Постановление №3-24/21-2017 постановление от 20 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

по делу № 3-24/21-2017
об административном правонарушении

 

12 октября 2017 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области , рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 3-24/21-2017, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя , в его отсутствии.

ИП  о месте и времени рассмотрения дела №3-24/21-2017 извещен надлежащим образом ,

УСТАНОВИЛ:

На рассмотрение поступил протокол от 05.09.2017 № 3-24/21-2017 об административном правонарушении, составленный главным специалистом-экспертом отдела контроля органов власти и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – Пензенское УФАС России) в отношении индивидуального предпринимателя , в связи с совершением деяния, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Из протокола об административном правонарушении от 05.09.2017 № 3-24/21-2017 и материалов дела следует.

Пензенским УФАС России было рассмотрено дело № 3-01/13-2017 о нарушении законодательства о рекламе в отношении индивидуального предпринимателя  по факту нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее ФЗ «О рекламе»).

Распространяемая индивидуальным предпринимателем реклама решением Комиссии Пензенского УФАС России от 1 августа 2017 года в соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» признана ненадлежащей.

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 настоящего Кодекса.

Рассмотрев материалы настоящего административного дела, прихожу к следующему.

Факт совершения индивидуальным предпринимателем  действий по распространению ненадлежащей рекламы доказан в ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе и подтверждается представленными доказательствами.

Из материалов настоящего административного дела и дела о нарушении законодательства о рекламе № 3-01/13-2017 следует, что в Пензенское УФАС России поступило письменное обращение Министерства промышленности, транспорта, инновационной политики и информатизации Пензенской области (далее – Минпром Пензенской области) от 31.03.2017 № 16/4/1400 (вх. № 1176 от 31.03.2017), установившего факт распространения в 2017 году рекламы службы заказа такси «Махim», осуществленного путем размещения на рекламной конструкции по адресу: г.Пенза, ул. Ленинградская, напротив дома №3 (вблизи Гарнизонного дома офицеров), в которой, по мнению обратившегося лица, не соблюдаются требования статьи 5 ФЗ «О рекламе» ввиду недостоверности распространенной рекламы. В указанной рекламе служба заказа «Махim» позиционирует себя службой заказа такси. Однако, несмотря на информирование потребителя о том, что заказы на перевозку пассажиров передаются именно такси, указанная служба заказа осуществляет передачу информации о заказах водителям транспортных средств (гражданам), которые в подавляющем большинстве случаев не являются перевозчиками (фрахтовщиками) и не имеют необходимого разрешения на перевозку пассажиров легковым такси.

Факты передачи заказов на оказание услуги легкового такси перевозчикам, не имеющим соответствующего разрешения, установлены сотрудниками Минпрома Пензенской области и зафиксированы в «Актах об установлении факта передачи заказа на осуществление перевозки пассажиров и багажа легковым такси лицу, не имеющему соответствующего разрешения».

Решением Комиссии Пензенского УФАС России установлено, что факт распространения рассматриваемой рекламы услуг службы заказа такси «Махim» 52-22-22 подтверждается следующим:

- на основании договора от 01.01.2017 №3 об оказании услуг по размещению рекламы, заключенного между ИП  (Исполнитель) и ИП  (Заказчик), осуществлялось распространение рекламы службы заказа такси «Махim» по адресу: г.Пенза, ул. Плеханова 15, ул. Терновского 101-103, ул. Победы (Салют), ул. Строителей 93, ул. Ленинградская, ул. Строителей-ул. Бородина;

- на основании договора от 02.01.2017 на размещение рекламы, заключенного между ООО «Фирма «Экспресс» (Исполнитель) и ИП  (Заказчик), осуществлялось распространение рекламы службы заказа такси «Махim» в эфире ТВ «Экспресс» в январе 2017 года .

  • модуль, размещенный на рекламных конструкциях по адресу: г.Пенза, ул. Плеханова 15, ул. Терновского 101-103, ул. Победы (Салют), ул. Строителей 93, ул. Ленинградская, ул. Строителей-ул. Бородина, содержит информацию следующего содержания: «maxim Закажи такси! 52 22 22. Загрузите на Google Play. Загрузите в App Store. Скачать у Microsoft. МАКСИМ. СЕРВИС ДЛЯ ЗАКАЗА ТАКСИ, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРЕВОЗЧИКОМ».

Реклама размещенная в эфире ТВ «Экспресс» содержит информацию следующего содержания: «Закажи такси 52-22-22. Максим, Сервис для заказа такси, не является перевозчиком».

Такая информация, распространяемая в 2017 году на рекламных конструкциях и в эфире ТВ «Экспресс» направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к услугам службы заказа такси «Махim» 52-22-22, на формирование и поддержание интереса к такой службе заказа такси, услугами которой предлагается воспользоваться, позвонив по телефону 52-22-22, способствует продвижению службы заказа такси «Махim» на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Объектом рекламирования рассматриваемой рекламы является деятельность службы заказа такси «Махim», услугами которой в виде заказа (вызова) такси можно воспользоваться, позвонив по телефону 52-22-22.

Поскольку территорией распространения рассматриваемой рекламы является город Пенза, то рекламируемые услуги нацелены на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на указанной территории, для заказа (вызова) такси через службу заказа такси «Махim» по телефону 52-22-22.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федерального закона № 69-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 16 статьи 9 Федерального закона № 69-ФЗ легковое такси в целях обеспечения безопасности его пассажиров и идентификации по отношению к иным транспортным средствам должно соответствовать следующим обязательным требованиям: должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке; соответствовать установленным цветовым гаммам кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации; должно быть оборудовано таксометром; водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет.

Следовательно, такси признается только такое транспортное средство, которое отвечает поименованным требованиям.

Однако, как следует из обращения Минпрома Пензенской области и представленных Актов (№ 1 от 30.03.2017, № 2 от 30.03.2017), составленных сотрудниками министерства в ходе проведения рейдов по проверке деятельности такси в г. Пензе, по вызову на заказ приезжают автомобили под управлением водителей, у которых отсутствуют разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, и которые не отвечают как вышеуказанным требованиям Федерального закона № 69-ФЗ, так и представлениям граждан о внешнем виде автомобиля-такси, в частности: транспортное средство Фольксваген Поло - государственный регистрационный номер А800, транспортное средство Ниссан Альмера 1.5 СС- государственный регистрационный номер К7. Данные машины были заказаны как автомобили такси посредством вызова через диспетчерскую службу по телефону 52-22-22 (служба заказа такси «Махim»).

В ходе рассмотрения дела установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП , который осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Пензенской области на основании разрешения серии 58 №008368, сроком действия до 26.10.2021. ИП  является перевозчиком (фрахтовщиком) легкового такси, не является службой заказа, не осуществляет прием информации о заказах и ее последующую передачу каким-либо иным лицам. ИП  не располагает данными о том, каким водителем (имеющим разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров или не имеющим такое разрешение) и на каком автомобиле (отвечающем или не отвечающем требованиям, предъявляемым к легковым такси) будет оказана услуга в том или ином случае.

Следовательно, предлагая в рекламе заказчику именно услуги такси, ИП  не мог гарантировать клиенту подачу (прибытие) автомашины с перевозчиком, имеющим соответствующее разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, то есть такси.

Таким образом, посредством распространяемой ИП  рекламы услуг службы заказа такси «Махim» 52-22-22 до потребителей рекламы доводятся не соответствующие действительности сведения об информационных (операторских) услугах в качестве услуг по заказу такси, поскольку посредством услуг такой службы можно осуществить заказ (вызов) автотранспортного средства с перевозчиком, которым будет любое лицо, владеющее автотранспортным средством и имеющее водительское удостоверение, без гарантии того, что у такого перевозчика будет разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории г. Пензы.

В рассматриваемой рекламе содержится текст «закажи такси «Махim» 52-22-22. Сервис для заказа такси», в состав которого включено слово «такси».

Из буквального содержания рекламы следует, что, обратившись по телефону 52-22-22 в службу заказа такси «Махim», клиент может быть уверен, что услуга по перевозке ему будет оказана именно такси, то есть к нему прибудет автомобиль, отвечающий требованиям законодательства, предъявляемым к легковому такси, и под управлением водителя, имеющего разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Поскольку степень доверия клиентов к такси выше, чем к перевозчикам, осуществляющим свою деятельность без разрешения, услуги диспетчерской службы, которая может обеспечить оказание услуг по перевозке пассажиров именно такси, более востребованы со стороны клиентов, поскольку последние заинтересованы в качественном оказании услуг, правовой определенности и защищенности, которые гарантированы в случае оказания услуг в соответствии требованиями действующего законодательства.

Используя в своей рекламе слово «такси» ИП  должен был осознавать, что несет ответственность за то, что по вызову через диспетчерскую службу автомобиля к заказчику должен прибыть автомобиль, отвечающий требованиям законодательства, предъявляемым к легковому такси, и под управлением водителя, имеющего разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Однако, как следует из материалов дела, ИП , предлагая через службу обслуживание заказчика именно автомобилем «такси», не располагал данными о том, какие автомобили использовались для перевозок пассажиров (отвечающие или нет требованиям, предъявляемым к легковым такси) и с каким водителем (имеющим разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров или нет).

Таким образом, посредством распространения рекламы на рекламных конструкциях и в эфире с использованием словосочетаний «закажи такси «Махim», «Сервис для заказа такси», информирующих о том, что по телефону 52-22-22 можно вызвать такси «Махim», до потребителей рекламы доводятся не соответствующие действительности сведения об информационных (операторских) услугах в качестве услуг по заказу такси.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, Комиссия признает, что распространенная реклама является недостоверной, нарушающей требования пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверная реклама не допускается.

Таким образом, распространяемая в 2017 году на рекламных конструкциях по адресу: г.Пенза, ул. Плеханова 15, ул. Терновского 101-103, ул. Победы (Салют), ул. Строителей 93, ул. Ленинградская, ул. Строителей-ул. Бородина, а также в эфире ТВ «Экспресс», реклама услуг службы заказа такси «Махim» 52-22-22 с использованием текстовой надписи «закажи такси «Махim» 52-22-22…Сервис для заказа такси», содержащая не соответствующие действительности сведения об информационных (операторских) услугах как услугах по заказу такси, нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в связи с чем является ненадлежащей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона, несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Материалами настоящего дела установлено, что рекламодателем выступает ИП  (служба заказа такси «Махim» 52-22-22), заказавший в своих предпринимательских интересах распространение рассматриваемой рекламы рекламораспространителям – ИП К..., ООО «Фирма «Экспресс».

Действия ИП  были квалифицированы Комиссией Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, как нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», а распространяемая реклама признана ненадлежащей.

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.

Место совершения административного правонарушения: г. Пенза.

Время совершения административного правонарушения: январь-май 2017 года.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, в действиях индивидуального предпринимателя , содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое наступает по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В силу ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.

Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст.4.1.1. КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела 2 настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.

В силу ч.1,2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ИП  подпадает под критерий малого и среднего предпринимательства. Ранее к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе не привлекался.

Согласно п.4 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В качестве смягчающих обстоятельств признаются нарушение законодательства о рекламе впервые, а также добровольное устранение нарушения.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены.

Статья 51 Конституции Российской Федерации:

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая характер совершенного ИП административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, руководствуясь статьями 3.2, 3.4, 4.1.1, 4.2, 4.3, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать индивидуального предпринимателя виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде предупреждения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны