Решение №08/552 Решение по жалобе ОАО «СОГАЗ» на действия организатора торго... от 8 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по контролю за действиями (бездействием) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России) в следующем составе:

 

 

Соколова И.П.

-

заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии;

Петрова А.С.

-

начальника отдела экономической концентрации, финансовых рынков и торговли, член Комиссии;

Гурнакова Л.Н.

-

главный государственный инспектор отдела экономической концентрации, финансовых рынков и торговли, член Комиссии

 

с участием следующих представителей:

 

от Организатора торгов (Заказчика) СПб ГУП «Горэлектротранс»:

Зорина Виктория Витальевна – представитель по доверенности №1.45-275 от 09.11.2012,

от Заявителя ОАО «СОГАЗ»:

- Евдокимов Алексей Александрович – представитель по доверенности № Ф-92/12 от 10.05.2012,

- Соломатин Александр Евгеньевич – представитель по доверенности от 14.01.2013,

рассмотрев жалобу (исх.№СГф06-3949 от 29.12.2012, вх.№20663 от 29.19.2012) Открытого акционерного общества «СОГАЗ» (далее – ОАО «СОГАЗ», заявитель) на действия организатора торгов СПб ГУП «ГОРЭЛЕКТРОТРАНС» (далее – Организатор торгов, Заказчик) при размещении заказа способом проведения запроса котировок цен на право заключения договора на обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта СПб ГУП «ГОРЭЛЕКТРОТРАНС» (далее – запрос котировок), заслушав пояснения представителей сторон, в соответствии с ч. 16, 17 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Документация запроса котировок цен (реестровый номер запроса котировок цен №98/ЗП), протокол заседания комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд СПб ГУП «Горэлектротранс» от 25.12.2012 №255-3К, размещены на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru/.

Заявитель обжалует следующие действия Организатора торгов:

  1. В соответствии с п.7 ч.10 ст.4 Федерального закона от 18.06.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223) в документации о закупке должны быть указаны сведения о порядке формирования цены договора. Закупочная документация не содержит сведений о возможности применения Страховщиками понижающего коэффициента, который непосредственно влияет на формирование цены договора. В связи с чем, в нарушение п.1 ч.1 ст.3, п.2 ч.1 ст.3, ч.6 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223) Организатор торгов предъявил к участникам торгов требования, которые не были указаны в Конкурсной документации.
  2. В нарушение принципа информационной открытости (п.1 ч.1 ст.3 Закона №223) Организатор торгов разместил Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд СПб ГУП «Горэлектротранс», утвержденное приказом и.о.генерального директора СПб ГУП «Горэлектротранс» №244 от 28.03.2012 (далее – Положение о закупках) на сайте http://www.electrotrans.spb.ru и без подписи и.о. Генерального директора Организатора торгов, в то время как в Положении указан сайт http://www.elektrotrans.spb.ru.
  3. Закупка осуществлена в виде запроса котировок цен, однако данный вид закупки не предусмотрен Положением о закупках, что нарушает п.3 ст.3 Закона №223.

Представители Заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе, в полном объеме.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, представив устные пояснения на заседании Комиссии.

 

Рассмотрев представленные документы, заслушав пояснения представителей Организатора торгов и Заявителя, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы Заявителя необоснованными в связи со следующим.

1. Закупка услуг СПб ГУП «Горэлектротранс» производится в соответствии с требованиями Закона №223-ФЗ.

Предметом закупки является обязательное страхование гражданской ответственности владельца объекта СПб ГУП «Горэлектротранс». Начальная (максимальная) цена договора 350 000 рублей.

Согласно п.7 ч.1 ст.10 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

На основании п.1.25. Положения о закупках в типовой документации о закупке стоимость товаров, работ, услуг, прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации указана с НДС, включая все сопутствующие расходы, в том числе: транспортные расходы, расходы на страхование, расходы на получение лицензии, сертификатов, расходы по маркировке, упаковке товара, погрузки и выгрузке и прочие сопутствующие расходы, в случае, если сопутствующие расходы установлены документацией о закупке.

В соответствии с Документацией запроса котировок цен (реестровый номер запроса котировок цен №98/ЗП) (далее – закупочная документация) установлен следующий порядок формирования цены договора: цена включает весь комплекс затрат, необходимых для оказания услуг в том числе: расходы на страхование, командировочные расходы, уплату пошлин, все подлежащие уплате налоги (включая НДС), сборы и другие обязательные платежи, а так же иные расходы при исполнении договора.

Из устных пояснений представителей ОАО «СОГАЗ» следует, что при формировании  цены договора не учитывались сведения о возможности применения Страховщиками понижающего коэффициента. Указанный коэффициент непосредственно влияет на формирование цены договора, являющегося предметом закупки.

Федеральным законом от 27.07.2010 №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее – Закона №225-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 №916 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее – Правила) установлен порядок реализации прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасного объекта.

В том числе, в соответствии с разделом VI Правил устанавливается порядок заключения договора обязательного страхования и в соответствии со ст.7 Закона №225-ФЗ и разделом V Правил устанавливается порядок расчета и уплаты страховой премии.

Как следует из п.22 Правил, страховая премия определяется в соответствии со страховыми тарифами, установленными Правительством Российской Федерации.

Разделом IV Постановления Правительства РФ от 01.10.2011 №808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии» (далее – Постановление Правительства РФ №808) установлен порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии, а именно размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования, определяется как произведение страховой суммы и страхового тарифа, полученного путем умножения базовой ставки страхового тарифа на значения коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от отсутствия или наличия страховых случаев, коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в  зависимости от уровня безопасности опасного объекта и коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших.

Согласно ч.9 ст.7 Закона №225-ФЗ, ч.2 раздела II Постановления Правительства РФ №808 при расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте.

При этом, Постановлением Правительства РФ №808 интервал возможных значений коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2013 года установлен в диапазоне от 0,9 до 1.

Представителями ОАО «СОГАЗ» в заседании Комиссии представлена Форма для опасных производственных объектов типов 3.1 и 3.2 с приоритетным признаком опасности 2.1, при заполнении которой определяется численное значение уровня безопасности опасного объекта (количество баллов). В зависимости от полученного количества баллов объекту присваивается коэффициент уровня безопасности 0,9 (высокий уровень безопасности), 0,95 (средний уровень безопасности) или 1 (минимально приемлемый уровень безопасности).

Постановлением Президиума НССО от 14.12.2011 пр.№34 утверждены Правила организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (далее – Правила).

Согласно п.1.3.3. Правил страховые организации рассчитывают понижающий коэффициент, устанавливаемый исходя из уровня безопасности опасного объекта. Пунктом 15.1. Правил предусмотрено, что наличие ошибок и некорректно представленных данных (далее – ошибки) при оформлении документов, входящих в пакет договора обязательного страхования, не является основанием для его досрочного прекращения. В соответствии с пунктом 15.2. Правил в случае обнаружения ошибок, при условии, что такой договор обязательного страхования не является недействительным и вступил в силу, необходимо заключить корректирующие дополнительное соглашение в срок не позднее 30 календарных дней с момента обнаружения указанных ошибок. Ответственности за неправильный расчет страховыми компаниями понижающего коэффициента не установлено.

Документация запроса котировок цен (реестровый номер запроса котировок цен №98/ЗП) содержит перечень опасных производственных объектов, подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (далее – перечень опасных производственных объектов).

Пунктом 2 раздела «Форма, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке» Закупочной документацией предусмотрено, что любой участник вправе направить в письменной форме или в форме электронного документа заказчику запрос разъяснений о разъяснении положений запроса котировочных цен.

Таким образом, участники запроса котировок имели возможность ознакомиться с перечнем опасных производственных объектов, а также направить запрос разъяснений положений документации относительно уровня безопасности объектов и возможности применения понижающего коэффициента.

2. ОАО «СОГАЗ» считает, что Организатором торгов нарушен принцип информационной открытости в связи с размещением Положения о закупке на сайте http://www.electrotrans.spb.ru, а не на сайте, указанном в Положении о закупках - http://www.elektrotrans.spb.ru.

Информационное обеспечение закупки осуществляется в соответствии со ст.4 Закона №223-ФЗ. Согласно указанной статье, Положение о закупке, изменения в указанное Положение, подлежат обязательному размещению на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru. Заказчик дополнительно вправе разместить указанную информацию на сайте Заказчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Данная норма также корреспондируется с п.1.15 Положения о закупке, в соответствии с которым СПб ГУП «Горэлектротранс» дополнительно вправе разместить Положение о закупках, планы проведения закупок, извещение и документацию о закупке, протоколы, составляемые в ходе закупки и иную предусмотренную Законом №223-ФЗ информацию на официальном сайте Предприятия http://www.elektrotrans.spb.ru.

Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд СПб ГУП «Горэлектротранс» опубликовано 01.10.2012 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru. В своих устных пояснениях Заявитель не отрицал данный факт размещения.

В связи с отсутствием обязанности СПб ГУП «Горэлектротранс» опубликовывать Положение о закупке на сайте http://www.elektrotrans.spb.ru, довод Заявителя о нарушении принципа информационной открытости необоснован.

3. Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России также не может согласиться с мнением ОАО «СОГАЗ» относительно отсутствия в Положении о закупках запроса котировок цен, как вид закупки.

Пунктом 5 Положения о закупках предусмотрены следующие способы закупок:

- конкурс (аукцион);

- запрос цен;

- прямая закупка;

- закупка участия в процедурах, организованных продавцами продукции.

В соответствии с п.2.2. Положения о закупках запрос цен представляет собой способ размещения заказа, победителем которого признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену договора.

Согласно п.7.4. Положения о закупках запрос цен может проводиться в случаях, когда для заказчика единственным оценочным критерием выступает цена предложения, а именно при закупках продукции, для которой существует сложившийся рынок, при условии, что цена договора более 100 000 рублей и не превышает 5 000 000 рублей, в т.ч. НДС.

Начальная (максимальная) цена договора 350 000 рублей, что соответсвует п.7.4. Положения о закупках.

Таким образом, Положением о закупках товаров, работ и услуг для нужд СПб ГУП «Горэлектротранс» предусмотрен вид закупки – запрос котировок цен.

 

Вместе с тем, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отмечает следующее.

4. Согласно п.4.5. Положения о закупках участник закупки должен быть зарегистрированным в качестве юридического лица.

Извещением о запросе котировок цен установлены требования к участникам закупки и перечень документов, предоставляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям:

Уполномоченными лицами юридического лица участника могут быть:

- руководитель юридического лица;

- управляющий;

- лицо, действующее на основании доверенности, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством, ее нотариально заверенной копии;

- руководитель филиала или представительства юридического лица, действующий на основании доверенности, выданной и оформленной в соответствии с гражданским  законодательством, или ее нотариально заверенной копией.

- иные лица.

В состав котировочной заявки, предоставляемой участником, входит документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника – юридического лица.

Комиссия Заказчика не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.

Победителем запроса котировочных цен согласно Протоколу заседания комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд СПб ГУП «Горэлектротранс» от 25.12.2012 №255-3К, признан Санкт-Петербургский филиал ОАО «АльфаСтрахование». Согласно информационной карте участника, котировочная заявка победителя подана от имени Санкт-Петербургского филиала ОАО «АльфаСтрахование».

Согласно ч.3 ст.55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавших их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Котировочная заявка подписана Вице-президентом ОАО «АльфаСтрахование», директором Северо-Западного регионального центра. Однако, согласно прилагаемой к заявке доверенности №0010/12 от 01.01.2012 лицо, подписавшее заявку, при подготовке и подаче заявок представляет интересы ОАО «АльфаСтрахование».

В соответствии с п.14.1. Технического задания на обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасных объектах СПб ГУП «Горэлектротранс» (Приложение №1 к запросу котировок цен) страховщик должен быть членом профессионального объединения страховщиков, действующего на основании Федерального закона от 27.07.2010 №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». Подтверждений, что Санкт-Петербургский филиал ОАО «АльфаСтрахование» является членом профессионального объединения страховщиков в составе котировочной заявки филиала не представлено.

На основании изложенного, Комиссия Заказчика должна была отклонить котировочную заявку Санкт-Петербургского филиала ОАО «АльфаСтрахование», как не соответствующую установленным в закупочной документации требованиям.

5. В соответствии с п.4.2.3. Положения о закупках коллективные участники могут участвовать в закупках, если это прямо не запрещено закупочной документацией.

Согласно ч.5 ст.3 Закона №223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Таким образом, Закон №223-ФЗ не устанавливает ограничений для участия коллективных участников в закупке и права таких участников не могут быть ограничены ведомственным актом – Положением о закупках.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ОАО «СОГАЗ» необоснованной.
  2. Признать в действиях Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Горэлектротранс» нарушение порядка проведения торгов в части допуска котировочной заявки Санкт-Петербургского филиала ОАО «АльфаСтрахование», не соответствующей требованиям п.4.5 Положения о закупках товаров, работ и услуг для нужд Заказчика и извещения о запросе котировок цен, а также нарушение ч.5 ст.3 Федерального закона от 18.06.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части установления в п.4.2.3. Положения о закупках условия об участии коллективных участников, если это прямо не запрещено закупочной документацией.
  3. Выдать СПб ГУП «Горэлектротранс» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения запроса котировок цен на право заключения договора на обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта СПб ГУП «ГОРЭЛЕКТРОТРАНС», путем  отмены Протокола заседания комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд СПб ГУП «Горэлектротранс» от 25.12.2012 №255-3К, повторного рассмотрения котировочных заявок и завершения процедуры размещения заказа, а также внесения изменений в п.4.2.3. Положения о закупках.

 

 

Председатель Комиссии                                                                             И.П.Соколова

 

Члены Комиссии                                                                                          А.С.Петрова

                                                                                                                            Л.Н.Гурнакова

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны