Предупреждение б/н Предупреждение Комитету имущественных отношений Санкт-Петерб... от 27 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 

В ходе рассмотрения заявления ООО «Сервис-Телеком» (вх № 23732-ЭП/17 от 07.10.2017) на действия (бездействие) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга при выдаче / отказе в выдаче разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, для установки сооружений связи (линий связи, линейно-кабельных сооружений связи, иных сооружений связи) для размещения которых разрешение на строительство не требуется в порядке, предусмотренном статьями 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, Санкт-Петербургское УФАС России выявило в действиях Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга признаки нарушения п.2, п.8 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

ООО «Сервис-Телеком» является инфраструктурным оператором, предоставляющим услуги операторам сотовой связи. Основной вид деятельности - строительство сооружений связи (опор) для последующего оказания услуг операторам связи по размещению оборудования связи на сооружениях связи.

ООО «Сервис-Телеком» обратилось в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга с заявлениями от 17.04.2017 г. вх. № 42362-32/17, № 42349-32/17, № 42367-32/17) о выдаче разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена для установки сооружений связи.

По результатам рассмотрения указанных заявлений, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга принял решения от 18.09.2017 исх.№ 92281-32, № 92284-32, № 92405-32 ООО «Сервис-Телеком» об отказе в выдаче испрашиваемых разрешений в связи с отсутствием нормативного правового акта Санкт-Петербурга, определяющего условия размещений указанного объекта.

ООО «Сервис-Телеком» обратилось в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга с аналогичными заявлениями от 04.05.2017 г. вх. № 51292-32/17, № 51317-32/17, от 03.05.2017 № 50172-32/17, № 50184-32/17. Решения по данным заявлениями в установленный законодательством срок Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга не приняты.

 

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

В частности, среди таких объектов указаны линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п. 11 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300).

 

Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

До настоящего времени нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации – Санкт-Петербурга не принят.

Вместе с тем установлено следующее.

Положения ЗК РФ об использовании земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, вступили силу с 01.03.2015, постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» также вступило в силу 01.03.2015. Тем самым федеральным законодательством предусмотрены как основания использования земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности - на основании разрешения уполномоченного органа, так и случаи использования земельных участков, находящихся в государственной собственности, без их предоставления в установленном порядке.

При этом Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не предусматривает введение в действие вышеуказанных положений ЗК РФ в зависимости от принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия размещения указанных объектов.

Начиная с даты вступления в силу указанных федеральных нормативных актов (01.03.2015) любое заинтересованное лицо вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка без его предоставления и рассчитывать на рассмотрение такого заявления по существу с принятием решения о выдаче такого разрешения либо обоснованного и мотивированного отказа в его выдаче.

Указанному праву граждан и юридических лиц корреспондирует соответствующая обязанность уполномоченного органа, осуществляющего публичные полномочия в области земельных правоотношений - в Санкт-Петербурге соответствующими полномочиями наделен Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга согласно пункту 3.25 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 № 98.

Таким образом, возможность реализации права, установленного статьей 39.36 ЗК РФ, не поставлена в прямую зависимость от наличия или отсутствия принятого субъектом Российской Федерации нормативного акта.

 

Фактически в период с 01.01.2017 по 24.11.2017 Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга принято 37 решений об отказе в выдаче разрешений на использование земель / земельных участков для размещения объектов - антенных опор, являющихся элементами линейного объекта – линии сотовой связи, опор двойного назначения, линий связи, линейно-кабельных сооружений связи, в том числе 28 отказов по причине отсутствия нормативного правового акта Санкт-Петербурга, определяющего условия размещения указанного объекта.

Вместе с тем, в этот же период Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга принято 29 решений о разрешении использования земель / земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитута в порядке, предусмотренном статьей 39.36 ЗК РФ, в том числе для размещения линейно-кабельных сооружений связи – 9 разрешений, сооружений связи (антенных опор) – 15 разрешений, линий связи – 4 разрешения, линий электропередач – 1 разрешение.

Таким образом, в условиях отсутствия нормативного правового акта Санкт-Петербурга, определяющего условия размещения линий связи, линейно-кабельных сооружений связи и иных сооружений связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, в отношении одних хозяйствующих субъектов Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга приняты решения о разрешении размещения указанных объектов, а в отношении иных – необоснованные и немотивированные решения об отказе в размещении аналогичных объектов.

Необоснованный отказ в выдаче ООО «Сервис-Телеком» разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена для установки сооружений связи может препятствовать осуществлению деятельности ООО «Сервис-Телеком» и иметь своим результатом ограничение конкуренции на товарных рынках строительства сооружений связи и оказания услуг по размещению оборудования связи на сооружениях связи.

Кроме того, Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга, нарушены сроки рассмотрения заявлений ООО «Сервис-Телеком» от 17.04.2017 г. вх. № 42362-32/17, № 42349-32/17, № 42367-32/17, по которым ответ дан через 5 месяцев, и заявлений от 04.05.2017 г. вх. № 51292-32/17, № 51317-32/17, от 03.05.2017 № 50172-32/17, № 50184-32/17, которые не рассмотрены до настоящего времени. Одновременно выявлены факты рассмотрения заявлений отдельных хозяйствующих субъектов в более короткие сроки, по сравнению со сроками рассмотрения заявлений иных хозяйствующих субъектов, что может создавать таким хозяйствующим субъектам преимущественные условия деятельности.

Совокупность данных обстоятельств свидетельствует о действиях (бездействии) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, которые могут привести к созданию дискриминационных (неравных) условий входа на рынок и осуществления деятельности на товарном рынке, а фактический необоснованный отказ ООО «Сервис-Телеком» в выдаче разрешений может иметь результатом необоснованное препятствование осуществлению им предпринимательской деятельности, что запрещено п.2, п.8 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Санкт-Петербургское УФАС России предупреждает Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга о необходимости в срок до 30 января 2018 года прекращения действий (бездействия), содержащих признаки нарушения п.2, п.8 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», устранения причин и условий, способствовавших возникновению рассматриваемого нарушения, и принятия мер по устранению последствий такого нарушения для чего, в целях принятия мотивированных и обоснованных решений по заявлениям ООО «Сервис-Телеком» от 17.04.2017 г. вх. № 42362-32/17, № 42349-32/17, № 42367-32/17, от 04.05.2017 вх. № 51292-32/17, № 51317-32/17, от 03.05.2017 № 50172-32/17, № 50184-32/17:

- отменить решения от 18.09.2017 исх.№ 92281-32, № 92284-32, № 92405-32 об отказе в выдаче разрешений ООО «Сервис-Телеком» на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена для установки сооружений связи в связи с отсутствием нормативного правового акта Санкт-Петербурга, определяющего условия размещений указанного объекта;

- рассмотреть заявления ООО «Сервис-Телеком» от 17.04.2017 г. вх. № 42362-32/17, № 42349-32/17, № 42367-32/17, от 04.05.2017 г. вх. № 51292-32/17, № 51317-32/17, от 03.05.2017 № 50172-32/17, № 50184-32/17 о выдаче разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена для установки сооружений связи в порядке, предусмотренном статьями 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации;

- не допускать нарушения сроков рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена для установки сооружений связи, а также не устанавливать для хозяйствующих субъектов разные сроки рассмотрения заявлений.

 

О выполнении предупреждения сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Федерального закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

В соответствии с частью 8, статьи 39.1 Федерального закона о защите конкуренции  в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

Руководитель управления                                              В.В.Владимиров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

313-04-32

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны