12 от 19.08.2010 г. на получение материальных ценностей по счету, акта сверки взаимных расчетов за период с августа 2010 г. по сентябрь 2010 г. между ООО «Кировское» и ООО «МТС», пояснительной записки директора ООО «Кировское «…». главе администрации Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области «…». от 19.03.2012 г. № 1.

Анализ содержания поступивших материалов, представленных документов и сведений позволил установить следующее.

Постановлением главы Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области от 25.09.2008 г. № 27 утвержден Порядок предоставления в 2008 г. субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам-производителям товаров, работ, услуг в сфере сельского хозяйства за счет средств местного бюджета Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области на социально-инженерное обустройство территории, определяющий в соответствии с ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, критерии отбора получателей субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Согласно пп. «д» п. 4 общих положений Порядка предоставления в 2008 г. субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам-производителям товаров, работ, услуг в сфере сельского хозяйства за счет средств местного бюджета Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области на социально-инженерное обустройство территории, утв. постановлением главы Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области от 25.09.2008 г. № 27, заявитель представляет в администрацию Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области копии договоров и (или) иных документов (смета расходов, справка стоимости выполненных работ и др.), подтверждающих затраты (как произведенные, так и предстоящие) на социально-инженерное обустройство поселения.

Основанием для получения субсидии является соглашение о предоставлении субсидии, заключаемое администрацией Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области (п. 6 общих положений Порядка предоставления в 2008 г. субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам-производителям товаров, работ, услуг в сфере сельского хозяйства за счет средств местного бюджета Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области на социально-инженерное обустройство территории, утв. постановлением главы Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области от 25.09.2008 г. № 27).

Согласно п. 1 договора подряда № 4 от 06.07.2010 г., заключенного между ООО «Кировское» (заказчиком) и ООО «МТС» (подрядчиком), подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика с использованием своих материалов и материалов заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить следующую работу: строительство водонапорной башни. Цена договора – 1 077 006 руб., в т.ч. средства областного бюджета – 700 000 руб. (п. 2 договора подряда № 4 от 06.07.2010 г.).

Заказчик обязан оплатить подрядчику 377 006 руб. до начала строительно-монтажных работ (п. 5.2.2 договора подряда № 4 от 06.07.2010 г.).

Согласно п. 2.1.1 соглашения № 1 о сотрудничестве в организации развития сельскохозяйственного производства от 07.07.2010 г., заключенного между администрацией Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области и ООО «Кировское», администрация предоставляет обществу субсидии в размере, определенном представительным органом местного самоуправления, на развитие сельскохозяйственного производства, 377 006 руб.: на строительство водонапорной башни в п. Новопреображенка.

Общество обязуется: провести строительство водонапорной башни в п. Новопреображенка, использовать бюджетные средства в связи с их целевым назначением (п.п. 2.2.1, 2.2.2 соглашения № 1 о сотрудничестве в организации развития сельскохозяйственного производства от 07.07.2010 г.).

В соответствии с пояснительной запиской директора ООО «Кировское» «…»главе администрации Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области «…»от 19.03.2012 г. № 1, в 2010 г. был заключен договор подряда № 4 от 06.07.2010 г. между ООО «Кировское» и ООО «МТС» на строительство водонапорной башни на сумму 1 077 006 руб. за счет бюджета, т.к. в хозяйстве нет собственных средств. Средства областного бюджета – 700 000 руб., местного бюджета – 377 006 руб., т.е. администрация Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области предоставила субсидию по соглашению – 377 006 руб. Работу, согласно договору подряда № 4 от 06.07.2010 г., выполнило ООО «МТС».

Первый счет на оплату поступил в августе 2010 г. – счет-фактура № 5 от 03.08.2010 г. на сумму 377 006 руб. Согласно договору купли-продажи оборудования № 1 от 19.08.2010 г. ООО «МТС» закупает у ООО «Кировское» емкость 50 куб.м. на сумму 50 000 руб. в счет расчетов за выполнение работы по строительству водонапорной башни. При поступлении денег местного бюджета от администрации Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области в сумме 377 006 руб., ООО «Кировское» оплатило ООО «МТС» по платежному поручению № 28 от 25.08.2010 г. сумму в размере 327 006 руб. за выполненные работы, согласно счету-фактуре № 5 от 03.08.2010 г.

Второй счет за выполнение работ (счет № 4 от 09.09.2010 г.) оплачен в сентябре 2010 г. – платежное поручение № 31 от 13.09.2010 г. Итого произведен расчет на сумму 1 077 006 руб.

Выделение денежных средств из местного бюджета Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области на строительство водонапорной башни в п. Новопреображенка Чановского района Новосибирской области хозяйствующему субъекту (ООО «Кировское») не может рассматриваться как предоставление субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в смысле ст. 78 Бюджетного кодекса РФ.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).

Соглашение № 1 о сотрудничестве в организации развития сельскохозяйственного производства от 07.07.2010 г. предполагает выделение хозяйствующему субъекту (ООО «Кировское») денежных средств в сумме 377 006 руб. из местного бюджета Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области для оплаты выполненных работ, взамен на выполнение работ (строительство водонапорной башни в п. Новопреображенка Чановского района Новосибирской области), что исключает возможность применения к данным правоотношениям положений о предоставлении субсидий (см. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2010 г. по делу № А40-51735/10-130-252; Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 г. № 09АП-25734/2010-АК по делу № А40-51735/10-130-252; Постановление ФАС Уральского округа от 24.11.2008 г. № Ф09-8708/08-С1 по делу № А76-578/08; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.2012 г. по делу № А45-9905/2011).

Основанием для предоставления юридическим лицам – производителям товаров, работ, услуг средств государственного (местного) бюджета в виде субсидий является фактическое возникновение затрат или недополученных ими доходов (см. Определение Верховного Суда РФ от 10.11.2010 г. № 74-Г10-16).

Пояснительная записка директора ООО «Кировское» «…»главе администрации Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области «…»от 19.03.2012 г. № 1, счета, платежные документы подтверждают выставление ООО «МТС» ООО «Кировское» к оплате за выполненные работы счета на сумму 377 006 руб. (счет-фактура № 5 от 03.08.2010 г.), последующее выставление ООО «Кировское» администрации Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области к оплате счета на сумму 377 006 руб. (счет № 9 от 23.08.2010 г.), перечисление денежных средств местного бюджета Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области в сумме 377 006 руб. ООО «Кировское» (заявка на кассовый расход № 256 от 25.08.2010 г., платежное поручение № 28 от 25.08.2010 г. – поступление денежных средств в банк плательщика (ООО «Кировское») – 25.08.2010 г.) и последующее осуществление расчетов ООО «Кировское» с ООО «МТС» за выполненные работы (оплата за строительство водонапорной башни по счету № 5 от 03.08.2010 г.) в сумме 327 006 руб.

Таким образом, денежные средства местного бюджета Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области в сумме 377 006 руб., выделенные администрацией Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области по соглашению № 1 о сотрудничестве в организации развития сельскохозяйственного производства от 07.07.2010 г. и перечисленные (заявка на кассовый расход № 256 от 25.08.2010 г., платежное поручение № 28 от 25.08.2010 г. – поступление денежных средств в банк плательщика (ООО «Кировское») – 25.08.2010 г.) ООО «Кировское» не могут рассматриваться в качестве субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в смысле ст. 78 Бюджетного кодекса РФ по причине отсутствия оснований для предоставления юридическому лицу (ООО «Кировское») средств местного бюджета в виде субсидий, т.е. отсутствия фактически возникших затрат или недополученных доходов. Указанные денежные средства местного бюджета Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области выделены администрацией Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области ООО «Кировское» для осуществления расчетов с ООО «МТС» за выполненные работы (строительство водонапорной башни в п. Новопреображенка Чановского района Новосибирской области) и не являются направленными в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот (п. 20 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 г. № 164-ФЗ)).

К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага (ст. 128 Гражданского кодекса РФ).

Следовательно, выделение администрацией Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области по соглашению № 1 о сотрудничестве в организации развития сельскохозяйственного производства от 07.07.2010 г. хозяйствующему субъекту (ООО «Кировское») денежных средств из местного бюджета Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области на строительство водонапорной башни в п. Новопреображенка Чановского района Новосибирской области, обеспечивающее более выгодные условия деятельности, представляет собой муниципальную преференцию.

Государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

1) на основании федерального закона, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;

2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу (ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 г. № 164-ФЗ, действовавшей в момент заключения соглашения № 1 о сотрудничестве в организации развития сельскохозяйственного производства от 07.07.2010 г.)).

Выделение денежных средств местного бюджета Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области администрацией Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области по соглашению № 1 о сотрудничестве в организации развития сельскохозяйственного производства от 07.07.2010 г. хозяйствующему субъекту (ООО «Кировское») на строительство водонапорной башни в п. Новопреображенка Чановского района Новосибирской области, являющееся муниципальной преференцией, хозяйствующему субъекту (ООО «Кировское») без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, в отсутствие нормативного правового акта органа местного самоуправления о бюджете, содержащего либо устанавливающего порядок определения размере муниципальной преференции и ее конкретного получателя является нарушением порядка предоставления муниципальной преференции, установленного гл. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 г. № 164-ФЗ, действовавшей в момент заключения соглашения № 1 о сотрудничестве в организации развития сельскохозяйственного производства от 07.07.2010 г.) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного гл. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, выделение администрацией Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области денежных средств местного бюджета Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области по соглашению № 1 о сотрудничестве в организации развития сельскохозяйственного производства от 07.07.2010 г. хозяйствующему субъекту (ООО «Кировское») на строительство водонапорной башни в п. Новопреображенка Чановского района Новосибирской области, являющееся предоставлением муниципальной преференции, обеспечивающей более выгодные условия деятельности, в нарушение порядка, установленного гл. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в нарушение установленного бюджетным законодательством порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, что привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, ввиду неправомерного получения отдельным хозяйствующим субъектом денежных средств местного бюджета, содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п. 18 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Таким образом, заключение администрацией Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области и ООО «Кировское» соглашения № 1 о сотрудничестве в организации развития сельскохозяйственного производства от 07.07.2010 г., предусматривающего предоставление ООО «Кировское» субсидии на развитие сельскохозяйственного производства в размере 377 006 руб., квалифицируемого в качестве соглашения, которое приводит (может привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, ввиду неправомерного получения отдельным хозяйствующим субъектом (ООО «Кировское») денежных средств местного бюджета в нарушение порядка, установленного гл. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в нарушение установленного бюджетным законодательством порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, что ведет к получению хозяйствующим субъектом дополнительных оборотных средств и преимущественного положения на рынке производства сельскохозяйственной продукции, содержит признаки нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 1 ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Новосибирское УФАС России возбудило дело по признакам нарушения администрацией Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по признакам нарушения администрацией Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области и ООО «Кировское» ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в заключении соглашения № 1 о сотрудничестве в организации развития сельскохозяйственного производства от 07.07.2010 г., предусматривающего предоставление ООО «Кировское» субсидии на развитие сельскохозяйственного производства в размере 377 006 руб., квалифицируемого в качестве соглашения, которое приводит (может привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, ввиду неправомерного получения отдельным хозяйствующим субъектом (ООО «Кировское») денежных средств местного бюджета в нарушение порядка, установленного гл. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в нарушение установленного бюджетным законодательством порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, что ведет к получению хозяйствующим субъектом дополнительных оборотных средств и преимущественного положения на рынке производства сельскохозяйственной продукции.

По существу дела администрация Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области представила следующие объяснения.

ООО «Кировское» вошло в областную программу «Социально-инженерное обустройство сельских территорий», согласно которой из областного бюджета было выделено 700 000 тысяч рублей.

Общая сумма затрат на проектирование и строительство водонапорной башни составила 1 077 тысяч рублей.

В связи с жизненно важной необходимостью строительства водонапорной башни было заключено соглашение от 07.07.2010 г. № 1 о сотрудничестве в организации развития сельскохозяйственного производства, предусматривающее предоставление ООО «Кировское» субсидии в размере 377 006 рублей, в связи с отсутствием денежных средств для расчета в ООО «Кировское».

Субсидия была предоставлена по факту выполненных подрядных работ после подписания акта приемки.

По существу дела ООО «Кировское» представило следующие объяснения.

ООО «Кировское» вошло в областную программу «Социально-инженерное обустройство сельских территорий».

Стоимость проектирования и строительства водонапорной башни составила 1 077 006 рублей.

Согласно программе «Социально-инженерное обустройство сельских территорий» ООО «Кировское» из областного бюджета было выделено 700 000 рублей.

В связи с тем, что в ООО «Кировское» нет собственных денежных средств, общество обратилось в администрацию Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области с просьбой о выделении денежных средств в размере 377 006 рублей. Все поступившие денежные средства были использованы для расчета с подрядчиком за выполненные работы после подписания акта приемки.

Администрация Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области и ООО «Кировское» также заявили о прекращении заключения соглашений о выделении денежных средств в виде субсидий без проведения торгов.

На заседании Комиссии представитель администрации Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области поддержал доводы, изложенные в объяснениях по существу дела, а также пояснил следующее.

Строительство водонапорной башни в п. Новопреображенка Чановского района Новосибирской области направлено на реализацию администрацией Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области полномочий по организации водоснабжения населения поселения. Целью строительства водонапорной башни в п. Новопреображенка Чановского района Новосибирской области является организация водоснабжения населения поселения, а также водоснабжение хозяйственной деятельности ООО «Кировское».

На заседании Комиссии представитель ООО «Кировское» поддержал доводы, изложенные в объяснениях по существу дела.

Рассмотрев материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

Постановлением главы Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области от 25.09.2008 г. № 27 утвержден Порядок предоставления в 2008 г. субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам-производителям товаров, работ, услуг в сфере сельского хозяйства за счет средств местного бюджета Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области на социально-инженерное обустройство территории, определяющий в соответствии с ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, критерии отбора получателей субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Согласно пп. «д» п. 4 общих положений Порядка предоставления в 2008 г. субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам-производителям товаров, работ, услуг в сфере сельского хозяйства за счет средств местного бюджета Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области на социально-инженерное обустройство территории, утв. постановлением главы Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области от 25.09.2008 г. № 27, заявитель представляет в администрацию Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области копии договоров и (или) иных документов (смета расходов, справка стоимости выполненных работ и др.), подтверждающих затраты (как произведенные, так и предстоящие) на социально-инженерное обустройство поселения.

Основанием для получения субсидии является соглашение о предоставлении субсидии, заключаемое администрацией Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области (п. 6 общих положений Порядка предоставления в 2008 г. субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам-производителям товаров, работ, услуг в сфере сельского хозяйства за счет средств местного бюджета Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области на социально-инженерное обустройство территории, утв. постановлением главы Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области от 25.09.2008 г. № 27).

Согласно п. 1 договора подряда № 4 от 06.07.2010 г., заключенного между ООО «Кировское» (заказчиком) и ООО «МТС» (подрядчиком), подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика с использованием своих материалов и материалов заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить следующую работу: строительство водонапорной башни. Цена договора – 1 077 006 руб., в т.ч. средства областного бюджета – 700 000 руб. (п. 2 договора подряда № 4 от 06.07.2010 г.).

Заказчик обязан оплатить подрядчику 377 006 руб. до начала строительно-монтажных работ (п. 5.2.2 договора подряда № 4 от 06.07.2010 г.).

Согласно п. 2.1.1 соглашения № 1 о сотрудничестве в организации развития сельскохозяйственного производства от 07.07.2010 г., заключенного между администрацией Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области и ООО «Кировское», администрация предоставляет обществу субсидии в размере, определенном представительным органом местного самоуправления, на развитие сельскохозяйственного производства, 377 006 руб.: на строительство водонапорной башни в п. Новопреображенка.

Общество обязуется: провести строительство водонапорной башни в п. Новопреображенка, использовать бюджетные средства в связи с их целевым назначением (п.п. 2.2.1, 2.2.2 соглашения № 1 о сотрудничестве в организации развития сельскохозяйственного производства от 07.07.2010 г.).

В соответствии с пояснительной запиской директора ООО «Кировское» «…»главе администрации Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области «…»от 19.03.2012 г. № 1, в 2010 г. был заключен договор подряда № 4 от 06.07.2010 г. между ООО «Кировское» и ООО «МТС» на строительство водонапорной башни на сумму 1 077 006 руб. за счет бюджета, т.к. в хозяйстве нет собственных средств. Средства областного бюджета – 700 000 руб., местного бюджета – 377 006 руб., т.е. администрация Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области предоставила субсидию по соглашению – 377 006 руб. Работу, согласно договору подряда № 4 от 06.07.2010 г., выполнило ООО «МТС».

Первый счет на оплату поступил в августе 2010 г. – счет-фактура № 5 от 03.08.2010 г. на сумму 377 006 руб. Согласно договору купли-продажи оборудования № 1 от 19.08.2010 г. ООО «МТС» закупает у ООО «Кировское» емкость 50 куб.м. на сумму 50 000 руб. в счет расчетов за выполнение работы по строительству водонапорной башни. При поступлении денег местного бюджета от администрации Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области в сумме 377 006 руб., ООО «Кировское» оплатило ООО «МТС» по платежному поручению № 28 от 25.08.2010 г. сумму в размере 327 006 руб. за выполненные работы, согласно счету-фактуре № 5 от 03.08.2010 г.

Второй счет за выполнение работ (счет № 4 от 09.09.2010 г.) оплачен в сентябре 2010 г. – платежное поручение № 31 от 13.09.2010 г. Итого произведен расчет на сумму 1 077 006 руб.

Выделение денежных средств из местного бюджета Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области на строительство водонапорной башни в п. Новопреображенка Чановского района Новосибирской области хозяйствующему субъекту (ООО «Кировское») не может рассматриваться как предоставление субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в смысле ст. 78 Бюджетного кодекса РФ.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).

Соглашение № 1 о сотрудничестве в организации развития сельскохозяйственного производства от 07.07.2010 г. предполагает выделение хозяйствующему субъекту (ООО «Кировское») денежных средств в сумме 377 006 руб. из местного бюджета Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области для оплаты выполненных работ, взамен на выполнение работ (строительство водонапорной башни в п. Новопреображенка Чановского района Новосибирской области), что исключает возможность применения к данным правоотношениям положений о предоставлении субсидий (см. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2010 г. по делу № А40-51735/10-130-252; Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 г. № 09АП-25734/2010-АК по делу № А40-51735/10-130-252; Постановление ФАС Уральского округа от 24.11.2008 г. № Ф09-8708/08-С1 по делу № А76-578/08; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.2012 г. по делу № А45-9905/2011).

Основанием для предоставления юридическим лицам – производителям товаров, работ, услуг средств государственного (местного) бюджета в виде субсидий является фактическое возникновение затрат или недополученных ими доходов (см. Определение Верховного Суда РФ от 10.11.2010 г. № 74-Г10-16).

Пояснительная записка директора ООО «Кировское» «…»главе администрации Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области «…»от 19.03.2012 г. № 1, счета, платежные документы подтверждают выставление ООО «МТС» ООО «Кировское» к оплате за выполненные работы счета на сумму 377 006 руб. (счет-фактура № 5 от 03.08.2010 г.), последующее выставление ООО «Кировское» администрации Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области к оплате счета на сумму 377 006 руб. (счет № 9 от 23.08.2010 г.), перечисление денежных средств местного бюджета Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области в сумме 377 006 руб. ООО «Кировское» (заявка на кассовый расход № 256 от 25.08.2010 г., платежное поручение № 28 от 25.08.2010 г. – поступление денежных средств в банк плательщика (ООО «Кировское») – 25.08.2010 г.) и последующее осуществление расчетов ООО «Кировское» с ООО «МТС» за выполненные работы (оплата за строительство водонапорной башни по счету № 5 от 03.08.2010 г.) в сумме 327 006 руб.

Таким образом, денежные средства местного бюджета Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области в сумме 377 006 руб., выделенные администрацией Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области по соглашению № 1 о сотрудничестве в организации развития сельскохозяйственного производства от 07.07.2010 г. и перечисленные (заявка на кассовый расход № 256 от 25.08.2010 г., платежное поручение № 28 от 25.08.2010 г. – поступление денежных средств в банк плательщика (ООО «Кировское») – 25.08.2010 г.) ООО «Кировское» не могут рассматриваться в качестве субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в смысле ст. 78 Бюджетного кодекса РФ по причине отсутствия оснований для предоставления юридическому лицу (ООО «Кировское») средств местного бюджета в виде субсидий, т.е. отсутствия фактически возникших затрат или недополученных доходов. Указанные денежные средства местного бюджета Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области выделены администрацией Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области ООО «Кировское» для осуществления расчетов с ООО «МТС» за выполненные работы (строительство водонапорной башни в п. Новопреображенка Чановского района Новосибирской области), что подтверждают объяснения администрации Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области и ООО «Кировское» по существу дела, и не являются направленными в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот (п. 20 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 г. № 164-ФЗ)).

К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага (ст. 128 Гражданского кодекса РФ).

Следовательно, выделение администрацией Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области по соглашению № 1 о сотрудничестве в организации развития сельскохозяйственного производства от 07.07.2010 г. хозяйствующему субъекту (ООО «Кировское») денежных средств из местного бюджета Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области на строительство водонапорной башни в п. Новопреображенка Чановского района Новосибирской области, обеспечивающее более выгодные условия деятельности, представляет собой муниципальную преференцию.

Государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

1) на основании федерального закона, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;

2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу (ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 г. № 164-ФЗ, действовавшей в момент заключения соглашения № 1 о сотрудничестве в организации развития сельскохозяйственного производства от 07.07.2010 г.)).

Выделение денежных средств местного бюджета Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области администрацией Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области по соглашению № 1 о сотрудничестве в организации развития сельскохозяйственного производства от 07.07.2010 г. хозяйствующему субъекту (ООО «Кировское») на строительство водонапорной башни в п. Новопреображенка Чановского района Новосибирской области, являющееся муниципальной преференцией, хозяйствующему субъекту (ООО «Кировское») без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, в отсутствие нормативного правового акта органа местного самоуправления о бюджете, содержащего либо устанавливающего порядок определения размере муниципальной преференции и ее конкретного получателя является нарушением порядка предоставления муниципальной преференции, установленного гл. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 г. № 164-ФЗ, действовавшей в момент заключения соглашения № 1 о сотрудничестве в организации развития сельскохозяйственного производства от 07.07.2010 г.) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного гл. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, выделение администрацией Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области денежных средств местного бюджета Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области по соглашению № 1 о сотрудничестве в организации развития сельскохозяйственного производства от 07.07.2010 г. хозяйствующему субъекту (ООО «Кировское») на строительство водонапорной башни в п. Новопреображенка Чановского района Новосибирской области, являющееся предоставлением муниципальной преференции, обеспечивающей более выгодные условия деятельности, в нарушение порядка, установленного гл. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в нарушение установленного бюджетным законодательством порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, что привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, ввиду неправомерного получения отдельным хозяйствующим субъектом денежных средств местного бюджета, является нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п. 18 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Таким образом, заключение администрацией Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области и ООО «Кировское» соглашения № 1 о сотрудничестве в организации развития сельскохозяйственного производства от 07.07.2010 г., предусматривающего предоставление ООО «Кировское» субсидии на развитие сельскохозяйственного производства в размере 377 006 руб., квалифицируемого в качестве соглашения, которое приводит (может привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, ввиду неправомерного получения отдельным хозяйствующим субъектом (ООО «Кировское») денежных средств местного бюджета в нарушение порядка, установленного гл. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в нарушение установленного бюджетным законодательством порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, что ведет к получению хозяйствующим субъектом дополнительных оборотных средств и преимущественного положения на рынке производства сельскохозяйственной продукции (учитывая факт использования выделенных денежных средств для организации водоснабжения хозяйственной деятельности ООО «Кировское»), является нарушением ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 – 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области нарушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в выделении администрацией Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области денежных средств местного бюджета Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области по соглашению № 1 о сотрудничестве в организации развития сельскохозяйственного производства от 07.07.2010 г. хозяйствующему субъекту (ООО «Кировское») на строительство водонапорной башни в п. Новопреображенка Чановского района Новосибирской области, являющимся предоставлением муниципальной преференции, обеспечивающей более выгодные условия деятельности, в нарушение порядка, установленного гл. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в нарушение установленного бюджетным законодательством порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, что привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, ввиду неправомерного получения отдельным хозяйствующим субъектом денежных средств местного бюджета.

2. Признать администрацию Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области и ООО «Кировское» нарушившими ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось заключении администрацией Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области и ООО «Кировское» соглашения № 1 о сотрудничестве в организации развития сельскохозяйственного производства от 07.07.2010 г., предусматривающего предоставление ООО «Кировское» субсидии на развитие сельскохозяйственного производства в размере 377 006 руб., квалифицируемого в качестве соглашения, которое приводит (может привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, ввиду неправомерного получения отдельным хозяйствующим субъектом (ООО «Кировское») денежных средств местного бюджета в нарушение порядка, установленного гл. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в нарушение установленного бюджетным законодательством порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, что ведет к получению хозяйствующим субъектом дополнительных оборотных средств и преимущественного положения на рынке производства сельскохозяйственной продукции (учитывая факт использования выделенных денежных средств для организации водоснабжения хозяйственной деятельности ООО «Кировское»).

3. Учитывая, что работы по строительству водонапорной башни в п. Новопреображенка Чановского района Новосибирской области выполнены в полном объеме, предписание администрации Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области и ООО «Кировское» не выдавать.

4. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии                                                                                 А.А. Ельчанинов

 

Члены Комиссии                                                                                             Н.П. Камнева

 

М.А. Сидельников

Связанные организации

Связанные организации не указаны