Решение №Т18/07-223 Решение и предписание по делу Т18/07-223 от 2 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 503-155

РЕШЕНИЕ

по делу № Т18/07-223

Резолютивная часть решения оглашена 30.01.2018 года г. Тюмень

В полном объеме решение изготовлено 02.02.2018 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

М -

Заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства,

члены комиссии:

Д -

Начальник отдела контроля органов власти,

М -

Специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», дело № Т18/07-223 по жалоба В (далее – Заявитель, ИП Вахрушев В.В.) на действия Т при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку мебели, извещение № 31705933351, в присутствии представителей ответчика Т – Х (доверенность № 11/17 от 28.03.2017), З (доверенность № 1/17 от 01.03.2017), в отсутствии представителя заявителя, заявившим ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии заявителя (вх. № 535 от 29.01.2018).

УСТАНОВИЛА:

В Тюменское УФАС России 07.02.2017 поступила жалоба В (далее – заявитель, общество) на действия Т при проведении открытого аукциона в электронной на поставку мебели, извещение № 31705933351.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также, ч. 17 указанной ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/.

В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес организатора торгов направлено требование о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

Из доводов жалобы следует, что противоречивые и вводящие в заблуждения требования к товару, подлежащему поставке, установленные Заказчиком являлись причиной необоснованного отказа Заявителю в допуске к участию в аукционе.

Присутствующие на рассмотрении представители Ответчика с доводами жалобы не согласились, пояснив, что Заказчик вправе устанавливать значения показателей товара, исходя из специфики осуществляемого вида деятельности, требования предусмотренные техническим заданием, являются стандартными, поскольку находятся в пределах, установленных в ГОСТе.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

Согласно статье 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).

  • силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг Т, утвержденным решением Наблюдательного совета Т от 31.05.2017 (далее – Положение).

Согласно Положению при осуществлении закупок Заказчик в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, а также настоящим положением

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным Заказчиком в соответствии с Положением о закупке.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему Положению, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

При этом не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).

Заказчиком 22.12.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31705933351 о проведении открытого аукциона в электронной форме.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 12.01.2018 в 11:00.

Дата рассмотрения и первых частей заявок – 15.01.2018.

Дата рассмотрения вторых частей заявок – 22.01.2018.

Дата и время проведения аукциона - 18.01.2018 в 11:00

Сведения о начальной (максимальной) цене договора: 17 866 241,05 рубль.

Предмет открытого аукциона в электронной форме: поставка мебели.

 

  1. По доводу Заявителя относительно неправомерного отклонения заявки на участие за несоответствие информации, представленной участником в заявке, информации, установленной в документации об аукционе, установлено следующее:

В соответствии с Протоколом № 1/113АЭ-17 Рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 31705933351 от 15.01.2018 В отказано в допуске к участию в аукционе на основании п. 18.5. документации за несоответствие информации, предоставленной участником в заявке, информации, установленной в документации об аукционе, а именно:

- в п. 82 документации указано: «…Высота не менее 780 мм не более 780 мм…», в то время как в заявке участника указано: «… Высота 800 мм…».

Заказчик пояснил, что аргумент участника о неоднозначном понимании какой размер по позиции № 82 необходимо указывать является необоснованным, так как у остальных трех участников вопросов не вызвал, кроме этого Заявитель мог сделать Заказчику запрос на разъяснение положений документации, однако не воспользовался этим правом.

Согласно п.6.4.2 Положения аукцион может проводиться Заказчиком в случае, когда им однозначно сформулированы подробные требования к закупаемой продукции, в том числе определен товарный знак закупаемого товара и товаров, которые используются при выполнении работ, оказании услуг, определены функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, размеры, упаковка, отгрузка товара, установлены конкретные требования к результатам работы (услуги).

На основании пп.б п.12.2.2 Документации об аукционе при заключении договора на поставку товара к содержанию заявки требуется конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным настоящей документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в настоящей документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.

Согласно эскиза № 1 визуального изображения п.82 документации, высота установлена 780-800, вместе с тем, в описании данного изделия установлено требование высоты не менее 780 мм не более 780 мм.

Разъяснений, о том какое требование является приоритетным в документации об аукционе, а также в Положении о закупке отсутствует.

Заявитель в заявке на участие в аукционе указал высоту 800 мм в соответствии с требованием Эскиза № 1 документации.

Комиссия Тюменского УФАС России при рассмотрении материалов дела установила, что в п.82 документации допущено разночтение в визуальном изображении Эскиза № 1 и описании высоты кресла.

  • Тюменского УФАС России, установлено, что заявку В комиссия Т не правомерно отклонила от участия в аукционе в электронной форме на поставку мебели, извещение № 31705933351.

Довод Заявителя является обоснованным.

  1. По доводу Заявителя относительно того, что в п.5 Документации установлено требование, что каркас шкафа должен быть выполнен из ЛДСП толщиной не менее 16 мм не более 18 мм по ГОСТ 10632-2007, при этом ГОСТ10632-2007 утратил силу, установлено следующее:

ЛДСП – это древесно-стружечная плита ДСП. Основное отличие ЛДСП от ДСП – наличие специальной облицовочной плёнки, изготовленной на основе бумаги и меламиновой смолы. Защитная плёнка впрессовывается в структуру ДСП, делая её более прочной и влагостойкой.

Согласно ч.1 "ГОСТ 10632-2007 Межгосударственный стандарт. Плиты древесно-стружечные. Технические условия" стандарт не распространяется на плиты специального назначения, а также на плиты с облицованной или окрашенной поверхностью, то есть на ЛДСП.

Вместе с тем, "ГОСТ 10632-2007 Межгосударственный стандарт. Плиты древесно-стружечные. Технические условия" утратил силу с 01.07.2015 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 02.06.2014 № 486-ст, взамен введен в действие ГОСТ 10632-2014.

Таким образом, неопределенность требования о выполнении шкафа п.5 из ЛДСП по несоответствующему ГОСТу вводит в заблуждение участников аукциона.

Довод Заявителя является обоснованным.

  1. По доводу Заявителя относительно того, что в п.73, 74 документации установлены завышенные требования, установлено следующее:

Согласно п.73, 74 Документации установлены, в том числе следующие требования:

- цвет чёрный (MacysYI009);

- ткань CamiraManhattan (производство Англия) – добби ткань с геометрической текстурой изготовлена из 100% переработанного полиэстера устойчива к возгоранию от сигарет, износостойкость не менее 50 000 циклов, устойчивость к выцветанию не менее 6, истирание окраски не менее 4;

- подлокотники должны быть продолжением опор и частью каркаса, хромированными;

- необходимо наличие мягких пластиковых накладок на подлокотниках, модели Cono черного цвета (RAL 9005);

- подлокотники должны быть пластиковые нейлоновые, цвет чёрный, модели Dance – должны иметь плавные загнутые формы, не примыкать к спинке кресла вплотную;

- база должна быть пластиковая, цвет чёрный (RAL 9005), пятилучевая на роликах;

- ролики должны быть твердые для мягких напольных покрытий;

- регулировка кресла по высоте должна производиться с помощью механизма газ-патрон;

- необходимо наличие поясничной поддержки модели netJoJo;

- механизм качания должен быть модели Piper.

В соответствии с п.1 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требование к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

На основании п.3 ч.10 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

Аналогичные требования к товару установлены в пункте п.5.2.1 Положения.

Комиссией Тюменского УФАС России при рассмотрении материалов дела установлено, что требования, установленные в документации к цвету чёрный (MacysYI009), ткань CamiraManhattan (производство Англия), подлокотники модели Cono черного цвета (RAL 9005), подлокотник модели Dance, база кресел пластиковая, цвет чёрный (RAL 9005), необходимо наличие поясничной поддержки модели netJoJo,механизм качания должен быть модели Piper, не обоснованны реальными потребностями Заказчика и являются избыточными.

В документации и Положении отсутствуют обоснования необходимости использования иных помимо предусмотренных техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, потребностям Заказчика.

Таким образом, Заказчик не обосновал в документации и в Положении необходимость и значимость для Заказчика указанных требований

Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Комиссия отмечает, что при формировании документации заказчик вправе самостоятельно определять функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, удовлетворяющие его потребности. В то же время описание объекта закупки должно носить объективный характер и быть мотивированным, основанным на реальных потребностях заказчика. В рассматриваемом случае заказчик не обосновал потребность указания конкретных наименованиях материалов, производителей, цветов, тканей, моделей, механизмов, комплектующих.

Таким образом, включение подобных требований в аукционную документацию является недопустимым, излишними, необъективными и противоречащим требованиям п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, что образует состав административного правонарушения предусмотренного ч.7 ст.7.32.3 КоАП РФ.

Довод Заявителя является обоснованным.

  1. По доводу Заявителя относительно того, что участнику закупки не представляется возможным определить в отношении, каких конкретно размеров (длина, ширина, высота, толщина) заказчиком установлены требования в п.69 «Шкафная группа», а именно «Стеклянные распашные двери – размер одной двери не менее 395*40*1060. Распашные низкие двери из ДСП, размер одной двери не менее 395*40*705 мм., установлено следующее:

В документации об аукционе в п.69 «Шкафная группа: 2 шкафа для документов со стеклом, гардероб» содержится визуальное изображение шкафа с указанием размеров длины 800-820, высоты 1820-1840 и глубины 420-440, также ниже содержится письменное описание размеров каждого шкафа в шкафной группе ширина не менее 800 мм не более 820 мм., глубины не менее 420 мм не более 440 мм., высота не менее 1820 мм не более 1840 мм., вместе с тем в документации установлены требования, в том числе стеклянные распашные двери – размер одной двери не менее 395*40*1060 мм. Распашные низкие двери из ДСП, размер одной двери не менее 395*40*705 мм.

Комиссией Тюменского УФАС России при рассмотрении материалов дела установлено, что показатели размера стеклянных дверей шкафа, а также распашных низких дверей из ДСП отсутствуют, следовательно, определить достоверно какая цифра относится к какому показателю, не представляется возможным.

Довод Заявителя является обоснованным.

  1. По доводу Заявителя относительно требования п. 68 документации, что дно тумбы должно быть выполнено из HDF толщиной не менее 4 мм не более 5 мм, при этом действующие законодательство о техническом регулировании, равно как и стандарты, нормативы и правила действующие в Российской Федерации не регулируют производство указанного материала, установлено следующее:
  • требованиям п.68 документации дно тумбы должно быть выполнено из HDF толщиной не менее 4 мм не более 5 мм.

Название HDF или ХДФ получилось с английского High Density Fiberboard (HDF), что переводится как древесноволокнистая плита высокой плотности.

ХДФ или ДВП это древесноволокнистая плита, листовой материал, который получается прессованием мелких древесных волокон при высоких температуре и давлении.

ГОСТ 34026-2016. Межгосударственный стандарт. Плиты древесноволокнистые. Определения, классификация и условные обозначения" (введен в действие Приказом Росстандарта от 18.05.2017 N 391-ст) устанавливает определения, классификацию и условные обозначения древесноволокнистых плит мокрого и сухого способов производства

Согласно п.5.3 ГОСТ 34026-2016 условные обозначения плит древесноволокнистых сухого способа производства средней плотности (ДВП СП) облицованных, плит древесноволокнистых сухого способа производства высокой плотности (ДВП ВП) облицованных должны состоять из обозначения покрытия (сорта, степени блеска, вида печати, фактуры поверхности, группы качества), класса эмиссии формальдегида, номинальных длины, ширины и толщины в миллиметрах, обозначения стандарта на конкретный вид изделия.

На основании вышеизложенного, следует, что обозначение материала HDF неправомерно, так как не соответствует действующему законодательству.

Довод Заявителя является обоснованным.

 

Вместе с тем, при рассмотрении материалов дела установлено, что в описании изделий по некоторым позициям отсутствует указание единицы измерения, в частности в п.80 документации не указана единица измерения высоты сидения двухместного модуля.

На основании изложенного Комиссия Тюменского УФАС России усматривает в действиях Заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку мебели нарушение п. 1, 3 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, выразившееся в установлении в документации при описании предмета закупки збыточных, противоречивых, не обоснованных реальными потребностями Заказчика требований, что ограничивает права и законные интересы участников закупки при подаче предложения на участие в электронном аукционе.

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссии

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу И на действия Т при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку мебели, извещение № 31705933351, обоснованной.

2. Признать в действиях Т нарушение пункта 1, 3 части 10 статьи 4, Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать обязательное для исполнения предписание о совершении действий направленных на устранение нарушения путем внесения изменений в конкурсную документацию, а также продления срока приема заявок.

Председатель Комиссии М

Члены Комиссии: Д

М

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 503-155

ПРЕДПИСАНИЕ № Т18/07

по делу № Т18/07-223

02.02.2018 г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:

председателя Комиссии Тюменского УФАС России:

М – заместителя руководителя управления

членов Комиссии Тюменского УФАС России:

Д – начальника отдела контроля органов власти

М – специалист - эксперт отдела контроля органов власти

на основании решения от 02.02.2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы В на действия Т при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку мебели, извещение № 31705933351

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Т устранить выявленные нарушения путем внесения изменений в Документацию об аукционе (среди субъектов малого и среднего предпринимательства) открытый аукцион в электронной форме № 113АЭ-17 по поставке мебели о 22.12.2017 в соответствии с Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Положением о закупках товаров, работ, услуг Заказчика, и с учетом принятого Комиссией УФАС России решения по делу № Т18/07-223.

2. Т продлить срок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а также разместить в Единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дате рассмотрения заявок на участие в аукционе и дате подведения итогов аукциона, в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупках товаров, работ, услуг Заказчика.

3. Т продолжить проведение аукциона в соответствии с требованиями Закона о закупке, Положением о закупках, Документации об аукционе. Доказательства исполнения настоящего предписания необходимо представить в Тюменское УФАС России не позднее 5 дней со дня исполнения предписания.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель комиссии: М

Члены комиссии: Д

М

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны