Решение №04-6/2-1139ЛП Решение по делу № 04-6/2-30-2017 от 11 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 04-6/2-30-2017 

­­­­Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2018 года                                                                                             г. Тверь

Решение изготовлено в полном объеме 29 марта 2018 года

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

-  Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,

-  Соловьев В.Д., специалист 1 разряда  отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 04-6/2-30-2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы посредством направления смс-сообщений на телефонный номер <***>. без предварительного согласия,

в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела заявителя <***>., а также <***>,

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело № 04-6/2-30-2017 возбуждено по заявлению <***> (г. Санкт-Петербург) (далее - заявитель) в отношении <***> по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту распространения 17.07.2017 в 13:42 на выделенный заявителю телефонный номер <...> <***> без его предварительного согласия посредством смс – сообщений рекламы следующего содержания: «Готовые и строящиеся квартиры с отделкой от 1,4 млн! Звоните 612<***>», SMS-центр - «+7927<***>», отправитель - «+7937<***>».

Телефонный номер заявителя закреплен за оператором связи ПАО «МегаФон».

Согласно  информации ПАО «МегаФон» (письмо от 18.12.2017 № 5/1-18-Д6-Исх-160/17) смс - сообщение зафиксировано информационно - биллинговой системой оператора, поступило 17.07.2017 в 13:43 на телефонный номер заявителя +7921<***>. Отправка вышеуказанного смс – сообщения была осуществлена абонентом <***>., которому был выделен телефонный номер <...> <***> по договору об оказании услуг связи от 08.07.2017 № 937<***>. Указанный договор с <***> расторгнут с 27.09.2017 и в настоящее время переоформлен на другое лицо.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Федеральной антимонопольной службой России в письме от 05.04.2007 № АЦ/4624 разъяснено, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

Указанная выше информация полностью попадает под определение, данное в статье 3 Закона о рекламе, поскольку содержит информацию, распространяемую посредством телефонной  связи, адресованную неопределенному кругу лиц, то есть, не персонифицированную, и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования являются услуги по продаже недвижимости.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. 

Таким образом, обязанность доказать наличие согласия на получение рекламы возложена на рекламораспространителя.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 15 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указал следующее: «Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Вместе с тем согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

В данном случае <***> является рекламораспространителем смс-рекламы на телефонный номер <***>.

<***>, будучи надлежаще уведомленным о дате, времени и месте рассмотрения дела, затребованные от него документы не представил, позицию по факту распространения рекламы не выразил.

Учитывая отсутствие согласия <***> на получение вышеуказанной рекламы при распространении 17.07.2017 в 13:43 смс-сообщения на телефонный номер <...> <***>, <***> были нарушены требования части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

Руководствуясь частью 1 статьи 18, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу, распространенную 17.07.2017 посредством смс-сообщения (номер заявителя +7921<***>), ненадлежащей; признать действия <***> (420 <***>, г. Казань, <***>), выразившиеся в распространении 17.07.2017 рекламы следующего содержания: «Готовые и строящиеся квартиры с отделкой от 1,4 млн! Звоните 612<***>», SMS-центр - «+7927<***>», отправитель - «+7937<***>», на номер заявителя +7921<***> без предварительного согласия абонента нарушающими часть 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ  «О рекламе».
  2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с тем, что договор об оказании услуг связи с <***>. расторгнут.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении рекламораспространителя вышеуказанной рекламы.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова

Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, В.Д.Соловьев

Связанные организации

Связанные организации не указаны