Решение по жалобе ГП "Седельниковское ДРСУ"

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
16.04.2018
Управление:
Омское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер дела:
№ 03-10.1/117-2018

Решение № 03-10.1/117-2018

о признании жалобы необоснованной

 

11 апреля 2018 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

………. – заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;

……….. – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

……….. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу государственного предприятия Омской области «Седельниковское ДРСУ» (далее - Заявитель) на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его единой комиссии (далее – единая комиссия, уполномоченный орган) при осуществлении закупки «Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Омск - Муромцево - Седельниково, участок км 229+000 - км 251+000 (выборочно) в Муромцевском муниципальном районе Омской области» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0152200004718000130) (далее – электронный аукцион),

в присутствии представителей:

……………………

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1. В Омское УФАС России поступила (вх. № 2973 от 04.04.2018) жалоба Заявителя, в которой указано, что единой комиссией нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-2886 от 05.04.2018) уполномоченным органом были представлены (вх. № 3200 от 10.04.2018) возражения в отношении довода жалобы и материалы электронного аукциона, свидетельствующие о том, что 28.02.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт ЕИС) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 100000000 рублей.

В протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 19.03.2018 указано, что на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило десять заявок, все участники закупки допущены к участию в аукционе.

Согласно протоколу проведения аукциона от 22.03.2018 девять участников закупки приняли участие в аукционе, наименьшее ценовое предложение 58500000 рублей сделано участником с порядковым номером заявки 6.

Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 27.03.2018 заявки трех участников закупки признаны не соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе. Победителем признано ООО «СтройТраст» с предложенной ценой 85000000 руб.

 

3. В результате рассмотрения жалобы Заявителя, представленных материалов, пояснений представителей сторон, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

Заявителем обжалованы действия единой комиссии уполномоченного органа, при этом указано следующее:

«Согласно ст. 1 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» настоящий закон регулирует отношения в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.

Согласно ст. 2 законодательство о контрактной системе основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего федерального закона.

Согласно ст. 6 контрактная система в сфере закупок основывается на принципах обеспечения конкуренции.

Согласно части 1 ст. 8 контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Согласно части 2 ст. 8 конкуренция должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок. Запрещается совершение участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 37 если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта. Из данной статьи следует вывод о том, что снижение цены контракта более чем на 25% говорит о рисках в добросовестности и качестве исполнения участником данного контракта, а в данном случае, при снижении на 41,50%, вообще о его возможности.

Согласно части 11 ст. 68 при проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее десять минут от начала проведения до истечения срока подачи предложений, а также десять минут после поступления последнего предложения. Время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта, обновляется автоматически.

В ходе проведения аукциона в электронной форме до истечения срока подачи предложений участники с порядковым номером 6 и номером 8 снизили начальную цену контракта на 41,50%, тем самым время оставшееся до истечения срока подачи предложений обновляться автоматически было прекращено. По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие, заявки участников с порядковым номером 6 и номером 8 оказались несоответствующими требованиям документации об электронном аукционе.

Тем самым участники с порядковым номером 6 и порядковым номером 8 заведомо зная о том, что их заявки не соответствуют требованиям, что их не признают победителями электронного аукциона, и им не придется выполнять работы по заведомо убыточной цене контракта, лишили других участников аукциона в электронной форме законного права на время для подачи предложения, составляющее десять минут, которое автоматически обновляется, согласно части 11 ст. 68 ФЗ №44.

В результате недобросовестных действий участников с порядковым номером 6 и порядковым номером 8, а именно снижения цены контракта до экономически необоснованной (на 41,50%) и тем самым завершив первую фазу торгов, другие участники электронного аукциона были вынуждены подавать свои предложения без обновления времени, соответственно с известным временем завершения электронного аукциона, что нарушает принцип открытости аукциона (участникам пришлось подавать свои ценовые предложения на последних секундах до завершения электронного аукциона не зная о ценовых предложениях друг друга).

Из протокола проведения электронного аукциона следует, что лучшее ценовое предложение было подано в 06:07:52 участником с порядковым номером 6, заявка которого в результате была признана несоответствующей требованиям.

 

 

Следовательно в 06:17:52 началась вторая фаза торгов и стало известно, что электронный аукцион закончится в 06:27:52. В этот период были поданы следующие предложения: в 06:17:53 - участник № 5; в 06:19:24 - участник № 1; в 06:19:45 участник № 2; в 06:27:27 - участник № 3; в 06:27:42 - участник № 7; в 06:27:48 участник № 10; в 06:27:48 - участник № 4.

В результате Уполномоченным органом при совершении участниками закупок действий, противоречащим требованиям ФЗ №44 (часть 2 ст.8) все равно был определен победитель электронного аукциона».

 

Федеральным законом о контрактной системе предусмотрен механизм борьбы с недобросовестными участниками закупки, предлагающими необоснованное снижение цены контракта, путем введения антидемпинговых мер.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса.

Указанное условие, определяющее механизм защиты заказчика от действий недобросовестных участников закупки в случае необоснованного снижения цены контракта такими участниками, было отражено в разделе 30 документации об электронном аукционе.

Вместе с тем, Федеральный закон о контрактной системе не содержит положений о необоснованном снижении начальной (максимальной) цены контракта иными участниками закупки (не участником закупки, с которым заключается контракт).

В соответствии с части 1 статьи 59 Федерального закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Порядок проведения электронного аукциона определен статьей 68 Федерального закона о контрактной системе.

Согласно части 19 статьи 68 Федерального закона о контрактной системе в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 статьи 68 Федерального закона о контрактной системе получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также документы этих участников, предусмотренные пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 Федерального закона о контрактной системе и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение этого срока оператор электронной площадки обязан направить также соответствующие уведомления этим участникам.

Кроме того в соответствии с частью 22 статьи 68 Федерального закона о контрактной системе оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения электронного аукциона, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для его проведения, равный доступ его участников к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных настоящей статьей, независимо от времени окончания такого аукциона.

Действия оператора электронной площадки заявителем не обжалуются.

Статьей 69 Федерального закона о контрактной системе определен порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе.

Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Федерального закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе (часть 1 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 2 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

Таким образом, аукционная комиссия действовала в строгом соответствии порядком рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, установленным статьей 69 Федерального закона о контрактной системе.

Фактически жалоба не содержала ни указаний на действия уполномоченного органа и его единой комиссии, ни на нормы Федерального закона о контрактной системе, которые были нарушены при рассмотрении вторых частей заявок участников закупки.

Исходя из изложенного, Комиссия считает доводы жалобы Заявителя необоснованными.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать необоснованной жалобу государственного предприятия Омской области «Седельниковское ДРСУ» на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его единой комиссии при осуществлении закупки «Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Омск - Муромцево - Седельниково, участок км 229+000 - км 251+000 (выборочно) в Муромцевском муниципальном районе Омской области» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0152200004718000130).

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии: