Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № 051-18/04 РЗ от 29 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказное с уведомлением о вручении

 

                                                                                                        Руководителю

ООО «ИНМЭЖСтрой»

 302006, Орловская область, г.Орел,

  ул.Привокзальная  д. 28б, оф.24

 

 

ИП <…>

 

гр. <…>

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по  делу  № 051-18/04 РЗ

                                                                                                       

Резолютивная часть решения оглашена 21  марта   2018 г.

Решение в полном объеме изготовлено  29 марта  2018 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее - Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии – <…>

, врио заместителя руководителя управления;

Члены Комиссии                   – <…>, главный  специалист –эксперт;                                         

                                                - <…>, специалист 1 разряда

                                              

           рассмотрев дело №051-18/04 РЗ,  возбужденное в отношении ООО «ИНМЭЖСтрой» (ОГРН 1115742002089, 302006, Орловская область, город Орёл, Привокзальная улица, 28б, оф.24) по признакам  нарушений части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

в присутствии:

-доверенного представителя ООО «ИНМЭЖСтрой» <…> (доверенность б/н от 31.12.2017г.);

 

 в отсутствие:

- ИП <…> и/или ее доверенного представителя, надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела

-гр. <…> и/или его доверенного представителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

          В  соответствии с частью 1 статьи 33 Закона  «О рекламе»  антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской    Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе.

         Орловским УФАС России в результате проводимого должностными лицами антимонопольного органа наблюдения за соблюдением обязательных требований  Закона «О рекламе» хозяйствующими субъектами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в сфере размещения наружной рекламы на территории г. Орла,  26.01.2018г. был выявлен  факт распространения  информации,  а именно:

   На  рекламной конструкции в виде двустороннего щита на опоре, расположенной по адресу:  г. Орел, ул. Комсомольская,  в районе д. 140, в непосредственной близости от проезжей части размещалась на одной из сторон информация следующего содержания:

Текстовая составляющая рекламы:

«Комфортное жилье по ул. Ливенская, 33 (Железнодорожный р-он г.Орла) ИНМЭЖСтрой. Строительная компания. 5 минут до центра. 54-13-28. Ипотека от 5, 8%. www.inmezhstroy-orel.ru»

 

Вся указанная информация была выполнена крупным, хорошо читаемым шрифтом.

 

      В правой части рекламного полотна, занимающей приблизительно 5% площади,  вертикально  была расположена  информация, выполненная мелким, плохо читаемым шрифтом следующего содержания:

    «Застройщик ООО «ИНМЭЖСтрой». Проектная декларация на сайте  http//inmezhstroy-orel.ru».  ПАО АКБ «Связь-Банк». Генеральная лицензия банка России  №1470 от 21.11.2014г.  Ставка 5,8 % годовых по программе «Новостройка». Действует первые 12 месяцев кредитования при условии субсидирования застройщиком и первоначальном взносе от 15% до 90% стоимости приобретаемого объекта недвижимости у Застройщика ООО «ИНМЭЖСтрой». На последующие годы кредитования процентная ставка составляет 10,9% годовых. Ставки по кредиту повышаются на 1% при отсутствии личного страхования участников сделки на момент подписания кредитного договора, на 1% при отсутствии титульного страхования предмета залога на момент подписания кредитного договора, на 3% при отсутствии страхования и/или несоответствии параметров страхования по рекомендуемым или обязательным видам страхования требованиям Банка в последующие годы выдачи кредита. Срок кредита от 3 до 30 лет. Сумма кредита от 400 тыс руб. До 30 млн. руб. Обеспечение по кредиту: залог права требования на строящееся недвижимое имущество, залог построенного недвижимого имущества.

 

Графическая составляющая рекламы:

«Изображение трех многоэтажных жилых домов».

 

(далее – реклама «Комфортное жилье»).

 

             По результатам выезда и наблюдения был  составлен акт осмотра и фиксации рекламы от  26.01.2018г.

 

В рассматриваемой рекламе содержалось указание на возможность приобретения недвижимости (квартиры от строительной компании   «ИНМЭЖСтрой» в Железнодорожном районе  г.Орла)  потенциальными покупателями, в том числе, посредством ипотеки (ипотечного жилищного кредита),  что являлось  рекламой финансовых услуг, в связи с чем  указанная реклама должна была  соответствовать требованиям статьи 28 Закона «О рекламе».

 

            Указанная рекламная конструкция с информацией расположена в 2-3 метрах от проезжей части с интенсивным дорожным движением. Неопределенным кругом лиц, на который воздействует данная реклама,  являются не только  пешеходы, но, в основном,  водители,  и пассажиры автотранспортных средств.

 В  рекламе «Комфортное жилье» содержалась как информация, выполненная крупным шрифтом, так и  информация, напечатанная мелким шрифтом. Она располагалась  вертикально в правой части рекламного полотна и ее прочтение было  возможно только при непосредственном  к ней приближении на близкое расстояние.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рекламе «Комфортное жилье» формально присутствовали  сведения о лице, предоставляющем финансовую услугу- ипотеку, а именно: «ПАО АКБ «Связь-Банк», однако,   данные сведения следовало считать фактически отсутствующими, в связи со сложностью их прочтения из-за формы и месторасположения рекламы (вертикальное расположение в правой  части рекламы мелким шрифтом).

 

В соответствии с пунктом 2 части 2  статьи 28 Закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с  частью  3  статьи 28 Закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

 

В рекламе «Комфортное жилье» присутствовало  одно из существенных условий  оказания финансовой услуги, влияющее на стоимость ипотечного кредита-    размер процентной ставки по ипотеке  от 5,8% годовых, выполненное крупным, хорошо читаемым шрифтом.

Кроме того,  в рекламе «Комфортное жилье»  формально присутствовали   иные условия предоставления финансовой услуги, определяющие полную стоимость ипотечного кредита:  Ставка 5,8 % годовых по программе «Новостройка». Действует первые 12 месяцев кредитования при условии субсидирования застройщиком и первоначальном взносе от 15% до 90% стоимости приобретаемого объекта недвижимости у Застройщика ООО «ИНМЭЖСтрой». На последующие годы кредитования процентная ставка составляет 10,9% годовых. Ставки по кредиту повышаются на 1% при отсутствии личного страхования участников сделки на момент подписания кредитного договора, на 1% при отсутствии титульного страхования предмета залога на момент подписания кредитного договора, на 3% при отсутствии страхования и/или несоответствии параметров страхования по рекомендуемым или обязательным видам страхования требованиям Банка в последующие годы выдачи кредита. Срок кредита от 3 до 30 лет. Сумма кредита от 400 тыс руб. До 30 млн. руб. Обеспечение по кредиту: залог права требования на строящееся недвижимое имущество, залог построенного недвижимого имущества.

 

 Кроме того, частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе» определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и  вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Формальное присутствие в рекламе наименования юридического лица, оказывающего финансовые услуги и всех условий предоставления ипотечного кредита на покупку квартир в компании «ИНМЭЖСтрой», определяющих его стоимость, не позволяло потребителю воспринимать указанную рекламную информацию  должным образом и в полном объеме.

 

Любой шрифт  в рекламном тексте своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.

В  рекламе «Комфортное жилье»   содержалась  как информация, выполненная крупным шрифтом, так и  информация, напечатанная мелким шрифтом. Она располагалась вертикально в правой  части рекламной конструкции и могла быть прочитана при непосредственном к ней приближении на близкое расстояние.

 

Таким образом,  в рекламе «Комфортное жилье»    содержались признаки нарушений  части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28  Закона «О рекламе», так как совокупность таких особенностей вышеуказанной рекламы, как: месторасположение рекламной конструкции около проезжей части дороги, ограничивающее время считывания рекламной информации,   размер и форма шрифта, которым были указаны условия  предоставления ипотечного кредита и наименование юридического лица, оказывающего данную  услугу, лишало возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только часть текста, выполненную крупным, хорошо заметным шрифтом, что могло ввести потребителей  в заблуждение относительно оказываемой услуги и лица, ее предоставляющей.

 

В соответствии со статьей 38 Закона «О рекламе»:

- ответственность за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе» несет рекламодатель и рекламопроизводитель.

      -  ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона «О рекламе» несет рекламодатель, рекламораспространитель и рекламопроизводитель.

 

31.01.2018г.  в отношении рекламодателя- ООО «ИНМЭЖСтрой» (ОГРН 1115742002089) было возбуждено дело №051-18/04РЗ по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28  Закона «О рекламе».

 

Определение о возбуждении производства по делу №051-18/04РЗ  (исх. №356/04 от 31.01.2018) было направлено заказной почтовой корреспонденцией с уведомлением о вручении почтового отправления в адрес ООО «ИНМЭЖСтрой» (302006, Орловская область, город Орёл, Привокзальная улица, 28б, оф.24), которое было получено адресатом 06.02.2018г. (согласно уведомления о вручении почтового отправления).

Рассмотрение дела №051-18/04РЗ по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе было назначено на 19.02.2018г.

 

19.02.2018г. Комиссия, рассмотрев документы, имеющиеся в материалах дела, отложила   рассмотрение дела №051-18/04РЗ, в связи с необходимостью  получения запрашиваемой информации от ООО «ИНМЭЖСтрой».

Рассмотрение дела №051-18/04РЗ по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе было назначено на 05.03.2018г.

28.02.2018г. в адрес Управления поступили запрашиваемые документы и сведения от  ООО «ИНМЭЖСтрой» (вх.№1076 от 28.02.2018г.), а также письменные пояснения, в которых указывалось, что рекламодателем рассматриваемой рекламы  является <…>,  100% участник ООО «ИНМЭЖСтрой». С целью информирования жителей и гостей нашего города о начале строительства многоэтажных жилых домов повышенной комфортности по ул. Ливенской, участником общества в декабре 2017г. было принято решение о размещении соответствующей рекламы по ул. Комсомольской.

<…> запросил в обществе информацию об объектах строительства и условиях кредитования (ипотеки) и далее разместил рекламную информацию.

Рекламопроизводителем (рекламораспространителем) в рассматриваемом случае является ИП <…>,  действующая на основании Договора № 420-1Р/01.01 от 01.01.2018г. на размещение и распространение наружной рекламы.

В адрес рекламопроизводителя участником общества на бумажном носителе была передана информация, подлежащая размещению на рекламной конструкции.

 

 05.03.2018г. для участия в рассмотрении дела №051-18/04РЗ прибыл доверенный представитель ООО «ИНМЭЖСтрой» <…> (доверенность б/н от 31.12.2017г.).

05.03.2018г. Комиссия, рассмотрев документы, имеющиеся в материалах дела, отложила  рассмотрение дела №051-18/04РЗ и привлекла к его рассмотрению ИП <…>  и гр. <…>, в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства  РФ о рекламе,  а также запросила  дополнительную информацию от сторон по делу.

Рассмотрение дела №051-18/04РЗ по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе было назначено на 21.03.2018г.

19.03.2018г. в адрес Управления поступили запрашиваемые документы и сведения от ИП <…> (вх.№1436 от 19.03.2018г.), а также письменные объяснения по делу, в которых сообщалось, что между ИП <…> и<…> был заключен договор №420-1Р/01.01. от 01 января 2018г. на размещение и распространение наружной рекламы. Согласно вышеуказанного Договора (п7.6) «в случае признания рекламной информации заказчика или третьих лиц (клиентов Заказчика), размещенной Исполнителем в рамках настоящего Договора, ненадлежащей рекламой в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», всю ответственность за содержание рекламной информации ( и связанные с этим последствия) несет Заказчик».

           21.03.2018г. в адрес Управления поступили запрашиваемые  сведения от гр. <…> (вх.№55 от 21.03.2018г.), в которых сообщалось, что гр. <…> является рекламодателем рассматриваемой рекламы, решение о размещении которой им было принято от своего имени и размещена реклама  была за свой счет, ввиду того, что <…> является собственником ООО «ИНМЭЖСтрой». Рекламопроизводителем и рекламораспространителем рекламы «Комфортное жилье» является ИП <…>, с которой был заключен договор №420-1Р/01.01 от 01.01.2018г. на размещение и распространение наружной рекламы.    Внешний облик рекламы согласовался рекламодателем с рекламораспространителем для дальнейшего ее размещения по адресу: г.Орел, ул.Комсомольская, д.140. По мнению гр. <…> указанная информация никого не могла ввести в заблуждение, так как все условия кредитования (ипотеки) необходимо было проговаривать индивидуально (по телефону, указанному на рекламном щите).

 

21.03.2018г. для участия в рассмотрении дела №051-18/04РЗ прибыл доверенный представитель ООО «ИНМЭЖСтрой» <…> (доверенность б/н от 31.12.2017г.). ИП <…> и/или ее доверенный представитель, гр. <…> и/или его доверенный представитель,  уведомленные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела №051-18/04РЗ, в Управление не прибыли.

ИП <…> было заявлено письменное ходатайство о рассмотрении дела  №051-18/04РЗ в ее отсутствие (вх.№1435 от 19.03.2018г.), которое было удовлетворено Комиссией.   

Представитель  ООО «ИНМЭЖСтрой»  повторил позицию Общества,   изложенную  в письменных  пояснениях по делу №051-18/04 РЗ, представленных в адрес Управления ранее, а именно: ООО «ИНМЭЖСтрой» не является рекламодателем рассматриваемой рекламы, так как решение о ее размещении самостоятельно принял <…>, договоры заключались им самостоятельно, оплата производилась за счет <…>.

  

Комиссия,  рассмотрев документы и объяснения, имеющиеся в материалах дела №051-18/04РЗ, заслушав объяснения стороны по делу,   пришла к следующим выводам:

 

1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Факт распространения рекламы «Комфортное жилье» на рекламной конструкции  по адресу: г.Орел, ул. Комсомольская, 140 на отдельно стоящей рекламной конструкции   сторонами по делу не  оспаривается.

 

2.  В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рекламе «Комфортное жилье» формально присутствовали  сведения о лице, предоставляющем финансовую услугу- ипотеку, а именно: «ПАО АКБ «Связь-Банк», однако,   данные сведения следовало считать фактически отсутствующими, в связи со сложностью их прочтения из-за формы и месторасположения рекламы (вертикальное расположение в правой  части рекламы мелким шрифтом).

 

В соответствии с пунктом 2 части 2  статьи 28 Закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с  частью  3  статьи 28 Закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

 

В рекламе «Комфортное жилье» присутствовало  одно из существенных условий  оказания финансовой услуги, влияющее на стоимость ипотечного кредита--    размер процентной ставки по ипотеке  от 5,8% годовых, выполненное крупным, хорошо читаемым шрифтом.

Кроме того,  в рекламе «Комфортное жилье»  формально присутствовали   иные условия предоставления финансовой услуги:  Ставка 5,8 % годовых по программе «Новостройка». Действует первые 12 месяцев кредитования при условии субсидирования застройщиком и первоначальном взносе от 15% до 90% стоимости приобретаемого объекта недвижимости у Застройщика ООО «ИНМЭЖСтрой». На последующие годы кредитования процентная ставка составляет 10,9% годовых. Ставки по кредиту повышаются на 1% при отсутствии личного страхования участников сделки на момент подписания кредитного договора, на 1% при отсутствии титульного страхования предмета залога на момент подписания кредитного договора, на 3% при отсутствии страхования и/или несоответствии параметров страхования по рекомендуемым или обязательным видам страхования требованиям Банка в последующие годы выдачи кредита. Срок кредита от 3 до 30 лет. Сумма кредита от 400 тыс руб. До 30 млн. руб. Обеспечение по кредиту: залог права требования на строящееся недвижимое имущество, залог построенного недвижимого имущества.

Однако,  данные сведения следовало считать фактически отсутствующими, в связи с месторасположением  рекламы, формой и размером  шрифта на ней.

 

Cогласно пп.24, 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 8 октября 2012г. №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

 К условиям, влияющим на стоимость кредита (займа), в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В рекламе «Комфортное жилье», условия, влияющие на стоимость ипотечного кредита, следует считать фактически отсутствующими, ввиду особенностей расположения рекламы,  формы и  размера шрифта на ней.

 

 

 Кроме того, частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе» определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и  вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Формальное присутствие в рекламе наименования юридического лица, оказывающего финансовые услуги и всех условий предоставления ипотечного кредита на покупку квартир в компании «ИНМЭЖСтрой», определяющих его стоимость, не позволяло потребителю воспринимать указанную рекламную информацию  должным образом и в полном объеме.

 

Любой шрифт  в рекламном тексте своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.

В  рекламе «Комфортное жилье»   содержалась  как информация, выполненная крупным шрифтом, так и  информация, напечатанная мелким шрифтом. Она располагалась вертикально в правой  части рекламной конструкции и могла быть прочитана при непосредственном к ней приближении на близкое расстояние.

 

 

Таким образом,   реклама «Комфортное жилье»  противоречила требованиям  части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28  Закона «О рекламе», так как совокупность таких особенностей вышеуказанной рекламы, как: месторасположение рекламной конструкции около проезжей части дороги, ограничивающее время считывания рекламной информации,   размер и форма шрифта, которым были указаны условия  предоставления ипотечного кредита и наименование юридического лица, оказывающего данную  услугу, лишало возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только часть текста, выполненную крупным, хорошо заметным шрифтом, что могло ввести потребителей  в заблуждение относительно оказываемой услуги и лица, ее предоставляющей.

 

3. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В  рекламе «Комфортное жилье» информацию о лице, предоставляющем финансовую услугу – ипотечный кредит, всех условиях, определяющих полную стоимость предоставления ипотечного жилищного кредита на приобретение квартир в доме по адресу: г.Орел, ул.Ливенская, 33 следует считать фактически отсутствующими, что могло ввести потребителей  в заблуждение.

 

Реклама «Комфортное жилье»   противоречила требованиям части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункту 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе», то есть являлась  ненадлежащей.

 

4.В статье 3 Закона «О рекламе» приведены следующие основные понятия:

- рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

- рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

- рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В ходе рассмотрения дела установлено, что рекламодателем  рекламы «Комфортное жилье»  является <…>,  так как именно указанное лицо   определило объект рекламирования и содержание рассматриваемой рекламы, заключило договор на размещение рекламы, оплатило производство и распространение рекламы «Комфортное жилье».

 Указанный факт подтверждается имеющимися  в материалах дела письменными пояснениями <…>, ООО «Инмэжстрой», ИП <…>, а также договором №420-1Р/0101 от 01 января 2018г.,  Актом №83 от 31 января 2018г,  платежным поручением от 27.02.2018г.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что рекламораспространителем и рекламопроизводителем рекламы «Комфортное жилье» является ИП <…>, которая  изготовила баннер (3×6)  для его дальнейшего размещения и осуществила распространение вышеуказанной рекламы по адресу: г.Орел, ул.Комсомольская, 140 на отдельно стоящей рекламной конструкции, что подтверждается материалами дела.

 

5. В соответствии со статьей 38 Закона «О рекламе»:

-     ответственность за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе» несет рекламодатель и рекламопроизводитель, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

-     ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона «О рекламе» несет рекламодатель,  рекламораспространитель и рекламорпроизводитель, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

5.1. В действиях ООО «ИНМЭЖСтрой» нарушение требований  законодательства РФ о рекламе отсутствует,  так как указанное лицо не является  ни рекламодателем, ни рекламораспространителем, ни рекламопроизводителем рекламы «Комфортное жилье».

5.2. <…>, как рекламодатель, несет ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28,  части 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

5.3. В  действиях ИП <…>,  как  рекламопроизводителя, признаки нарушения законодательства РФ о рекламе отсутствуют, так как указанное  лицо осуществило изготовление баннера   в соответствии с теми  указаниями, которые были получены от рекламодателя –гр. <…> и согласовало его с ним.

 5.4. Вместе с тем,  ИП <…>как  рекламораспространитель, несет ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона «О рекламе».

Согласно положений статьи 38 Закона «О рекламе», ответственность за  нарушение части 1 статьи 28 Закона «О рекламе» возложена на рекламодателя и рекламораспространителя, в данном случае – гр. <…> и ИП<…>.

 По мнению ИП <…>, ввиду того, что  между нею и <…> был заключен договор №420-1Р/01.01. от 01 января 2018г. на размещение и распространение наружной рекламы, согласно которому  (п. 7.6) «в случае признания рекламной информации заказчика или третьих лиц (клиентов Заказчика), размещенной Исполнителем в рамках настоящего Договора, ненадлежащей рекламой в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», всю ответственность за содержание рекламной информации ( и связанные с этим последствия) несет Заказчик», следовательно,  всю ответственность за содержание рекламной информации и связанные с этим последствия несет заказчик-<…>.

Однако, ответственность, установленная в законе, не может быть изменена договором.

Согласно статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих данные отношения (статья 3 ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

При этом в силу статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Отношения в сфере рекламы, в том числе ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе регулирует Закон «О рекламе».

Согласно положений статьи 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе возложена на рекламодателя, в данном случае – <…> Ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона «О рекламе» возложена на рекламодателя и рекламораспространителя, в данном случае – <…> и ИП <…>.

Таким образом, Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», является специальной нормой права, регулирующий сферу рекламы, в том числе и ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе» и является приоритетным.

Соответственно, договоры, заключенные между рекламодателем и рекламопроизводителем, рекламодателем и рекламораспространителем, содержащие условия, противоречащие статье 38 Федерального закона «О рекламе», являются недействительными в части таких условий.

Таким образом, рекламораспространитель – ИП <…> несет ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона «О рекламе» вне зависимости от наличия в договоре, заключенном между рекламодателем и рекламораспространителем условий, изменяющих субъекта ответственности.

 

 

6. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) установлена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

7.  Комиссией были исследованы представленные материалы  и  доказательства (фотография) того, что в настоящее время реклама «Комфортное жилье» более не распространяется по адресу: г.Орел, ул. Комсомольская, 140.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508 Комиссия,

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу  «Комфортное жилье», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2  статьи 28, части 3 статьи 28  Закона «О рекламе».

2. Признать <…> - рекламодателя рекламы  «Комфортное жилье»,  лицом, нарушившим  требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2  статьи 28, части 3 статьи 28  Закона «О рекламе».

3. Признать ИП <…>- рекламораспространителя рекламы  «Комфортное жилье»,  лицом, нарушившим  требования части 1 статьи 28  Закона «О рекламе».

4. Предписание  о прекращении   нарушения  требований законодательства РФ о рекламе <…>  и ИП <…>  не выдавать,  в связи с прекращением распространения  ненадлежащей рекламы «Комфортное жилье»

5. Производство по делу №051-18/04 РЗ в отношении ООО «ИНМЭЖСтрой» прекратить.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Орловского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <…>и   ИП <…>.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                            <…>

Члены Комиссии                                                                          <…>    

                                                                                          <…>                                                                                       

Связанные организации

Связанные организации не указаны