Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по ... от 13 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № А 17/475-14.31

об административном правонарушении

 

13.12.2017 г.                                                                                                            г. Тюмень

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области , рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № А 17/475-14.31, возбужденного в отношении должностного лица – регионального директора ООО «Газпром межрегионгаз Север» (далее также – Общество) (на момент совершения правонарушения) ".....", по факту нарушения антимонопольного законодательства,

в присутствии".....", которому разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1, 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛ:

 

Решением Комиссии Тюменского УФАС России по рассмотрению дела № К16/83-10 о нарушении антимонопольного законодательства от 28.02.2017  г. в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Север», занимающего доминирующее положение на рынке по реализации газа населению в Тюменской области (без автономных округов), признано нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона РФ № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном ограничении поставки газа для крышной котельной жилого дома по адресу г.Тюмень, проезд Заречный, 14, а также нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона РФ № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении порядка и сроков введения ограничения поставки газа для крышной котельной многоквартирного жилого дома по адресу: г.Тюмень, проезд Заречный, 14, результатом чего явилось или могло явиться ущемление интересов Управляющей компании, а также неопределенного круга потребителей.

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства явилось заявление ООО «Тюменский ДВОРиК», поступившее в Тюменское УФАС России в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Север», о приостановлении поставки газа с 01.07.2016 г. на крышную котельную многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Тюмень, проезд Заречный, дом № 14.

 В заявлении указано, что между ООО «Тюменский ДВОРиК» и ООО «Газпром межрегионгаз Север» заключен договор поставки газа № 63-12-56-4608/15 от 01.10.2015 г. по условиям которого Поставщик обязуется поставлять газ горючий на крышную котельную многоквартирного дома по адресу: г.Тюмень, проезд Заречный, дом № 14.

ООО «ТюменскийДВОРиК» является управляющей компанией указанного дома, на основании протоколов общего собрания собственников, приложенных к заявлению.

Таким образом, ООО «Тюменский ДВОРиК» приобретает коммунальный ресурс – газ по заключенному с ООО «Газпром межрегионгаз Север» договору поставки газа с целью оказания коммунальных услуг, а именно – отопления и горячего водоснабжения жителям данного многоквартирного дома.

30.06.2016 г. в адрес ООО «Тюменский ДВОРиК» от ООО «Газпром межрегионгаз Север» поступило уведомление об ограничении поставки газа на крышную котельную многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Тюмень, проезд Заречный, дом № 14 с 01.07.2016 г. в связи с нарушением условий оплаты за поставленный газ.

В ходе рассмотрения дела, Комиссией было установлено, что в связи с возникновением задолженности по договору № 63-12-56-4608/15 от 01.10.2015 г. в размере 988 224,53 руб. за поставленный газ за март, апрель 2016 г., Поставщиком в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 г. № 1 "О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов" (далее – Правила), были направлены предупреждения о задолженности от 14.04.2016 г. № МТ-И/2793/16, от 12.05.2016 г. № МТ-И/3624/16, от 14.06.2016 г. № МТ-И/4503/16.

Указанная задолженность возникла в результате разногласий по вопросу определения объемов поставленного газа за март, апрель 2016 г., в связи с тем, что в марте 2016 г. сотрудниками ООО «Газпром межрегионгаз Север» была проведена проверка состояния узла учета газа на крышной котельной дома, расположенного по адресу: г.Тюмень, проезд Заречный, дом № 14. По результатам проверки составлен акт проверки технического состояния узла учета природного газа и состава газоиспользующего оборудования, на основании которого комиссия сделала вывод, что узел учета газа не допускается для коммерческого учета поставляемого газа по причине несоответствия нормативно – технической документации, а именно отсутствуют:

- контроль перепада давления на счетчике газа, что не соответствует ГОСТ Р 8-740-2011;

- акт проверки состояния и применения средств измерений и соответствий требованиям ГОСТ Р8.740-2011.

Под неисправностью узла учета стороны понимают такое состояние, при котором любое входящее в него средство измерения не соответствует хотя бы одному из требований действующей нормативно-технической документации, включая требование о наличии действующего поверительного клейма. Кроме того, узел учета считается неисправным после истечения срока эксплуатации (службы) любого средства измерения, указанного в технической документации на данное средство измерения.

Если иное не подтверждено, то период времени неисправности или отсутствия узла учета газа, в течение которого покупатель потреблял газ, определяется исходя из круглосуточного потребления, начиная с даты последней проверки узла учета поставщиком, а если таковая не проводилась, то с даты установки поставщиком пломбы на средство измерения до даты возобновления надлежащего учета.

Вместе с тем, актом проверки № 5237 состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011 на крышной газовой котельной многоквартирного дома по вышеуказанному адресу, выданным ООО «Центр Экспертиз» (Аттестат № 01.00290-2013), узел учета газа соответствует требованиям ГОСТ Р 8.740-2011 и ГОСТ Р 8.741-2011, в связи с чем признан годным к промышленности до 04.2019 г. Данный акт был направлен Заявителем в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Север» (вх. № МТ-В/3735/16 от 16.04.2016 г.).

Несмотря на указанный акт проверки, подтверждающий пригодность узла учета газа, в связи с образовавшейся задолженностью, возникшей в результате разногласий по вопросу определения объемов поставленного газа, Поставщик направил заявителю уведомление 30.06.2016 г. об ограничении поставки газа на 90% с 01.07.2016 г.

В соответствии с п. 23 Правил поставки газа в РФ от 05.02.1998 г. № 162, а также п. 3.9 Правил учета газа № 961 в период устранения замечаний количество поданного – принятого газа определялось по проектной мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования.

Так как начисления объемов за потребленный горючий природный газ не совпадали с отчетами узлов учета газа, ООО «Тюменский ДВОРиК» не принял предъявленные объемы газа, акты приемки – сдачи не подписал. 

Комиссия установила, что ООО «Газпром межрегионгаз Север»  нарушило пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и часть1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», исходя из следующего.

1. В ходе рассмотрения дела Тюменским УФАС России, на основании Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 был проведен анализ состояния конкурентной среды и оценка положения, занимаемого на товарном рынке ООО «Газпром межрегионгаз Север», по результатам которого установлено доминирующее положение ООО «Газпром межрегионгаз Север» на товарном рынке по реализации газа населению в границах Тюменской области (без автономных округов).

Согласно п. 12.2 указанного Порядка, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, такой хозяйствующий субъект не обладает возможностью оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

ООО «Газпром межрегионгаз Север» действовало на рынке реализации природного газа населению на территории Тюменской области (без автономных округов) в 2015 – 2016 годах в качестве единственного продавца, и соответственно, занимало долю в размере 100 %. Следовательно, положение хозяйствующего субъекта ООО «Газпром межрегионгаз Север» на товарном рынке реализации (поставки) природного газа населению и приравненным к нему категориям потребителей в установленном временном интервале является доминирующим.

Таким образом, на ООО «Газпром межрегионгаз Север» распространяется запрет, установленный статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции», на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов неопределенного круга потребителей.

2. Из материалов дела следует, что в общем имуществе собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: проезд Заречный, 14, находятся три крышные газовые котельные, которые обеспечивают подачу отопления и горячей воды во все помещения многоквартирного дома. Данные котельные, согласно разрешению Администрации г. Тюмени на ввод объекта в эксплуатацию были введены в эксплуатацию одновременно с многоквартирным жилым домом.

Таким образом, Управляющая компания приобретала коммунальный ресурс – газ по заключенному с Обществом договору поставки газа № 63-12-56-4608/15 от 01.10.2015 с целью оказания коммунальных услуг: отопление и горячее водоснабжение жителям данного многоквартирного дома. Управляющая компания действовала в интересах жильцов и оказывала свои услуги согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г. (далее – Правила предоставления коммунальных услуг).

В соответствии с п.2.1 данного договора поставщик обязуется поставлять с 01.10.2015г. по 31.12.2017г. газ горючий природный и/или горючий природный сухой отбинзиненный, а покупатель обязуется принимать газ на сертифицированное газоиспользующее оборудование, принадлежащее ему на законных основаниях; выполнять и соблюдать все требования нормативно-технической документации для получения газа; своевременно оплачивать поставляемый газ.

Годовой объем поставки газа в 2015 г. составляет 270,000 тыс.м3, в 2016 г. составляет 270,000 тыс.м3, в 2017 г. составляет 270,000 тыс.м3.

В соответствии с п.3.3 договора поставки газа Поставщик имеет право ограничить и/или полностью прекратить поставку газа Покупателю в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставляемый газ и (или) за его транспортировку.

Под нарушением сроков оплаты стороны понимают отсутствие оплаты за газ в полном объеме в сроки, указанные в пункте 5.4 настоящего договора. Решение об ограничении или прекращении поставки газа принимается Поставщиком в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством РФ и действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для его принятия.        

В целях однозначного трактования и правильного применения Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов Стороны договорились считать: расчетным периодом – месяц отбора газа; первым периодом платежа – 10 дней после окончания расчетного периода; вторым периодом платежа – 20 дней после окончания первого периода платежа.

Данный порядок применяется следующим образом:

При неоплате покупателем поданного в расчетном периоде газа за первый период платежа, поставщик письменно предупреждает покупателя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача газа.

При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока поставщик вправе ввести ограничение подачи газа. При введении указанного ограничения поставщик извещает об этом покупателя, за сутки до введения ограничения.

Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи газа покупателем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то поставщик вправе полностью прекратить подачу газа до полного погашения задолженности. Поставщик обязан не менее чем за одни сутки сообщить покупателю день и час прекращения подачи газа.

Ограничение (прекращение) поставки газа производится по указанию поставщика покупателем самостоятельно, а в противном случае – принудительно поставщиком либо ГРО и/или Трансгазом.

В соответствии с п.5.1 данного договора газ, поставляемый покупателю, реализуется по розничной цене, установленной для населения уполномоченным органом государственной власти в соответствии с законодательством РФ.

Согласно письму ООО «Газпром межрегионгаз Север» от 18.08.2016 № ГМС И/3141/16 размер задолженности Потребителя по договору поставки газа № 63-12-56-4608/15 от 01.10.2015 по состоянию на 11.08.2016 составляет 365 414, 16 рублей.

14.06.2016 Управляющей компании было направлено предупреждение (письмо № МТ-И/4945/16) о задолженности за поставленный газ в размере 90 960,32 руб. по заключенному договору поставки газа. В указанном письме Общество предупредило Управляющую компанию о том, что в случае отсутствия оплаты поставщик газа будет вынужден ввести ограничение поставки газа.

30.06.2016 ООО «Газпром межрегионгаз Север» было направлено уведомление об ограничении поставки газа (письмо № МТ-И/4945/16), в котором управляющая компания ООО «Тюменский ДВОРиК» уведомлялось об ограничении на 90 % поставки газа для ее нужд по адресу: г.Тюмень, проезд Заречный, 14 с 14:00 01.07.2016.

Данное уведомление также было адресовано Главе Администрации г.Тюмени Моору А.В., прокурору г.Тюмени Биктемерову Р.М., директору Департамента ЖКХ Тюменской области Гилеву М.С., директору центрального треста АО «Газпром газораспределение Север» Дайнеко И.Н.

01.07.2016 г. представителями ООО «Газпром межрегионгаз Север» был составлен акт об ограничении поставки газа в связи с нарушением срока оплаты за поставленный газ, согласно которому представителями Поставщика были установлены пломбы №№ 20113052, 45501124 на подводящем газопроводе после выхода ГРПШ на основании уведомления от 30.06.2016 № МТ-И/4945/16 объекта по адресу: крышная котельная общественный жилой комплекс г.Тюмень, проезд Заречный, 14.

Указанные акты были составлены представителями АО «Газпром газораспределение Север» и ООО «Газпром межрегионгаз Север» без подписей представителей Управляющей компании, следовательно, Общество произвело ограничение поставки газа в одностороннем порядке.

24.11.2016 г. ООО «Газпром межрегионгаз Север» направлено в адрес ООО «Тюменский ДВОРиК» уведомление об отмене процедуры ограничения поставки газа (№ МТ-И/8465/16 от 24.11.2016), полученное Заявителем в тот же день.

В ходе рассмотрения дела ООО «Газпром межрегионгаз Север» пояснило, что пломбы были установлены только на резервном котле и подводящем газопроводе, что не ограничивает объем подачи газа на крышную котельную многоквартирного дома. В период похолоданий объем поданного газа превышает нормы, установленные договором № 63-12-56-4608/15 от 01.10.2015, что подтверждается товарной накладной от 30.11.2016 № 43650, а также актом сдачи – приемки газа от 30.11.2016.

Также Общество указывает, что 02.12.2016 г. представители ООО «Газпром межрегионгаз Север» и АО «Газпром газораспределение Север» прибыли для снятия пломб, однако сотрудникам газораспределительной организации в доступе было отказано по причине отсутствия в уведомлении № МТ-И/8465/16 от 24.11.2016 даты и времени прибытия Поставщика для снятия ограничения. Таким образом, на момент рассмотрения дела пломба, установленная с целью ограничения поставки газа на крышную котельную многоквартирного дома, не снята.

3. Согласно ч.2 ст.548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Таким образом, к отношениям, связанным со снабжением газом, Гражданский кодекс РФ применяется в случае, если данные отношения не урегулированы специальными нормативно-правовыми актами.

Согласно статье 25 Федерального закона «О газоснабжении в РФ» на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставку газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставку газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.34 Правил поставки газа в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ №162 от 05.02.1998г. поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Последовательность действий газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи газа установлена Порядком прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998г. №1.

В соответствии с пунктом 2 вышеуказанного Порядка он является льготным и распространяется на организации - потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен.

В соответствии с пунктом 3 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, при неоплате организацией - потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию - потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.

При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно - энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию - потребителя, за сутки до введения ограничения.

Ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов производится:

Организацией-потребителем самостоятельно в указанный в предупреждении срок путем сокращения использования этих ресурсов;

энергоснабжающей или газоснабжающей организацией путем принудительного ограничения подачи указанных ресурсов. При этом энергоснабжающая или газоснабжающая организация имеет право в присутствии представителей государственного энергетического надзора и организации - потребителя произвести необходимые оперативные переключения в энергетических установках, принадлежащих организации - потребителю, если со своих объектов она не может реализовать принадлежащее ей право ограничения потребления топливно-энергетических ресурсов.

Возобновление подачи топливно-энергетических ресурсов осуществляется на основании соглашения сторон по результатам рассмотрения конфликтной ситуации и мер, принятых организацией - потребителем.

В соответствии с пунктом 4 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно - энергетических ресурсов организацией - потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно - энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В указанный срок организация - потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно-энергетических ресурсов.

Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации - потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации.

ООО «Газпром межрегионгаз Север» ссылается на Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998г. №1.

Однако Комиссией по рассмотрению дела установлено, что данный Порядок распространяется на организации, приобретающие газ для собственных нужд и (или) на коммерческие цели, в том числе путем переработки газа в другой топливно-энергетический ресурс – тепловую энергию в целях ее продажи, и не распространяется на Управляющую компанию, поскольку она действует в интересах собственников помещений в многоквартирном доме и не использует газ для собственных нужд, а является посредником между газоснабжающей организацией и фактическими потребителями. Кроме того, как было указано ранее, в соответствии с пунктом 4 Порядка прекращения или ограничения подачи топливно-энергетических ресурсов газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Комиссией также установлено, что  под данное исключение подпадает прекращение газоснабжения крышной котельной жилого дома г.Тюмень, проезд Заречный, 14, поскольку Управляющая компания не является организацией – потребителем, заключив договор поставки газа № 63-12-56-4368/15 от 01.02.2015 в целях отопления и горячего водоснабжения жителей указанного жилого дома.

Следовательно, субъектами данных правоотношений по приобретению коммунального ресурса – газа в целях оказания коммунальных услуг гражданам выступают ресурсоснабжающая организация (ООО «Газпром межрегионгаз Север»), Управляющая компания (ООО «Тюменский ДВОРиК») и собственники помещений многоквартирного дома.

В связи с этим, данные правоотношения регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г. (далее – Правила предоставления коммунальных услуг).

В соответствии с п.2 Правил предоставления коммунальных услуг «исполнитель» – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. «Ресурсоснабжающая организация» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод). «Коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). «Потребитель» - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Следовательно, управляющая компания является посредником при оказании коммунальных услуг между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений и не использует полученную тепловую энергию для собственных нужд или в коммерческих целях, а является исполнителем коммунальных услуг (в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг) и приобретает газ для целей отопления и горячего водоснабжения жилого дома.

Согласно пункту 10 Правил предоставления коммунальных услуг условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:

а) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией;

б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.

В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Следовательно, ООО «Газпром межрегионгаз Север» при прекращении подачи коммунального ресурса (газа в котельную жилого дома) должно было учитывать порядок, установленный для исполнителя коммунальных услуг.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг для исполнителей коммунальных услуг установлен следующий порядок введения ограничения и (или) приостановления подачи коммунальных ресурсов.

В соответствии с подпунктом «а» пунктом 117 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе.

Согласно пункту 118 Правил под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

Согласно пункту 119 Правил если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;

в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.

Как указано в подп. «а» п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг задолженность по оплате коммунальной услуги потребитель обязан погасить в течение 20 дней со дня передачи предупреждения (уведомления).

Однако, согласно указанному предупреждению, Общество установило срок погашения задолженности по оплате коммунальных услуг для Управляющей компании – 1 день.

30.06.2016 ООО «Газпром межрегионгаз Север» было направлено уведомление об ограничении поставки газа на 90% по адресу: г.Тюмень, проезд Заречный, 14 с 14:00 01.07.2016, которое было получено директором Управляющей компании в тот же день.

Таким образом, с момента вручения уведомления Управляющей компании до момента введения ограничения поставки газа прошел 1 день, что свидетельствует о нарушении сроков, установленных подп. «а», «б» п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг.

Нарушение срока направления уведомления об ограничении поставки газа и, как следствие, лишение заявителя возможности оплатить образовавшуюся задолженность перед ООО «Газпром межрегионгаз Север» свидетельствует о том, что Общество, совершило действия, повлекшие за собой ущемление интересов Управляющей компании.

Исходя из вышеизложенного, указанный порядок ограничения и прекращения оказания коммунальных услуг совершенно иной, чем порядок, установленный Постановлением Правительства РФ № 1  от 05.01.1998г. и прекращение услуги отопления запрещено Правилами предоставления коммунальных услуг даже для потребителей, имеющих задолженность.

В соответствии с подпунктами «в», «г» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, установленных Правилами, а также предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.

Согласно пункту 121 Правил предоставления коммунальных услуг ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 122 Правил предоставления коммунальных услуг действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Север», направив предупреждение об ограничении поставки газа с нарушением установленного срока, а также установив пломбы на подводящем газопроводе, совершило действия, которые привели к необоснованному сокращению объема поставки газа. Результатом указанных действий, явилось или могло явиться ущемление интересов Управляющей компании и неопределенного круга потребителей.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Исходя из позиции Верховного Суда РФ, под защитой неопределенного круга лиц понимается защита общих интересов физических лиц, юридических лиц, их групп, когда установление их точного количества не требуется для разрешения дела, то есть фактически — когда возможно доказать нарушение прав многих лиц.

ООО «Газпром межрегионгаз Север», занимая доминирующее положение на рынке по реализации газа, злоупотребило своим положением путем нарушения запрета, установленного частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»: выразившееся в нарушении порядка и сроков направления предупреждения о введении ограничения поставки газа для крышной котельной многоквартирного жилого дома, а также нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона РФ № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном ограничении поставки газа для крышной котельной жилого дома по адресу: г.Тюмень, проезд Заречный, 14, результатом чего явилось или могло явиться ущемление интересов Управляющей компании, а также неопределенного круга потребителей.

Нарушение Обществом порядка и сроков направления предупреждения и уведомления о прекращении поставки газа фактически лишило Управляющую компанию возможности  оплатить задолженность в установленный нормативно-правовыми актами срок.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30.06.2008г. № 30, для квалификации действий (бездействия) по части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.9, 14.31, 14.31.1-14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Материалами дела, на основании приказа № 101-лс от 29.04.2016 г., установлено, что на момент совершения правонарушения, региональном директором ООО «Газпром межрайонгаз Север» являлся ".....".

Таким образом, субъектом административного правонарушения по настоящему делу является ".....".

Вина "....." заключается в ненадлежащем, с нарушением требований законодательства, исполнении должностных обязанностей регионального директора ООО «Газпром межрайонгаз Север»  по соблюдению законодательства в деятельности Общества.

Он допустил нарушение установленного Законом о защите конкуренции запрета на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, и не предпринял всех зависящих мер по его соблюдению.

Каких либо сведений и доказательств о том, что лицом, привлекаемым к административной ответственности, были предприняты все меры по соблюдению вышеуказанных запретов либо доказательств невозможности соблюдения требований законодательства представлено не было.

Место совершения правонарушения: г. Тюмень.

Время совершения правонарушения: с 01.07.2016 г. по 24.11.2016 г.

Результатом рассмотренных действий "....."  явилось экономически или технологически не обоснованное ограничение поставки газа, прямо не предусмотренное Правилами предоставления коммунальных услуг, результатом чего явилось или могло явиться ущемление интересов Управляющей компании, а также неопределенного круга потребителей

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении дела не установлено.

Дело об административном правонарушении рассмотрено в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Совершенное "....." административное правонарушение не является малозначительным, так как в рассматриваемом случае правонарушение посягает на установленный законом порядок осуществления субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке, своей деятельности, соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений.

Статья 14.31 КоАП РФ предусматривает формальный состав административного правонарушения, не требующий наступления общественно опасных последствий. Общественная опасность правонарушения выражается в создании угрозы причинения вреда. Данная норма направлена на защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, общества и государства от неправомерных действий хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, либо от злоупотребления своим доминирующим положением.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении регионального директора ООО «Газпром межрегионгаз Север»  "....." к исполнению требований антимонопольного законодательства.

В рассматриваемом случае правонарушение посягает на установленный законом порядок осуществления субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке, своей деятельности, соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, в связи с чем, вменяемое правонарушение не может быть признано малозначительным.

Таким образом, материалами дела доказано событие административного правонарушения, совершение его региональным директором ООО «Газпром межрегионгаз Север»  "....." (на момент совершения правонарушения), его вина, а так же наличие всех необходимых оснований для привлечения к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

Принимая во внимание доказанность имеющимися в деле документами состава административного правонарушения, руководствуясь статьями 2.1, 2.10, 4.1, 4.2, 4.3, частью 1 статьи 14.31, статьями 23.48, 24.5, 29.9 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать должностное лицо – регионального директора ООО «Газпром межрегионгаз Север» "....." виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей 00 копеек.

Связанные организации

Связанные организации не указаны