Решение №4-203, 4-204 решение и предписание по делу № 04-06-08/13-10-17 от 28 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/13-10-17

 

28 февраля 2018 года г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2018 года

В полном объёме решение изготовлено 28 февраля 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Хаджиев Ф.А. - руководитель Тывинского УФАС России,

Члены Комиссии:

Дамба-Хуурак Ч.О. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Орус-оол Е.А. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

в присутствии:

- представителя Акционерного общества «Тываэнерго» (далее – АО «Тываэнерго») «…», действующего на основании доверенности от «…» года № «…»,

- «…» (далее – «…»),

рассмотрев дело № 04-06-08/13-10-17, возбужденное в отношении Акционерного общества «Тываэнерго» (ИНН 1701029232, ОГРН 1021700509566, юридический адрес: «…») по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении порядка составления акта о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии от 05.09.2017 и неправомерном предъявления безучетного потребления электроэнергии «…»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) 07.11.2017 года (вх. № 4698) поступило заявление «…» (далее – Заявитель, предприниматель) на действия АО «Тываэнерго» в части неправомерного взимания денежных средств за безучетное потребление электрической энергии по объекту, расположенному по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. «…» (магазин «…»).

  • содержания заявления следует, что 05.09.2017 года сотрудниками АО «Тываэнерго» проведена проверка прибора учета электроэнергии в принадлежащем «…» объекте - магазине, расположенном по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. «…», в результате которой составлен акт о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии юридическим лицом от 05.09.2017 года (далее – Акт). Указанный Акт составлен в связи с отсутствием на приборе учета Заявителя пломбы сетевой организации на клеммной крышке и пломбы государственной поверки. При этом, о предстоящей проверке заявитель не был уведомлен в нарушение требований пунктов 177, 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 года (далее – Основные положения № 422), в момент осуществления проверки также не присутствовал, акт о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии (далее – Акт) получил 14.09.2017 года, после третьего посещения АО «Тываэнерго», что является нарушением требований пункта 192 Основных положений № 422, согласно которому сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней направляется в том числе лицу осуществившему бездоговорное потребление. Помимо этого, в Акте отсутствует дата предыдущей проверки прибора учета, в дальнейшем в указанный акт внесены изменения и включена дата предыдущей проверки 05.09.2016 года. Кроме того, в акте указано, что отсутствует пломба сетевой организации на клеммной крышке прибора учета и пломба государственной поверки, вместе с тем, предприниматель указывает, что пломба сетевой организации и пломба государственной поверки имеются, последняя находится на задней части счетчика.

К заявлению приложены копии следующих документов: счет от 04.09.2017 года, чек на сумму 880 рублей от 06.09.2017 года, Акт от 05.09.2017 года б/н, расчет объема безучетного потребления электрической энергии от 05.09.2017 года, сопроводительное письмо АО «Тываэнергосбыт» от 10.10.2017 года № 4795 с приложением Акта от 05.09.2017 года № 898, расчета объема безучетного потребления электрической энергии от 05.09.2017, счета от 05.10.2017 года № 1.

Согласно информации АО «Тываэнерго» (вх. № 4848 от 16.11.2017 года) следует, что уведомление потребителя со стороны сетевой организации в соответствии с пунктом 175 Основных положений № 442 предусмотрено в случае, если требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя, при этом, проверка прибора учета в отношении «…» ранее не проводилась. Кроме того, проведение проверки прибора учета – право сетевой организации, а не обязанность.

К письменным пояснениям АО «Тываэнерго» приложены копии плана-графика проведения инструментальной проверки приборов учета (выписка), Акт от 05.09.2017 года № 898, расчета объема безучетного потребления от 05.09.2017 года, а также фотографии прибора учета.

В целях уточнения информации по факту составления сотрудниками АО «Тываэнерго» акта о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии юридическим лицом от 05.09.2017 года в отношении гр. «…» были направлены запросы в адрес заявителя «…», АО «Тываэнергосбыт», АО «Тываэнерго».

В адрес Тывинского УФАС России поступили ответы на запросы, согласно которым установлены следующие обстоятельства.

  1. Согласно информации, представленной гр. «…»«…» года (вх. № 4789), он является собственником нежилого помещения (магазин), находящегося по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. «…», на основании Свидетельства о государственной регистрации права, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва от «…» года.

Указанное помещение гр. «…» сдает в аренду ИП «…» на основании договора аренды нежилого помещения. Согласно пункту 3.1. договоров аренды нежилого помещения, заключенных за период с 2015 по 2017 год между «…» и «…», за предоставленное помещение арендатор уплачивает арендодателю сумму в размере «…» рублей, а также ежемесячные фактические расходы за электроэнергию и отопление.

При этом, гр. «…» не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

  1. По информации представленной АО «Тываэнергосбыт» 15.11.2017 года (вх. № 4831) между АО «Тываэнергосбыт» и «…» заключен договор энергоснабжения № «…» от «…» года на следующие точки поставки:

- Магазин «…», находящийся по адресу: 660000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул «…»;

- Офис, находящийся по адресу: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. «…».

Согласно разделу 7 договора энергоснабжения № «…» от «…» года между АО «Тываэнергосбыт» и «…» цена на электрическую энергию определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и является суммой средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность), тарифа на услуги по передаче электрической энергии с учетом стоимости нормативных и технологических потерь электрической энергии в электрических сетях, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, платы за иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

В ходе рассмотрения дела № 04-06-08/13-10-17 25.01.2018 года в 16 час. 00 мин. «…» полностью поддержал доводы, изложенные в заявлении, пояснив, что 05.09.2017 года ему позвонил инспектор АО «Тываэнерго» и сказал, что он хочет проверить счетчик, на что «…» ему объяснил, что прибор учета находится в кочегарке за дверью и сказал, что приедет и положил трубку, через 20 минут, когда он приехал, сотрудники «Тываэнерго» уже составили акт и уехали. По телефону «…» не говорил, что отказывается от присутствия при составлении Акта, а сказал, что находится на работе в другом месте и сейчас приедет. Магазин он сдает в аренду отцу «…». Также, почтовым отправлением в адрес «…» от АО «Тываэнерго» было направлено письмо, согласно которому объем по акту безучетного потребления электрической энергии № 898, выписанный от 05.09.2017 года был скорректирован на 10 567 кВтч.

Представитель АО «Тываэнерго», в рамках указанного рассмотрения пояснил, что нарушение прибора учета «…» было установлено в ходе инструментальной проверки, о проведении предстоящей проверки уведомляет гарантирующий поставщик АО «Тываэнергосбыт».

Комиссия Тывинского УФАС России, изучив материалы дела № 04-06-08/13-10-17, выслушав устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

Согласно статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) к сферам деятельности субъектов естественной монополии относятся услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно пункта 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861, потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.

Согласно справке из ЕГРЮЛ к основной экономической деятельности АО «Тываэнерго» относится передача электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности, с диапазоном напряжения 110 – 0,4кВ, к дополнительной экономической деятельности относится распределение электрической энергии.

АО «Тываэнерго» в соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике является сетевой организацией.

Тывинским УФАС России проведен обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва в 2017 году, по результатам которого установлено, что АО «Тываэнерго» занимает доминирующее положение как субъект естественной монополии в рамках балансовой принадлежности распределительных сетей.

Таким образом, в силу положений статьи 4 Закона о естественных монополиях, статьи 5 Закона о защите конкуренции АО «Тываэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва в рамках присоединенной сети.

При этом, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, то есть нарушения антимонопольного законодательства достаточно наличия или угрозы наступления любого из следующих последствий:

-недопущения конкуренции,

-ограничения конкуренции,

-устранения конкуренции

-ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Аналогичные выводы указаны и в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.08 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.08 N 30) где разъяснено, что, исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Из предписаний абзаца 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Поэтому гражданин вправе сдавать в аренду принадлежащее ему на праве собственности имущество как физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем.

Однако, в силу требований пункта 1 статьи 23 ГК РФ у физического лица при осуществлении предпринимательской деятельности возникает обязанность зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 приведенной статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем (пункт 4 этой же нормы).

Абзацем четвертым пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них поименованным Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Из совокупного анализа приведенных правовых предписаний следует, что законодатель связывает необходимость регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя с осуществлением им предпринимательской деятельности, указанной в пункте 1 статьи 2 ГК РФ, о наличии которой в действиях гражданина могут свидетельствовать, в частности, приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации.

Согласно договору энергоснабжения № «…» от «…» года «…» имеет 2 точки поставки:

1. Магазин «…», находящийся по адресу: 660000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. «…»;

Указанное помещения «…» сдает в аренду «…» на основании договора аренды нежилого помещения. Согласно пункту 3.1. договоров аренды нежилого помещения, заключенных за период с 2015 по 2017 год между «…» и «…», за предоставленное помещение арендатор уплачивает арендодателю сумму в размере «…» рублей, а также ежемесячные фактические расходы за электроэнергию и отопление.

  1. Офис, находящийся по адресу: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. «…».

По информации, представленной «…» 14.12.2017 года (вх. № 5281) в рамках рассмотрения дела № 04-06-08/14-10-17 данное помещение «…» также сдает в аренду ГБУЗ Республики Тыва «…». При этом, сумма арендной платы в месяц составляет «…» рублей «…» коп.

Указанные объекты являются нежилыми и принадлежат «…» на праве собственности согласно свидетельствам о государственной регистрации права от «…» и от «…» года

Таким образом, «…», сдавая имущества в аренду, занимается предпринимательской деятельностью, поскольку заключенные договора аренды нежилых объектов направлены на регулярное извлечение прибыли от передачи прав пользования имуществом, приобретенным для целей, не связанных с личными нуждами и намерением его использовать по назначению самостоятельно.

Следовательно, «…» осуществляет приносящую доход деятельность и является хозяйствующим субъектом в понимании статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Помимо этого, в соответствии с абзацем 2 пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с Основными положениями № 442, «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии») (далее – Основные положения № 442 и Правила ограничения № 442), на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) продается в следующем порядке: электрическая энергия (мощность), за исключением продажи электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей, продается гарантирующими поставщиками по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, определяемых и применяемых в соответствии с настоящим документом, а энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями - по свободным нерегулируемым ценам.

Следовательно, установление порядка определения цены и расчета за электрическую энергию по нерегулируемым ценам в разделе 7 договора энергоснабжения № «…» от «…» года между АО «Тываэнергосбыт» и «…» свидетельствует о том, что АО «Тываэнергосбыт» заключен договор с «…» как с юридическим лицом.

Отношения в сфере энергоснабжения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом об электроэнергетике, Основными положениями № 442, Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно пункту 167 Основных положений № 422 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с разделом X Основных положений проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований этого документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

Пунктом 172 Основных положений № 442 предусмотрено, что проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.

Соглашением между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) может быть определено, что проверка расчетных приборов учета осуществляется гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в отношении всех или части точек поставки.

В случае если в отношении каких-либо точек поставки сетевой организацией не были проведены проверки расчетных приборов учета в соответствии с планом-графиком, указанным в пункте 173 настоящего документа, а также если в отношении каких-либо точек поставки за прошедшие 12 месяцев сетевой организацией не были проведены проверки приборов учета, то проверки приборов учета в отношении соответствующих точек поставки вправе провести гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), который в отношении таких точек поставки осуществляет продажу электрической энергии.

В указанных случаях гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) осуществляет проверки приборов учета в порядке, аналогичном установленному в настоящем разделе порядку для их проведения сетевой организацией.

Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) участвует в проведении проверок приборов учета в соответствии с пунктами 173 - 177 настоящего документа.

Следовательно, пунктом 172 Основных положений № 442 предусмотрено два случая, когда гарантирующий поставщик может самостоятельно осуществить проверку приборов учета потребителя:

- наличие соглашение между сетевой организацией и энергосбытовой организацией;

- проведение энергосбытовой организацией самостоятельной проверки приборов учета, в случае не проведения сетевой организацией проверки расчетных приборов учета в соответствии с планом-графиком, а также если в отношении каких-либо точек поставки за прошедшие 12 месяцев сетевой организацией не были проведены проверки приборов.

В рамках рассмотрения настоящего дела АО «Тываэнерго» не представлено доказательств осуществления проверки гарантирующим поставщиком в подтверждение довода о том, что нарушение прибора учета «…» было установлено в ходе инструментальной проверки, о проведении которой уведомляет гарантирующий поставщик АО «Тываэнергосбыт».

Кроме того, Согласно Акту о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии юридическим лицом от 05.09.2017 года, проверка расчетного прибора учета «…» по нежилому помещению (магазин), находящемуся по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. «…» осуществлена сетевой организацией АО «Тываэнерго», что свидетельствует, что проверка проводилась АО «Тываэнерго» и указывает на необходимость соблюдение сетевой организацией требований к осуществлению проверки приборов учета, установленных в разделе X Основных положений № 442.

Помимо этого, согласно пункту 173 Основных положений проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке. При этом, плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в порядке, указанном в пункте 174 Основных положений N 442.

В плане-графике проведения проверок расчетных приборов учета должны быть указаны точки поставки электрической энергии, в отношении которых проводится проверка, дата и время проведения проверки с учетом режима работы объекта и форма проверки.

Согласно выписке из плана-графика проведения инструментальной проверки приборов учета, представленного АО «Тываэнерго», проверка прибора учета «…» по объекту – магазин «…», находящемуся по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. «…» должна была быть осуществлена 12.09.2017 года, вместе с тем, проверка согласно Акту о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии юридическим лицом осуществлена 05.09.2017 года.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, довод представителя АО «Тываэнерго» о том, что обязанность уведомления потребителя о проверке лежит на гарантирующем поставщике не находит своего подтверждения.

Согласно пункту 177 Основных положений № 442, в случае если для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности)), то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета.

Следовательно, Основные положения указывают, что уведомление потребителя о дате и времени проведения проверки приборов учета необходимо только тогда, когда для проведения проверки сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя.

Таким образом, ссылка заявителя на нарушения положений пункта 177 Основных положений N 442, выразившихся в неуведомлении потребителя за 5 рабочих дней о дате и времени проведения проверки приборов учета, несостоятельна, поскольку, как видно из материалов дела и установлено Комиссией Тывинского УФАС России, проверяющим (сотрудникам сетевой организации) был обеспечен допуск к энергопринимающим устройствам потребителя.

Согласно пункту 2 Основных положений № 442, в редакции от 11.05.2017 года, действовавшей на момент осуществления проверки прибора учета Сат А.А. сетевой организацией, бездоговорное потребление электрической энергии - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей;

Безучетное потребление - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

Правила выявления и фиксации безучетного потребления электрической энергии установлены пунктами 192 и 193 Основных положений N 442.

Согласно пункту 192 Основных положений N 442 по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес:

гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление;

лица, осуществившего бездоговорное потребление.

Таким образом, доводы «…». о том, что в силу пункта 192 Основных положений N 442 акт должен быть направлен не позднее 3 рабочих дней с даты его составления в его адрес не могут быть приняты во внимания в связи с тем, что направление акта Основными положениями предусмотрено лицу, осуществившего бездоговорное потребление, в случае безучетного потребления Акт направляется гарантирующему поставщику обслуживающего потребителя.

Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.

В силу пункта 193 Основных положений № 422 (в редакции от 11.05.2017, действовавшей на момент составления Акта) в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться:

данные:

о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии;

о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии;

о приборах учета на момент составления акта;

о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления;

объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта;

замечания к составленному акту (при их наличии).

Согласно Акту, представленному сетевой организацией Заявителю сведения о дате предыдущей проверки прибора учета не указаны. Также, по информации, представленной АО «Тываэнерго» (вх. № 4848 от 16.11.2017) ранее в отношении «…» проверка прибора учета не проводилась, соответствующий акт не составлялся.

Вместе с тем, не указание в акте даты предыдущей проверки согласно требованиям Основных положениях N 442 не является основанием для признания акта недействительным. Дата предыдущей проверки является условием для определения периода и количества недоучтенной электрической энергии, а именно для определения суммы подлежащей уплате потребителем за безучетное использование электрической энергии.

Согласно абз. 3 пункта 195 Основных положений объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

В соответствии с пунктами 194, 195 Основных положений № 442 объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, предусмотренного подпунктом «а» пункта 1 приложения N 3 к настоящему документу.

Указанным подпунктом установлено, что количество часов в расчетном периоде не должно превышать 8760 часов (24 часа в сутки * на 365 дней в году)

При этом, проверки сетевой организацией проводятся не реже 1 раза в год (абзац 2 пункта 172 Основных положений N 442).

С учетом вышеуказанных положений, расчет объема безучетного потребления электроэнергии по Акту от 05.09.2017 года не противоречит требованиям Основных положений № 442.

Вместе с тем, в силу требований абзаца второго пункта 193 Основных положений № 442 (в редакции от 11.05.2017 года) при составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц.

Наличие у сетевой организации права на осуществление контрольных проверок приборов учета корреспондирует с ее обязанностью по составлению такого акта с соблюдением законодательно установленного порядка.

05.09.2017 года сотрудниками АО «Тываэнерго» по результатам проверки прибора учета объекта, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. «…» (магазин «…»), принадлежащего «…» составлен Акт о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии юридическим лицом от «…» года без его участия в присутствии двух незаинтересованных лиц

Доказательств надлежащего уведомления проверяемого лица «…» о возможности участия при составлении акта неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии в материалы дела не представлено.

Составление акта без уведомления и в отсутствие потребителя (уполномоченного представителя), лишает потребителя права участвовать в составлении акта, проверять достоверность отражаемых в нем сведений, давать объяснения, делать замечания к акту, представлять соответствующие возражения в целях защиты своих прав и законных интересов.

На основании вышеизложенного, АО «Тываэнерго» в нарушение требований Основных положений № 442 составило акт безучетного потребления электроэнергии в отношении «…» в его отсутствие, не пригласив и не уведомив его о дате и времени проведения проверки, чем ущемлены права и интересы потребителя.

На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/13-10-17 приходит к выводу о нарушении АО «Тываэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения порядка составления акта о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии от 05.09.2017 б/н и неправомерного предъявления безучетного потребления электроэнергии «…», что привело к ущемлению интересов «…», в том числе в виде выставления ему счета с начислением сумм за безучетное потребление электроэнергии.

Тывинским УФАС России в порядке статьи 48.1 Закона о защите конкуренции 31.01.2018 года было принято заключение об обстоятельствах дела № 04-06-08/13-10-17, направленное в адрес «…» и АО «Тываэнерго».

«…» в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции возражения на заключение об обстоятельствах дела № 04-06-08/13-10-17 в адрес Комиссии Тывинского УФАС России не представил, дополнительных пояснений в рамках заседания 21.02.2018 года не заявил.

На заседании Комиссии Тывинского УФАС России 21.02.2018 года представителем АО «Тываэнерго» заявлено письменное возражения на заключение об обстоятельствах дела № 04-06-08/13-10-17 согласно которому уведомление потребителей за 5 дней до планируемой даты проведения проверки в соответствии с пунктом 177 Основных положений № 442 осуществляется сетевой компанией в случае, если требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя, при этом, согласно документов в материалах дела, прибор учета находился в распределительном щите 0,4кВ, сведений о том, что прибор учета установлен в месте, допуск к визуальному осмотру в который отсутствует в материалах дела не имеется.

Данный довод был исследован в ходе рассмотрения дела и Комиссией Тывинского УФАС России дана оценка в Заключении об обстоятельствах дела № 04-06-08/13-10-17 от 31.01.2018 года. При этом, Комиссия Тывинского УФАС России, отмечает, что в рамках настоящего дела АО «Тываэнерго» не вменяется нарушение пункта 177 Основных положений № 442.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/13-10-17 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Акционерное общество «Тываэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения порядка составления акта о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии № 898 от 05.09.2017 и неправомерного предъявления безучетного потребления электроэнергии «…», что привело к ущемлению интересов «…» в сфере предпринимательской деятельности.

2. Выдать Акционерному обществу «Тываэнерго» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела № 04-06-08/13-10-17 уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства.

 

 

Председатель Комиссии Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии Ч.О. Дамба-Хуурак

 

Е.А. Орус-оол

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республика Тыва.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 04-06-08/13-10-17

 

28 февраля 2018 года г. Кызыл

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – Хаджиев Ф.А., руководитель Тывинского УФАС России;

Члены Комиссии:

- Дамба-Хуурак Ч.О., ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

- Орус-оол Е.А., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьями 50 и 51 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

на основании своего решения от 28 февраля 2018 года по делу № 04-06-08/13-10-17 о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в отношении Акционерного общества «Тываэнерго» (далее ОАО «Тываэнерго») (667004, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Рабочая, 4, ИНН 1701029232),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Акционерному обществу «Тываэнерго» прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно в течение тридцати дней со дня получения данного предписания совершить следующие действия, направленные на устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства:

1.1. Отозвать Акт о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии № 898 от 05.09.2017 года в отношении потребителя «…» по объекту, расположенному по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Набережная, д. 53А (магазин «Продукты»).

1.2. Направить в адрес Акционерного общества «Тываэнергосбыт» письмо о сторнировании киловатт по акту о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии № 898 05.09.2017 года с финансово-лицевого счета потребителя «…».

2. Акционерному обществу «Тываэнерго» представить в адрес Тывинского УФАС России документальные доказательства выполнения пункта 1 настоящего предписания в течении семи дней со дня его исполнения.

 

 

Председатель Комиссии Ф.А. Хаджиев

 

 

Члены Комиссии Ч.О. Дамба-Хуурак

 

Е.А. Орус-оол

 

 

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Тыва в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Согласно части 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении злоупотребления доминирующим положением установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны