Решение б/н Решение по жалобе ООО "БиоТехСоюз" от 23 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 102-10376-18/7

по жалобе ООО «БиоТехСоюз»

 

Резолютивная часть решения оглашена                                                                     г. Самара

18.04.2018г.                                                                       

 

             Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя управления А.Р. Б., начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов Е.А. С., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов Т.С. В. (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «БиоТехСоюз» (далее – Заявитель) на действия МАУ г.о. Самара «Парки Самары» (далее – Заказчик) при проведении открытого запроса цен на оказание услуги по акарицидной обработке открытых территорий (Извещение № 31806349400) (далее – Запрос цен),

в присутствии представителя МАУ г.о. Самара «Парки Самары» А.А. Г. (доверенность б/н от 16.04.2018г.), представителя ООО НПО «Гарант» Т.А. К. (паспорт <...> представители ООО «БиоТехСоюз» на рассмотрение жалобы не явились, извещены, ходатайств не заявляли;

            в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

12.04.2018г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «БиоТехСоюз» на действия  МАУ г.о. Самара «Парки Самары» при проведении Запроса цен.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель и Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам Заявителя, содержание документации о Запросе цен противоречит действующему законодательству, в частности, в документации установлено незаконное требование о наличии у участника закупки лицензии по осуществлению медицинской деятельности по дезинфектологии. В связи с изложенным, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.

МАУ г.о. Самара «Парки Самары» во исполнение уведомления о принятии жалобы к рассмотрению (исх. № 3304/7 от 12.04.2018 г.) представлены письменные пояснения и документы, составленные в ходе организации и проведения Закупки. Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласен, просит признать ее необоснованной.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

             1.09.04.2018 г. МАУ г.о. Самара «Парки Самары» на сайте http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 31806349400 о проведении Запроса цен (далее – Извещение).

Заказчиком выступило МАУ г.о. Самара «Парки Самары».

Согласно Извещению, предметом Закупки является оказание услуг по акарицидной обработке открытых территорий.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг автономными учреждениями.

Комиссией установлено, что Заказчик является автономным учреждением, в связи с чем обязан осуществлять закупочную деятельность на основании Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, утвержденным ими положением о закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о закупках, положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня его утверждения.

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что на сайте         http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) Заказчиком 23.12.2016г. размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального автономного учреждения городского округа Самара «Парки Самары» (далее – Положение).

 

2. Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в ЕИС при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Во исполнение указанной нормы Закона о закупках документация о Запросе цен (подпункт 11 пункта 2 Требований к участникам закупки) устанавливает требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»): вид деятельности: дезинфектология.

Исходя из принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. №  323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ), гражданам гарантируются обеспечение их прав в сфере охраны здоровья, доступность и качество при оказании медицинской помощи.

В соответствии со статьей 2 Закона N 323-ФЗ под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Таким образом, проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», далее – Закон № 52-ФЗ).

Так, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ).

Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.

Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

В силу пункта 3 Положения о лицензировании (утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291)  медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В частности, в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

В соответствии с общепринятой терминологией дезинфекция включает в себя работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды; дезинсекция - уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, мешающих труду и отдыху людей, а дератизация - уничтожение грызунов, носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.

Следовательно, указанные понятия рассматриваются как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" СП 3.5.1378-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 131 (далее - СП 3.5.1378-03) и отнесенных к группе 3.5 "Дезинфектология".

В этой связи следует признать ошибочным утверждение Заявителя о том, что работу (услуги) по дезинфектологии подлежат лицензированию только в случае их организации и выполнения при оказании медицинской помощи.

Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, и должен рассматриваться в системной связи с проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии с требованиями, установленными СП 3.5.1378-03 и предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия на человека.

В связи с тем, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность".

С учетом изложенного Комиссия Самарского УФАС России полагает, что деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе N 52-ФЗ, и в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию.

Указанные выводы подтверждаются сформировавшейся судебной практикой, в частности, Определением Верховного суда РФ от 12.01.2018г. по делу № А23-840/2016, Определением Верховного суда РФ от 15.01.2018г. по делу № А60-27966/2016.

Таким образом, установление Заказчиком в документации о проведении Запроса цен требования к участнику о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»): вид деятельности: дезинфектология является правомерным и обоснованным.

Заявитель воспользовался правом подать запрос на разъяснение положений документации о Запросе цен в части вышеустановленных требований к участникам. Заказчиком 12.04.2018г. был дан ответ на запрос разъяснений. Ответ размещен в ЕИС. Согласно информации из ЕИС, запросов разъяснений относительно обжалуемой части документации от иных участников закупки не поступало.

В свою очередь, Заявитель доказательств, свидетельствующих о невозможности участия в Запросе цен в виду установления Заказчиком вышеприведенного требования к участникам закупки, Комиссии Самарского УФАС России не предоставил.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

 Признать жалобу ООО «БиоТехСоюз» необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны