Предупреждение №05-04/36-17 Предупреждение № 05-04/36-17 от 4 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е  №  05-04/36-17

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения

антимонопольного законодательства

 

 24.11.2017                                                                                                                                 г. Омск

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) поступило заявление ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала ПАО «МРСК Сибири» – Омскэнерго» (далее – Заявитель) от 01.09.2017 № 1.5/26-10/9617-исх (вх. Омского УФАС России от 01.09.2017 № 7062) о бездействии Администрации Омского муниципального района Омской области (далее – Администрация) в подготовке и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

При рассмотрении заявления ПАО «МРСК Сибири» – Омскэнерго» Омским УФАС России установлено следующее.

ПАО «МРСК Сибири» заключены следующие договоры об осуществлении технологи­ческого присоединения к электрическим сетям:

– с <...>.

Для технологического присоединения объектов заявителей к электрическим сетям, ПАО «МРСК Сибири» необходимо выполнить строительство:

– ВЛ-10 кВ, ТП-10/0,4 кВ, ВЛИ-0,4 кВ для энергоснабжения дома, местоположение: Омская область, Омский район, п. Новоомский, ул. 1 Огородный переулок, стр. поз. 40, кадастровый номер земельного участка 55:20:140101: 4597 (от 03.03.2017 РТП № 019);

– ВЛИ-0,4 кВ для энергоснабжения административного здания, местоположение: определено в 800 м. по направлению на юго-запад относительно нежилого строения, имеющего почтовый адрес: Омская область, Омский район, пос. Новоомский, ул. Первомайская, № 8, кадастровый номер земельного участка 55:20:142002:365 (от 30.03.2017 РТП № 054);

– ВЛ-10 кВ, ТП-10/0,4 кВ, ВЛИ-0,4 кВ для энергоснабжения дома, местоположение: Омская область, Омский район, с. Морозовка, ул. 3-я Зеленая, д. 15, кадастровый номер земельного участка 55:20:120101:3316  (от 30.03.2017 РТП № 055);

– ВЛИ-0,4 кВ для энергоснабжения дома, местоположение: Омская область, Омский район, д. Ракитинка, ул. Березовая, д. 11/1, кадастровый номер земельного участка 55:20:120201:3789  (от 30.03.2017 РТП № 056);

– ВЛИ-0,4 кВ для энергоснабжения дома, местоположение: определено в 1309 м. по направлению на северо-запад относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, Омский район, п. Магистральный, ул. Овражная, д. 10, кадастровый номер земельного участка 55:20:110601:2819  (от 13.12.2016 РТП № 1250);

– ВЛИ-0,4 кВ для энергоснабжения дома, местоположение: Омская область, Омский район, д. Нижняя Ильинка, ул. Зеленая, д. 58, кадастровый номер земельного участка 55:20:090201:43  (от 29.03.2017 РТП № 1334);

– ВЛИ-0,4 кВ для энергоснабжения дома, местоположение: Омская область, Омский район, с. Розовка, ул. Солнечная, строительная позиция № 234, кадастровый номер земельного участка 55:20:200801:65  (от30.03.2017 РТП № 1335);

– ВЛ-10 кВ, ТП-10/0,4 кВ, ВЛИ-0,4 кВ для энергоснабжения дачного дома, местоположение: Омская область, Омский район, кадастровый номер земельного участка 55:20:100801:79, садоводческое некоммерческое товарищество «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский», филиал № 3, аллея № 10, участок № 4 (от 30.03.2017 РТП № 1336);

– ВЛИ-0,4 кВ для энергоснабжения дома, местоположение: Омская область, Омский район, с. Лузино, ул. Чапаева, д. 21 А, кадастровый номер земельного участка 55:20:100101:7256  (от 30.03.2017 РТП № 1337);

– ВЛИ-0,4 кВ для энергоснабжения дома, местоположение: Омская область, Омский район, СНТ «Красная гвоздика», аллея 12, участок № 193, кадастровый номер земельного участка 55:20:120601:167  (от 30.03.2017 РТП № 724).

В целях исполнения обязательств по тех­нологическому присоединению энергопринимающих устройств вышеуказанных потребителей, расположенных в Омском муниципальном районе Омской области, ПАО «МРСК Сибири» в адрес Администрации сопроводи­тельным письмом от 04.04.2017 № 1.5/08-18/3511-исх. направлено заявление о подготовке и утверждении схемы расположения земельных участков на ка­дастровом плане территории. Заявление вручено Администрации 07.04.2017, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.

Как следует из заявления филиала ПАО «МРСК Сибири» – Омскэнерго» ответа на означенное заявление от Администрации в адрес Общества не поступало.

В силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.

Порядок технологического присоединения, в том числе объектов, принадлежащих сетевым организациям, урегулирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила). В соответствии с пунктом 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.

Согласно части  2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утверждённой схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утверждённого проекта межевания территории с учётом положений, предусмотренных частью 3 статьи 11.3 ЗК РФ.

В силу части 3 статьи 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утверждённым проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:

– из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;

– из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;

– в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;

– в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;

– для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Положения части 3 статьи 11.3 ЗК РФ не распространяются на линейные объекты, не относящиеся к объектам федерального, регионального или местного значения.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации линейный объект считается федеральным, если его размещение предусмотрено схемами территориального планирования Российской Федерации, региональными, если его размещение предусмотрено схемой территориального планирования субъекта Российской Федерации, местного значения, если его размещение предусмотрено на схеме территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения.

Согласно статье 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

– подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утверждён проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

– подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

– принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;

– обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

– осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

– подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

– заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Поскольку в настоящем случае земельные участки предстоит образовать, и не утверждён проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такие земельные участки, подготовка и утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории предшествует обращению с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В данном случае ПАО «МРСК Сибири», по мнению Омского УФАС России, полностью соблюдён порядок, предусмотренный статьей 39.14 ЗК РФ, т.е. до подачи заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков изначально направлены обращения о подготовке и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, относится к вопросам местного значения.

Согласно статье 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 ЗК РФ.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 334-ФЗ в абзац третий пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» были внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.01.2017 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Таким образом, именно на Администрацию Омского муниципального района Омской области возложены обязанности по распоряжению земельными участками, в том числе по подготовке и утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

Вместе с тем, поступившее в адрес Администрации обращение о подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не было рассмотрено. До настоящего времени схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории не подготовлена и не утверждена.

Омским УФАС России установлено, что аналогичное обращение Заявителя было также рассмотрено Арбитражным судом Омской области (дело № А46-8251/2017).

Согласно решению Арбитражного суда Омской области от 17.07.2017 по делу № А46-8251/2017 требования ПАО «МРСК Сибири» удовлетворены, бездействие Администрации в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории признано незаконным, не соответствующим требованиям ЗК РФ.

Статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) устанавливает запрет на акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограни­чению или устранению конкуренции, в частности запрещается:

необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Рос­сийской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 статьи 15).

Омское УФАС России считает, что бездействие Администрации в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,  могли привести к ограничению, устранению конкуренции путем воспрепятствования осуществлению деятельности ПАО «МРСК Сибири» по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям ПАО «МРСК Сибири» и содержат в себе признаки нарушения, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, при рассмотрении заявления ПАО «МРСК Сибири» в бездействии Администрации по подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, Омским УФАС России установлены признаки нарушения, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей  39.1 Закона о защите конкуренции Омское УФАС России  

 

предупреждает

 

Администрацию Омского муниципального района Омской области о необходимости прекращения в течение 30 календарных дней со дня получения настоящего предупреждения бездействия по подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, нарушающего пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по заявлению ПАО «МРСК Сибири» от 04.04.2017 № 1.5/08-18/3511-исх. и принятия решения в соответствии со статьей 11.10 ЗК РФ.

 

О выполнении настоящего предупреждения Администрации Омского муниципального района Омской области необходимо сообщить в Омское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

 

 

Руководитель  управления                                                                                       <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны