Решение б/н РЕШЕНИЕ от 29 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Т плюс Теплосеть Пенза»

Строителей ул, д. 5, г. Пенза, 440028

 

ТСЖ «Энергетик»

Коммунистическая, 41 «А», г.Пенза, 440039

 

ООО «МУП Ленинского района»

Кирова ул, д.47, г.Пенза, 440026

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена 09 ноября 2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме 23 ноября 2017 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее также Комиссия) в составе:

<...>– руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;

<....> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;

<...> – ведущего - специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий

<...> - специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

при участии со стороны ответчика АО «Т плюс Теплосеть Пенза»:

- <...> (представителя по доверенности № 13 АА 0621960 от 30.01.2017г.),

заявитель – ТСЖ «Энергетик» и иное лицо, участвующее в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, - ООО «МУП Ленинского района»  на рассмотрение дела не явились, извещены надлежащим образом,

рассмотрев дело № 2-03/04-2017 по признакам нарушения Акционерным обществом «Т плюс Теплосеть Пенза» (ОГРН 1145835003203, ИНН 5835108130, Пензенская область, г. Пенза, ул. Строителей, д. 5), (далее – АО «Т плюс Теплосеть Пенза», Общество) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступили обращения ТСЖ «Энергетик» от 27.01.2016г. и от 01.02.2017г. в отношении ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» по вопросу правомерности начисления платы за горячее водоснабжение.

В связи с рассмотрением на тот момент Пензенским УФАС России дела №2-03/02-2016 о нарушении антимонопольного законодательства по обстоятельствам аналогичным обстоятельствам, изложенным в обращении ТСЖ «Энергетик» от 27.01.2016г, и на основании части 11 статьи 44 Закона о защите конкуренции, принято решение об отложении рассмотрения обращения ТСЖ «Энергетик» от 01.02.2017г. до рассмотрения дела №2-03/02-2016.

По итогам рассмотрения дела №2-03/02-2016 о нарушении антимонопольного законодательства Пензенским УФАС России вынесено решение от 17.01.2017г., согласно которому действия МКП «Теплоснабжение» признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при расчете платы за горячее водоснабжение, которое влечет (может повлечь) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

ТСЖ «Энергетик» повторно обратилось в Пензенское УФАС России 01.02.2017г. №2017/11 в отношении ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» по вопросу правомерности начисления платы за горячее водоснабжение за период с декабря 2015г. по декабрь 2016г.

Приказом от 28.02.2017 г. № 77 возбуждено дело № 2-03/04-2017 по признакам нарушения ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при расчете платы за горячее водоснабжение, которое влечет (может повлечь) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Определением от 06.03.2017 рассмотрение дела назначено на 28.03.2017 г.

Для подготовки заключения об обстоятельствах дела определением от 28.03.2017г. рассмотрение дела отложено и назначено на 19.04.2017г.

19.04.2017г. Комиссия приняла Заключение об обстоятельствах дела.

В соответствии с частью 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела отложено и назначено на 31 мая 2017 года.

Возражения на Заключение об обстоятельствах дела от участников дела о нарушении антимонопольного законодательства поступили от Ответчика.

На заседании Комиссии 31.05.2017г. установлено, что в Арбитражном суде  Пензенской области рассматривается дело №А49-3861/2017 по заявлению муниципального казённого предприятия «Теплоснабжение г. Пензы» (440008 г. Пенза, ул.Некрасова, 34, ОГРН 1075836002450, ИНН 5836013530) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области  о признании недействительным решения комиссии Пензенского УФАС России области от 31.01.2017 № 316-2 по делу №2-02/02-2016 и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 31.01.2017 № 2-03/02-2016. Обстоятельства дела №А49-3861/2017 являются аналогичными обстоятельствам, являющимся предметом рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №2-03/04-2017.

На основании пункта 1 части 3 статьи 47 Закона о защите конкуренции определением от 31.05.2017 года  рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №2-03/04-2017 приостановлено до рассмотрения дела №А49-3861/2017.

Решением Арбитражного суда Пензенской области по делу №А49-3861/2017 от 26.07.2017г.  в удовлетворении исковых требований МКП «Теплоснабжение г.Пензы»  отказано. Постановлением Одиннадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 27.07.2017г. решение Арбитражного суда Пензенской области оставлено без изменения, апелляционная жалоба МКП «Теплоснабжение г.Пензы» - без удовлетворения.

Определением от 17.10.2017г. рассмотрение дела возобновлено.

Срок рассмотрения дела №2-03/04-2017 истекал 17.10.2017г.

Определением от 17.10.2017г. срок рассмотрения дела №2-03/04-2017 продлен на 3 месяца, до 17.01.2018г.

На заседании Комиссии 17.10.2017г. представитель ТСЖ «Энергетик» сообщила о том, что существующие разногласия между ТСЖ «Энергетик» и АО «Т Плюс Теплосеть Пенза» по вопросу расчетов платы за горячую воду урегулированы. Также представитель ТСЖ «Энергетик» сообщила, что с августа 2017г. Общество производит  расчет оплаты  за горячую воду с применением норматива расхода тепловой энергии.

Представитель АО «Т плюс Теплосеть Пенза» также указал, что ранее существующие разногласия между ТСЖ «Энергетик» и Обществом по вопросу расчетов за горячую воду урегулированы.

На  заседании Комиссии установлено, что АО «Т Плюс Теплосеть Пенза»  производило расчет оплаты за горячую воду без применения норматива расхода тепловой энергии в отношении управляющей организации - ООО «МУП Ленинского района».

Общество с ограниченной ответственностью «Многопрофильное управляющее предприятие Ленинского района (ИНН 5836671152, 440026, г.Пенза, ул.Кирова, 47), (далее – ООО «МУП Ленинского района», Управляющее предприятие) привлечено к участию в деле №2-03/04-2017 в качестве иного лица, участвующего в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств Определением от 17.10.2017г. рассмотрение дела отложено на 09.11.2017г.

На заседании Комиссии 09 ноября 2017 года изучив материалы дела, представленные доказательства и пояснения Комиссия приняла Решение по делу и огласила резолютивную часть.

В ходе рассмотрения дела №2-03/04-2017 Комиссией Пензенского УФАС России установлено следующее.

Основным видом деятельности АО «Т плюс Теплосеть Пенза» согласно выписке из ЕГРЮЛ является передача пара и горячей воды (тепловой энергии) (ОКВЭД 35.30.2).

Письмом от 10.05.2017г. № 50905-01-01900 Общество уведомило о том, что 03.05.2017г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись №2175835153569 об изменении наименования организационно-правовой формы Открытого акционерного общества  «Т плюс Теплосеть Пенза»  на акционерное общество «Т плюс Теплосеть Пенза».

Между ТСЖ «Энергетик» и ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания №6» (правопредшественник АО «Т плюс Теплосеть Пенза» в силу Соглашения о замене стороны) заключен договор горячего водоснабжения (снабжение горячей водой для целей оказания коммунальных услуг) № 3864 от 30.12.2013г. (далее – Договор горячего водоснабжения).

Согласно пункту 1.2 Соглашения о замене стороны все права и обязанности организации, осуществляющей горячее водоснабжение ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания №6» по Договору горячего водоснабжения переходят к Новой организации, осуществляющей горячее водоснабжение АО «Т плюс Теплосеть Пенза» с 01 января 2015г.

В силу Договора горячего водоснабжения АО «Т плюс Теплосеть Пенза» является организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, а ТСЖ «Энергетик» - абонентом.

Согласно пункту 1 Договора горячего водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется подавать Абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, а  Абонент обязуется оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором режим потребления.

Абонент является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг в отношении многоквартирных  и  (или) жилых домов и приобретает горячую воду по договору в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги горячего водоснабжения (пункт 1 Договора горячего водоснабжения).

Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской обл. от 19.12.2014 № 147 «Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую потребителям на территории Пензенской области, на 2015 год» установлены и введены в действие двухкомпонентные тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую АО «Т плюс Теплосеть Пенза» потребителям на территории г. Пензы Пензенской области, состоящие из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию, с календарной разбивкой с 01.01.2015г. по 30.06.2015г. и с 01.07.2015г. по 31.12.2015г.

Также приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18.12.2015 № 158 «Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую потребителям на территории Пензенской области на 2016-2018 гг.» установлены двухкомпонентные тарифы для АО «Т плюс Теплосеть Пенза» на горячую воду, состоящие из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию, с календарной разбивкой с 01.01.2016г. по 30.06.2016г. и с 01.07.2016г. по 31.12.2016г., с 01.01.2017г. по 30.06.2017г. и с 01.07.2017г. по 31.12.2017г.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 147-ФЗ от 17.08.1995 «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

К сферам деятельности субъектов естественной монополии, в том числе относится услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры (ч.1 ст.4 Закон о естественных монополиях).

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Пензенским УФАС России по результатам анализа товарного рынка подготовлен аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке горячего водоснабжения в границах присоединенных  водопроводных сетей АО «Т плюс Теплосеть Пенза» и положения АО «Т плюс Теплосеть Пенза» на данном товарном рынке от 28.02.2017г. (далее – аналитический отчет).

По результатам анализа товарного рынка установлено, что АО «Т плюс Теплосеть Пенза» занимает доминирующее положение на данном рынке в границах присоединенных водопроводных сетей на территории г.Пензы  и имеет возможность оказывать решающее  влияние на общие условия обращения товара на указанном рынке.

Таким образом, АО «Т плюс Теплосеть Пенза» занимает доминирующее положение на товарном рынке горячего водоснабжения на территории г.Пензы в рамках границ присоединенных водопроводных сетей  с долей 100% и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на указанном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга лиц.

В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.

В соответствии с пунктом 38 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Согласно пункту 42 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды. Формула 23 приложение №2:

,

 

где:

 - объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:

в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

в нежилом помещении - из расчетного объема, определенного в соответствии с пунктом 43 Правил;

Тхв - компонент на холодную воду или теплоноситель, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);

 - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение  и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

 - компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).

Согласно пункту 27 Правил № 354 Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется по формуле 24:

 

,

 

где:

 - объем горячей воды, потребленной за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, который определяется:

при наличии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - по формуле 12, предусмотренной настоящим приложением;

при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - по формуле 15, предусмотренной настоящим приложением;

ТХВ - компонент на холодную воду или теплоноситель, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);

 - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, определяется как произведение  и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

 - компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).

Исходя из вышеуказанных формул объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период определяется как произведение объема горячей воды, потребленной за расчетный период (исходя из показаний прибора учета горячего водоснабжения, либо при его отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению) и утвержденного для ресурсоснабжающей организации норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Согласно пункту 13 Правил №354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В силу пункта 21 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» (далее – Правила №124), объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, определяется исходя из показаний прибора учета такого коммунального ресурса.

Предоставляемым коммунальным ресурсом АО «Т плюс Теплосеть Пенза» является горячая вода.

Таким образом, при расчете платы за горячее водоснабжение могут быть использованы показания только прибора учета горячей воды.

В представленном в материалы дела АО «Т плюс Теплосеть Пенза» ответе ООО «Межрегиональная сервисная компания», которое согласно пояснениям Общества является производителем прибора ВКТ-7, от 27.01.2017г. указано, что тепловычислитель ВКТ-7 может учитывать как количество потребленного тепла, так и объем потребленной горячей и холодной воды при корректной настройке вычислителя и подключении соответствующих датчиков.

Информация о корректной настройке вычислителя и подключении соответствующих датчиков в вычислителе ВКТ-7, имеющемся в многоквартирном доме по ул.Коммунистическая, 41 «А», позволяющим учитывать объем коммунального ресурса - горячая вода в материалы дела не представлена.

Для ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» на 2015 - 2018гг.. установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящие из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Холодная вода и тепловая энергия, используемая на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, не являются самостоятельными коммунальными ресурсами, а представляют собой компоненты, используемые для приготовления горячей воды в целях предоставления указанной организации коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Компонент на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа на холодную воду (руб. за 1 куб. метр). Компонент на тепловую энергию рассчитывается исходя из тарифа на тепловую энергию (руб. за 1 Гкал.). Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 № 129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду» (далее – Постановление Правительства Российской Федерации № 129) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2018 г.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации № 129 Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 02.02.2015 № 122 «Об утверждении норматива расходы тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» для ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» установлены нормативы расходы тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (вступил в силу 13.12.2015).

 Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее – Правила №306) под нормативом потребления коммунальной услуги в жилых помещениях понимается норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении.

Согласно пункту 10 Правил № 306 норматив потребления устанавливается в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, к которым, в том числе, относится горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также помещения, входящие в общий состав общего имущества в многоквартирном доме, по каждому виду предоставленных коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.

В соответствии с пунктом 24 Правил № 306 норматив коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду (далее – норматив потребления горячей воды) определяется исходя из норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению включается расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимый для осуществления услуги по горячему водоснабжению в соответствии с требованиями к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленными правилами предоставления коммунальных услуг, то есть Правилами № 354.

Из представленных ТСЖ «Энергетик» счетов-фактур на оплату коммунальной услуги горячее водоснабжение за период с декабря 2015г. по декабрь 2016г., выставленных АО «Т плюс Теплосеть Пенза» следует, что расчет коммунальной услуги – горячее водоснабжение произведен без применения утвержденного норматива расхода тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 5 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг» (далее - Требования № 253), размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса за расчетные периоды, следующие за датой вступления в силу указанного постановления Правительства РФ, в общем размере платежей потребителя (далее – платеж исполнителя) определяется в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Исходя из вышеизложенного, АО «Т Плюс теплосеть Пенза» при определении стоимости поставленной исполнителю в расчетном периоде с  декабря 2015 по декабрь 2016 года горячей воды обязано было руководствоваться нормами Правил №354 (пункт 13, пункт 42, формула 23 приложения № 2 к Правилам №354), Требований №253 (пункт 5), приказа Управления от 02.12.2015 №122. Однако указанную обязанность АО «Т плюс теплосеть Пенза» не исполнило и в выставленных счетах-фактурах рассчитало стоимость ресурса  в соответствии с показаниями приборов учета без применения норматива расхода тепловой энергии. В результате, АО «Т плюс теплосеть Пенза» размер платежа за поставленный в период с декабря 2015 по декабрь 2016года  коммунальный ресурс при расчетах с исполнителем завышен.

В пояснениях АО «Т плюс Теплосеть Пенза» указывает, что Пензенское УФАС России вменяет Обществу неправильное определение объемов потребления коммунального ресурса, что нарушением порядка ценообразования не является.

Согласно пп.д п.17 Правил № 124 существенным условием договора ресурсоснабжения является порядок определения цены договора исходя из установленных на соответствующий период регулирования тарифов (применяемых в соответствующем расчетном периоде цен) на соответствующий коммунальный ресурс, используемый для предоставления коммунальной услуги собственникам (пользователям) жилых и нежилых помещений и (или) потребляемый при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в зависимости от режима его потребления, если установленные приборы учета позволяют определять объем потребления дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунального ресурса, и порядок определения стоимости поставленного коммунального ресурса.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации № 129 Приказом Управления тарифов от 02.12.2015 № 122 утверждены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению(вступил в силу 13.12.2015).

АО «Т плюс Теплосеть Пенза» при выставлении счетов-фактур на оплату за поставленный ресурс обязано руководствоваться утвержденными тарифами и нормативами.

Выставление счетов-фактур без применения утвержденного норматива расхода тепловой энергии повлекло завышение стоимости поставленного ресурса - горячей воды в период с декабря 2015 года по декабрь 2016 года,  что в свою очередь свидетельствует о признаках нарушения  АО «Т плюс Теплосеть Пенза» порядка ценообразования.

Пунктом 10 частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, в том числе  нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В силу положений ст.ст. 123.1, 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации товарищество собственников недвижимости относится к некоммерческим корпоративным организациям. Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса (ч.1 ст.123.1 ГК РФ).

Согласно статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Предъявление Обществом ТСЖ «Энергетик» счетов-фактур без применения утвержденного норматива расхода тепловой энергии повлекло завышение стоимости поставленного ресурса - горячей воды в период с декабря 2015 года по декабрь 2016 года, что является необоснованным. 

Однако, исходя из норм ст.ст. 123.1, 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, норм главы 13 ЖК РФ ни товарищество собственников жилья, ни члены ТСЖ «Энергетик» не являются субъектами предпринимательской деятельности, что исключает наличие в действиях ОАО «Т Плюс Теплосеть Пенза» злоупотребления доминирующим положением по смыслу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Также в ходе рассмотрения дела, как было указано выше, представитель  ТСЖ «Энергетик» сообщил, что существующие разногласия с Обществом по вопросу расчетов за горячую воду урегулированы.

ООО «МУП Ленинского района», которое также является потребителем коммунального ресурса – горячая вода АО «Т плюс Теплосеть Пенза», сообщило, что претензий к Обществу не имеет.

Таким образом,  доказательства того, что действия АО «Т плюс Теплосеть Пенза» привели к ущемлению интересов  ООО «МУП Ленинского района» отсутствуют.

По результатам рассмотрения дела, доказательств, свидетельствующих  о совершении АО «Т плюс Теплосеть Пенза», занимающим доминирующее положение, действий, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, не выявлено.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Рассмотрение дела в отношении АО «Т Плюс Теплосеть Пенза» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях Общества.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

<...>

 

 

Члены комиссии

<...>

 

 

<...>

 

<...>

 

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны