Решение по делу № Т18/33-223

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
10.04.2018
Управление:
Тюменское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль проведения торгов
Номер документа:
№ Т18/33-223
Номер дела:
№ Т18/33-223

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 503-155

 

РЕШЕНИЕ

по делу № Т18/33-223

 

Резолютивная часть решения оглашена 05.04.2018 года г. Тюмень

В полном объеме решение изготовлено 10.04.2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

 

 

члены комиссии:

 

 

 

 

 

рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № Т18/33-223 по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Р» (далее – ООО «Р», Заявитель, Общество) на действия «Г» (далее – Заказчик,) при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по изъятию хищных видов и малоценных видов водных биоресурсов в целях проведения рыбохозяйственной мелиорации на озере Ендра Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, извещение №, в присутствии: представителей Заказчика (доверенность № 12 от 05.02.2018) , (доверенность № 13 от 05.02.2018), (доверенность 77 АА 6650157 от 16.01.2018) в отсутствии представителей заявителя, надлежащим образом уведомленных о дате и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 27.03.2018 (вх. № 2133) поступила жалоба ООО «Р» на действия «Г» при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по изъятию хищных видов и малоценных видов водных биоресурсов в целях проведения рыбохозяйственной мелиорации на озере Ендра Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, извещение №.

Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению. На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции информация, о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru.

Из доводов жалобы следует, что:

1. Требования подпункта 9 пункта 3.3.9.2 Документации открытого запроса предложений противоречат требованиям пункта 28.2.2, в котором указано, что Параметры, по которым будет определяться аналогичность товаров (работ, услуг) закупаемых Заказчиком, должны быть определены заказчиком в документации о закупке. В нарушение требований подпункта 9 пункта 3.3.9.2 Документации открытого запроса предложений заказчик не установил параметры, по которым будет определяться аналогичность работ.

2. Требования документации открытого запроса предложений установлены с нарушением требований Положения о закупке товаров, работ, услуг ФГБУ «Главрыбвод».

3. Заказчик необоснованно установил требование о наличии у Руководителя (бригадира), ответственного за проведение работ действующего удостоверения о прохождении обучения по охране труда на внутреннем водном транспорте.

Таким образом, по мнению заявителя, в документации о проведении запроса предложений заказчиком установлены требования, противоречащие требованиям законодательства о размещении заказов, а в действиях должностных лиц Заказчика содержится состав административного правонарушения.

Присутствующие на рассмотрении жалобы представители заказчика с доводами жалобы не согласились, пояснив, что порядок проведения запроса предложений в электронной форме установлен Положением о закупке товаров, работ, услуг «Г», согласно которому, заказчик вправе устанавливать настоящие требования.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, приказом № 885 от 23.12.2016 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг «Г» (далее – Положение о закупке), размещено (опубликовано) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru.

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность «Г» и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с п.12, 13, ч.10 ст.4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему положению о закупке, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

При этом не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).

Заказчиком 19.03.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте универсальной торговой площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» http://utp.sberbank-ast.ru размещено извещение № и документация о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по изъятию хищных видов и малоценных видов водных биоресурсов в целях проведения рыбохозяйственной мелиорации на озере Ендра Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Документация о закупке).

Дата и время окончания срока подачи заявок – 29.03.2018 в 12:00.

Дата рассмотрения заявок – 30.03.2018 в 13:00.

Дата и время подведения итогов закупки - 03.04.2018 в 15:00.

Сведения о начальной цене договора: 53 000 000 ,00 руб.

Предмет договора - право заключения договора на выполнение работ по изъятию хищных видов и малоценных видов водных биоресурсов в целях проведения рыбохозяйственной мелиорации на озере Ендра Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии с п. 1.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг «Г» (далее – Положение о закупках), целями регулирования настоящего Положения является, в том числе, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надёжности.

Согласно п. 59.3 Положения о закупках – документация запроса предложений должна содержать:

- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

- требования к сроку и (или) объёму предоставления гарантий качества товара, работ, услуг, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара (при необходимости);

- требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

- место, условия и сроки (периоды) выполнения работ;

- требования к участникам закупки, установленные в соответствии со ст. 28 Положения;

- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений и их значимость;

- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений.

 

  1. Относительно довода заявителя о том, что заказчик не установил параметры, по которым будет определяться аналогичность работ, Комиссий Тюменского УФАС России установлено следующее.

Согласно п. 28.2.2 Положения о закупке, к участникам закупок дополнительно могут быть установлены требования (в том числе квалификационные), в том числе, требования к наличию опыта поставки аналогичных товаров, выполнения аналогичных работ, оказания аналогичных услуг, в том числе за определенный промежуток времени. Параметры, по которым будет определяться аналогичность товаров (работ, услуг) должна быть определена заказчиком в документации о закупке.

Подпунктом 9 пункта 3.3.9.2 документации о закупке установлены требования к участникам закупки и подтверждение соответствия предъявляемым требованиям, в том числе, чтобы претендовать на победу в данной процедуре запроса предложений и получить право заключить с Заказчиком Договор, Участник должен отвечать следующим требованиям и представить копии заключенных и исполненных договоров (контрактов) на выполнение работ сопоставимых по характеру и объему с предметом запроса предложений, со всеми приложениями и изменениями.

Параметры (критерии) определения и сопоставления заявок установлены п. 28.5 Положении о закупках «Г» и Приложением № 2 к Положению «Методика оценки и сопоставления заявок участников».

Существуют три критерия оценки при рассмотрении заявок участников:

- стоимостной критерий - «цена» (п. 7 Приложения № 2);

- нестоимостной критерий: - «опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по предмету закупки» (п. 9 Приложения № 2) и «подтверждённая деловая репутация» (п. 10 Приложения № 2).

Согласно п. 3.6.4.1. Документации запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по изъятию хищных видов и малоценных видов водных биоресурсов в целях проведения рыбохозяйственной мелиорации на озере Ендра Ханты-Мансийского автономного округа – Югры чётко определены критерии оценки заявок (стоимостной и нестоимостной), а именно:

- цена: величина значимости критерия в баллах – 70, коэффициент значимости – 0,7.

- опыт выполнения работ: величина значимости критерия в баллах – 30, коэффициент значимости – 0,3.

Как следует из пояснений представителей заказчика, аналогичными считаются виды работ, которые соответствуют предмету закупки.

При этом, предоставление копии заключенных и исполненных договоров (контрактов) на выполнение работ сопоставимых по характеру и объему с предметом запроса предложений, со всеми приложениями и изменениями не входят в перечень обязательных документов.

Следовательно, непредставление договоров не будет являться основанием для недопуска заявки участника.

Не представление договоров повлияет на количество баллов присуждаемых по критерию «опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по предмету закупки».

В ходе рассмотрения дела было установлено, что заявитель не обращался к Заказчику за разъяснением положений документации по извещению № 31806255744, то есть не предпринял действий для реализации своего права.

Таким образом, документация заказчика соответствует Закону о закупках и Положению о закупках.

Довод заявителя является необоснованным.

 

2. Относительно довода Заявителя наличия в требованиях документации нарушений требований Положения о закупках «Г», Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 44 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» – рыбохозяйственной мелиорацией являются мероприятия по улучшению показателей гидрологического, гидрогеохимического, экологического состояния водных объектов в целях создания условий для сохранения и рационального использования водных биоресурсов, а также обеспечения производства продукции аквакультуры.

Согласно пп. 4 п. 4 ст. 44 вышеуказанного закона, рыбохозяйственная мелиорация может осуществляться путем проведения изъятия хищных видов и малоценных видов водных биоресурсов.

Как следует из пояснений представителей заказчика, место проведения рыбохозяйственной мелиорации находится в удалённости от ближайших населённых пунктов (~100 км). Доставка работников и технических средств, в период выполнения работ, будет возможна лишь вертолётом. В процессе проведения рыбохозяйственной мелиорации образуются биологические отходы, в том числе рыба, которые Исполнитель работ, по своему усмотрению, с учётом удалённости места проведения работ от ближайших населённых пунктов, может реализовать, утилизировать, обезвредить с целью недопущения возникновения загрязнений водной среды, а, учитывая объём вылова (59,2 тн.) – экологической катастрофы.

Порядок производства указанных обязательных требований установлен Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно п. 2 ст. 2 указанной нормы, отношения в области обращения с биологическими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Непосредственным отраслевым законодательством РФ являются «Правила Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (далее – Правила), которые регулируют порядок обращения (перевозки, переработки, утилизации и уничтожения) биологических отходов.

В силу п. 1.2 Правил – биологическими отходами являются: мясо, рыба, другая продукция животного происхождения.

В документации к запросу предложений Заказчиком не было установлено условие, обязывающее участников закупки заключить указанные договоры с определённой организацией.

Положение о закупках «Г» содержит общеобязательные требования к участникам закупок (п. 28.1).

Пунктом 28.2 Положения о закупке установлены Дополнительные требования.

В силу абз. 1 подп. 1 п. 28.4 Положения о закупках, недопуск заявки участника Закупки осуществляется Комиссией в случае непредставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки.

Предоставление копий договоров на утилизацию биологических отходов и переработку выловленной рыбы так же не входят в указанный перечень обязательных документов.

Следовательно, непредставление договоров не будет являться основанием для недопуска заявки участника, а может повлиять на оценку в баллах.

Таким образом, документация заказчика соответствует Закону о закупках и Положению о закупках.

Довод заявителя является необоснованным.

 

  1. Относительно довода заявителя о наличии у Руководителя (бригадира), ответственного за проведение работ действующего удостоверения о прохождении обучения по охране труда на внутреннем водном транспорте, Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее.

Обязанность по проведению инструктажей и процесс их проведения установлены ст. 212 ТК РФ и Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 (далее - Порядок).

Инструктажи являются одной из основных форм обучения безопасности труда (п. 4.6 ГОСТ 12.0.004-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 600-ст (далее - ГОСТ 12.0.004-2015).

Согласно п. 4.6 Порядка, основными формами обучения безопасности труда являются, в том числе инструктаж.

Перед допуском работника к выполнению трудовых обязанностей работодатели обязаны провести:

- инструктажи по охране труда,

В соответствии с п. 2.1 Порядка и п. 8.5 ГОСТ 12.0.004-2015, введенного в действие с 01.03.2017, работодатели обязаны организовать и провести:

- вводный инструктаж;

- первичный инструктаж на рабочем месте;

Инструктажи по охране труда:

Для проведения каждого вида инструктажа работодателю необходимо разработать программы инструктажей, типовые образцы которых можно найти в ГОСТ 12.0.004-2015. При этом программы должны быть разработаны с учетом специфики деятельности компании. Это значит, что работодателю следует также руководствоваться межотраслевыми требованиями охраны труда. Если организация осуществляет деятельность в какой-либо особенной сфере, то и отраслевыми или специальными.

Ответственные за проведение инструктажей по охране труда лица (руководитель и специалисты по охране труда) не реже одного раза в три года должны проходить обучение и проверку знаний требований охраны труда в специализированных обучающих организациях с получением соответствующего удостоверения (п. 2.3.2 Порядка).

В техническом задании указаны технические средства, необходимые для выполнения работ:

- моторная лодка Лоцман-530 с двигателем Yamaha 9.9GMHS или аналог (1 шт.).

Согласно ГОСТ 19105-79 - «Лоцман 530» относится к II типа судна. Указанная лодка имеет широкую сферу применения: для охоты, рыбной ловли, перевозки грузов и т.д.

В соответствии со ст. 3 Водного кодекса РФ – лодка относится к маломерному судну, то есть судну, длина которого не превышает двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

- моторная лодка «Казанка 5М4» или аналог с двигателем «Yamaha 40VEOS» или аналог (не менее 2 шт.).

По своим техническим характеристикам указанные лодки относится к маломерным судам.

Согласно пояснениям представителей заказчика, учитывая специфику условий и места проведения работ, установление требования о наличии у бригадира, ответственного за проведение работ, удостоверения о прохождении обучения по охране труда на внутреннем водном транспорте, является соблюдением Заказчиком положений федерального законодательства в сфере охраны труда (ст.ст. 211, 212 ТК РФ) при размещении запроса предложений, как имеющего высшую юридическую силу перед ведомственными нормативными правовыми актами в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций.

В силу абз. 1 п. 28.4 Положения о закупках - участник закупки, подавший заявку, не допускается Комиссией к участию в закупке в случае непредставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки.

Согласно п. 28.1 Положения о закупках предоставление удостоверения об охране труда не является обязательным требованием к участникам закупок, следовательно, отсутствие указанного документа у участника запроса предложений не будет являться основанием для отклонения его заявки.

Таким образом, требование заказчика о наличии у Руководителя (бригадира), ответственного за проведение работ действующего удостоверения о прохождении обучения по охране труда на внутреннем водном транспорте является правомерным.

Довод заявителя является необоснованным.

 

Необходимо отметить, что 05.04.2018 в адрес Тюменского УФАС России поступил отзыв жалобы ООО «Р».

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Р» на действия «Г» при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по изъятию хищных видов и малоценных видов водных биоресурсов в целях проведения рыбохозяйственной мелиорации на озере Ендра Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, извещение №, необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.