Решение №08/14935 Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 8 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Беляев Александр Николаевич –  руководитель управления,

Соколова Ирина Петровна – заместитель руководителя управления,

Петрова Алла Сергеевна – начальник отдела экономической концентрации, финансовых рынков и торговли Санкт – Петербургского УФАС;

Кудрявцев Денис Юрьевич – заместитель начальника отдела экономической концентрации, финансовых рынков и торговли Санкт – Петербургского УФАС;

Крылов Иван Валерьевич – главный специалист-эксперт юридического отдела Санкт-Петербургского УФАС,

рассмотрев дело № К08-185/12 по признакам нарушения Санкт – Петербургским государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Городская больница Святой преподобномученницы Елизаветы» (ИНН 7804041070; местонахождение: 195257, Санкт - Петербург, ул. Вавиловых, д. 14) частей 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Приказом Санкт – Петербургского УФАС России №112 – ОВ от 12.04.2012, была проведена внеплановая выездная проверка в отношении  СПб ГБУЗ «Городская больница Святой преподобномученницы Елизаветы». В ходе проведения контрольного мероприятия в действиях СПб ГБУЗ «Городская больница Святой преподобномученницы Елизаветы» при проведении торгов в 2011 году на закупку рентгенодиагностического оборудования были выявлены признаки нарушения частей 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции (акт проверки №08-13 от 10.07.2012).

 31 августа 2012 года Приказом №383 – ОВ Санкт – Петербургское УФАС России возбудило дело в отношении СПб ГБУЗ «Городская больница Святой преподобномученницы Елизаветы» по признакам нарушения частей 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела Комиссией было принято решение о привлечении к участию в рассмотрении настоящего дела в качестве заинтересованного лица Тайца Б.М. (в 2011 году занимал должность главного врача СПб ГБУЗ «Городская больница Святой преподобномученницы Елизаветы»).

Из материалов дела следует, что Тайц Б.М. являлся председателем единой комиссии по размещению государственных заказов СПб ГБУЗ «Городская больница Святой преподобномученницы Елизаветы» в 2011 году, в его должностные обязанности, в том числе, входило организация и контроль размещения государственных заказов.

В соответствии пунктом 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС от 25.12.2007 №447 (далее – Административный регламент), субъектами процесса рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства являются: заявитель, ответчик по делу, заинтересованные лица.

При этом пунктом 3.36.3. Административного регламента установлено, что заинтересованными лицами являются лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением конкретного дела.

На основании вышеизложенного, Тайц Б.М. в соответствии с определением от 16.10.2012 №08/12390 был привлечен к участию в рассмотрении настоящего дела в качестве заинтересованного лица.

Рассмотрев представленные ответчиком документы, а также  полученные в ходе проведения контрольного мероприятия и рассмотрения антимонопольного дела материалы, заслушав доводы сторон, Комиссия установила следующее.

В течение 2011 года СПб ГБУЗ «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы» по 2 государственным контрактам было закуплено 3 единицы  рентгеновского оборудования  на общую сумму 32 937 100 рублей (данные представлены в Таблице 1).  

Из представленных в Таблице 1 данных следует, что размещенные больницей заказы были признаны несостоявшимися, один государственный контракт заключен по максимальной цене, второй с небольшим снижением.

По двум процедурам победителем было признано ЗАО «НИПК «Электрон».

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

 

номер <...> дата и предмет государственного контракта

 

Кол-во единиц мед. техники

 

Число участников в аукционе

 

% снижения

 

Победитель

Цена контрактаруб.

 

Цена за единицу, руб.

 

0372200277511000151

1

2 (один участник отклонен от участия в аукционе)

4,5

ЗАО «НИПК «Электрон»

11460000

11460000

0372200277511000152

2

1

0

ЗАО «НИПК «Электрон»

21477100

10738550

 

Итого

3

-

-

-

32937100

-

 

В ходе подготовки к проведению процедур размещения государственного заказа на закупку рентгенодиагностического оборудования, СПб ГБУЗ «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы» были утверждены технические задания, которые вошли в состав аукционной документации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru, а именно:

- извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме №037220027751000151 на поставку аппарата рентгенографического диагностического телеуправляемого цифрового стационарного;

- извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме №0372200277511000152 на поставку аппаратов рентгенографических цифровых стационарных.

Исходя из письменных пояснений Тайца Б.М. и сведений, представленных СПб ГБУЗ «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы» в письменном отзыве по делу №К08 – 185/12, следует, что разрешение на закупку вышеуказанного рентгенодиагностического оборудования было получено больницей с указанием технических характеристик планируемого к закупке оборудования в виде решения Медико - технического совета по лучевой диагностике (приложение к протоколу №4 от 05.05.2011, приложение к протоколу №5 от 17.05.2011, приложение к протоколу №10 от 01.09.2011) из Комитета по здравоохранению Санкт – Петербурга.

Полученные технические задания были включены СПб ГБУЗ «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы» в состав аукционных документаций.

В соответствии с распоряжением Правительства Санкт – Петербурга «О мерах по повышению эффективности расходования бюджетных ассигнований бюджета Санкт – Петербурга на оснащение учреждений здравоохранения Санкт – Петербурга медицинским оборудованием» от 06.09.2010 №85 – рп учреждения здравоохранения Санкт – Петербурга, до утверждения конкурсной документации, документации об аукционе при размещении государственного заказа Санкт – Петербурга на закупку медицинского оборудования на сумму свыше 10 млн. руб. направляют в комитет по здравоохранению информацию о необходимости принятия решения о размещении государственного заказа Санкт – Петербурга, включающую технические задание на закупку медицинского оборудования.

Комитет по здравоохранению Санкт – Петербурга рассматривает вышеуказанную информацию и направляет учреждениям здравоохранения Санкт – Петербурга заключение о возможности (невозможности) утверждения конкурсной документации, документации об аукционе при размещении государственного заказа на закупку медицинского оборудования.

 Медико – технического совет по лучевой диагностике (далее - Совет) создан в соответствии с Приказом Комитета по здравоохранению Санкт – Петербурга №297 от 16.09.2009 «О создании Медико – технического совета по лучевой диагностике Комитета по здравоохранению».

Решения Совета оформляются в виде протоколов заседания Совета, решения Совета о целесообразности приобретения оборудования для учреждений здравоохранения, подведомственных Комитету по здравоохранению Санкт – Петербурга и отделам здравоохранения Администраций районов Санкт - Петербурга, согласовывается на медико-технической комиссии Комитета по здравоохранению и утверждаются председателем Комитета по здравоохранению.

При этом решения Совета для учреждения здравоохранения Санкт – Петербурга носят рекомендательный характер.  

Санкт – Петербургским УФАС России  в адрес производителей   рентгенодиагностической техники ОАО «Научно – исследовательский институт электромеханики», Swissray Medical AG (Швейцария), ООО «Севкаврентген-Д» были направлены запросы о возможности поставки ими  оборудования по техническим заданиям, включенным   СПб ГБУЗ «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы» в аукционную документацию по размещению государственного заказа на закупку аппарата рентгенографического диагностического телеуправляемого цифрового стационарного (извещение №0372200277511000151) и аппаратов рентгенографических цифровых стационарных (извещение №0372200277511000152) с указанием информации о ценах на товар с учетом стоимости доставки, страховки, монтажа, ввода в эксплуатацию и инструктажа персонала в Санкт – Петербург.

В ответе на запрос ОАО «Научно – исследовательский институт электромеханики» было указанно:

-  в технических характеристиках на аппарат рентгеновский стационарный диагностический телеуправляемый указана модель КРТ «ОКО» производства ЗАО «НИПК «Электрон» или эквивалент, в то время, как ряд технических характеристик, прописанных в подпунктах 2.10, 5.1, 5.2, 6.11, 7, 8, и 9 указывают, на уникальность аппарата и могут соответствовать только указанной модели;

- в технических характеристиках на рентгенодиагностический аппарата на 2 рабочих места указана модель АРЦ «ОКО» производства ЗАО «НИПК «Электрон» или эквивалент, в то время, как ряд технических характеристик прописных в подпунктах 3.3., 4.2, 4.4, 4.5, 4.7, 4.9, 4.10, 4.10.1, 4.10.2, 4.10.3, 6.4, 6.5, 6.6, 6.7, 8.1, 9.5, 9.6 и 9.8, указывают на уникальность аппарата и могут соответствовать только указанной модели.

По мнению ОАО «Научно – исследовательский институт электромеханики», вышеуказанные технические характеристики уникальны и свойствены только аппаратам ЗАО «НИПК «Электрон», что не позволяет остальным компаниям, производящим подобные аппараты, участвовать в открытых аукционах и конкурсах.

  ООО «Севкаврентген-Д» в ответе запрос также указывает, что направленному Санкт – Петербургским УФАС России техническому  заданию будет соответствовать исключительно оборудование производства ЗАО «НИПК «Электрон», а именно техническим характеристикам на рентгенодиагностический аппарата на 2 рабочих места соответствует модель АРЦ «ОКО» производства ЗАО «НИПК «Элнетрон», на что указывают подпункты  3.3, 3.74,  4.2, 4.6, 4.10, 4.10.1, 4.10.2, 4.10.3, 6.4, 6.5, 6.6, 6.7, 7.5, 8.2, 8.4 технического задания;

Как указывает ООО «Севкаврентген-Д», перечисленные выше пункты являются ни чем иным, как одним из вариантов технического решения, предложенного ЗАО «НИПК «Электрон», и сами по себе не несут каких – либо дополнительных диагностических возможностей, однако, при этом ограничивают круг участников размещения государственного заказа.

Исходя из вышеизложенного, технические характеристики, включенные СПб ГБУЗ «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы» в состав аукционных документаций на закупку рентгенодиагностического оборудования в 2011 году, соответствовали только оборудованию производства ЗАО «НИПК «Электрон».

Таким образом, СПб ГБУЗ «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы» для ЗАО «НИПК «Электрон» были созданы преимущественные условия участия в торгах, поскольку другие производители не могли предложить рентгенодиагностическое оборудование, соответствующие техническим характеристикам, установленным государственным заказчиком в аукционной документации и как следствие этого принять участия в торгах, организованных  СПб ГБУЗ «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы».

Из служебной электронной переписки, полученной в ходе проверки с почтового ящика eli_tender@mail.ru и объяснений инженера инженерно – технического отдела СПб ГБУЗ «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы» Даненковой И.Н. установлено следующее.

После окончания срока подачи заявок на участие в аукционе  №0372200277511000151 Даненкова И.Н. сообщила Тайцу Б.М. о том, что для участия в аукционе подано две заявки.

Далее Даненкова И.Н. по распоряжению Тайца Б.М. распечатала обе заявки для их предварительного рассмотрения главным врачом и специалистами  - рентгенологами больницы, а после предварительного рассмотрения письмом от 17.10.2011 (почтовый ящик eli_tender@mail.ru) отправила по электронной почте инженеру по продажам ЗАО «НИПК «Электрон» Аникиной В.Е. (почтовый ящик anikina@elektronxray.com) первую часть заявки №2 на участие в открытом аукционе.

Аникина В.Е. подтвердила получение вышеуказанного сообщения письмом от 17.10.2012 следующего содержания: «Спасибо! Все получила – работаем по этим данным. Завтра, как и договаривались – в 11.00 все отправлю».

Письмом от 18.10.2011 Аникина В.Е. направила на почтовый ящик больницы сообщение, содержащее основания для отклонения первой части заявки № 2.

Имеющаяся в сообщениях Аникиной В.Е. информация соответствует основаниям, приведенным в протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе от 19.10.2011 № 178 для отклонения заявки № 2.

Из пояснений Даненковой И.Н., Аксенова И.Г. следует, что технические части документаций об аукционах №№ 0372200277511000151, 0372200277511000152 поступили от главного врача больницы Тайца Б.М. и были в неизменном виде включены в состав документаций об аукционах.

В соответствии с протоколом №178 рассмотрения заявки на участие в открытом аукционе (извещение №0372200277511000151) от 19.10.2011, Государственная комиссия СПб ГБУЗ «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы» в сфере формирования, размещения и исполнения государственного контракта Санкт – Петербурга отклонила заявку №2 на участие в аукционе по основаниям, указанным в письме от 18.10.2011.

Также из материалов дела установлено, что до объявления аукционных процедур №№ 0372200277511000151, 0372200277511000152 Тайц Б.М. вел переговоры с работником ЗАО «НИПК «Электрон» по снижению цены рентгеновского оборудования, так как денежных средств у больницы было примерно 33 млн. руб.

По результатам вышеуказанных переговоров, ЗАО «НИПК «Электрон» выразило готовность участвовать в торгах с лимитом финансирования около 33 млн. рублей.

Государственные заказчики Санкт – Петербурга при определении начальных (максимальных) цен государственных контрактов Санкт-Петербурга на поставку товаров для государственных нужд Санкт Петербурга руководствуются Методическими указаниями по расчету денежных затрат Санкт-Петербурга на поставку товаров для государственных нужд Санкт-Петербурга (далее – Методические указания), утвержденными распоряжением Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли от 13.04.2009 №257-р.

В соответствии с пунктом 5 Методических указаний цена единицы товара в текущем уровне цен (уровень цен квартала/месяца, в котором осуществляется расчет начальной (максимальной) цены государственного контракта Санкт-Петербурга на поставку товара) определяется на основании данных совокупной стоимостной информации о товарах, закупаемых для государственных нужд Санкт – Петербурга (далее – Реестр цен), формируемой и размещаемой СПб ГУ «Центр мониторинга и экспертизы цен».

В случае отсутствия в Реестре цен стоимостной информации об определенном товаре государственные заказчики направляют в СПб ГУ «Центр мониторинга и экспертизы цен» заявку на определение цены единицы соответствующего товара с указанием марки и модели товара, описанием его технических характеристик, указанием объема товара, подлежащего поставке, по форме согласно приложению к Методическим указаниям.

Исходя из вышеуказанного порядка, СПб ГУЗ «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы» были направлены заявки от 05.09.2011 № 73 и 15.09.2011 № 75 для определения цены стационарного цифрового рентгенографического аппарата на 2 рабочих места АРЦ-ОКО, комплекса рентгендиагностического телеуправляемого КРТ-ОКО производства ЗАО «НИПК «Электрон».

По информации, представленной Комитетом по здравоохранению Санкт – Петербурга, установлено, что  17 мая 2011 года Медико-техническим советом по лучевой диагностике Комитета по здравоохранению был согласован перечень торговых марок для запроса в СПб ГУ «Центр мониторинга и экспертизы цен» на рентгенодиагностическое оборудование для учреждений здравоохранения в рамках программы «Модернизации здравоохранения в 2011 году».

Указанный перечень включает возможные модели, торговые марки, в том числе:

- на аппарат рентгеновский стационарный диагностический телеуправляемые модели, торговые марки: КРТ ОКО производства ЗАО «НИПК «Электрон», ТелеКо РД-МТ, КРД-СМ 50/120-1 «Спектр АП», КРДЦ-Т20/Т2000 – «Ренекс», Телемидикс-Р-Амико, Clinodigit, Clinomat;

- на аппарат рентгеновский стационарный на 2 рабочих модели, торговые марки: АРЦ ОКО производства ЗАО «НИПК «Электрон», Унико РД-МТ, КРД-СМ 50/125-1 «Спектр АП», Медекс – Р- Амико, КРД/50/7 Ренекс, TIETON.

Однако, заявки СПб ГУЗ «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы» содержали указание только на медицинскую технику производства ЗАО «НИПК «Электрон», что указывает на заинтересованность в  приобретении больницей рентгенодиагностического оборудования производства ЗАО «НИПК «Электрон» и дает предпосылки для предоставления государственным заказчиком преимущественных условий участия в торгах для указанной коммерческой организации.

Из пояснений начальника отдела исследования и мониторинга товарно – сырьевых рынков СПб ГУ «Центр мониторинга и экспертизы цен» Беренда С.А. следует, что после получения вышеуказанных заявок СПб ГУЗ «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы» сотрудник СПб ГУ «Центр мониторинга и экспертизы цен» в соответствии со своими обязанностями обратился в ЗАО «НИПК «Электрон» с целью получения цены на медицинское оборудование, указанное в заявках больницы. Полученные от ЗАО «НИПК «Электрон» коммерческие предложения были использованы для подготовки ответов, направленных в  СПб ГУЗ «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы».

Таким образом, фактически установлено, что мониторинг цен СПб ГУ «Центр мониторинга и экспертизы цен» осуществлялся только на основании данных ЗАО «НИПК «Электрон», что могло дать дополнительное преимущество для указанной организации при участии в торгах.

Исходя из вышеизложенного, СПб ГБУЗ «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы» были предоставлены преимущественные условия участия в торгах ЗАО «НИПК «Электрон», путем доступа к информации, содержавшейся в первой части заявки №2 на участие в открытом аукционе (под реестровым номером  №0372200277511000151) и сведений о лимите финансирования до объявления торгов.

 В ходе рассмотрения дела Тайц Б.М. в устных пояснениях отрицал предоставление преимущественных условий участия в торгах ЗАО «НИПК «Электрон», поскольку утвержденные им технические задания были получены и согласованы Комитетом по здравоохранению Санкт – Петербурга, распоряжения по отправке первой части заявки №2 на участие в аукционе он не кому не давал, а переговоры с ЗАО «НИПК «Электрон» по снижению цены рентгенодиагностического оборудования до объявления торгов, не давали указанной организации ни каких преимуществ.   

СПб ГБУЗ «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы» в соответствии письменным отзывом по делу №К08 – 185/12, предоставление преимущественных условий участия в торгах ЗАО «НИПК «Электрон» также не признает, кроме того в ходе рассмотрения дела представителем больницы устно было указанно, что полученная Санкт – Петербургским УФАС России в ходе проверки электронная переписка и сведения не доказывают отклонение первой части заявки №2 на участие в аукционе по основаниям, указанным в письме ЗАО «НИПК «Электрон».   

Исходя из итогов проведенных СПб ГБУЗ «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы» в 2011 году процедур размещения государственного заказа на закупку рентгенодиагностического оборудования, ответов производителей рентгенодиагностической техники, служебной переписки и пояснений сотрудников СПб ГБУЗ «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы», полученных в ходе проверки, сведений, полученных в ходе рассмотрения дела, следует, что государственным заказчиком СПб ГБУЗ «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы» при проведении торгов были созданы преимущественные условия участия в торгах для ЗАО «НИПК «Электрон», что привело к ограничению круга участников размещения государственного заказа, путем установления технический требований к закупаемому оборудованию.

           

При принятии решения Комиссия руководствовалась следующим.

 

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

Руководствуясь  вышеизложенным, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, Комиссия  пришла к следующим выводам.

Обстоятельства материалов антимонопольного дела позволяют квалифицировать действия СПб ГБУЗ «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы» при подготовке и проведении процедур государственных закупок рентгенодиагностического оборудования в 2011 году, как действия, направленные на создание преимущественных условий участия в торгах для ЗАО «НИПК «Электрон», которые привели к ограничению конкуренции при проведении аукционов.

В результате установленных выше действий технические задания СПб ГБУЗ «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы» ограничивали доступ к участию в аукционе иных коммерческих  организаций (за исключением ЗАО «НИПК «Электрон») с предложением реализации аналогичного диагностического оборудования по меньшей цене, что подтверждает статистика заключенных СПб ГБУЗ «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы» в 2011 году государственных контрактов на поставку, монтаж и ввод в эксплуатацию рентгенодиагностического оборудования (Таблица 1), в соответствии с которой, ЗАО «НИПК «Электрон» являлось единственным участником по всем аукционам, заключавшим государственный контракт на поставку медицинской техники по максимальной цене либо с небольшим снижением.

Ведение переговоров по снижению цены рентгеновского оборудования до объявления торгов,  предоставление СПб ГБУЗ «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы» в ходе организации торгов доступа ЗАО «НИПК «Электрон» к информации, содержащейся в первых частях заявок других участников торгов, сведений о лимитах финансирования, определение начальной (максимальной) цены контракта на основании данных о стоимости оборудования только ЗАО «НИПК «Электрон» давало указанной коммерческой организации необоснованное конкурентное преимущество по отношению к другим участникам торгов.  

Таким образом, установленные в ходе рассмотрения антимонопольного дела действия СПб ГБУЗ «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы» свидетельствуют о нарушении пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. 

Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт – Петербургского УФАС России по рассмотрению дела № К08-185/12,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях организатора торгов СПб ГБУЗ «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы» нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в создании ЗАО «НИПК «Электрон» преимущественных условий участия в аукционах на закупку рентгенодиагностического оборудования в 2011 году.

2. Выдать предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению конкуренции при проведении торгов и запросов котировок СПб ГБУЗ «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы» на закупку медицинского оборудования.   

 

Председатель Комиссии                                         А.Н. Беляев

                       

Члены Комиссии:                                                     И.П. Соколова

                                                                 

                                                                                А.С. Петрова

                                                       

                                                                                Д.Ю. Кудрявцев

 

                                                                                И.В. Крылов

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны