Постановление б/н Постановление о назначении административного наказания по де... от 7 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении № 04-02/30-2017

 

 

г. Смоленск

Резолютивная часть оглашена 5 декабря 2017 года

В полном объёме постановление изготовлено 7 декабря 2017 года

 

Я, заместитель руководителя – начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России <…>, рассмотрев протокол № 04-02/30-2017 об административном правонарушении от 17.10.2017, составленный в отношении ПАО «МРСК Центра» (127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4; ОГРН 1046900099498) и материалы дела № 04-02/30-2017 об административном правонарушении,

в присутствии защитника ПАО «МРСК Центра» – <…> (доверенность, паспорт <...>

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Смоленское УФАС России поступило заявление <…> (далее – Заявитель), касающееся вопросов технологического присоединения его энергопринимающих устройств к электрическим сетям ПАО «МРСК Центра» (далее также Общество).

Так как собранные по такому заявлению материалы указывали на нарушение ПАО «МРСК Центра» установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, 17.10.2017 в отношении Общества был составлен протокол № 04-02/30-2017 об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ определено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, заключается в несоблюдении или нарушении хозяйствующим субъектом правил подключения, присоединения к инфраструктурным сетям.

Субъектами административной ответственности могут быть хозяйствующие субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность посредством инфраструктурных сетей и подключающие потребителей оказываемых услуг для того, чтобы иметь возможность оказывать им услуги, а также их должностные лица.

В соответствии со статьёй 3, частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35- ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает:

- правила выбора сетевой организации, которой принадлежат объекты электросетевого хозяйства с необходимым классом напряжения на соответствующей территории, к которой следует обращаться заинтересованным в технологическом присоединении лицам и которая не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора;

- процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам;

- правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора;

- состав технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики;

- ответственность сетевых организаций за несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила № 861), которые регламентируют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 данных Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

 Пунктом 7 Правил № 861 установлена процедура технологического присоединения, включающая в себя подачу заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение; заключение договора; выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям; фактический прием (подача) напряжения и мощности; составление акта об осуществлении технологического присоединения, акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Из имеющихся в деле материалов следует, что 24.01.2017 Заявитель обратился в ПАО «МРСК Центра» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств – электробытовой техники и освещения жилого дома, стройплощадки, расположенных по адресу: Смоленский район, сельское поселение Пригорское, д.Раздорово, максимальной мощностью 15 кВт при напряжении 0,4 кВ, категория надёжности – III (по одному источнику электроснабжения).

Совместно с заявкой Заявителем были предоставлены Обществу следующие документы:

- список энергопринимающих устройств, которые могут быть присоедигнены к устройствам противоаварийной автоматики;

- ксерокопия паспорта гражданина Российской Федерации66 02 574306;

- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.12.2016 на земельный участок с кадастровым номером 67:18:0060301:836;

- план расположения земельного участка на публичной кадастровой карте.

Заявитель относится к потребителям, указанным в пункте 14 Правил № 861.

Согласно абзацу первому пункта 15 Правил № 861 в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил № 861, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2-х экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации.

Таким образом, ПАО «МРСК Центра» обязано было направить в адрес Заявителя проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, не позднее 09.02.2017 (включительно), чего выполнено Обществом не было.

В имеющихся в деле материалах отсутствует доказательства соблюдения ПАО «МРСК Центра» требований, установленных абзацем первым пункта 15 Правил № 861. Из имеющегося в материалах дела письма Общества от 26.01.2017 № МР1-СМ/31-1/445, адресованного Приходько В.В., не следует, что такая обязанность была Обществом выполнена.

По истечении указанного срока (после 09.02.2017) такая обязанность Обществом также не была выполнена. Уже после указанной даты Общество письмом от 21.02.2017 № МР1-СМ/31-1/1011 сообщило Заявителю о невозможности подготовки и направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения из-за не предоставления Администрацией муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (проект планировки территории, проект межевания территории, градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 67:18:0060301:836 для проектирования линий электропередач). Защитником Общества в объяснении было указано, что действия Общества соответствуют пункту 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), так как оно не может оказать данную услугу (подготовить проект договора с техническими условиями) из-за того, что муниципальное образование нарушает нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ). Защитником Общества при рассмотрении настоящего дела подтверждено, что до настоящего времени в адрес Приходько В.В. проект договора об осуществлении технологического присоединения Обществом не направлялся.

Приведённые защитником Общества доводы об отсутствии вины Общества по факту не направления до 09.02.2017 в адрес Заявителя проекта договора об осуществлении технологического присоединения являются несостоятельными.

Во-первых, сама подготовка сетевой организацией проекта договора с техническими условиями не является услугой, придаваемой пунктом 3 статьи 426 ГК РФ. Подготовка сетевой организацией проекта договора об осуществлении технологического присоединения и направление его заявителю является одним из этапов установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям сетевой организации.

Из положений пункта 3 Правил № 861 следует, что ПАО «МРСК Центра» обязано выполнить в отношении Заявителя мероприятия по технологическому присоединению (оказать услугу) даже при отсутствии технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя. Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.08.2011 № ВАС-9742/11 абзац второй пункта 3 Правил № 861 признан соответствующим ГК РФ.

Во-вторых, в соответствии с пунктом 4 статьи 11 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории, на которой планируется размещение линейных объектов местного значения, к которым  относятся объекты электросетевого хозяйства, расположенные за пределами границ земельного участка Заявителя (пункт 16.3 Правил № 861, пункт 20 статьи 1 ГрК РФ, пункт 1 части 2 статьи 4.2 Закона Смоленской области от 25.12.2006 № 155-з «О градостроительной деятельности на территории Смоленской области»), ПАО «МРСК Центра» принимается самостоятельно.

Следует отметить, что Правила № 861 изданы во исполнение Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», а не во исполнение законодательства в области градостроительной деятельности, и ими не урегулировано участие органа местного самоуправления в отношениях между потребителем и сетевой организацией, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств к электрическим сетям. 

Прихожу к мнению, что направление ПАО «МРСК Центра» запросов в адрес Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о представлении каких-либо документов в отношении земельного участка Заявителя, Общество должно осуществлять в ходе реализации сетевой организацией взятых на себя обязательств по уже заключённому с Заявителем договору по технологическому присоединению энергопринимающих устройств при соответствующе определенном самим Обществом техническом решении технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя. Следует также отметить, что технических решений технологического присоединение энергопринимающих устройств может быть множество, и принятие того или иного решения, как за основное, принадлежит исключительно сетевой организации, которая отражает его в технических условиях, прилагаемых к проекту договора по технологическому присоединению.

В ответе Федеральной антимонопольной службы от 30.08.2017 № ВК/59810/17 (л.д.33) на запрос ПАО «МРСК Центра» от 31.07.2017 № МР1-ЦА/9/1/2499 (л.д.28-31) указано, что способ осуществления технологического присоединения определяется сетевой организацией самостоятельно, урегулирование отношений с третьими лицами осуществляется в гражанско-правовом порядке, в том числе путём обращения с иском в суд за установлением сервитута. Положения Правил № 861 не предусматривают возможность расторжения договора технологического присоединения в одностороннем порядке со стороны сетевой организации. Возможность расторжения договора может быть реализовано только в судебном порядке, например, ввиду объективной невозможности его исполнения.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

ПАО «МРСК Центра» ранее уже привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление заместителя руководителя Тверского УФАС России от 14.06.2016 № 03-5/1-6-2016 о назначении административного наказания за нарушение антимонопольного законодательства, вступило в законную силу 04.07.2016, административный штраф оплачен 09.08.2016), что является квалифицирующим признаком при рассмотрении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Объект правонарушения – правоотношения в энергетике (глава 9 КоАП РФ).

Объективная сторонанарушение ПАО «МРСК Центра» установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Субъект правонарушения – юридическое лицо ПАО «МРСК Центра».

Субъективная сторонаПАО «МРСК Центра» виновно в совершении административного правонарушения, так как у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение ПАО «МРСК Центра» требований Правил № 861, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не установлены.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность совершенного ПАО «МРСК Центра» административного правонарушения, в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении не выявлены.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность совершенного ПАО «МРСК Центра» административного правонарушения, в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении не выявлены.

Срок давности привлечения ПАО «МРСК Центра» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истёк.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), не усматривается.

В соответствии с положениями пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно пункту 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

Оценив характер и степень общественной опасности допущенного ПАО «МРСК Центра» правонарушения, считаю возможным снизить размер административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией части 1 статьи 14.32 КоАП РФ, с учётом положений пункта 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.

При этом было учтено, что не направление в адрес Заявителя в установленный пунктом 15 Правил № 861 срок проекта договора на технологическое присоединение обусловлено ошибочной правовой позицией Общества при выполнении требований, установленных пунктом 3 Правил №861.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9 КоАП РФ,

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

Признать ПАО «МРСК Центра» (127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4; ОГРН 1046900099498; ИНН 6901067107) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей 00 копеек.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со  дня  вступления  постановления  о  наложении  штрафа  в законную  силу  либо  со  дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в федеральный бюджет в полном объеме, по следующим реквизитам:

получатель: УФК по Смоленской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области, л/с 04631485530), ИНН 6730031796, КПП 673001001. Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСК Г.СМОЛЕНСК, БИК 046614001, р/счет 40101810200000010001, КБК 16111641000016000140, код по ОКТМО 66701000, УИН 16147120700001032522 (квитанция для уплаты штрафа прилагается).

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя –

начальник отдела контроля

экономической концентрации

и естественных монополий

Смоленского УФАС России 

 

 

 

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны