Постановление б/н Постановление по делу № 26/17 в отношении ОАО "Газпром газор... от 23 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 26/17

о назначении наказания по делу об административном правонарушении

 

«20» октября 2017 года г. Псков

14 часов 00 минут

 

Я, заместитель руководителя – начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России «…», рассмотрев протокол и материалы дела № 26/17 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденного в отношении Акционерного общества «Газпром газораспределение Псков»,

в присутствии представителя Акционерного общества «…» по доверенности № 147 от 30.12.2016,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Псковское УФАС России из Управления Роспотребнадзора по Псковской области поступило заявление «…» (Вх. № 538з от 22.08.2017) о нарушении со стороны АО «Газпром газораспределение Псков» п. 13 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314, путем нарушения установленного 10-дневного срока для направления ответа на запрос (выдачу технических условий либо мотивированного отказа в выдаче технических условий.

Из материалов заявления «…» (Вх. № 538з от 22.08.2017) следует, что 27.06.2017 он прибыл в Великолукский филиал АО «Газпром газораспределение Псков» и обратился к дежурному работнику с просьбой принять заявление о предоставлении технических условии для подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения. Дежурный работник АО «Газпром газораспределение Псков» выдал бланк стандартного заявления по предоставлении информации о технической возможности подключения газа к сетям газораспределения и сообщил, что АО «Газпром газораспределение Псков» принимает обращения только по форме, разработанной АО «Газпром газораспределение Псков». К заявлению «…». были приложены копия паспорта, копия правоустанавливающего документа, копия ситуационного плана расположения земельного участка, и заявление было принято в Великолукском филиале АО «Газпром газораспределение Псков». 01.08.2017 был получен ответ главного инженера Великолукского РЭУ АО «Газпром газораспределение Псков» «…» № ИА-15-1/5380, в котором сообщалось, что технологическая возможность подключения (технологического присоединения) к существующей сети газораспределения в настоящее время отсутствует. Также сообщалось, что в настоящее время завершается строительство и приемка в установленном порядке распределительного газопровода для газоснабжения коттеджного поселка, расположенного по адресу: Псковская область, Великолукский район, сельское поселение «Лычевская волость», дер. «…» и выдача технических условий для подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения возможна только после завершения строительства и приемки в указанного распределительного газопровода.

Согласно пояснениям, представленным АО «Газпром газораспределение Псков» в ходе проведения административного расследования, гр. «…» обратился с запросом о технической возможности подключения, а не с заявлением о выдаче технических условий, в связи с чем, в рассматриваемом случае, по мнению привлекаемого лица, стоит руководствоваться нормами Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии со статьей 3, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; транспортировка газа по трубопроводам отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Деятельность по присоединению к газораспределительным сетям не имеет самостоятельного характера, а является частью естественно-монопольного вида деятельности по транспортировке газа по газораспределительным сетям, поскольку само по себе присоединение к газораспределительной сети не представляет самостоятельной ценности для потребителя. Кроме того, присоединение по своему характеру является технической операцией, которую может осуществить только владелец сетей.

Таким образом, при осуществлении деятельности, связанной с оказанием услуг по транспортировке газа, в том числе с сопутствующей ей услугой по присоединению к газораспределительным сетям, АО «Газпром газораспределение Псков» обязано не допускать действий, которые имеют или могут иметь своим результатом ущемление интересов других лиц.

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее - Правила № 1314).

Согласно п. 2 Правил № 1314:

«подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения» - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения;

«заявитель» - юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения;

«исполнитель» - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.

Пунктом 6 Правил № 1314 предусмотрено, что Заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий. Указанный запрос может быть направлен в электронной форме.

Согласно пункту 7 запрос о предоставлении технических условий должен содержать:

а) полное и сокращенное (при наличии) наименования заявителя, его организационно-правовую форму, местонахождение и почтовый адрес (для юридического лица) либо фамилию, имя, отчество, местожительство и почтовый адрес (для физического лица (индивидуального предпринимателя);

б) планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);

в) планируемую величину максимального часового расхода газа (мощности) отдельно по различным точкам подключения (если их несколько) с обоснованием необходимости подключения нескольких точек;

г) наименование присоединяемого объекта сети газораспределения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения;

д) информацию о включении присоединяемого объекта сети газораспределения в программу газификации или о наличии права собственности на реконструируемые объекты сети газораспределения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения.

Согласно п. 8 к запросу о предоставлении технических условий прилагаются следующие документы:

а) копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагается (будет располагаться) принадлежащий заявителю объект капитального строительства (далее - земельный участок), за исключением случаев предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения;

б) ситуационный план;

в) расчет планируемого максимального часового расхода газа (не требуется в случае планируемого максимального часового расхода газа не более 5 куб. метров);

г) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (в случае если запрос о предоставлении технических условий подается представителем заявителя);

д) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом право на объект капитального строительства, в случае если завершено строительство указанного объекта;

е) согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, а также строительство газопровода на земельном участке основного абонента, если подключение осуществляется на земельном участке, правообладателем которого является основной абонент, в случаях, предусмотренных пунктом 34 настоящих Правил;

ж) документы, предусмотренные пунктом 46 настоящих Правил, в случае предоставления технических условий при уступке права на использование мощности;

з) заверенная в установленном порядке копия договора о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (далее - некоммерческое объединение), предусмотренного Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", в случае если подключение осуществляется с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования указанного некоммерческого объединения;

и) документ, подтверждающий право собственности или иное законное основание на сеть газораспределения (при реконструкции сети газораспределения), в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения.

В случае если заявитель не обладает информацией о планируемой величине максимального часового расхода газа, указанная информация уточняется с участием сотрудников исполнителя при подаче запроса о предоставлении технических условий либо при его формировании без взимания платы при максимальном часовом расходе газа не более 5 куб. метров и за плату при максимальном часовом расходе газа более 5 куб. метров (п. 9 Правил № 1314).

В случае предоставления заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, не в полном объеме, а также в случае поступления запроса о предоставлении технических условий в отношении объекта капитального строительства, газификация которого запрещена законодательством Российской Федерации, исполнитель в течение 5 дней со дня поступления запроса о предоставлении технических условий возвращает ему указанный запрос с приложенными к нему документами без рассмотрения (п. 12 Правил № 1314).

Заявка, поданная «…», содержала весь пакет документов, за исключением сведений о планируемой величине максимального часового расхода газа, в свою очередь, АО «Газпром газораспределение Псков» не предприняло мер, предусмотренных п. 9 Правил № 1314 в части уточнения информации.

Отказ исполнителя принять к рассмотрению от заявителя запрос о предоставлении технических условий в отношении объекта капитального строительства, газификация которого допускается законодательством Российской Федерации, при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, не допускается (п. 12. Правил № 1314).

При представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий (п. 13 Правил № 1314).

Основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, за исключением случаев, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрено установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, с учетом финансирования мероприятий, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения, необходимой для осуществления подключения (технологического присоединения), без согласия заявителей, а также когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году (п. 14 Правил № 1314).

Анализ пункта 14 Правил позволяет сделать вывод о том, что отказ может быть обусловлен отсутствием технической возможности технологического присоединения, однако, если лицо подпадает под случаи установления тарифа или стандартизированной тарифной ставки или в отношении этих объектов имеется инвестиционная программа, то техническая возможность подключения имеется.

В случае предоставления мотивированного отказа в выдаче технических условий исполнитель также предоставляет имеющуюся в его распоряжении информацию о примерных сроках появления технической возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя в результате реализации собственных, а также финансируемых за счет сторонних источников, включая бюджетные, мероприятий либо сообщает об отсутствии такой информации.

Названные пункты определяют общие случаи обращения с заявками о предоставлении технических условий.

Мною установлено, что заявление «…» поступило в филиал АО «Газпром газораспределение Псков» 27.06.2017 с приложением документов, поименованных в заявлении. Заявление было подано на бланке, предоставленном должностным лицом АО «Газпром газораспределение Псков». Как установлено Прокуратурой города Великие Луки, сотрудником отдела «…», в нарушение п. 3, 6 Правил № 1314 было предложено обратиться с заявлением о предоставлении информации о технической возможности подключения. По данному факту Прокуратурой города Великие Луки в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Псков» вынесено представление (материалы дела).

АО «Газпром газораспределение Псков» рассмотрело заявление «…» по правилам, установленным Разделом ΙΙ Правил № 1314, и на основании п. 14 Правил № 1314 отказало в выдаче технических условий в связи с отсутствием технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения.

01.08.2017 в адрес «…» направлен ответ (Исх. № ИА-15-1/5380 от 01.08.2017), согласно которому заявление гражданина о подключении (технологическом присоединении) индивидуального жилого дома рассмотрено, сообщается, что техническая возможность подключения (технологического присоединения) к существующей сети газораспределения в настоящее время отсутствует.

Стоит отметить, что Разделом V Правил № 1314 установлены особенности определения технической возможности подключения заявителя с максимальным часовым расходом газа свыше 300 куб. м.

Согласно п. 56 для заявителей с максимальным часовым расходом газа свыше 300 куб. метров техническая возможность подключения (технологического присоединения) означает возможность транспортировки заявленного объема газа не только по сети газораспределения исполнителя, но и по газотранспортной системе и сети газораспределения (при наличии), которые технологически связаны с сетью газораспределения исполнителя.

В случае, указанном в пункте 56 настоящих Правил, исполнитель направляет обращение об определении технической возможности подключения (технологического присоединения) с приложением представленных заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в газотранспортную организацию и газораспределительную организацию, газотранспортная система и сеть газораспределения которых технологически связаны с сетью газораспределения исполнителя.

Газотранспортная организация и газораспределительная организация, сеть газораспределения которой технологически связана с сетью газораспределения исполнителя, при поступлении обращений от исполнителя должны направить ему заключения о наличии или об отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) в течение 5 рабочих дней.

Однако в ходе рассмотрения заявления гр. «…» АО «Газпром газораспределение Псков» не определило относится ли указанный гражданин к числу заявителей с максимальным часовым расходом газа свыше 300 куб. метров.

Кроме того, срок на рассмотрение обращения об определении технической возможности составляет всего пять рабочих дней, в связи с чем довод АО «Газпром газораспределение Псков» о рассмотрении заявления «…» как о намерении определить техническую возможность, не является состоятельным.

В действиях АО «Газпром газораспределение Псков» по нарушению п. 13 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314, путем нарушения установленного 10-дневного срока для направления ответа на запрос (выдачу технических условий либо мотивированного отказа в выдаче технических условий), мною установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ который квалифицируется как «нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям».

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе, за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

При указанных обстоятельствах действия юридического лица Акционерного общества «Газпром газораспределение Псков» образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Субъект административного правонарушения – юридическое лицо Акционерное общество «Газпром газораспределение Псков» (180016, г. Псков, Рижский пр., д. 20, ОГРН 1026000964329, ИНН 6027015076, КПП 602701001).

Объект административного правонарушения - общественные правоотношения, возникающие в сфере технологического присоединения к газораспределительным сетям.

Объективная сторона вменяемого АО «Газпром газораспределение Псков» правонарушения состоит в нарушении установленного п. 13 Правил № 1314 10-дневного срока для направления ответа на запрос (выдачу технических условий либо мотивированного отказа в выдаче технических условий).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина АО «Газпром газораспределение Псков» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, заключается в том, что у Общества имелась возможность соблюсти требования Правил технологического присоединения, однако им не были предприняты все необходимые для этого меры.

Совершенное АО «Газпром газораспределение Псков» правонарушение посягает на установленный нормативно-правовыми актами порядок в сфере правоотношений, подлежащий особой охране со стороны государства. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении сетевой организации к исполнению своих публично-правовых обязанностей к формальным требованиям публичного права.

АО «Газпром газораспределение Псков» является субъектом естественной монополии, действиями которого нарушены права и законные интересы заявителей.

Неправомерными действиями АО «Газпром газораспределение Псков» физическое лицо, являясь наименее защищенной стороной во взаимоотношениях с субъектом естественной монополии, было ограничено в праве на технологическое присоединение к газораспределительным сетям.

На момент вынесения настоящего постановления АО «Газпром газораспределение Псков» 15.09.2017 направило в адрес Заявителя Технические условия (Исх. № ИА-15-1/6710 от 14.09.2017).

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 24.5 КоАП РФ, не установлены.

Срок давности привлечения АО «Газпром газораспределение Псков» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Должностным лицом Псковского УФАС России 09.10.2017 был составлен протокол № 26/17 об административном правонарушении в отношении АО «Газпром газораспределение Псков».

Считаю, что на основании исследованных по делу доказательств, факт наличия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в действиях АО «Газпром газораспределение Псков» установленным, вину АО «Газпром газораспределение Псков» в совершении административного правонарушения полностью доказанной.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица (личность виновного, его имущественное положение) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных частью 1 статьи 4.2 КоАП РФ, не установлено.

  • отягчающим административную ответственность, предусмотренным статьей 4.3 КоАП РФ, не установлено.

В связи с изложенным, руководствуясь статьей 9.21, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

Привлечь АО «Газпром газораспределение Псков» к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ и наложить на АО «Газпром газораспределение Псков» административный штраф в размере 100 000 (ста тысяч) руб. 00 коп.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет Российской Федерации в полном объеме перечислением в УФК по Псковской области (Псковское УФАС России), р/с 40101810400001010002 Отделение Псков г. Псков, л.с. 04571392200, БИК 045805001, ИНН 6027026536, КПП 602701001, код 161 116 02010016000140, ОКТМО 58701000.

Назначение платежа: денежные взыскания (штраф) за нарушение антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны