Предупреждение №04-8/26-5009ВФ Предупреждение в отношении Управления образования администра... от 28 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

22 декабря 2017 года                                                                                                                                                                                                      г. Тверь

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по результатам рассмотрения обращения Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тверской области, в котором сообщается о фактах досрочного расторжения контрактов на услуги по вывозу твердых бытовых отходов, установило в действиях Управления образования администрации г. Твери признаки нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

16.01.2017 между Обществом с ограниченной ответственностью «Чистая Тверь» (далее – ООО «Чистая Тверь») и МБДОУ детский сад № 163 заключен контракт № 136-т на предоставление услуг по вывозу твердых бытовых отходов (далее – контракт № 136-т) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно пункту 1.1 контракта № 136-т предметом контракта является оказание услуг по вывозу (транспортированию) твердых бытовых отходов с территории МБДОУ детский сад № 163 на объект размещения отходов (полигон).

В соответствии с заключенным дополнительным соглашением к контракту № 136-т от 16.01.2017 указанный контракт распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2017 по 31.12.2017.

24.10.2017 начальник Управления образования администрации города Твери (далее – Управление) <***> направила в адрес подведомственных муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений, письмо от 24.10.2017 № 24/942-и следующего содержания:  «В связи с получением МУП «Тверьспецавтохозяйство» лицензии на обслуживание организаций по вывозу мусора, Вашему учреждению необходимо провести процедуру по заключению с ним договоров на ноябрь-декабрь 2017 года в пределах средств, выделенных по плану ФХД по данному направлению. Кроме того, Вам необходимо как можно быстрее рассчитаться и расторгнуть договор с предыдущей организацией, освободив денежные средства под вновь заключаемый контракт».

После получения вышеуказанного письма МБДОУ детский сад № 163 направило в адрес ООО «Чистая Тверь» уведомление от 07.11.2017 о расторжении контракта в соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах) твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно статье 9 Закона об отходах, пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

ООО «Чистая Тверь» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим коммерческую деятельность на рынке услуг по вывозу (транспортировке) контейнерных твердых бытовых отходов спецавтотранспортом на городской полигон ТБО на основании лицензии, выданной Управлением Росприроднадзора по Тверской области от 25.07.2016 № 00169 (69).

МУП «Тверьспецавтохозяйство» также является участником рынка услуг по вывозу (транспортировке) контейнерных твердых бытовых отходов, имеет лицензию, выданную Управлением Росприроднадзора по Тверской области от 11.10.2017 № 00275 (69).

Таким образом, ООО «Чистая Тверь» и МУП «Тверьспецавтохозяйство» являются участниками одного товарного рынка с одинаковыми географическими и продуктовыми границами.

Согласно пунктам 1.1 и 1.4 Положения об Управлении образования администрации города Твери, утвержденного постановлением Администрации города Твери от 01.02.2011 № 93 (далее – Положение),  Управление  является самостоятельным отраслевым структурным подразделением администрации города Твери со статусом юридического лица, действует как отраслевой орган администрации города Твери, осуществляющий функции в сфере образования, выступает в качестве учредителя муниципальных образовательных учреждений, в том числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений, и обладает по отношению к ним правом давать обязательные для исполнения указания.

Направление в адрес подведомственных муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений писем о необходимости досрочно расторгнуть контракты и заключить такие контракты с МУП «Тверьспецавтохозяйство» является обязательным для исполнения указанием и может, с большой очевидностью, повлечь расторжение контрактов с хозяйствующими субъектами и заключение контрактов с МУП «Тверьспецавтохозяйство».

Закон о защите конкуренции направлен на предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции (статья 1 Закона о защите конкуренции).

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пунктам 5 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, а также создание дискриминационных условий, которыми признаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденном  Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016,  антимонопольный орган в рамках статьи 15 Закона о защите конкуренции полномочен вынести соответствующее решение о пресечении нарушения в том случае, когда нарушение привело либо могло привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном и том же рынке в соответствующих географических границах.

Ограничение количества организаций из числа имеющих лицензии на соответствующие виды услуг, в отсутствие федеральных норм, которые закрепляют возможность такого ограничения, содержит признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Действия Управления, направившего в адрес подведомственных муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений письма от 24.10.2017 № 24/942-и, содержат признаки нарушения пунктов 5 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 В связи с наличием в действиях Управления образования администрации города Твери, выразившихся в создании для МУП «Тверьспецавтохозяйство» более льготных условий доступа на рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, признаков нарушения пунктов 5 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Тверское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения указанных действий в срок до 26.01.2018 путем принятия мер по устранению вышеуказанного нарушения, в том числе путем направления всем адресатам, получившим письмо от 24.10.2017 № 24/942-и, писем о его отзыве в связи с противоречием нормам антимонопольного законодательства.

О выполнении предупреждения сообщить в Тверское УФАС России не позднее трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (с приложением подтверждающих документов).

Руководитель управления: В.М. Фомин

Связанные организации

Связанные организации не указаны