Решение б/н Дело по жалобе гражданина <...> от 14 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/202-2017

о признании жалобы частично обоснованной

 

09 августа 2017 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее – Комиссия) в составе: <…>,

рассмотрев жалобу <…> (далее также заявитель) на действия Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» (далее – заказчик, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области») при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт системы приточно-вытяжной вентиляции в лаборатории особо-опасных и природно-очаговых инфекций ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» (извещение № 0352100003517000018) (далее – электронный аукцион, закупка),

в отсутствии представителя заявителя, извещенного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы;

в присутствии представителей заказчика <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок поступила (вх. № 6248э от 02.08.2017 в 15:18 час.) жалоба заявителя, согласно которой заказчиком была разработана документация об аукционе с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-6252э от 03.08.2017) заказчиком представлены возражения на доводы жалобы заявителя (вх. № 6415 от 08.08.2017) и материалы электронного аукциона (вх. № 6416 от 08.08.2017), из которых следует, что 17.07.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой договора 4322070,96 руб.

В извещении № 0352100003517000018 установлены дата и время окончания подачи заявок: 02.08.2017 в 17:00 час.

26.07.2017 на официальном сайте ЕИС размещены разъяснения положений документации об аукционе.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 03.08.2017 на участие в аукционе подано одиннадцать заявок, все участники допущены к участию в аукционе.

Протокол проведения электронного аукциона от 07.08.2017 свидетельствует о том, что в электронном аукционе приняли участие пять участников закупки, наименьшая цена договора в размере 2994760,44 руб. предложена участником с порядковым номером 2.

 

3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

3.1. В жалобе заявителем приведен следующий довод: «В нарушение требований ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в проект контракта не включено условие об уменьшении суммы подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных c оплатой контракта, при его заключении с физическим лицом.

Учитывая, что условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, подлежит обязательному включению в контракт в силу требований закона, а также принимая во внимание, что контракт заключается на условиях, предусмотренных проектом контракта и изменение положений проекта контракта недопустимо, действия заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе».

Комиссия отмечает, что данный довод также указан и в пункте 4 жалобы заявителя.

Согласно части 13 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Из возражений заказчика следует: «Предметом электронного аукциона является «Выполнение работ по капитальному ремонту системы приточно-вытяжной вентиляции в лаборатории особо-опасных и природно-очаговых инфекций. Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ работы по договорам о капитальном ремонте объектов капитального строительства должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами. Соответственно, включение в текст проекта договора условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, противоречит самому предмету аукциона».

Соглашаясь с данной позицией заказчика, Комиссия считает, что отсутствие вышеуказанного условия в проекте договора не нарушает требования части 13 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе, поскольку с учетом специфики объекта закупки участниками данного электронного аукциона не могут быть физические лица, в связи с чем, признала данный довод жалобы необоснованным.

 

3.2. В жалобе заявителем приведен следующий довод: «Пунктом. 4.1 проекта контракта установлено следующее: «Цена договора составляет ______________ рублей ___ коп. с учетом НДС, а также с учетом выполнения всех работ, предусмотренных локальной сметой, а также расходов на доставку материалов до места выполнения работ, подъема на этаж материалов, стоимости материалов и других расходов, предусмотренных Приложениями к настоящему Договору, а также обязательных платежей, подлежащих уплате в связи с выполнением работ, являющихся предметом договора».

Считаю, что установление Заказчиком в проекте контракта цены контракта с учетом НДС 18% также ограничивает число участников закупки, т.к. многие участники закупки в силу статей Налогового Кодекса РФ освобождены от уплаты НДС, что не даст Заказчику возможность изменить данный пункт контракта».

В свою очередь из возражений заказчика следует: «Проект договора содержит все существенные условия договора согласно Закона и Гражданского законодательства РФ, в том числе цену договора. Согласно ч. 1 ст. 95 Закона не допускается изменение существенных условий договора. Считаем, что ссылка в тексте проекта договора на НДС не является существенным условием договора. В случае если победитель аукциона освобожден от уплаты НДС, то при заключении и исполнении договора данное условие было бы учтено».

Вместе с тем Комиссия отмечает, что проектом договора не предусмотрена возможность при заключении договора с участником закупки, в отношении которого действует специальный налоговый режим, не указывать сумму налога на добавленную стоимость (далее – НДС).

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, условие о цене контракта является существенным условием контракта.

В силу части 2 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

При этом изменение условия о цене контракта с учетом НДС на этапе заключения контракта не подпадает под исчерпывающий перечень случаев, предусмотренных статьей 34 и частью 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, следовательно, при направлении проекта контракта заказчик не вправе вносить изменения в указанное условие проекта контракта.

При таких обстоятельствах Комиссия отмечает, что в случае заключения контракта с участником закупки, применяющего в силу Налогового кодекса Российской Федерации упрощенную систему налогообложения заказчик не вправе будет внести изменения в проект контракта при его направлении победителю и при его заключении.

Кроме того, Комиссия считает, что заказчик не вправе принуждать к уплате НДС участника закупки, применяющего в силу Налогового кодекса Российской Федерации упрощенную систему налогообложения, исходя из нижеизложенного.

Порядок заключения государственного (муниципального) контракта с победителем в электронном аукционе урегулирован статьей 70 Федерального закона о контрактной системе.

В силу части 2 указанной статьи Федерального закона в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

Согласно части 10 статьи 70 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с указанным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Частью 2 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Комиссия считает, что вышеуказанные действия заказчика противоречат требованиям части 2 статьи 34, частей 2 и 10 статьи 70 Федерального закона о контрактной системе, в связи с чем признает данный довод жалобы обоснованным.

 

3.3. В жалобе заявителем приведен следующий довод: «Пунктами 6.9 и 6.10 проекта контракта установлено следующее:

6.9. В случае ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных договором, Подрядчик выплачивает Заказчику штраф в размере 10 % цены договора, что составляет ____________ рублей.

6.10. В случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств по договору, за исключением просрочки исполнения обязательств, Подрядчик вправе потребовать от Заказчика уплаты штрафа в размере 2,5 % цены договора, что составляет __________ рублей.

Действия заказчика, не установившего надлежащим образом порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту (установлен не правильно процент штрафа, т.к. цена контракта более 3 млн. руб.), нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ».

Комиссия отмечает, что в силу части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

На основании части 4 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 5 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее – Правила).

Согласно части 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе.

Частью 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Частью 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063, установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Изучив проект договора, Комиссия установила следующее:

- во-первых, при цене договора, превышающей три миллиона рублей, размер штрафа должен составлять 5 % и 2 % (при начальной (максимальной) цене договора 4322070,96 руб. возможно было предположить, что цена, предложенная участниками аукциона, не будет снижена);

- во-вторых, учитывая, что договор заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену договора, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте договора под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены договора, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену договора.

Исходя из того, что размер штрафа исчисляется из цены контракта, которая становится известна только по результатам проведения процедуры электронного аукциона, то на момент размещения на официальном сайте ЕИС документации об аукционе заказчику не может быть известна цена контракта, вследствие чего, заказчик не может предугадать какому пороговому значению, указанному в Правилах будет соответствовать цена контракта, предложенная участником электронного аукциона.

Кроме того, в силу вышеприведенных норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона о контрактной системе условие об ответственности сторон является существенным условием контракта.

При этом изменение размера штрафа, как для заказчика, так и для подрядчика на этапе заключения контракта не подпадает под исчерпывающий перечень случаев, предусмотренных статьей 34 и частью 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.

Следовательно, при направлении проекта контракта заказчик не вправе вносить изменения в условия проекта контракта об ответственности сторон.

При таких обстоятельствах Комиссия отмечает, что в случае снижения цены контракта ниже трех миллионов рублей (подпункты «а» пунктов 4 и 5 Правил) заказчик не вправе будет внести изменения в проект контракт при его направлении победителю и при его заключении.

На основании изложенного, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение части 5 и 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе, связи с чем признает данный довод жалобы обоснованным.

 

4. В результате осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующие нарушения:

4.1. Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию предусмотренную пунктами 1-12 указанной статьи.

В извещении № 0352100003517000018 заказчиком указан идентификационный код закупки: «171550308833955030100100010014322243».

Вместе с тем в нарушение части 1 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 03.08.2017 не был указан идентификационный номер закупки.

 

4.2. Согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании пункта 5 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.

Частью 4 статьи 27 Федерального закона о контрактной системе установлено, что преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:

1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;

2) организациям инвалидов;

3) субъектам малого предпринимательства;

4) социально ориентированным некоммерческим организациям.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

Частью 3 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

В разделе «Преимущества» извещения № 0352100003517000018 указано: «Субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям».

При этом в разделе «Ограничения и запреты» извещения № 0352100003517000018 установлено: «Закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

К участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации».

Из указанного следует, что участниками данной закупки могли быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

В силу части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.

В нарушение указанной нормы Федерального закона о контрактной системе в разделе 18 «Ограничение участия в определении поставщика (для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций)» документации об электронном аукционе указано: «Не установлено».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

В нарушение указанной нормы Федерального закона о контрактной системе в пункте 8 раздела 17 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению» документации об электронном аукционе указано, что во второй части заявки на участие в электронном аукционе «декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона не требуется».

4.3. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В силу части 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Из пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе следует, что в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В разделе «Требования к участникам» извещения № 0352100003517000018 установлено: «Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ».

В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении № 0352100003517000018 не установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.

Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 15 раздела 15 «Требования к участникам электронного аукциона, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона» документации об электронном аукционе предусмотрено: «соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющихся объектом закупки (Подрядчик должен соответствовать требованиям статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (с учетом изменений, вносимых Федеральным законом № 372 от 03.07.2016 г.)».

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 39 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Комиссия отмечает, что согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ), вступившей в силу с 1 июля 2017 года, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

При этом в силу части 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Комиссия отмечает, что градостроительным законодательством прямо не определен документ, подтверждающий членство юридического лица или индивидуального предпринимателя в саморегулируемой организации. Однако в силу части 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

На основании части 5 указанной статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

В соответствии с указанной нормой права форма указанной выписки утверждена Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 № 58.

Комиссия отмечает, что в пункте 2 раздела 17 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению» документации об электронном аукционе указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать «документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона, или копии этих документов — требуется (Подрядчик должен соответствовать требованиям статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (с учетом изменений, вносимых Федеральным законом № 372 от 03.07.2016 г.)».

В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 и пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе заказчиком в документации об аукционе не определен документ, подтверждающий соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, а именно, выписка из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16 февраля 2017 года № 58, при этом во второй части заявки на участие в аукционе императивно требуется предоставление документа в подтверждение указанного соответствия без учета случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ).

 

4.4. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Приложениями № 1 «Техническое задание на выполнение работ по капитальному ремонту системы приточно-вытяжной вентиляции в лаборатории особо опасных и очаговых инфекций» и № 6 «Проект договора» к документации об аукционе установлено, что работы выполняются с использованием материалов подрядчика и в соответствии с Приложением № 2 «Ведомость объемов работ» к документации об аукционе (далее - Ведомость объемов работ).

В нарушение части 2 статьи 33 Федерального закона «О контрактной системе» в Ведомости объемов работ заказчиком не были указаны максимальные и (или) минимальные значения показателей используемых при выполнении работ материалов, а также значения таких показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В силу пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Аналогичные требования установлены в разделе 17 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению».

В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об аукционе не содержит инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.

Кроме того, в силу части 5 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

  • нарушение указанной нормы Федерального закона о контрактной системе в разъяснениях положений документации об аукционе, размещенных 26.07.2017 на официальном сайте ЕИС, заказчиком указано, что в первой части заявки на участие в аукционе достаточно согласия на выполнение работ.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу <…> на действия ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт системы приточно-вытяжной вентиляции в лаборатории особо-опасных и природно-очаговых инфекций ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» (извещение № 0352100003517000018) в части указания в проекте договора цены договора с учетом НДС, а также ненадлежащего определения размера штрафа для заказчика и подрядчика.

 

2. Признать в действиях ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» нарушение требований частей 2, 5 и 8 статьи 34, частей 2 и 10 статьи 70, части 1 статьи 23, части 2 статьи 33, части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63, пункту 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65, пунктов 2 и 7 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.

 

3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области», оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

4. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона (извещение № 0352100003517000018) должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/202-2017

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

 

09 августа 2017 г.

г.Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее – Комиссия) в составе: <…>,

рассмотрев жалобу <…> на действия Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» (далее – ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области») при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт системы приточно-вытяжной вентиляции в лаборатории особо-опасных и природно-очаговых инфекций ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» (извещение № 0352100003517000018) (далее – электронный аукцион),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» нарушение требований частей 2, 5 и 8 статьи 34, частей 2 и 10 статьи 70, части 1 статьи 23, части 2 статьи 33, части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63, пункту 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65, пунктов 2 и 7 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе,

на основании своего Решения от 09.08.2017 № 03-10.1/202-2017, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» в срок до 21.08.2017 отменить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 03.08.2017 и аннулировать электронный аукцион (извещение № 0352100003517000018).

 

2. Оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» отменить протокол проведения электронного аукциона от 07.08.2017 и обеспечить ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» и его единой комиссии возможность выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания.

 

3. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области», оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» проинформировать Омское УФАС России об исполнении действий, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего предписания в срок до 22.08.2017 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

 

Контроль исполнения предписания возложить на заместителя Председателя Комиссии <…>.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

  • должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны