Решение №б/н по делу в отношении АО «Объединенная страховая компания» от 28 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

28 ноября 2018г.                                                                                                         г. Самара

 

Резолютивная часть решения оглашена «14» ноября 2018 года

В полном объеме решение изготовлено «28» ноября 2018 года

    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России; - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии - ….., заместитель руководителя  Управления;

 

Члены Комиссии:   ……, начальник отдела контроля рекламного законодательства;

           

….., главный специалист – эксперт отдела контроля рекламного законодательства;

 

….., начальник юридического отдела Отделения по Самарской области Волго-Вятского ГУ Банка России,

 

в присутствии представителя:

ответчика по делу Акционерного общества «Объединенная страховая компания» (443099  г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 94, ИНН 6312013969, ОГРН 1026301414930, дата регистрации 18.09.1991г.) –……..по доверенности б/н от 29.12.2017г.;

рассмотрев объединенное  дело № 16-13698-18/8 по признакам нарушения АО «ОСК» статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с положениями части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения настоящего дела явилось невыполнение АО «ОСК» в установленный срок, выданных Самарским УФАС России предупреждений и наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях АО «ОСК».

В Самарское УФАС России поступила информация Главного управления организации торгов Самарской области (далее – ГУОТ СО), содержащая сведения о наличии признаков недобросовестной конкуренции в действиях АО «Объединенная страховая компания» (исх. № 14-09/1128 от 13.12.2017г. / вх. № 9848 от 14.12.2017г.;               исх. № 14-09/767 от 04.05.2018г. / вх. № 3422 от 08.05.2018г.; исх. № 14-09/1187 от 22.12.2017г. / вх. № 10196 от 25.12.2017г.; исх. № 14-09/123 от 02.02.2018г. / вх. № 834 от 06.02.2018г.).

В ходе рассмотрения информации Управлением установлено, что:

1. Государственным казенным учреждением «Поисково-спасательная служба Самарской области» (далее — ГКУ «Поисково-спасательная служба Самарской области») проведен электронный аукцион по ОСАГО (извещение № 0142200001317014072) (далее — Закупка).

Начальная (максимальная) цена контракта: 171 902,74 руб.

На участие в электронном аукционе подано 5 заявок.

Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме Аукционная комиссия Уполномоченного органа в соответствии с частью 10 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок признала победителем электронного аукциона АО «ОСК», предложившего наиболее низкую цену договора 164 692,86 руб.

Как установлено в ходе рассмотрения информации, снижение стоимости по контракту произошло в связи с применением коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (Кбм), отличных от коэффициентов, установленных документацией об аукционе по ТС, указанным в пунктах 4,5,9,12,15,17,23 Приложения к извещению (обоснование НМЦК).

В результате указанных действий стоимость, предложенная АО «ОСК», оказалась ниже стоимости Заказчика, а также ниже стоимости предложения участников Закупки, рассчитавших цену предложения в соответствии с действующими Указаниями Банка России и Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (заявки участников под №4,6,7).

2. Государственным Бюджетным Учреждением Здравоохранения Самарской области «Тольяттинская городская клиническая больница №5» (далее — ГБУЗ СО «Тольяттинская городская клиническая больница №5») проведен электронный аукцион по ОСАГО (извещение №0142200001317016088) (далее — Закупка).

Начальная (максимальная) цена контракта: 252 845,36 руб.

На участие в электронном аукционе подано 7 заявок.

Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме Аукционная комиссия Уполномоченного органа в соответствии с частью 10 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок признала победителем электронного аукциона - АО «ОСК», предложившее наиболее низкую цену договора 221 018,28 руб.

Как установлено в ходе рассмотрения информации, снижение стоимости по контракту произошло в связи с применением коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (Кбм), отличных от коэффициентов, установленных документацией об аукционе по ТС по всем пунктам Приложения к извещению (обоснование НМЦК) кроме пунктов 5, 8, 23, 24, 29 и 45, в которых коэффициенты соответствуют установленным документацией об аукционе по ТС.

В результате указанных действий стоимость, предложенная АО «ОСК», оказалась ниже стоимости Заказчика, а также ниже стоимости предложения участников Закупки, рассчитавших цену предложения в соответствии с действующими Указаниями Банка России и Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (заявки участников под № 1, 3 и 7).

3. Государственным Бюджетным Учреждением Здравоохранения «Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина» (далее — ГБУЗ «Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина») проведен электронный аукцион по ОСАГО (извещение № 0142200001317014206).

Начальная (максимальная) цена контракта: 314 824,24 руб.

Участвовало в электронном аукционе 4 общества.

Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме Аукционная комиссия Уполномоченного органа в соответствии с частью 10 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок признала победителем электронного аукциона АО «ОСК», предложившего наиболее низкую цену договора 274 299,84 руб.

Как установлено в ходе рассмотрения информации, снижение стоимости по контракту произошло в связи с применением коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (Кбм), отличных от коэффициентов, установленных документацией об аукционе по ТС, указанным в пунктах 7,15,17,18,26,27,36,40,44,46,48,49 Приложения к извещению (обоснование НМЦК).

В результате указанных действий стоимость, предложенная АО «ОСК», оказалась ниже стоимости Заказчика, а также ниже стоимости предложения других участников Закупки (заявки участников под № 4, 5 и 6).

4. Государственным Бюджетным Учреждением Здравоохранения Самарской области «Самарская городская станция скорой медицинской помощи» (далее — ГБУЗ СО «Самарская городская ССМП») проведен электронный аукцион по ОСАГО (извещение            № 0142200001317014902).

Начальная (максимальная) цена контракта: 920 421,24 руб.

На участие в электронном аукционе подано 6 заявок, из них участвовало в электронном аукционе 4.

Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме Аукционная комиссия Уполномоченного органа в соответствии с частью 10 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок признала победителем электронного аукциона АО «ОСК», предложившего наиболее низкую цену договора 721 212, 60 руб.

Как установлено в ходе рассмотрения информации, снижение стоимости по контракту произошло в связи с применением коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (Кбм), отличных от коэффициентов, установленных документацией об аукционе по ТС, указанным в пунктах с 1 по 57 Приложения к извещению (обоснование НМЦК).

В результате указанных действий стоимость, предложенная АО «ОСК», оказалась ниже стоимости Заказчика, а также ниже стоимости предложения других участников Закупки (заявки участников под № 2,3 и 6).

Таким образом, при участии в четырех из пяти закупок АО «ОСК» допустило снижение коэффициента – Кбм.

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Согласно части 2 статьи 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В силу части 1 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Страховые тарифы по ОСАГО, структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховых премий по договору обязательного страхования установлены Банком России.

В соответствии с требованиями пункта 10.1 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

Также из данной нормы следует, что заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

Однако, указанный закон не регламентирует, чьи данные имеют приоритет в случае расхождений между данными страхователя и автоматизированной информационной системы обязательного страхования.

Из абз. 5,6 п.1.8 «Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утв. Банком России от 19.09.2014г.) следует, что при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений, о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

При выявлении несоответствия между предоставленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и (или) в единой автоматизированной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений.

В результате указанных действий стоимость, предложенная АО «ОСК», оказалась ниже стоимости Заказчика, а также ниже стоимости предложения участников Закупки рассчитавших цену предложения в соответствии с действующими Указаниями Банка России и Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Нарушение порядка определения стоимости услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств при участии в Закупке позволило АО «ОСК» предложить наименьшую цену контракта и получить преимущество по сравнению с остальными участниками.

В результате действий АО «ОСК» участники, добросовестно определившие стоимость своих предложений, лишились возможности стать победителем Закупки.

5.  Государственным Бюджетным Учреждением Самарской области  «Самаралес» (далее — ГБУ СО «Самаралес») проведен электронный аукцион по ОСАГО (извещение           № 0142200001317017418).

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 613 450,79 руб.

На участие в электронном аукционе подано 5 заявок.

Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме Аукционная комиссия Уполномоченного органа в соответствии с частью 10 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок признала победителем электронного аукциона АО «ОСК», предложившего наиболее низкую цену договора 1 161 692,19 руб.

Как установлено в ходе рассмотрения информации, снижение стоимости по контракту произошло в связи с применением коэффициентов территории преимущественного использования транспортных средств (Кт), отличных от коэффициентов, установленных документацией об электронном аукционе по  следующим районам: Безенчук, Кинель, Сергиевск, Камышла, Шентала, Клявлино, Похвистнево, Кинель-Черкассы, Рачейка, Шигоны, Красный Яр (частично).

Согласно пункту «а» части 2 статьи 9 Закона об ОСАГО, коэффициент КТ определяется для юридических лиц исходя из места нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанного в учредительном документе юридического лица.

Согласно пункту 1 информационной карты электронного аукциона место нахождения заказчика — г. Самара, ул. Куйбышева, д.145.

Таким образом, коэффициент КТ должен соответствовать территории преимущественного использования ТС для г. Самара = 1,6 (для ТС, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин) и 1 (для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, за исключением ТС, не имеющих колесных движителей).

Однако, АО «ОСК» применило коэффициент КТ 0,9 (для ТС, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин) и 0,5 (для ТС, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин).

В результате указанных действий стоимость, предложенная АО «ОСК», оказалась ниже стоимости Заказчика, а также ниже стоимости предложения других участников Закупки (заявки участников под № 5 и 7).

Согласно части 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

На основании изложенного следует, что в действиях АО «ОСК», выразившихся в применении коэффициентов (Кбм, Кт), отличных от коэффициентов Заказчика, и предложении цены страховой премии ниже цены, установленной документацией Заказчика и, как следствие, получении возможности необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке услуг страхования усматриваются признаки нарушения ст. 14.8 Закона «О защите конкуренции».

Действия АО «ОСК», выразившиеся в применении коэффициентов (Кбм, Кт), отличных от коэффициентов Заказчика, и предложении цены страховой премии ниже цены, установленной документацией Заказчика, нарушают запрет на недобросовестную конкуренцию установленный положениями статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, устанавливающей, что иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 — 14.7 Закона о защите конкуренции не допускаются.

Кроме того, в рамках рассмотрения информации ГУОТ СО Самарское УФАС России направило запросы другим участникам Закупок с просьбой выразить свое мнение о возможном получении АО «ОСК» преимуществ при участии в закупках и снижении НМЦК, о противоречии действий АО «ОСК» по снижению НМЦК действующему законодательству, и о причинении действиями АО «ОСК» по снижению НМЦК убытков другим участникам закупки.

В ответ на указанные запросы ряд участников Закупок пояснили, что действия АО «ОСК» по применению коэффициентов (Кбм, Кт), отличных от коэффициентов Заказчика, и предложению цены страховой премии ниже цены, установленной документацией Заказчика, направлены на причинение убытков другим хозяйствующим субъектам – конкурентам на рынке оказания услуг по страхованию, в том числе по ОСАГО, действия привели к введению в заблуждение в отношении цены контракта, направлены на получение преимуществ перед другими участниками закупок, противоречат требованиям законодательства РФ, подпадают под понятие «недобросовестная конкуренция», содержат признаки нарушения ст. 14.8 Закона о защите конкуренции.

Самарское УФАС России усмотрело в действиях АО «ОСК» признаки недобросовестной конкуренции, перечисленные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции:

- действия направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке ОСАГО путем уменьшения коэффициентов  (Кбм, Кт);

- действия противоречат законодательству об ОСАГО, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- действия причинили или могли причинить убытки хозяйствующему субъекту – конкуренту.

Учитывая изложенное, действия АО «ОСК», выразившиеся в применении коэффициентов (Кбм, Кт), отличных от коэффициентов Заказчика, и предложении цены страховой премии ниже цены, установленной документацией Заказчика, отвечают всем признакам недобросовестной конкуренции.

На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции АО «ОСК» выданы предупреждения  (исх. № 3883/8 от 25.04.2018г; № 3882/8 от 25.04.2018г.; № 3881/8 от 25.04.2018г.; № 3880/8 от 25.04.2018г.; № 3954/8 от 26.04.2018г.) о необходимости:

- устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения путем издания локального нормативного акта (внесения изменения в существующий) содержащего требования осуществлять расчет страховых сумм в соответствии с нормами действующего законодательства, проведения разъяснительной работы с сотрудниками, осуществления расчетов страховой премии в соответствии с требованиями действующего законодательства;

- устранения последствий выявленного нарушения путем перечисления в бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. За доход, полученный АО «ОСК» вследствие нарушения антимонопольного законодательства, необходимо принимать сумму страховой премии, причитающуюся АО «ОСК» в соответствии с государственным контрактом на оказание услуг ОСАГО.

Исходя из пункта 3 статьи 51 того же Закона № 135-ФЗ лицо, чьи действия (бездействие) признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми, обязано перечислить в федеральный бюджет полученный в результате их осуществления доход.

В пункте 13 Обзора ВС РФ от 16.03.2016 разъяснено, что под доходом, подлежащим взысканию в федеральный бюджет с лица, чьи действия (бездействия) признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, следует понимать доход, полученный от таких противоправных действий (бездействия).

По смыслу положений Закона о защите конкуренции взыскание дохода является мерой ответственности в виде изъятия дохода, полученного в результате незаконных действий. Правило определения размера дохода, подлежащего перечислению в бюджет, основано на принципе взыскания только того дохода, который получен именно от противоправных действий, и не предполагает его исчисление в виде суммы "чистого" дохода (с учетом особенностей результатов хозяйственной деятельности того или иного субъекта). Следовательно, предложение о перечислении в бюджет суммы, полученной по договору, заключенному в результате действий, содержащих признаки недобросовестной конкуренции, соответствует нормам Закона о защите конкуренции.

АО «ОСК» проинформировано о том, что предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

АО «ОСК» сообщено, что при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Однако, в адрес антимонопольного органа 31.05.2018г. поступили уведомления АО «ОСК» (исх. № 3576-з от 31.05.2018г.; № 3577-з от 31.05.2018г.; № 3578-з от  31.05.2018г.; № 3575-з от 31.05.2018г.; № 3574-з от 31.05.2018г.) об отсутствии оснований для выполнения выданных предупреждений.

Таким образом, предупреждения в срок, установленный Самарским УФАС России, не выполнены.

В соответствии с ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения в установленный срок предупреждения, при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Приказом руководителя Самарского УФАС России № 51 от 14.06.2018г. возбуждено дело № 16-13698-18/8, приказом № 52 от 14.06.2018г. возбуждено дело № 17-13698-18/8, приказом № 53 от 14.06.2018г. возбуждено дело № 18-13698-18/8; приказом № 54 от 14.06.2018г. возбуждено дело № 19-13698-18/8; приказом № 55-1 от 19.06.2018г. возбуждено дело №  20-13698-18/8 по признакам нарушения АО «ОСК» статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения вышеуказанных дел АО «ОСК» заявлены ходатайства об объединении дел №№ 16-13698-18/8, 17- 13698-18/8, 18-13698-18/8, 19-13698-18/8, 20-13698-18/8 в одно производство.

Согласно ч. 1 ст. 47.1 Закона  о защите конкуренции антимонопольный орган по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе в порядке, установленном антимонопольным органом, в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дел вправе объединить в одно производство два и более дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также выделить в отдельное производство одно или несколько дел.

В производстве Самарского УФАС России находились дела №№ 16-13698-18/8, 17- 13698-18/8, 18-13698-18/8, 19-13698-18/8, 20-13698-18/8 о нарушении АО «ОСК» антимонопольного законодательства.

По всем указанным делам АО «ОСК» вменялось в вину совершение действий, отвечающих признакам недобросовестной конкуренции, при проведении электронных аукционов по ОСАГО.

Действия АО «ОСК» совершались в силу  принятого в компании порядка подачи заявок при проведении электронных аукционов по ОСАГО, что подтверждается письменными пояснениями АО «ОСК» (вх. № 5960-з от 07.09.2018г.).

Кроме того, электронные аукционы проводились на территории г. Самара, заказчикам выступали юридические лица г. Самара, в период: конец 2017 года - начало 2018 года.

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 47.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  Комиссия удовлетворила заявленные АО «ОСК» ходатайства и объединила дела №№ 16-13698-18/8, 17-13698-18/8, 18-13698-18/8, 19-13698-18/8, 20-13698-18/8 в одно производство.

В соответствии с ч.8 ст.22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

Заказчики определили начальную (максимальную) цену контракта в соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Кроме того, Заказчики в документации об аукционе указывали, что при расчете Кбм должен быть применен в соответствии со сведениями, указанными в Обосновании Н(М)ЦК.

В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Однако, АО «ОСК» правом, предоставленным частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, не воспользовалось.

Кроме того, при подаче первых частей заявок АО «ОСК» выразило свое согласие с условиями Документации об аукционе.

При этом участвуя в самой процедуре аукциона, АО «ОСК» своими действиями допустило снижение цены контрактов, по которым НМЦК изначально заказчиками была рассчитана в соответствии с требованиями законодательства РФ об ОСАГО с применением тарифного метода.

Следовательно, с учетом требований Документации об аукционе изменение цены контракта, равно как и коэффициентов было невозможно  и не допускалось условиями закупок.

В случае отсутствия значений коэффициентов у Заказчика, страховая компания имеет возможность использовать данные автоматизированной информационной системы обязательного страхования (определение Верховного Суда РФ от 28.02.2018 № 310-КГ17-23701 по делу № А54-7687/2016).

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что ответчик, располагая информацией, размещённой в техническом задании, необоснованно применял заниженные коэффициенты, в связи с чем снижал размер страховой премии, и тем самым незаконно получал преимущество перед другими участниками электронного аукциона. 

Довод АО «ОСК» о том, что в действиях Общества отсутствуют признаки недобросовестной конкуренции в связи с тем, что заявки АО «ОСК» на участие в электронных аукционах № 0142200001317014072, № 0142200001317014206;                                 № 0142200001317014902 были поданы ранее заявок остальных участников, допущенных к участию в аукционах, Комиссия Самарского УФАС России не принимает в качестве доказательства отсутствия недобросовестной конкуренции, поскольку согласно ч. 8 ст. 66  Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные частями 3 и 5 настоящей статьи. Указанные электронные документы подаются одновременно.

В течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан присвоить ей идентификационный номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику такого аукциона, подавшему указанную заявку, ее получение с указанием присвоенного ей идентификационного номера (ч. 9 ст. 66).

Таким образом, участнику электронного аукциона на момент формирования цены контракта и подачи заявки не могло быть известно, что его заявка ко времени подачи будет первой.

К доводу АО «ОСК» о том, что в действиях Общества отсутствуют признаки недобросовестной конкуренции в связи с тем, что в соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 года № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах  страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указание) страховая премия рассчитывается исходя из размеров базовых ставок страховых тарифов, которые устанавливаются страховщиком самостоятельно в пределах минимальных и максимальных их значений, а также в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства комиссия относится критически.

Согласно сведениям, представленным Заказчиком и содержащимися в Приложении № 1 к техническому заданию и Обоснованию начальной (максимальной) цены контракта по определению исполнителя на оказание услуг по  обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ГБУ СО «Самаралес», транспортные средства используются разными территориально - обособленными подразделениями Заказчика, расположенными вне места его нахождения.

Однако, согласно пункту «а» части 2 статьи 9 Закона об ОСАГО, коэффициент КТ определяется для юридических лиц исходя из места нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанного в учредительном документе юридического лица.

Согласно пункту 1 информационной карты электронного аукциона, место нахождения заказчика — г. Самара, ул. Куйбышева, д.145.

Другие доводы, АО «ОСК» были предметом рассмотрения настоящего дела и им дана оценка в тексте решения.

Кроме того, ссылка АО «ОСК» на письмо ФАС России № АД/48891/14 от 01.12.2014г. является необоснованной, поскольку доводы письма даны без учета признаков недобросовестной конкуренции, а также не учтена сложившаяся судебная практика:

- определение Верховного Суда РФ от 17.07.2015 № 308-КГ15-8926 по делу № А53 - 19327/2014;

- постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.01.2012 по делу № А52-1714/2011;

- определение ВАС РФ от 09.02.2012 № ВАС-319/12 по делу № А58- 2053/11;

- определение ВАС РФ от 10.08.2012 № ВАС-10484/12 по делу № А53-3716/2012;

-  постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.06.2013 по делу № А39-2781/2012;

- постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.04.2017г. по делу           № А55-19868/2016;

- постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.08.2018г. по делу            № А55-30694/2017;

- определение Верховного Суда РФ от 28.02.2018 № 310-КГ17-23701 по делу № А54-7687/2016.

При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемые действия АО «ОСК», выразившиеся в применении коэффициентов (Кбм, Кт), отличных от коэффициентов Заказчика, и предложении цены страховой премии ниже цены, установленной документацией Заказчика, свидетельствуют о нарушении статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Самарского УФАС России приняла заключение об обстоятельствах дела и направила его копии в адрес Ответчика.

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

От ответчика в письменном виде возражения относительно доводов, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, не поступили.

Представитель ответчика на заседании Комиссии устно настаивал на доводе об отсутствии в действиях Общества признаков недобросовестной конкуренции в связи с тем, что заявки АО «ОСК» на участие в электронных аукционах № 0142200001317014072, № 0142200001317014206; № 0142200001317014902 были поданы ранее заявок остальных участников, допущенных к участию в аукционах.

Оценка данному доводу Комиссией Самарского УФАС России дана в заключении об обстоятельствах дела (исх. № 11073/8 от 30.10.2018г.) и настоящем решении.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать действия Акционерного общества «Объединенная страховая компания» (443099  г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 94, ИНН 6312013969, ОГРН 1026301414930, дата регистрации 18.09.1991г.), выразившиеся в применении коэффициентов (Кбм, Кт), отличных от коэффициентов Заказчика, и предложении цены страховой премии ниже цены, установленной документацией Заказчика, недобросовестной конкуренцией, что является нарушением статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Предписание Акционерному обществу «Объединенная страховая компания» не выдавать.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской  области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического и должностного  лица.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны