Решение б/н Дело № 04/04-14 в отношении ОАО «МРСК Сибири» - филиала «Омс... от 6 октября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е  № 04/04- 14

 

 

29 мая 2014 года                                                                           
г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

(К…) – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

(С…) – начальника отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

(А…) – ведущего специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

(М…) – эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

в отсутствие (Н…) - специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

при участии лиц и их представителей, привлеченных к участию в рассмотрении дела

в качестве:

заявителя – (К…) (паспорт);

представителя ответчика ОАО «МРСК Сибири» - филиала «Омскэнерго» - (Г…) (доверенность),

рассмотрев дело, возбужденное приказом руководителя Омского УФАС России от 24 января 2014 года № 11 по признакам нарушения ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - «Омскэнерго» (644037, г. Омск, ул. П.Некрасова, 1) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о конкуренции),  

 

У С Т А Н О В И Л А:

1. Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - «Омскэнерго» (далее – ОАО «МРСК Сибири») послужило заявление гр. (К…) (далее - Заявитель) на действия ОАО «МРСК Сибири» при осуществлении мероприятий по технологическому присоединению  энергопринимающего устройства Заявителя к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири». В процессе рассмотрения дела в Омское УФАС России поступило заявление гр.(К…) об уточнении заявленных требований (вх. № 953 от 01.02.2014 г.),  в котором было указано на нарушение ОАО «МРСК Сибири» сроков  по договору об осуществлении технологического присоединения № 20.5500.2341.13 от 05.06.2013 года.

Из материалов заявления следует, что между гр. (К…) и ОАО «МРСК Сибири» заключен договор об осуществлении технологического присоединения № 20.5500.2341.13 от 05.06.2013 года (далее – договор от 05.06.2013 г. № 20.5500.2341.13, Договор) энергопринимающего устройства гр. (К…) к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири» в определенный Договором срок – 6 месяцев (земельный участок Заявителя расположен по адресу: (…), кадастровый номер земельного участка 55:20:220101:0304) и выданы ТУ № 8000149364-С (далее - ТУ), являющиеся Приложением №1 к указанному договору. Договор, подписанный гр. (К…), поступил в ОАО «МРСК Сибири» 13.06.2013 года.

Письмом от 02.07.2013 г. гр. (К…), в соответствии с условиями договора от 05.06.2013 г. № 20.5500.2341.13, уведомил сетевую организацию о выполнении им ТУ, этим же письмом Заявитель просил ОАО «МРСК Сибири» произвести осмотр его энергопринимающего устройства и выдать акт о выполнении технических условий, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон.

Заявителем представлена копия   Акта  технической проверки средств учета электроэнергии от 14.10.2013 г.. составленного сотрудниками ОАО «МРСК Сибири», копии писем о переписке Заявителя и  ОАО «МРСК Сибири» по вопросам исполнения Договора и ТУ, заявки  гр. (К…) в ГорРЭС ОАО «МРСК Сибири» от 06.08.2014 г. о выдаче акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Как следует из заявления (…), ОАО «МРСК Сибири» необоснованно требует выполнения мероприятий, указанных сетевой организацией в памятке «Информация для заявителей», не предусмотренных договором от 05.06.2013 г. №20.5500.2341.13, ТУ и Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, которым утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения, Правила № 861).

В представленной в материалы дела памятке ОАО «МРСК Сибири» «Информация для заявителей» изложены следующие требования сетевой организации:

«Для получения Актов границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности  э/установок (для впервые присоединяемых объектов, при изменении точки подключения или увеличении мощности) необходимо в РЭС по месту нахождения подключаемого объекта предоставить копии следующих документов:

1. договор об осуществлении ТП*;

2. технические условия (приложение к договору на ТП)*;

3. проект электроснабжения**;

4. однолинейная схема **;

5. паспорт заземляющего устройства**;

6. акт осмотра прибора учета э/энергии***;

7. паспорт на прибор учета**;

8. протоколы испытаний электроустановки:**

- измерение изоляции;

- наличия цепи между заземлителями и заземленными элементами;

- проверка автоматических выключателей;

- измерение сопротивления растеканию основных заземлителей;

10. квитанция об оплате.

* оформляется в филиале ОАО «МРСК Сибири» (Центр обслуживания клиентов) на основании заявки на ТП.

** услуги сторонних организаций по выбору заявителя.

*** оформляется в РЭС на основании заявки на осмотр энергоустановки».

Гр. (К…) обратился в ОАО «МРСК Сибири» с двумя письменными заявлениями от 15.10.2013 г., в которых содержалась просьба принять пакет документов для оформления актов балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по договору от 05.06.2013 г. № 20.5500.2341.13, согласно перечню документов, указанных в пункте 25.1 Правил № 861. Из заявлений гр. (К…) следует, что он считает требования ОАО «МРСК Сибири» о предоставлении паспорта заземляющего устройства, протокола испытаний электроустановки, также измерения изоляции, наличия цепи между заземлителями и заземляющими устройствами, проверки авто - выключателей, измерение сопротивления растеканию основных заземлителей, необоснованными, противоречащими договору от 05.06.2013 г. № 20.5500.2341.13, ТУ и положениям Правил № 861.

Также гр. (К…) просил перенести точку присоединения с РУ-0,4 кВ ТП-10/04кВ на вводные клеммы вводного автомата в щите учета жилого дома и отобразить это в акте границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности э/установок.

ОАО «МРСК Сибири» в ответе гр. (К…) письмом от 23.10.2013 г. исх. №1.5/80-8-101/672-исх РЭС сообщило, что для проверки выполнения ТУ Заявителем, получения акта границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок, акта о выполнении ТУ для впервые присоединяемых объектов необходимо предоставить в РЭС копии следующих документов:

1. договора об осуществлении ТП;

2. технических условий (приложение к договору на ТП);

3. однолинейной схемы;

4. акта осмотра прибора учета электроэнергии;

5. паспорта на прибор учета;

6. протокола испытаний электроустановки:

7. квитанции об оплате.

Также в ответе указало, что данная информация представлена на информационных стендах филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго»; в пакете документов, представленном гр. (К…) в РЭС, отсутствуют протоколы испытания электроустановки.

В письме от 23.10.2013 г. исх. № 1.5/80-8-101/672-исх РЭС ОАО «МРСК Сибири» ссылается на следующее.

Согласно Правил устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации Приказ от 8 июля 2002 № 204:

  1.  Правила устройства электроустановок (ПУЭ) распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ, в том числе на специальные электроустановки, рассмотренные в разд. 7 настоящих Правил.
  1.  Электрооборудование до 500 кВ, вновь вводимое в эксплуатацию, должно быть подвергнуто приемо-сдаточным испытаниям в соответствии с требованиями настоящей главы.

При проведении приемо-сдаточных испытаний электрооборудования, не охваченного настоящими нормами, следует руководствоваться инструкциями заводов-изготовителей.

1.8.4. Заключение о пригодности оборудования к эксплуатации дается на основании результатов всех испытании и измерений, относящихся к данной единице оборудования.

1.8.5. Все измерения, испытания и опробования в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, инструкциями заводов- изготовителей и настоящими нормами, произведенные персоналом монтажных наладочных организаций непосредственно перед вводом электрооборудования в эксплуатацию, должны быть оформлены соответствующими актами и/или протоколами.

Нормы испытаний указаны в пунктах 1.8.37. Электрические аппараты, вторичные цепи и электропроводки напряжением до 1 кВ; 1.8.39. Заземляющие устройства.

В пункте 25.1 Правил N 861 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2009 N 334) указано необходимое содержание технических условий, а не перечень документов. Данное Постановление Правительства Российской Федерации не отменяет действие Правил устройства электроустановок.

Заключение о пригодности оборудования к эксплуатации дается на основании результатов всех испытаний и измерений (1.8.4. ПУЭ), которые должны быть подтверждены актами и/или протоколами (1.8.5. ПУЭ). В связи с отсутствием вышеуказанных протоколов признать пригодным оборудование к эксплуатации не предоставляется возможным.

Этим же письмом Заявителю сообщалось о том, что изменить точку присоединения РУ-0,4 кВ ТП-10/04кВ на вводные клеммы вводного автомата в щите учета жилого дома не представляется возможным, поскольку данная точка не находится на балансе ОАО «МРСК Сибири».

Гр. (К…) на заседании Комиссии подтвердил доводы, изложенные в заявлениях, поданных в Омское УФАС России и пояснил, что невыполнение принятых ОАО «МРСК Сибири» обязательств в установленный  договором от 05.06.2013 г. № 20.5500.2341.13 срок и незаконное требование сетевой организацией предоставления документов, которые не предусмотрены ни заключенным Договором, ни ТУ, ни Правилами № 861, нарушают его права и ущемляют интересы.

На заседании Комиссии Омского УФАС России 15.05.2014 г. гр.(К…) пояснил, что после  возбуждения  Омским УФАС России настоящего дела  сетевая организация выполнила все обязательства по  договору от 05.06.2013 г. №20.5500.2341.13, т.е. осуществила присоединение в апреле 2014 года его энергопринимающего  устройства, расположенного по адресу: (…), кадастровый номер земельного участка 55:20:220101:0304, к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго», без представления со стороны Заявителя протоколов испытаний электроустановки, и ему были выданы все необходимые акты.

2. Согласно представленным ОАО «МРСК Сибири» письменным пояснениям и документам, между гр. (К…) и ОАО «МРСК Сибири» был заключен договор об осуществлении технологического присоединения от 05.06.2013 г. №20.5500.2341.13 и выданы ТУ №8000149364-С от 05.06.2013 г.  В соответствии с условиями Договора, срок исполнения обязательств составляет 6 месяцев.

ОАО «МРСК Сибири» считает, что исполнило обязательства по технологическому присоединению, возложенные Договором и ТУ на сетевую организацию, что подтверждается Актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 30.09.2013 г.

После  получения ОАО «МРСК Сибири»  от гр. (К…) уведомления  о выполнении им ТУ и требования Заявителя о выдаче актов границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности  сетевой организацией  было установлено, что в представленном Заявителем «пакете»  документов отсутствовали  протоколы испытаний электроустановок, о чем он был извещен письмом от 23.10.2013 г. исх. №1.5/80-8-101/672-исх РЭС, в котором были  даны соответствующие разъяснения.

В обоснование того, что Заявителю необходимо предоставить в сетевую организацию протоколы испытаний электроустановки, ОАО «МРСК Сибири» приводит следующие доводы.

Отношения сетевых организаций и заявителей, возникающие в связи с заключением и исполнением договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, регулируются Правилами № 861.

Согласно п.п. «г» п. 7 Правил № 861 одним из этапов процедуры технологического присоединения является получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя, за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил.

(К…) относится к числу заявителей, указанных в п. 14 Правил № 861, поскольку является физическим лицом, обратившимся в сетевую организацию в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику. В связи с этим не требуется получение им разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации, предусмотренное пп. «г» п. 7 Правил № 861.

Между тем, в соответствии с п.п. «е» п. 18 Правил № 861 к числу мероприятий по технологическому присоединению относится, в том числе проведение сетевой организацией с участием заявителя осмотра (обследования) присоединяемых энергопринимающих устройств для лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 Правил № 861.

Очевидно, что указанная норма закрепляет обязанность сетевой организации по проведению соответствующего осмотра в отношении тех заявителей, электроустановки которых характеризуются небольшим уровнем сложности, при этом целью осмотра по-прежнему остаётся обеспечение соблюдения требований электробезопасности.

Между тем необходимо учесть, что в ходе визуального осмотра, проводимого в порядке пп. «е» п. 18 Правил № 861, представитель сетевой организации не имеет возможности проверить такие характеристики электроустановок, как например, наличие заземления или параметры сопротивления. Соответствие энергопринимающих устройств требованиям технических правил и стандартов можно установить только при проведении соответствующих испытаний.

По мнению ОАО «МРСК Сибири», необходимость представления протоколов испытаний электроустановки обусловлена  также  следующим.

В соответствии с пп. «в» п. 25.1 Правил № 861 в технических условиях для заявителей - физических лиц должны быть указаны требования к приборам учёта электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.

При этом п. 26 Правил № 861 устанавливает, что требования, предъявляемые к приборам учёта электрической энергии и мощности (активной и реактивной) в соответствии с пунктами 25 и 25(1) настоящих Правил, должны соответствовать требованиям, установленным Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности - для субъектов оптового рынка и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее по тексту - Основные положения) - для субъектов розничных рынков. Аналогичные положения закреплены в п. 11.2.2 технических условий, являющихся приложением к договору от 05.06.2013 г.

Исходя из содержания пунктов 137, 154 Основных положений приборы учёта должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и (или) о техническом регулировании к прибору учета и (или) к правилам его установки.

В соответствии с п. 146 Основных положений собственники энергопринимающих устройств вправе при условии выполнения указанных в настоящем разделе требований к порядку установки, замены и эксплуатации прибора учёта привлекать на основании соответствующих гражданско- правовых договоров для осуществления действий по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учёта лиц, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. Собственник энергопринимающих устройств несет ответственность за действия привлеченных им лиц по установке, замене и эксплуатации приборов учёта, осуществляемые ими в интересах такого собственника.

Таким образом, несмотря на то, что установка энергопринимающих устройств в силу особых требований к их безопасности осуществляется специализированными организациями, имеющими в штате квалифицированный персонал, собственник энергопринимающих устройств не освобождается от ответственности за действия таких организаций и несёт риск наступления последствий несоблюдения ими требований законодательства.

Деятельность указанных организаций подпадает по действие Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 08.07.2002 № 204 (далее - ПУЭ)

Действие ПУЭ распространяется на все вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ, в том числе на специальные электроустановки, рассмотренные в разделе 7 ПУЭ, к которым отнесены и электроустановки жилых зданий.

Пунктом 1.8.1 ПУЭ установлено обязательное проведение приёмо­сдаточных испытаний в отношении электрооборудования до 500 кВ, вновь вводимого в эксплуатацию.

Согласно п. 1.8.4 ПУЭ заключение о пригодности оборудования к эксплуатации даётся на основании результатов всех испытаний и измерений, относящихся к данной единице оборудования. При этом в соответствии с требованиями п. 1.8.5 ПУЭ все измерения, испытания и опробования в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, инструкциями заводов-изготовителей и настоящими нормами, произведённые персоналом монтажных наладочных организаций непосредственно перед вводом электрооборудования в эксплуатацию, должны быть оформлены соответствующими актами или протоколами.

В отсутствие указанных документов невозможно сделать вывод о пригодности установленного электрооборудования к эксплуатации и о его соответствии требованиям электробезопасности. Между тем установление именно этих обстоятельств и является задачей сетевой организации при проведении обследования, предусмотренного пп «е» п 18 Правил № 861.

Проведение таких испытаний обеспечивает выявление скрытых дефектов электроустановок, никак не проявляющихся при визуальном осмотре, которые между тем при подаче напряжения на присоединяемые объекты могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью заявителя, а также нанесение ущерба его имуществу.

Условие о необходимости соответствия электрооборудования заявителя требованиям ПУЭ и ГОСТ закреплено в п. 11 Технических условий № 8000149364-С, являющихся неотъемлемой частью договора от 05.06.2013г.

В отношении иных документов, перечисленных в Информации для заявителей (проекта электроснабжения, акта осмотра прибора учёта электроэнергии, однолинейной схемы), ОАО «МРСК Сибири» пояснило следующее.

Информация для заявителей представляет собой обобщённый перечень документов, представляемых заявителями для составления актов границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок для впервые присоединяемых объектов, при изменении точки подключения или увеличении мощности. При этом необходимость предоставления конкретных документов определяется заявителем с учётом содержания технических условий.

Как следует из п. 11 Технических условий № 8000149364-С, на (К…) не возложена обязанность по подготовке проекта электроснабжения, следовательно, необходимость в предоставления данного документа отсутствует.

Составление однолинейной схемы электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ и выше, предусмотрено п.п. «б» п. 10 Правил № 861. Поскольку согласно п. 1 договора от 05.06.2013 г. класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, равен 0,4 кВ, предоставление данной схемы также не требуется.

Акт осмотра прибора учёта электроэнергии составляется сетевой организацией одновременно с актом осмотра энергопринимающего устройства в целях обеспечения заключения заявителем договора энергоснабжения и недопущения безучетного потребления электроэнергии, что также не может свидетельствовать об ущемлении прав заявителя. Данный акт содержится в перечне документов, необходимых для заключения договора энергоснабжения, закрепленном в п. 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

По вопросу содержащегося в Информации для заявителей пункта о предоставлении квитанции ОАО «МРСК Сибири пояснило следующее. В соответствии с п. 1 договора от 05.06.2013 г. заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями договора. Сумма платы по договору составляет 550 руб. и производится в порядке и в сроки, установленные п.11 договора.

Поскольку как минимум 40% платы за технологическое присоединение оплачивается заявителем до выполнения им технических условий (10% платы - в течение 15 дней с даты заключения договора, 30% платы - в течение 60 календарных дней со дня заключения договора), требование о предоставлении квитанций, подтверждающих внесение платы за технологическое присоединение в указанном размере, соответствует условиям договора и прав заявителя не нарушает.

 

Представитель ОАО «МРСК Сибири» в заседании Комиссии подтвердила информацию, представленную в материалы дела № 04/04-14 и пояснила, что требование предоставления заявителями в РЭС для получения актов границ балансовой принадлежности ряда документов (в том числе протоколов испытаний электроустановки), было оформлено в виде распоряжения директора ПО «Западные электрические сети» филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» (Л…) от 18.03.2013 г. № 1.5/24/327-рп (копия представлена в материалы дела), которое не отменено.  «Информация для заявителей» была разработана на основании данного распоряжения.

    В отношении  оказания филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» услуг по проведению испытаний электроустановок, в том числе электроустановок физических лиц максимальной мощностью до 15 кВт, представитель сетевой организации пояснила, что филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» данный вид услуг для физических лиц не оказывается.

В заседании Комиссии  15.05.2014 г. представитель ОАО «МРСК Сибири» сообщила, что фактическое присоединение энергопринимающего устройства гр. (К…) осуществлено в соответствии с договором и ТУ, без предоставления со стороны заявителя протоколов испытаний электроустановки.

В подтверждение выполнения обязательств по договору от 05.06.2013 г. №20.5500.2341.13, в материалы дела ответчиком представлены:

- Акт осмотра (обследования) электроустановки от 22.04.2014 г., согласно которого электроустановка Заявителя выполнена в соответствии с требованиями  ТУ и может быть допущена в эксплукатацию;

- Акт о выполнении ТУ №239 от 22.04.2014 г., из которого следует, что мероприятия, предусмотренные ТУ, Заявителем выполнены;

- Акт об осуществлении технологического присоединения к вышеуказанному договору № 239 от 24.04.2014 г.;

- Акт приема – передачи работ (оказания услуг) № 7800209170 от 24.04.2014 г., в соответствии с которым услуга  «технологическое присоединение»  ОАО «МРСК Сибири» выполнена, сто подтверждено соответствующими подписями сотрудника ОАО «МРСК Сибири» и гр.(К…).

Комиссия отмечает, что, в соответствии с означенными актами электроустановки Заявителя отвечают техническим условиям,  проектной документации, установленным требованиям безопасности, требованиям правил эксплуатации и могут быть допущены в эксплуатацию.

Осмотр  электроустановок Заявителя и фактическое присоединение энергопринимающего устройства на земельном участке гр. (К…) осуществлено в апреле 2014 года.

 

3. В процессе рассмотрения дела № 04/04-14 Омским УФАС России было направлено письмо в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору на имя начальника управления государственного энергетического надзора (Ф…) от 24.01.2014 исх. № 04-454э, в означенном письме антимонопольный орган просил дать разъяснение правомерности (неправомерности) распространения сетевой организацией требований Правил устройства электроустановок при обустройстве энергопринимающих устройств индивидуальных жилых домов присоединяемой мощностью до 15 кВт включительно, в том числе требования проведения приемо-сдаточных испытаний данных энергопринимающих устройств, и   предоставления  документов, указанных в «Информации для заявителей».

На вышеуказанное письмо Омского УФАС России 19.02.2014 г. вх. № 1519 поступил ответ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.02.2014 г. исх. № 10-00-10/240,  согласно которому, Управление государственного энергетического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев обращение антимонопольного органа, сообщило, что в соответствии с п. 11 Правил № 861 (ред. от 28.10.2013 № 967) сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

В этом же письме  сделан вывод о том, что действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлены полномочия для сетевой организации требовать предоставления паспортов заземляющих устройств, протоколов испытаний электроустановки (измерение изоляции, наличия цепи между заземлителями и заземленными элементами, проверка автоматических выключателей, измерение сопротивления растеканию основных заземлителей).

Определением о назначении дела № 04/04-14  о нарушении антимонопольного законодательства от 24.01.2014 г.   к участию в рассмотрении дела  в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, было привлечено Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В заседании Комиссии Омского УФАС России 27.02.2014 г. представитель Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору  (Р…)  пояснил, что согласен с позицией Управления государственного энергетического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору изложенной в означенном письме в антимонопольный орган.

4. В соответствии с частью 1 статьи 26 Федеральным законом от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Частью 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике  определено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Из  положений  части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике следует, что  порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила выбора сетевой организации, процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения), правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора, состав технических условий, а также  ответственность сетевых организаций за несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 3 Правил  технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 № 861 (далее – Правила  861, Правила)  сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств.

В силу пункта 6 Правил 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами 861. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Пунктом 7 Правил № 861 установлена следующая процедура технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

   б) заключение договора;

   в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

   г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя, за исключением объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, и объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил. Указанные исключения не распространяются на случаи технологического присоединения объектов сетевых организаций;

   г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");

   г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

   д) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 6 (далее - акт об осуществлении технологического присоединения), акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон по форме согласно приложению N 7 (далее - акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон), акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон по форме согласно приложению N 8 (далее - акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон), а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию (п. 15 Правил 861).

   В соответствии с пунктом 11 Правил № 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами, пункт 19 - устанавливает запрет навязывания услуг и обязательств, не предусмотренных настоящими Правилами.

   Пунктом 16 этих же Правил предусмотрено, что договор об осуществлении технологического присоединения должен содержать такие существенные условия, как перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению.

При этом согласно пункту 16.3 Правил 861, обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, распределяются следующим образом:

- заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

- сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Согласно пункту 18 Правил 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил), с выдачей заявителю акта осмотра (обследования) электроустановки по форме согласно приложению N 9 (далее - акт осмотра (обследования) электроустановки);

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

В соответствии с пунктом 19 Правил № 861 по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют следующие документы:

акт об осуществлении технологического присоединения;

акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон;

акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Пункт 19 Правил 861 содержит запрет на навязывание заявителю услуги и обязательств, не предусмотренных настоящими Правилами.

Пункт 25.1 Правил N 861 определяет требования к содержанию  технических условий и распределению обязанностей между заявителем и сетевой организацией (относительно границ  участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя), включая  обязанность сетевой организации урегулировать отношения с иными лицами.

Анализ норм действующего законодательства в сфере электроэнергетики позволяет Комиссии сделать вывод о том, что вопросы заключения и исполнения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей, ответственность сетевых организаций за неисполнение условий договора в установленный Правилами 861 срок  подробно регламентированы, в  том числе, установлены предельные сроки выполнения сетевой организацией  мероприятий по технологическому присоединению, при условии выполнения заявителем ТУ;  за несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения установлена  ответственность сетевых организаций. Содержащиеся в нормах Правил 861 запреты  на  действия  сетевой организации:

-  навязывание  заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных  Правилами 861;

-  требование представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами 861,

обязательны  для  соблюдения  при заключении и исполнении договора об осуществлении технологического присоединения.

  

5. Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность на рынке услуг по передаче электрической энергии отнесена к числу сфер деятельности субъектов естественной монополии, в силу указанного Закона ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала «Омскэнерго» является субъектом естественной монополии на рынке услуг по передаче электрической энергии, в связи с чем деятельность ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» подпадает также под ограничения Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действия которого распространяются на отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего положения – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям  осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя. Следовательно, технологическое присоединение является составной, неотъемлемой  частью 

единого  технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

 

 

6. Комиссией Омского УФАС России в процессе рассмотрения дела установлено:

1. Доминирующее положение ОАО «МРСК Сибири» на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «МРСК Сибири» на территории Омской области.

2. Нарушение  ОАО «МРСК Сибири» части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов гр. (К…):

- путем  предъявления Заявителю необоснованного требования предоставить документы, предоставление которых действующим законодательством РФ в области электроэнергетики не предусмотрено, в нарушение пунктов 11, 19 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, а именно: паспорта заземляющего устройства, протокола испытаний электроустановки;

- путем неисполнения требований части 1 статьи 26 пункта Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике",  Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 № 861, в срок, установленный договором № 20.5500.2341.13 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям филиала ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - «Омскэнерго» от 05.06.2013 г.

В частности, ОАО «МРСК Сибири» были нарушены следующие пункты:

- пункт 7, предусматривающий процедуру технологического присоединения;

- пункт 16.3, предусматривающий обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению;

- пункт 18, предусматривающий перечень мероприятий по технологическому присоединению;

- пункт 19, предусматривающий, какие документы составляются по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению.

Также Комиссия Омского УФАС России отмечает следующее.

1. Между гр. (К…) ОАО «МРСК Сибири» заключен договор об осуществлении технологического присоединения № 20.5500.2341.13 от 05.06.2013 года энергопринимающего устройства гр.(К…). к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири», земельный участок расположен по адресу: (…), кадастровый номер земельного участка 55:20:220101:0304, выданы ТУ № 8000149364-С для присоединения к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» энергопринимающего устройства Заявителя, являющиеся Приложением №1 к указанному договору. Договор, подписанный гр. (К…), поступил в ОАО «МРСК Сибири» 13.06.2013 года и считается заключенным 13.06.2013 г.

В соответствии с пунктом 5 договора от 05.06.2013 г. № 20.5500.2341.13 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства, принадлежащего гр. (К…), составляет 6 месяцев, со дня заключения настоящего договора, то есть, исчисляется  с 13.06.2013 г. по 13.12.2013 г.

 При этом пунктом 6 договора установлено, что ОАО «МРСК Сибири»:

- обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению до границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства Заявителя, указанные в ТУ;

- в течение 5 рабочих дней со дня уведомления Заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения ТУ Заявителем, провести с участием Заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств Заявителя;

-  не позднее 5 рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования) присоединяемых энергопринимающих устройств Заявителя с соблюдением срока, указанного в пункте 5 договоров, должно осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии Заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их Заявителю.

Пунктом 18 Договора определена ответственность  сторон (в том числе сетевой организации) в соответствии с действующим законодательством, за  неисполнение или ненадлежащее исполнение  обязательств по настоящему договору.

Комиссией установлено, что  ответчиком   мероприятия, предусмотренных Договором и ТУ для сетевой организации в части строительства линии электропередач до границ участка Заявителя, были  выполнены  в пределах установленного Договором  срока исполнения ОАО «МРСК  Сибири» обязательств, что подтверждено копией Акта о приемке законченного строительством объекта от 30.09.2013 года, представленными в материалы дела пояснениями ОАО «МРСК Сибири» и пояснениями   представителя ответчика в заседаниях Комиссии Омского УФАС России.

Гр. (К…) сообщил в сетевую организацию о выполнении им ТУ письмом от 02.07.2013 г., после чего неоднократно требовал осуществить  фактическое присоединение, выдать акты границ  балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, заявляя о необоснованности требования ОАО «МСРСК Сибири»  паспорта заземляющего устройства и протоколов испытаний электроустановки  (заявка от 06.08.2013 г. в ГорРЭС  ОАО «МРСК Сибири», письменные заявления от 15.10.2013 г., от  05.11.2013 г.).  

15.10.2013 г. гр. (К…) обратился в ОАО «МРСК Сибири», с двумя письменными заявлениями, в которых содержалась просьба принять пакет документов для оформления актов балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по договору от 05.06.2013 г. № 20.5500.2341.13, согласно перечню документов, указанных в пункте 25.1 Правил № 861. Из заявления гр. ( …) следует, что он считает требования ОАО «МРСК Сибири» о предоставлении паспорта заземляющего устройства, протокола испытаний электроустановки, также измерения изоляции, наличия цепи между заземлителями и заземляющими устройствами, проверки авто выключателей, измерение сопротивления растеканию основных заземлителей, необоснованными, противоречащими договору от 05.06.2013 г. № 20.5500.2341.13, ТУ и положениям Правил № 861.

В упомянутых выше в настоящем решении ответах ОАО МРСК Сибири» настаивало на предоставлении Заявителем документов, означенных в «Информации для заявителей», в том числе паспорта заземляющего устройства и протоколов испытаний электроустановки. Комиссия отмечает, что при этом срок исполнения  сетевой организацией обязательств по договору в части осуществления фактического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя  еще не истек, а ТУ Заявителем были выполнены.

В заявке гр. (К…) в ГорРЭС ОАО «МРСК Сибири»  от 06.08.2013 г. о выдаче акта границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности  имеется отметка о выполнении заявителем ТУ в полном объеме (подпись мастера участка ГорРЭС (У…).

Акт технической проверки средств учета электроэнергии был составлен ОАО «МРСК Сибири» 14.10.2013 г. без замечаний, по результатам осмотра сотрудники ОАО «МРСК Сибири» сделали заключение о соответствии приборов учета требованиям  нормативно-технической документации.

ОАО «МРСК Сибири»  в период после уведомления Заявителем письмом от 02.07.2013 г.  о выполнении им ТУ,  до истечения срока по Договору  не приняло мер к проведению осмотра энергопринимающих устройств Заявителя и составлению соответствующего акта, электроустановка Заявителя была осмотрена лишь в апреле 2014 года (Акт осмотра(обследования)  электроустановки б/н от 22.04.2014 г.), несмотря на то, что свои обязательства в части строительства линии электропередач (пункт 10 ТУ)  ОАО «МРСК Сибири» выполнило в установленный Договором срок (Акт приемки законченного строительством объекта от 30.09.2013 г.). 

   При этом Комиссия  отмечает, что  ОАО «МРСК Сибири» не представило в материалы дела доказательств того, что оно не имело возможности  в силу каких-либо объективных причин  исполнить все свои обязательства по Договору, заключенному  с гр. (К…),  и осуществить  фактическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя до истечения сроков, предусмотренных для сетевой организации Договором.

Как уже было отмечено, в заседании Комиссии ОАО «МРСК Сибири» представлены акты, датированные 22 и 24 апреля 2014 года,  подтверждающие осуществление фактического технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя в апреле 2014 года.

В заседании Комиссии гр. (К…) заявил о том, что  нарушение ОАО «МРСК Сибири» сроков исполнения обязательств по договору из-за предъявления  не основанных на законодательстве в сфере электроэнергетики требованиях  предоставить протоколы испытаний электроустановки, паспорт заземляющего устройства,  нарушает его права и ущемляет его законные интересы.

Таким образом, в процессе рассмотрения дела № 04/04-14 Комиссией Омского УФАС России установлено, что  ОАО «МРСК Сибири»  имело  возможность осуществить фактическое технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя до окончания срока исполнения обязательств, установленных для сетевой организации  Договором,  однако до истечения сроков по Договору не приняло мер по завершению процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя, неоднократно  предъявляло не основанные на нормах действующего законодательства требования о предоставлении Заявителем документов, не предусмотренных Правилами 861,  нарушило  положения  части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике и Правил 861 и условия Договора, в том числе  предельные  сроки  исполнения сетевой организацией своих обязательств по Договору, что повлекло ущемление законных прав и интересов гр. (К…).

В процессе рассмотрения дела № 04/04-14 представитель ОАО «МРСК Сибири» пояснил, что   «Информация для заявителей»  была разработана ОАО «МРСК Сибири» на основании распоряжения директора ПО ЗЭС ОАО «МРСК Сибири» (Л…) от 18.03.2013 г. № 15/24/327-рп «Об исполнении договоров технологического присоединения» (копия представлена в материалы дела). Данное распоряжение обязывало начальников РЭС ПО ЗЭС  при осуществлении контроля выполнения ТУ обеспечить предоставление заявителями документов, предусмотренных техническими условиями , перечень которых указан в данном распоряжении, в том числе это – «протоколы  пуско-наладочных испытаний присоединяемой к электрической сети «Омскэнерго» электроустановки заявителя, выполненные специализированной организацией»,  а также  «прочие документы, указанные в ТУ при заключении договора ТП».

В «Информации для заявителей» содержится перечень документов, которые необходимо представить для получения «актов границ», в том числе это  –  «паспорт заземляющего устройства»,  «протоколы испытаний электроустановки:

 -  измерение изоляции;

-  наличия цепи между заземлителями и заземленными элементами;

-  проверка автоматических выключателей;

-  измерение сопротивления растеканию основных заземлителей»

и другие документы.

ОАО «МРСК Сибири» отказалось от означенных  не основанных на нормах действующего законодательства требованиях и завершило процедуру технологического присоединения  энергопринимающих устройств Заявителя  только после возбуждения настоящего дела по заявлению гр. (К…) , то есть, ОАО «МРСК Сибири» исполнило все обязательства по Договору по истечении срока, указанного в Договоре, тем самым нарушив существенные условия Договора, а именно  сроки осуществления фактического технологического присоединения.

При таких обстоятельствах у Комиссии нет оснований расценивать действия ОАО «МРСК Сибири» как добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

   В соответствии с пунктом 11 Правил № 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами, пункт 19 - устанавливает запрет навязывания услуг и обязательств, не предусмотренных Правилами технологического присоединения.

25.03.2014 г. в заседании Комиссии Омского УФАС России ОАО «МРСК Сибири» было заявлено ходатайство о приостановлении рассмотрения дела № 04/04-14 до рассмотрения Высшим Арбитражным судом РФ дела № А73-4402/2013 (далее – ВАС РФ).

Комиссией Омского УФАС России принято решение об удовлетворении ходатайства ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - «Омскэнерго», поскольку установлено, что Высшим Арбитражным судом РФ рассматривается дело № А73-4402/2013, предметом которого являются обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения Комиссией Омского УФАС России настоящего дела.

7. Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу, что нормами правил № 861 предусмотрен запрет сетевой организации возлагать на Заявителя обязанности предоставления документов не предусмотренных Правилами № 861, в рассматриваемом случае - протоколов испытаний электроустановок, паспорта заземляющего устройства.

Выводы Комиссии Омского УФАС России основаны на нормах действующего с сфере электроэнергетики законодательства Российской Федерации с учетом следующего.

1. Согласно позиции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,  изложенной в письме от 19.02.2014 г. вх. № 1519,  действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлены полномочия для сетевой организации требовать предоставления паспортов заземляющих устройств, протоколов испытаний электроустановки (измерение изоляции, наличия цепи между заземлителями и заземленными элементами, проверка автоматических выключателей, измерение сопротивления растеканию основных заземлителей).

2. Согласно позиции Управления государственного энергетического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, изложенной в ответе на  обращение антимонопольного органа от 12.02.2014 г. исх. № 10-00-10/240,  в соответствии с пунктом 11 Правил № 861 (ред. от 28.10.2013 № 967), поддержанной в заседании Комиссии Омского УФАС России 27.02.2014 г. представителем Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору  (Р…),  сетевая организация не вправе требовать, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

В этом же письме сделан вывод о том, что действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлены полномочия для сетевой организации требовать предоставления паспортов заземляющих устройств, протоколов испытаний электроустановки (измерение изоляции, наличия цепи между заземлителями и заземленными элементами, проверка автоматических выключателей, измерение сопротивления растеканию основных заземлителей).

           3. 02.04.2014 г. ВАС РФ вынес определение об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № ВАС-145/14, тем самым надзорная инстанция подтвердила законность Постановления ФАС Дальневосточного округа по делу Ф03-5719/2013 от 06 декабря 2013 года.

Так, Комиссия Омского УФАС России принимает во внимание позицию ФАС Дальневосточного округа, изложенную в Постановлении по делу Ф03-5719/2013 от 06 декабря 2013 года в котором отмечено следующее.

Сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами, пункт 19 - устанавливает запрет навязывания заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных настоящими Правилами.

Суд указал, что включение в технические условия на технологическое присоединение условий, не основанных на положениях действующего законодательства Российской Федерации в области электроэнергетики, является нарушением антимонопольного законодательства и могло привести к ущемлению прав потребителей.          

Анализируя  материалы дела № 04/04-14,  доводы Заявителя и  ОАО  «МРСК Сибири», Комиссия Омского УФАС России, отмечая, что  вышеозначенные требования ОАО «МРСК Сибири» не основаны на нормах действующего законодательства и противоречат Правилам 861,  считает ссылки ответчика на Правила устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденные Министерством энергетики Российской Федерации Приказ от 8 июля 2002 № 204 и Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее – Основные положения), несостоятельными и обращает внимание на  следующее.

В рассматриваемой ситуации предметом спора между Заявителем и ОАО «МРСК Сибири» являются правоотношения, которые регулируются нормами Правил № 861, касающиеся осуществления технологического присоединения энергопринимающего устройства Заявителя к электрическим сетям сетевой организации, то есть правоотношения сторон до решения Заявителем вопросов о заключении  договора энергоснабжения и до начала эксплуатации Заявителем принадлежащих ему энеоргопринимающих устройств. Основные положения и ПУЭ не регулируют правоотношения, возникающие на стадии заключения и исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и, по мнению Комиссии, не подлежат применению в рассматриваемой ситуации.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 2 статьи 45, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. На основании статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установить доминирующее положение ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - «Омскэнерго» на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах территории Омской области, охваченной присоединенными электрическими сетями ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - филиала ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - «Омскэнерго».

2. Признать ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - «Омскэнерго» виновным в нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в ущемлении интересов гр. (К…):

- путем предъявления сетевой организацией требований предоставить документы, предоставление которых действующим законодательством РФ в области электроэнергетики не предусмотрено, в нарушение пунктов 11, 19 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861;

- путем неисполнения требований части 1 статьи 26 пункта Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 7, пункта 16.3 пункта 18, пункта 19 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 № 861, в срок, установленный договором № 20.5500.2341.13 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям филиала ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - «Омскэнерго» от 05.06.2013 г.

 

3. Выдать ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» предписание, в которое включить мероприятия, подлежащие выполнению:

3.1.  Прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов физических лиц, заключивших договоры на технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - «Омскэнерго» энеоргопринимающих устройств мощностью до 15 кВт, путем неисполнения требований пунктов 7, 11, 16.3, 18, 19  Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 № 861;

3.2.  Привести внутренние локальные акты ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в соответствие с действующим законодательством в сфере электроэнергетики, в том числе Правилами  технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

4. Материалы дела № 04/04-14 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» по признакам нарушения статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель комиссии                                                                                           (ф.и.о., поджпись)

 

Члены комиссии                                                                                                     (ф.и.о., подписи)

 

 

Решение  и предписание могут быть обжалованы в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

Предписание №04/04-14

 

29 мая 2014 года
г. Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

(К…) – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

(С…) – начальника отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

(А…) – ведущего специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

(М…) – эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

в отсутствие (Н…) - специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

      руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 29 мая 2014 года №04/04-14 по делу о нарушении ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - «Омскэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

        

1. ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - «Омскэнерго» со дня получения предписания:

1.1 Прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов физических лиц, заключивших договоры на технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - «Омскэнерго» энеоргопринимающих устройств мощностью до 15 кВт, путем неисполнения требований пунктов 7, 11, 16.3, 18, 19  Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 № 861;

1.2. Привести внутренние локальные акты ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в соответствие с действующим законодательством в сфере электроэнергетики, в том числе Правилами  технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

2. ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» информировать Омское УФАС России об исполнении предписания в пятнадцатидневный срок с момента получения настоящего предписания.

 

Председатель комиссии                                                                            (подпись, ф.и.о.)

 

 

Члены комиссии                                                                                        (подписи, ф.и.о.)

 

 

Предписание может быть обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны