РЕШЕНИЕ по делу № 08-02/2018

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
27.08.2018
Управление:
Сахалинское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование
Номер дела:

 

 
  GRAPHIC1

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Сахалинской области

 

почтовый адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

юридический адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

тел. (4242) 46-55-66, факс (4242) 46-55-67

e-mail: to65@fas.gov.ru

 

______________ № ______________

 

На № __________ от ________________

 

 

 

 

ГБУЗ «Сахалинский областной наркологический диспансер» 693020, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Крюкова, 84,

E-mail:

narkologia@minzdravsakhalin.ru

 

 

ООО «Хроматэк Торговый дом» 424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Машиностроителей д.126, поз.10

E-mail: 65@chromatec.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 08-02/2018

 

27 июля 2018 года г. Южно-Сахалинск

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 20.07.2018

Решение изготовлено в полном объеме 27.07.2018

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

- <…> – заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

- <…> – начальник отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы;

- <…> – главный государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы,

 

рассмотрев дело № 08-02/2018 в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Сахалинский областной наркологический диспансер» (693020, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Крюкова, 84, ИНН: 6501130650) по признакам нарушения части 2 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

При участии:

От ответчика: <…>. - представитель по доверенности от 05.02.2018,

От заявителя: не явились,

 

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон № 135-ФЗ),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинский области рассмотрело жалобу ООО «Хроматэк Торговый дом» (далее-Заявитель), перенаправленную ФАС Росссии вх. № 4774 от 22.12.2017.

Поводом для обращения послужили неправомерные, по мнению Заявителя, действия со стороны Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Сахалинский областной наркологический диспансер» (далее - ГБУЗ Сахалинский областной наркологический диспансер) при проведении электронного аукциона (извещение № 0361200015016003029), выразившееся во включении избыточных требований по предмету закупки - Поставка анализатора для обнаружения наркотических и сильнодействующих лекарственных средств на базе газового хроматографа с масселективным детектором с принадлежностями, которым соответствует оборудование одного производителя, тем самым, исключая альтернативные предложения по аналогичному оборудованию, что ограничивает конкуренцию и является нарушением части 2 статьи 17 Закона № 135-ФЗ.

Указанные обстоятельства, согласно пункта 1 части 2 статьи 39 Закона № 135-ФЗ, послужили основанием для возбуждения дела о признаках нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона № 135-ФЗ, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 02.08.2010 года № 18026.

В целях анализа состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использованы материалы дела № 08-02/2018.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на аукционе в электронной форме № 0361200015016003029 на поставку анализатора для обнаружения наркотических и сильнодействующих лекарственных средств на базе газового хроматографа с масселективным детектором с принадлежностями, установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 24.08.2016г. (дата начала подачи заявок) по 31.12.2016 г. (дата окончания исполнения контракта).

2. Предмет торгов (аукцион № 0361200015016003029): поставка анализатора для обнаружения наркотических и сильнодействующих лекарственных средств на базе газового хроматографа с масселективным детектором с принадлежностями для нужд ГБУЗ Сахалинский областной наркологический диспансер (код 26.51.53.120 по ОКПД2).

3. Состав хозяйствующих субъектов, участвовавших в торгах: один хозяйствующий субъект ООО «Лабораторная техника», который был признан соответствующим требованиям к участникам аукциона, предусмотренным аукционной документацией, и с которым был заключен контракт.

Комиссией при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

24.08.2016 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru ГБУЗ Сахалинский областной наркологический диспансер размещено извещение № 0361200015016003029 о проведении электронного аукциона по предмету «поставка анализатора для обнаружения наркотических и сильнодействующих лекарственных средств на базе газового хроматографа с масселективным детектором с принадлежностями».

Начальная (максимальна) цена контракта – 9 113 094,24 рублей.

Заявка победителя аукциона ООО «Лабораторная техника» содержала предложение на поставку оборудования – Анализатор для обнаружения наркотических и сильнодействующих лекарственных средств на базе газового хроматографа Agilent 7890B с масс-селективным детектором 5977В производства Agilent Technologies (страна происхождения – США).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закона о контрактной системе, Закон 44-ФЗ) Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описании объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Частями 1 и 2 ст. 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом, в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Требования к объекту закупки (масс-селективный детектор) были установлены Заказчиком в пп. 9, 10 Раздела III «Описание объекта закупки», позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным требованиям со следующими характеристиками:

- материал масс-анализатора: позолоченный гиперболический кварцевый квадруполь;

- диапазон температур нагрева масс-анализатора от 106 до 200о С.

По результатам анализа раздела III документации аукционе Комиссией УФАС по Сахалинской области установлено, что описание объекта закупки носит объективный характер, в описании объекта закупки указаны, в том числе, функциональные, эксплуатационные характеристики товара, необходимого для поставки, являющегося объектом закупки, описание объекта закупки содержит показатели, позволяющие определить соответствие товара, необходимого для поставки, являющихся объектом закупки, установленным заказчиком требованиям, при этом указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Доводы жалобы о том, что установление оспариваемых характеристик товара влечет ограничение количества участников закупки, Комиссия УФАС по Сахалинской области считает необоснованными по следующим основаниям.

Описание объекта закупки не содержит требований или указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара, необходимого для выполнения работ, являющихся объектом закупки или наименование производителя.

По письменной информации ГБУЗ Сахалинский областной наркологический диспансер и устным пояснениям представителей заказчика, данным в ходе рассмотрения дела, при формировании характеристик товара, требуемого к поставке, заказчик исходил из собственных потребностей в соответствии со спецификой своей деятельности. В том числе, представитель Заказчика указал следующее: «Оборудование с высокотемпературным монолитным кварцевым квадруполем с золотым покрытием обеспечивает ровную поверхность гиперболических стержней квадруполя в течение всего срока службы детектора, не требует обслуживания и обеспечивает минимальное время простоя. Поэтому совокупная стоимость владения такого детектора в целом получается ниже за счет минимизации расходов на сервисное и техническое обслуживание».

Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещает ограничивать количество участников закупки.

Аналогичная позиция отображена в Письме Минэкономразвития России от 24.04.2017 № ОГ-Д28-5247, согласно которому при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Указание Заказчиком на конкретную техническую характеристику газового хроматографа (позолоченный квадруполь) не ограничивает конкуренцию и не создает преимущественных условий, так как в возможный круг участников закупки входят как производители конкретной продукции, так и неограниченное количество её поставщиков.

Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников торгов лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Более того, в материалах дела имеется информация о газовых хроматографах «Agilent 7890В» производства «Agilent Technologies inc.» (США) и «Маэстро ГХ 7820» производства ООО «Интерлаб» (Россия), представлена копия регистрационного удостоверения № ФСР 2010/07159.

Исследовав, указанную информацию, Комиссия Сахалинского УФАС России пришла к выводу о том, что оба данных аппарата, с позолоченным гиперболическим кварцевым квадруполем, соответствуют требованиям аукционной документации. Следовательно, на рынке имеется как минимум два производителя, которые изготавливают газовые хроматографы в соответствии с параметрами закупки вышеуказанного электронного аукциона.

Достаточных доказательств того, что установление оспариваемых характеристик к товару влечет за собой ограничение количества участников закупки на товарном рынке поставки, в том числе ограничивающих право ООО «Хроматэк Торговый дом» на участие в электронном аукционе, в материалах дела заявителем не представлено.

На основании вышеизложенного Комиссия Сахалинского УФАС России не усматривает в действиях ГБУЗ Сахалинский областной наркологический диспансер нарушений части 2 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьями 41, 48, 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. В связи с отсутствием в действиях Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Сахалинский областной наркологический диспансер» (693020, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Крюкова, 84, ИНН: 6501130650) нарушения ч. 2 ст. 17 Закона «О защите конкуренции» рассмотрение дела № 08-02/2018 о нарушении антимонопольного законодательства прекратить.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объёме.

 

 

 

Председатель Комиссии:

<..>

 

Члены комиссии:

<…>