Решение №05/545 Решение по жалобе ООО «Экопром» на действия конкурсной комис... от 8 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № Т05-8/13
принятое по результатам рассмотрения жалобы
ООО «Экопром»
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалобы ООО «Экопром» (далее – Комиссия) в составе:
Соколова И.П. | - | заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Рябух Е.Л. | - | начальник отдела пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, член Комиссии; |
Чельмя А.В. | - | специалист-эксперт отдела пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, член Комиссии, |
рассмотрев жалобу ООО «Экопром» (вх. № 20586 от 28.12.2012) (далее – Заявитель) на действия конкурсной комиссии ООО «Жилкомсервис № 2 Московского района» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказания услуг по сбору, вывозу и утилизации и (или) захоронение твердых коммунальных отходов (далее – конкурс),
в присутствии представителей:
организатора конкурса – Резвановой Ю.В. (по доверенности от 15.01.13 № 2), Кондратьевой Т.Н. (по доверенности от 04.09.2012 № б/н);
ООО «Экопром» - Орнова М.И. (по доверенности от 28.11.2012 № 74), Комлякова А.Г. (по доверенности от 28.11.2012 № 75);
ОАО «Автопарк № 1 «Спецтранс» - Хлюпиной О.А. (по доверенности от 28.11.2012 № 2799),
в соответствии с ч.16, ч.17 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
- Заявитель в своей жалобе сообщает о следующих нарушениях.
Заявитель считает, что раздел №8 конкурсной документации «Техническое задание» и раздел №4.3 к конкурсной документации «Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе» сформированы таким образом, что ограничивают конкуренцию путем введения дополнительных необязательных условий и завышения требований к участникам конкурса.
Неправомерные требования, указанные в Разделе №4.3 к конкурсной документации:
- «Объем выполненных работ», за которые присваиваются максимальные баллы, больше заявленного в конкурсе объема в 47,8 раз,
- «наличие сертифицированной ремонтной базы на количество машин» - избыточное требование,
- «Собственный моечный комплекс с применением технологии высокого давления с возможностью одновременно обрабатывать за раз не менее 4 единиц автомобилей и 4 единиц контейнеров типа К8» - избыточное требование по наличию собственного комплекса и на такое количество автомобилей,
- «Участок ремонта контейнеров с малярн6ым цехом» - избыточное требование.
- «Наличие в собственности контейнеров не менее 300 шт» - избыточное по количеству требование,
- «Документы подтверждающие членство в СРО» - транспортировка отходов не подлежит лицензированию, участие в СРО не обязательно,
- «Возможна приемка на станцию перегруза Участника отходов, ввозимых транспортом Заказчика от 2000 куб м» - не предмет конкурса,
- «Наличие комплекса на глубокой механизированной переработке отходов с отделением вторичных ресурсов» - избыточное требование.
- «площадка перегруза должна располагаться в Московском районе СПб» - избыточное требование.
Неправомерные требования, указанные в Разделе №8 к конкурсной документации:
- «механизированная уборка территории Заказчика в летний период времени (за дополнительную плату) и вывоз снега с территории Заказчика в зимний период времени (за дополнительную плату)»- данное требование должно являться предметом другого независимого конкурса;
- «участник должен иметь договор аренды, либо свидетельство о праве собственности на земельный участок с целевым назначением для использования в качестве станции перегруз, а также заключение Ростприроднадзора о разрешении производства вышеуказанного вида» - требование избыточное, так как наличие площадки перегруза не является необходимым условием для выполнения данного конкурса.
ООО «Экопром» считает, что критерии и требования к участникам конкурса снижают конкурентную среду на рынке обращения с отходами, т.к. победитель конкурса ОАО «Автопарк № 1 «Спецтранс» является историческим «монополистом» на данному рынке.
2) В возражении на жалобу ООО «Экопром» и в заседании Комиссии представители ООО «Жилкомсервис № 2 Московского района» с доводами жалобы ООО «Экопром» не согласились, пояснив, что согласно п. 10 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 (далее – Закон о закупках) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1. не размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;
2. предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3. осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
ООО «Экопром» уже подавало жалобу на действия ООО «Жилкомсервис № 2 Московского района» в Управление. Жалоба была рассмотрена, вынесено предписание, которое было исполнено. Повторно конкурсная документация была размещена в электронной форме на официальном сайте 12.12.2012.
К сроку подачи заявок на участие, указанному в извещении о проведении открытого конкурса, была предоставлена 1 заявка. Конкурс признан не состоявшимся. ООО «Экопром» не являлось участником конкурса.
3) Конкурс проводился в соответствии с Федеральным Законом от 18.07.2011 №223-ФЗ (Далее - Закон о закупках), Положением о закупках, утвержденным решением единственного учредителя ООО «Жилкомсервис № 2 Московского района» № б/н от 30.03.2012 (далее – Положение) и конкурсной документацией № 05/12/2012, утвержденной 12.12.2012 председателем комиссии по закупочной деятельности ООО «Жилкомсервис № 2 Московского района» (далее – КД). Заказчиком является ООО «Жилкомсервис № 2 Московского района». Согласно Положению комиссия по закупочной деятельности (далее – конкурсная комиссия) является специализированным закупочным органом заказчика и формируется приказом руководителя Общества в составе не менее 5 человек из числа сотрудников подразделений-инициаторов закупок Заказчика.
4) В соответствии с п. 2 ч. 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
5) Согласно протоколу № 01/05/12/2012 вскрытия конвертов на участие в открытом конкурсе в электронной форме подана одна Заявка ООО «Автопарк №1 Спецтранс». На основании части 5 статьи 447 Гражданского Кодекса, главы 7 Положения, конкурс признан несостоявшимся.
- Согласно п. 3.1 главы 7 Положения КД должна содержать:
-требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (п.п. 8),
- критерий оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (п.п. 10),
- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (п.п.11).
В случае, если конкурс признан несостоявшимся, Заказчик вносит изменения в установленном порядке в План закупок в целях проведения новых процедур закупки, размещает их в ИС (п. 8.1 Раздел №8)
Согласно п. 6.4 главы 7 Положения в КД конкурсная комиссия оценивает заявки, которые не были отклонены, для выявления победившей конкурсной заявки, в соответствии с правилами, в т. ч. определено, что оценка заявок производится в соответствии с бальной системой, приводящей характеристики ТРУ по различным критериям к значению в баллах от 0 до 100. Порядок присвоения балльного рейтинга определяется конкурсной документацией.
7) В соответствии п. 1.7 Раздела 1 КД установлены требования к Участникам, в т.ч. по наличию у участника профессиональной компетентности, страхования профессиональной ответственности, финансовых средств, оборудования и других материальных ресурсов, опыта, репутации, трудовых ресурсов, иных по решению Комиссии по закупочной деятельности.
В п. 4.3 КД, устанавливающем критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, обозначены минимальные, промежуточные и максимальные значения, которые присваиваются по каждому критерию, при этом установлен порядок присвоения конкретного числа баллов по определенному критерию.
В то же время, предусмотренная система оценки конкурсного предложения не позволяет рассмотреть поданные заявки по степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, т.к. заявкам, содержащим различные значения показателей опыта работы, обеспеченности материальными ресурсами внутри заданных интервалов присваивается одинаковое количество баллов. Например, участникам, имеющих опыт работы 3 и 4 года, 5 и 10 лет, присваивается одинаковое количество баллов, что не соответствует п. 6.7 Раздела 6 Положения о закупках и не обеспечивает выбор поставщика, предложившего лучшие условия исполнения договора.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»: «Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения». В соответствии с частью 1 статьи 2: «При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовым актами, регулирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Таким образом, документация о закупке (в том числе, конкурсная документация) не может противоречить правовому акту, регламентирующему правила закупки - положению о закупках.
8) В соответствии с п. IV Оценка заявок по критерию «Качество работ (услуг) и квалификация участника конкурса» (значимость критерия 60%) производится в соответствии с рейтингом по каждому из 8 установленных подкритериев.
В подкритерий «наличие материальных ресурсов» (от 0 до 20 баллов) оцениваются наличие:
П. 4.1 – наличие сертифицированной ремонтной базы на количество машин (от 1 до 15 единиц – 5 баллов, свыше 15 единиц - 10 баллов). Обязательное наличие сертифицированной ремонтной базы при использовании для собственных нужд не требуется законодательством. Опровергающих данный факт документов Заказчиком не представлено. Заявитель указал, что имеет в наличии ремонтную базу, но не сертифицированную.
При этом содержащийся в заявке единственного участника конкурса ОАО «Автопарк №1 «Спецтранс» сертификат выдан не на конкретный производственный объект, а на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.
Таким образом, установление данного показателя оценки не основано на законе и не обеспечивает выбор лучшего предложения по условиям исполнения договора, что противоречит п.6.7 Положения о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2: «При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки». Таким образом, положения КД не должны противоречить законодательству РФ и Положению о закупках.
П. 4.2 «Собственный моечный комплекс с применением технологии высокого давления с возможностью одновременно обрабатывать за раз не менее 4 единиц автомобилей и 4 единиц контейнеров типа К8». Законодательством РФ не установлены требования к организациям, оказывающим услуги по сбору, вывозу и утилизации твердых коммунально-бытовых отходов, об обязательном наличии моечного комплекса с применением технологии высокого давления в собственности.
Указанное условие создает преимущество для участников конкурса, у которых есть собственный моечный комплекс с применением технологии высокого давления, по отношению к тем, у которых такой комплекс находится на иных правах пользования, либо имеющих договоры на оказание соответствующих услуг с третьими лицами, что противоречит п.1.2 Положения о закупках (одна из целей Положения – «стимулирование развития добросовестной конкуренции»), п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (принцип: «равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки»).
Кроме того, наименования показателей не соответствует установленному далее порядку оценки по данному показателю, который допускает присвоение баллов комплексом, обеспечивающим обработку меньшего числа автомобилей и контейнеров.
П. 4.3 «Участок ремонта контейнеров с малярным цехом».
Применение данного показателя создает преимущество для участников конкурса, у которых имеется в пользовании ремонтная база с малярным цехом по отношению к тем, у которых малярный цех отсутствует и соответствующие работы при необходимости заказываются у третьих лиц, что противоречит п.1.2 Положения о закупках (одна из целей Положения – «стимулирование развития добросовестной конкуренции»), п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (принцип: «равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки»).
П. 5 «Наличие в собственности контейнеров не менее 300 шт». Законодательство не требует от организаций, оказывающих услуги по сбору, вывозу и утилизации твердых коммунально-бытовых отходов обязательного наличия в собственности контейнеров. У Заказчика заключены соответствующие договоры на аренду контейнеров с иными лицами.
Указанное условие ставит участников конкурса, у которых есть в собственности контейнеры в количестве 300 штук, в лучшие условия по отношению к тем, у которых такие контейнеры в собственности отсутствуют, что противоречит что противоречит п.1.2 Положения о закупках (одна из целей Положения – «стимулирование развития добросовестной конкуренции»), п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
П.8. 1 «Документы подтверждающие членство в СРО» - сбор, утилизация вывоз, транспортировка отходов не подлежит лицензированию в соответствии с требованием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ. Обязательное участие в СРО также не предусмотрено действующим законодательством. Таким образом, установление данного показателя оценки не основано на законе и не обеспечивает выбор лучшего предложения по условиям исполнения договора, что противоречит п.6.7 Положения о закупках и ч.1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
П. 8.2 - «Возможно приемки на станцию перегруза Участника отходов, ввозимых транспортом Заказчика от 2000 куб м». Указанное условие является дополнительным, не относящимся к предмету конкурса, следовательно, не может являться показателем, отражающим условия исполнения договора в рамках данного конкурса. Т.о. установление данного показателя противоречит п. 6.7 Положения о закупках.
П. 8.3 «Наличие комплекса на глубокой механизированной переработке отходов с отделением вторичных ресурсов». Указанное требование является дополнительным, не относящимся к предмету конкурса, следовательно, установление данного показателя противоречит п. 6.7 Положения о закупках.
П. 8.4 «Площадка перегруз должна располагаться в Московском районе СПб».
Законодательство не требует от организаций, оказывающих услуги по сбору, вывозу и утилизации твердых коммунально-бытовых отходов, обязательного наличия площадки перегруза в районе обслуживания.
Указанное требование создает преимущество для участников конкурса, у которых имеется площадка перегруза в Московском районе по отношению к тем, у которых такая площадка есть, но в других районах города, а также по отношению к организациям, которые обеспечивают вывоз отходов на полигоны без перегрузки.
В части необоснованного критерия «Объем выполненных работ (оказанных услуг) (учитываются только договоры, соответствующие предмету конкурса). За последние 3 года (подтвердить документом)» заявитель не представил документы, в т. ч. расчет, свидетельствующие о том, что объем выполненных работ, за который присваивается максимальный балл, больше заявленного в данном конкурсе в 47,8 раз. Таким образом, данный довод жалобы является необоснованным.
Таким образом, Заказчик, установив показатели по критерию «Качество услуг и квалификация участника конкурса при размещении заказ на оказание услуг» (п. 4.1, 4.2, 4.3, 5, 8.1, 8.2, 8.3), не предусмотренные законодательством, необоснованно ввел ограничение конкуренции участников закупки, что является нарушением п. 2 ч. 1 статьи 3 Закона о закупках. При этом данные положения КД противоречат п.п. 1.2, 6.7. Положения о закупках.
9) В соответствии с п.1.5 Главы 3 Положения о закупках: «…в закупочной документации должны быть установлены четкие параметры определения и предельные показатели достаточности обладания участниками указанными ресурсами, позволяющие однозначно определить соответствие или несоответствие участника процедуры закупки установленным требованиям».
В п. 2.1 раздела 7 (Информационная карта) и п. 18 раздела 8 (Техническое задание) КД установлен различный перечень требований к участникам конкурса, что противоречит п.2.5 Положения, т.к. не позволяет однозначно определить соответствие или несоответствие участников процедуры установленным требованиям.
Кроме того, п. 19 Раздела 8 установлены преимущества, предоставляемые при участии в открытом конкурсе, что не предусматривается Положением о закупках и Законом №223-ФЗ и противоречит п. 3.1 Положения о закупках и ч.10 ст. 4 Закона 223-ФЗ.
10) В соответствии с п. 18 Раздела 8 «Техническое задание» КД установлены требования к участникам:
- Наличие СРО, лицензий на осуществление по сбору, использованию…(п. 18.1). Указанное требование одновременно оценивается по Критерию качество услуг и квалификация.
Данное требование не соответствует действующему законодательству, которое не предусматривает лицензирование и членство в СРО для лиц, осуществляющих деятельность на данном рынке услуг.
- Площадка перегруз должна располагаться в Московском районе СПб» (п. 18.2). Указанное требование одновременно оценивается по Критерию качество услуг и квалификация.
Требование не предусмотрено действующим законодательством и может привести к ограничению количества участников конкурса.
- Участник должен иметь договор аренды, либо свидетельство о праве собственности на земельный участок с целевым назначением для использования в качестве станции перегруз (п. 18.5.).
Требование не предусмотрено действующим законодательством и может привести к ограничению количества участников конкурса. В частности, согласно пояснениям Заявителя, он имеет участок перегруза отходов, но без закрепленного в правоустанавливающих документах целевого назначения.
- Соблюдение участником распоряжения Комитета по тарифам от 15.08.2006 №461 в части распределения завозимых объемов на утилизацию 21% и захоронение 79% (представить отчет заверенным Комитетом по благоустройству СПб) п. 18.6.
Ответчик представил письмо Комитета по благоустройству СПб №01-10-7115/12, в соответствии с которым, по его мнению, требуется предоставление отчета. Между тем, указанное письмо не содержит указания на необходимость предоставления и заверения отчетов в Комитет по благоустройству. Таким образом, данное требование является необоснованным.
Таким образом, Заказчик, установив в п. 18 Раздела 8 «Техническое задание» КД требования к участникам (п. 18.1, 18.2, 18.5, 18.6), не предусмотренные законодательством, необоснованно ограничил конкуренцию участников закупки, что является нарушением п. 2 ч. 1 статьи 3 Закона о закупках.
С учетом изложенного ООО «Жилкомсервис № 2 Московского района» были нарушены пункты 2 части 1 статьи 3, часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», п. 1.2, 1.5, 6.7 Положения о закупках.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «Экопром» частично обоснованной.
- Признать в действиях ООО «Жилкомсервис № 2 Московского района» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказания услуг по сбору, вывозу и утилизации и (или) захоронение твердых коммунальных отходов нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
- Выдать ООО «Жилкомсервис № 2 Московского района», конкурсной Комиссии предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения конкурса, установленных Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Председатель Комиссии |
| И.П. Соколова |
|
|
|
Члены Комиссии |
| Е.Л. Рябух |
|
|
|
|
| А.В.Чельмя |
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.