Решение б/н Решение №2-03/05-2018 от 3 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Чистый город»

Шуваева ул., д.153, г.Белинский, Пензенская область, 442250

<...>

<...>

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                        г. Пенза

Резолютивная часть решения оглашена «02» августа 2018 г.

В полном объеме решение изготовлено «03» августа 2018 г.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...>. – руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;

<...>. – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;

<...>. - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий:

рассмотрев дело № 2-03/05-2018 по признакам нарушения ООО «Чистый город» (ИНН 5810006095, Пензенская область, Белинский район, г.Белинский, ул.Шуваева, д.153, 442250) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции),

стороны на рассмотрение дела не явились, извещены надлежащим образом, 

от заявителя поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Пензенское УФАС России поступила информация от Уполномоченного по правам человека Пензенской области, к которому обратилась гр. <..>, в отношении ООО «Чистый город» (ИНН 5810006095, Пензенская область, Белинский район, г.Белинский, ул.Шуваева, д.153, 442250), (далее – Общество) по вопросу необоснованного размера стоимости услуги на вывоз твердых коммунальных отходов (далее – ТКО).

По результатам рассмотрения поступивших документов и материалов в действиях ООО «Чистый город» установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом Пензенского УФАС России от 20 апреля  2018 года №53 возбуждено дело по признакам нарушения ООО «Чистый город»  пункта 1части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услугу по вывозу твердых коммунальных отходов, которое привело (могло привести) к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

Определением от 03.05.2018г. рассмотрение дела назначено на 29.05.2018г.

В связи с неявкой на заседание лиц, участвующих в деле,  и необходимостью получения дополнительных доказательств определением от 29.05.2018г. рассмотрение дела отложено на 26.06.2018г.

Определением от 26.06.2018г., в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела отложено на 19.07.2018г.

На заседании Комиссии от 19.07.2018г. Комиссия приняла заключение об обстоятельствах дела и огласила его. Определением от 19.07.2018г. рассмотрение дела назначено на 02.08.2018г.

От заявителя возражений на заключение об обстоятельствах дела не поступило.

30.07.2018г. от ООО «Чистый город» поступили возражения на заключение об обстоятельствах дела (далее – Возражения), в которых  ответчик указывает, что Общество не занимает доминирующее положение на товарном рынке по сбору  и транспортированию ТКО на территории г.Белинский, а также не ущемляет интересы потребителей.

Также в возражениях ответчик сообщает, что часть расходов, которое несет Общество в ходе оказания услуг по вывозу ТКО, не включены в расчет стоимости данный услуги. В связи с чем, по мнению Общества, основания считать действующий размер стоимости услуги по вывозу ТКО необоснованным отсутствуют.

В ходе рассмотрения дела №2-03/05-2018 Комиссией Пензенского УФАС России установлено следующее.

Стоимость услуги по вывозу твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), оказываемой ООО «Чистый город», установлена Приказом  от 23.09.2016г. №8 и  составляет 84 руб. 75 коп. с одного человека.

ООО «Чистый город» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию и обработке ТКО в границах муниципального образования - г.Белинский Белинского района Пензенской области.

Цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО не являются регулируемыми, в связи  с чем цены устанавливаются хозяйствующими субъектами самостоятельно.

В обоснование установленной стоимости на услуги по вывозу ТКО в размере 84, 75 руб., Общество представило калькуляцию стоимости сбора, вывоза и размещения бытовых отходов с одного человека в месяц (далее – Калькуляция) (исх.№20 от 14.02.2018г.).

Согласно представленной Обществом Калькуляции к затратам  отнесено:

1) сбор и вывоз отходов ТБО,

2) содержание площадки для размещения отходов;

3) прибыль

4) налог.

1) Согласно Калькуляции затрат в сбор и вывоз ТКО относятся работа тракторов, заработная плата специалистов, разносчиц, отчисления на заработную плату специалистов и разносчиц, работа легкового автомобиля  для обеспечения доставки квитанций и рабочих, услуги банка и расходные материалы.

2) В расходы по содержанию площадки для размещения отходов включены затраты на работу бульдозера, заработная плата работников по содержанию свалки (охрана, учет, сортировка отходов), заработная плата рабочих по уборке прилегающей территории (1 раз в месяц), отчисления на заработную плату наемных работников, рабочих по уборке прилегающей территории и аренда площадки в размере 31622 руб.

 Согласно п.1.1 договора аренды земельного участка от 21.03.2011г. №25 (далее – Договор), заключенному между муниципальным образованием Белинский район в лице главы администрации <...> (арендодатель) и генеральным директором ООО «Чистый город» <...> (арендатор),  арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности., земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, с кадастровым номером 58:04:393101:15, площадью 33336 кв.м. 

Размер арендной платы земельного участка, с кадастровым номером 58:04:393101:15, за 1 календарный год по Договору составил 2910 руб. 23 коп., при условии кадастровой стоимости земельного участка 194 015,52 руб., налоговой ставки земельного участка 1,5%, 1 календарного года (п.2.1 Договора).

Арендная плата земельного участка, с кадастровым номером 58:04:393101:15, за год рассчитывается следующим образом: кадастровая стоимость земельного участка *налоговую ставку земельного налога*1год (Приложение  к Договору).

По информации, размещенной в публичной кадастровой карте, кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым номером 58:04:393101:15 и  площадью 33 336 кв.м.,  составляет 2 108 168,64 руб.

Таким образом, размер арендной платы за год по Договору, с учетом действующей кадастровой стоимости земельного участка №58:04:393101:15, составляет 31 622, 53 руб. (2 108 168,64 * 1,5% * 1).

Исходя из изложенного, размер арендной платы,  подлежащей включению в Калькуляцию на затраты по содержанию площадки для размещения отходов, составляет 2 635, 21 руб. (31622,53/12 мес.)

Размер излишне включенных в Калькуляцию расходов на содержание площадки для размещения отходов  при расчете тарифа на  услуги на вывоз ТКО составил 28 987, 32 руб. (31 622,53-2 635, 21).

3) Прибыль,  установленная Обществом, составляет 15%.

Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 №484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Постановление Правительства №484) предусмотрено, что размер рентабельности не должен превышать 5%.

Таким образом, включение Обществом в тариф на вывоз ТКО рентабельности в размере  15%  является необоснованным.

В ходе рассмотрения дела представитель ответчика подтвердил, что в расчет тарифа на услуги по вывозу ТКО включена рентабельность в размере 15 %, а также размер арендной платы за год. В качестве причин включения указанных затрат указал, что при включении данных затрат размер тарифа на вывоз ТКО являлся приемлемым для продолжения осуществления деятельности по вывозу ТКО.

Кроме того, из письменных пояснений ответчика следует, что включение рентабельность в размере 15 %, а также размера арендной платы за год в расчет тарифа, было сделано в целях доведения тарифа на вывоз ТКО до 84,75 руб.

Доказательств, обосновывающих включение указанных статей затрат в расчет тарифа, не представлено.

Ввиду указанного, довод ответчика, что установление рентабельности в размере 15% и включение в расчет излишнего размера арендной платы являются   обоснованными, подлежит отклонению.

В качестве доказательств того, что действующий тариф на вывоз ТКО не превышает необходимых для оказания услуги по вывозу ТКО расходов и прибыли, ответчиком были представлены два  новых расчета тарифа на вывоз ТКО.

По одному из расчетов размер платы за вывоз ТКО составил 87,50 руб., по второму – 194 руб.

Согласно калькуляции стоимости услуги по вывозу ТКО с одного человека в месяц в размере 87,50 руб. из затрат исключены: - излишне включенный размер арендной платы;  - размер рентабельности свыше 5%.

В тоже время в калькуляции стоимости услуги по вывозу ТКО с одного человека в месяц в размере 87,50 руб. увеличены затраты на содержание площадки для отходов, а именно увеличено времени работы транспортного средства (бульдозера Т-150). 

Доказательств, подтверждающих увеличение затрат на содержание площадки для отходов, не представлено.

Согласно калькуляции стоимости услуги по вывозу ТКО с одного человека в месяц в размере 194 руб. из затрат исключены: - излишне включенный размер арендной платы;  - размер рентабельности свыше 5%.

Из представленных Обществом документов, обосновывающих размер платы за вывоз ТКО 194 руб. следует, что количество (объем) собранного ТКО  определено Обществом, не исходя из утвержденной нормы ТКО на человека и количества жителей г.Белинский, а исходя из фактически собранного количества ТКО.

На заседании Комиссии представитель ответчика указал, что определенное число хозяйствующих субъектов, действующих на территории г.Белинский, не имеют заключенного договора на вывоз ТКО, но при этом образовавшиеся ТКО в ходе деятельности сдают Обществу.

Из изложенного следует, что фактический объем ТКО, который собирает Общество, образуется за счет всех жителей, а также за счет  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых отсутствует заключенный договор на оказание услуг по вывозу ТКО и, следовательно, тех, кто не производит оплату за оказанную услугу по вывозу ТКО.

 Увеличение стоимости услуги по вывозу ТКО для населения до 194 руб.  влечет или (может повлечь) возложение на населения г.Белинский обязанности по оплате за услуги, которые фактически им не оказываются.

Согласно статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению.

Согласно пункту 11 статьи 16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131) к вопросам местного значения муниципального образования относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования. В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 14 участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.

Пунктом 6.2 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, предусмотрено, что органом местного самоуправления утверждаются в том числе нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год.

В ходе рассмотрения дела ответчик в письме от 23.05.2018г. №53 сообщил, что утвержденная норма накопления ТКО в г.Белинский на одного человека в месяц составляет 0,125 м3.

Доказательств указанного ответчик не представил.

Вместе  с тем, постановлением Правительства Пензенской области от 15.03.2018г. №133-пП «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Пензенской области» определены среднегодовые нормативы накопления ТКО, в муниципальных образованиях  с населением до 30 тыс.чел. среднегодовой норматив накопления ТКО для многоквартирных домов составляет 2,08 куб.м/299 кг, для индивидуальных жилых домов 2,11 куб.м/ 307 кг.

Таким образом, довод ответчика о том, что действующий тариф на вывоз ТКО не превышает необходимых для оказания услуги по вывозу ТКО расходов и прибыли, Комиссия отклоняет.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (часть 1 статья 5 Закона о защите конкуренции).

Исходя из информации, представленной Управлением Росприроднадзора по Пензенской области и хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги на территории Белинского района Пензенской области, Пензенским УФАС России установлено, что единственной организацией, оказывающей на территории г.Белинский Белинского района Пензенской области услуги по вывозу ТКО, является ООО «Чистый город».

По результатам проведенного в ходе рассмотрения обращения анализа рынка услуг по сбору  и транспортированию ТКО на территории г.Белинский Белинского района Пензенской области  ООО «Чистый город» занимает доминирующее положение с долей 100%.

Излишнее включение в тариф на вывоз ТКО  расходов на аренду земельного участка с кадастровым номером №58:04:393101:15 и установление в тарифе на вывоз ТКО рентабельности в размере  15% свидетельствует о превышении суммы необходимых для оказания услуги по вывозу ТКО расходов и прибыли, что, в свою очередь, влечет (может повлечь) ущемление интересов неопределенного круга потребителей.

В целях выявления товарных рынков, отвечающих требованиям сопоставимости по составу покупателей,  условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию  с товарным рынком оказания услуг по вывозу ТКО в границах г.Белинский с населением 7843 человека, являются: г.Городище  с численностью населения 7951 человек, р.п.Пачелма с численностью 7 854 человека, г.Спасск с численностью населения 7 178 человек.

В связи с тем, что в каждом из  вышеуказанных административно-территориальных образованиях действует 1 хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по вывозу ТКО в границах своей территории, то товарные рынки в данных административно-территориальных образованиях не являются конкурентными, следовательно, не отвечают требованиям сопоставимости, определенным частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции.

Вместе  с тем, стоит отметить следующее:

- стоимость услуги по вывозу ТКО, оказываемой ООО «Городищеводснаб» на территории г.Городище,  для населения за 1 человека в 2017, 2018гг. составляет 47 руб.,

- стоимость услуги по вывозу ТКО, оказываемой МУП г.Спасска «ПрофКомСервис» на территории г.Спасска,  для населения за 1 человека в 2017г. составляет 25,39 руб., в 2018г. – 28,94 руб.,

- стоимость услуги по вывозу ТКО, оказываемой ООО «Исток» на территории р.п.Пачелма, для населения за 1 человека в 2017г. составляет 41,22/41,88 руб., в 2018г. – 41, 88 руб.

Довод ответчика о том, что в качестве сопоставимого товарного рынка необходимо было определить товарный рынок услуг по вывозу ТКО в границах г.Пенза Пензенской области, Комиссия отклоняет по следующим основаниям.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области, по состоянию на 01.01.2018г. численность постоянного населения г.Пензы Пензенской области составляет 523 553 человека.

В связи с изложенным, товарный рынок услуг по вывозу ТКО в границах г.Пензы не является сопоставимым с г.Белинский Пензенской области  по составу покупателей.

Таким образом, ООО «Чистый город», включив в тариф на вывоз ТКО необоснованные расходы, превышающие сумму необходимых для оказания услуги по вывозу ТКО затрат,  и прибыль в размере 15%, установило монопольно высокую цену.

Полученные в ходе рассмотрения настоящего дела документы и материалы являются достаточными для принятия решения Комиссией Пензенского УФАС России.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ООО «Чистый город», выразившиеся в установлении монопольно высокой цены  на услугу по вывозу ТКО злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, которое привело (могло привести) к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

Руководствуясь  статьей  23, частью  1  статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Общества с ограниченной ответственностью  «Чистый город» (ИНН 5810006095, Пензенская область, Белинский район, г.Белинский, ул.Шуваева, д.153, 442250), выразившегося в установлении монопольно высокой цены  на услугу по вывозу твердых коммунальных отходов, которое привело (могло привести) к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ООО «Чистый город» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии

<...>

 

Члены комиссии



<...>

<...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За  невыполнение  в  установленный  срок  законного решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны