Решение №ММ06-06/2017-183 Решение по делу № ММ06-06/2017-183 о нарушении антимонопольн... от 1 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

принято 21 февраля 2018 года

изготовлено 01 марта 2018 года                                                          г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <...> – руководитель Удмуртского УФАС России, члены комиссии – <...> – начальник отдела антимонопольного контроля, <...> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, <...> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля (отсутствует), (кворум комиссии имеется),

        рассмотрев дело № ММ06-06/2017-183, возбужденное в отношении Правительства Удмуртской Республики, Комиссии по разработке территориальной программы ОМС в Удмуртской Республике  по пункту 8) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135–ФЗ «О защите конкуренции»,

на заседании Комиссии 28.06.2017 года в присутствии:

представителей Заявителя – директора ООО «Больница Лава» <...> (по паспорту), представителя по доверенности <...>,

представителей Ответчика – представителя Правительства Удмуртской Республики <...> по доверенности, представителей Комиссии по разработке территориальной программы ОМС в УР <...>. по доверенности, <...> (распоряжение Правительства УР от 18.07.2011 года №572-р),

представителя заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики – <...> по доверенности,

представителя Министерства здравоохранения Удмуртской Республики <...> по доверенности,

на заседании Комиссии 25.08.2017 года в присутствии:

представителей Заявителя – директора ООО «Больница Лава» <...> (по паспорту), представителя по доверенности <...>, представителя по доверенности <...>,

представителей Ответчика – представителя Правительства Удмуртской Республики <...> по доверенности, представителей Комиссии по разработке территориальной программы ОМС в УР <...> по доверенности, <...> по доверенности,

представителя заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики – <...> по доверенности,

гражданина <...>  (по паспорту),

        на заседании Комиссии 18.10.2017 года в присутствии:

        представителей Заявителя – представителя по доверенности <...>, представителя по доверенности <...>,

представителей Ответчика – представителя Правительства Удмуртской Республики <...> по доверенности, представителей Комиссии по разработке территориальной программы ОМС в УР <...> по доверенности, <...> по доверенности,

представителя заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики – <...>. по доверенности,

представителя Министерства здравоохранения Удмуртской Республики <...>  по доверенности,

        на заседании Комиссии 13.12.2017 года в присутствии:

        представителей Заявителя – директора ООО «Больница Лава» <...> (по паспорту), представителя по доверенности <...>,

представителей Ответчика – представителя Правительства Удмуртской Республики <...>  по доверенности,

представителя заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики – <...> по доверенности,

представителей Министерства здравоохранения Удмуртской Республики <...>, <...> по доверенности,

в отсутствии Ответчика – Комиссии по разработке территориальной программы ОМС в Удмуртской Республики, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

          на заседании Комиссии 17.01.2018 года в присутствии:

        представителей Заявителя – директора ООО «Больница Лава» <...> (по паспорту), представителя по доверенности <...>,

представителей Ответчика – представителя Правительства Удмуртской Республики <...>. по доверенности, представителя Комиссии по разработке территориальной программы ОМС в УР <...> по доверенности,

представителя заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики – <...> по доверенности,

представителей Министерства здравоохранения Удмуртской Республики <...>,<...>по доверенности,

          на заседании Комиссии  07.02.2018 года в присутствии:

        представителей Заявителя – директора ООО «Больница Лава» <...>  (по паспорту), представителя по доверенности <...>,

представителей Ответчика – представителя Правительства Удмуртской Республики <...> по доверенности,

представителя заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики – <...> по доверенности,

представителей Министерства здравоохранения Удмуртской Республики <...>,<...>по доверенности,

в отсутствии Ответчика – Комиссии по разработке территориальной программы ОМС в Удмуртской Республики, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

          на заседании Комиссии  21.02.2018 года в присутствии:

        представителей Заявителя – представителя по доверенности <...>,

представителей Ответчика – представителя Правительства Удмуртской Республики <...> по доверенности,

представителя заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики – <...> по доверенности,

представителей Министерства здравоохранения Удмуртской Республики <...>,<...> по доверенности,

в отсутствии Ответчика – Комиссии по разработке территориальной программы ОМС в Удмуртской Республики, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

        

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступило заявление ООО «Больница Лава», согласно которому данное общество неоднократно обращалось в адрес Министерства здравоохранения УР, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования УР, в Комиссию по разработке территориальной программы ОМС в Удмуртской Республике (далее- Комиссия по ОМС) с просьбой увеличения объёмов специализированной медицинской помощи в рамках ОМС на 2017 год, но получало отказ. Обществу был выделен объем предоставления специализированной медицинской помощи на 2017 год в разрезе 30 госпитализаций по профилям «хирургия» и «урология», в то время как бюджетным учреждениям Удмуртской Республики в размере от 144 до 3622 госпитализаций.

По результатам рассмотрения заявления, в действиях Правительства УР и Комиссии по разработке территориальной программы ОМС в Удмуртской Республике были установлены признаки нарушения пункта 8) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Правительству УР и Комиссии по ОМС были выданы предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В установленные сроки, Правительством УР и Комиссией по ОМС предупреждения Удмуртского УФАС России от 15.03.2017 года не были исполнены, в связи с чем, приказом Удмуртского УФАС России возбуждено дело №ММ06-06/2017-183.

Определением о назначении дела №ММ06-06/2017-183 о нарушении антимонопольного законодательства, дело назначено к рассмотрению на 28.06.2017 года.

Определением от 28.06.2017 года дело №ММ06-06/2017-183 было отложено  и назначено к рассмотрению на 24.08.2017 года в 09 часов 30 минут.

Определением от 25.08.2017 года дело №ММ06-06/2017 – 183 было отложено и назначено к рассмотрению на 18.10.2017 года в 14 часов 00 минут.

Определением от 28.08.2017 года срок рассмотрения дела продлен до 02.03.2018 года.

Определением от 18.10.2017 года дело №ММ06-06/2017-183 было отложено и назначено к рассмотрению на 13.12.2017 года в 09 часов 30 минут.

Определением от 13.12.2017 года дело №ММ06-06/2017-183 было отложено и назначено к рассмотрению на 17.01.2018 года в 15 часов 00 минут.

Определением от 17.01.2018 года дело №ММ06-06/2017-183 было отложено и назначено к рассмотрению на 07.02.2018 года в 10 часов 00 минут.

Определением от 07.02.2018 года дело №ММ06-06/2017-183 было отложено и назначено к рассмотрению на 21.02.2018 года в 10 часов 00 минут.

В рамках рассмотрения дела №ММ06-06/2017-183 в действиях Министерства здравоохранения  Удмуртской Республики были установлены признаки нарушения пункта 8) части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в утверждении  схем маршрутизации пациентов хирургического и урологического профиля, положения которых предусматривают направление пациентов   для получения медицинской помощи всех уровней только в медицинские учреждения, подведомственные Министерству здравоохранения УР (приказы Министерства здравоохранения УР от 09.08.2012 года №559 «О маршрутизации пациентов хирургического профиля», от 09.08.2012 года №552 «О маршрутизации пациентов урологического профиля»).

В целях исполнения предупреждения Министерством здравоохранения УР были внесены изменения в приказы «О маршрутизации пациентов хирургического и урологического профилей».

Так, новая редакция приказов обязывает лечащих врачей медицинских учреждений информировать граждан о наличии всех медицинских учреждениях, имеющих лицензии на оказание специализированной и высокотехнологичной помощи.

В связи с чем, предупреждение Минздравом УР считается исполненным в полном объёме.

В рамках рассмотрения дела №ММ06-06/2017-183 в действиях Правительства УР и Комиссии по разработке программы ОМС в УР были установлены признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в  перераспределении объёмов оказания медицинской помощи, в рамках текущего года, между медицинскими учреждениями, которые включены в территориальную программу ОМС, без учета выбора медицинской организации, сделанного застрахованными лицами в целях получения медицинской помощи.

Во исполнении предупреждения Комиссией 31.01.2018 года был принят в новой редакции Порядок предоставления информации в Комиссию по разработке территориальной программы ОМС (Приложение 13 к Решению Комиссии от 31.01.2018 года).

Действующая редакция Порядка, принятая Комиссией во исполнении предупреждения Удмуртского УФАС России, предусматривает обязанность Комиссии учитывать выбор медицинской организации, сделанный гражданами с целью получения медицинской помощи в выбранном ими медицинском учреждении.

В связи с чем, предупреждения Правительства УР и Комиссии по разработке территориальной программы ОМС от 19.01.2018 года считаются исполненными в полном объёме.

07.02.2018 года Комиссией Удмуртского УФАС России принято заключение об обстоятельствах дела №ММ06-06/2017-183.

19.02.2018 года в адрес Удмуртского УФАС России поступили возражения Правительства УР на заключение об обстоятельствах дела №ММ06-06/2017-183, к которым были приобщены сведения о предоставляемых медицинским организациям объёмах оказания медицинской помощи, данные о фактически выполняемых объёмах, а также приведены критерии используемые Комиссией при распределении объёмов оказания медицинской помощи по профилю 108 «Урология» и «Хирургия».

 На заседании Комиссии 21.02.2018 года, представителем Правительства УР была поддержана позиция, изложенная в письменных возражениях на заключение об обстоятельствах дела №ММ06-06/2017-183.

Рассмотрев представленные лицами, участвующими в деле, документы и информацию, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с Положением о деятельности Комиссии созданы рабочие группы для рассмотрения отдельных вопросов по распределению объёмов медицинской помощи

На заседании рабочей группы по распределению и корректировке объемов стационарной и стационарозамещающей помощи между медицинскими организациями Комиссии по разработке территориальной программы ОМС рассматриваются направленные медицинскими организациями предложения, с учетом нормативов объемов медицинской помощи в разрезе видов и условий (медицинская помощь в амбулаторных, стационарных и стационарозамещающих условиях) ежегодно утверждаемых Программой государственных гарантий.

На 2017 год уменьшено плановое число госпитализаций в целом по Удмуртской Республике и в разрезе каждой медицинской организации в связи с приведением объемов Территориальной программы Удмуртской Республики в соответствие федеральным нормативам объемов оказания медицинской помощи в стационарных условиях. Так, медицинскими организациями Удмуртской Республики направлены в адрес рабочей группы предложения о возможности выполнения 285616 госпитализаций, что на 11% или 30462 госпитализации выше расчетного числа госпитализации в соответствии с федеральным нормативом на 2017 год. Общее число госпитализаций для оказания специализированной помощи в целом по Удмуртской Республике на 2017 год снижено на 6667 госпитализаций или на 2,5%, что привело к снижению объемов в разрезе каждой медицинской организации от уровня 2016 года и не позволяет удовлетворить все предложения медицинских организаций, направленных в адрес рабочей группы, при этом объемы специализированной стационарной помощи всем негосударственным медицинским организациям, в том числе ООО «Больница Лава», сохранены на уровне 2016 года. Медицинская помощь населению Удмуртской Республики по профилю «урология» в стационарных условиях оказывается в 6 государственных медицинских организациях, по профилю «хирургия» в 38 государственных медицинских организациях и 2-х ведомственных организациях.

Согласно порядку предоставления информации в Комиссию по разработке территориальной программы ОМС в Удмуртской Республике (далее – Комиссия), являющемуся приложением № 9 к Решению Комиссии от 01.07.2016 г., при распределении объемов медицинской помощи учитывается потребность застрахованных лиц в медицинской помощи в учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи.

В соответствии с приложением № 2 к порядку предоставления информации в Комиссию, ООО «Больница Лава» направлены предложения по объемам медицинской помощи, оказываемой в условиях круглосуточного стационара в рамках реализации территориальной программы ОМС в разрезе профилей коек в размере 345 случаев госпитализации.

Вопрос увеличения объемов специализированной медицинской помощи для ООО «Больница Лава» рассматривался на заседании Комиссии 29.04.2016 г., было отказано в увеличении объемов ввиду отсутствия свободных объемов и предложений медицинских организаций по уменьшению объемов по Территориальной программе ОМС. Аналогичные решения были приняты в отношении бюджетных учреждений здравоохранения «РКДЦ МЗ УР», «ГКБ№7 МЗ УР», «ГКБ № 6 МЗ УР», «ГБ № 3 МЗ УР». Вместе с тем, на данном заседании были выделены дополнительные объемы медицинской помощи БУЗ УР «Родильный дом № 3 МЗ УР», БУЗ УР «Граховская РБ МЗ УР», БУЗ УР «Увинская РБ МЗ УР», БУЗ УР «Шарканская РБ МЗ УР» за счет нераспределенных объемов, утвержденных Территориальной программой ОМС.

Отношения в сфере ОМС регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон об ОМС), Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об охране здоровья граждан), Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и иными нормативными правовыми актами.

Под территориальной программой ОМС в соответствии с частью 1 статьи 36 Закона об ОМС понимается составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа ОМС включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой ОМС, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы ОМС в расчете на одно застрахованное лицо (часть 2 статьи 36 Закона об ОМС).

Территориальная программа ОМС в рамках реализации базовой программы ОМС определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по ОМС, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи (часть 6 статьи 36 Закона об ОМС).

Для разработки проекта территориальной программы ОМС на основании части 9 статьи 36 Закона об ОМС в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы ОМС, в состав которой входят на паритетных началах представители:

–          органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации,

–          территориального фонда,

–          страховых медицинских организаций,

–          медицинских организаций,

–          медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов),

–          профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

Комиссия по разработке территориальной программы ОМС формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, являющимся приложением к правилам ОМС.

Согласно части 10 статьи 36 Закона об ОМС объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой ОМС, распределяются решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи.

Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее – Правила ОМС), которые регулируют правоотношения субъектов и участников ОМС при реализации Закона об ОМС, а также Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы ОМС (далее – Положение о комиссии).

На заседании Комиссии 21.02.2018 года представителем Правительства УР было указано на то, что в полномочия Правительства УР не входит осуществление контроля за принимаемыми решениями Комиссии по разработке программы ОМС.

Комиссия Удмуртского УФАС России считает довод Правительства УР несостоятельным ввиду следующего.

Персональный состав комиссии по разработке территориальной программы ОМС на основании пункта 10 Положения о комиссии утверждается нормативным правовым актом высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии является представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 11 Положения о комиссии).

Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 05.09.2011 г. № 726-р утвержден состав Комиссии Удмуртской Республики.

Поскольку Комиссия Удмуртской Республики учреждена в силу прямого указания Закона об ОМС органом государственной власти субъекта Российской Федерации и наделена Законом об ОМС и принятыми в его исполнение подзаконными нормативными правовыми актами функциями органов власти, в частности по принятию решений, обязательных к исполнению хозяйствующими субъектами, в том числе путем распределения объемов предоставления медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, Комиссия Удмуртской Республики является органом, осуществляющим функции  Правительства Удмуртской Республики в сфере ОМС. Правительство Удмуртской Республики как орган, утвердивший состав Комиссии Удмуртской Республики, а также Комиссия Удмуртской Республики несут ответственность за принимаемые решения, в том числе по вопросам распределения и перераспределения объемов предоставления медицинской помощи между медицинскими организациями в сфере ОМС.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), а в том числе созданию дискриминационных условий.

Таким образом, Правительство Удмуртской Республики и Комиссия Удмуртской Республики являются субъектами ответственности по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона об ОМС под обязательным медицинским страхованием понимается вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных Законом об ОМС случаях в пределах базовой программы ОМС.

Согласно части 1 статьи 15 Закона об ОМС к медицинским организациям в сфере ОМС относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.

Частью 2 статьи 15 Закона об ОМС предусмотрено, что медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд ОМС до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере ОМС. Территориальный фонд не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций. Комиссией по разработке территориальной программы ОМС в субъекте Российской Федерации могут быть установлены иные сроки подачи уведомления вновь создаваемыми медицинскими организациями. Информация о сроках и порядке подачи уведомления о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, размещается территориальным фондом на своем официальном сайте в сети «Интернет».

Статьей 20 Закона об ОМС закреплено право медицинских организаций на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и в иных случаях, предусмотренных Законом об ОМС.

Таким образом, медицинская организация как участник ОМС участвует в реализации территориальной программы ОМС.

Согласно части 1 статьи 36 Закона об ОМС, территориальная программа ОМС – составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона об ОМС, территориальная программа ОМС включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой ОМС, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы ОМС в расчете на одно застрахованное лицо.

На основании части 9 статьи 36 Закона об ОМС для разработки проекта территориальной программы ОМС в субъекте Российской Федерации создается комиссия, в состав которой входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах. Комиссия по разработке территориальной программы ОМС формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, являющимся приложением к правилам ОМС.

            В соответствии с частью 10 статьи 36 Закона об ОМС объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой ОМС, распределяются решением комиссии, указанной в части 9 Закона об ОМС, между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи.

Таким образом, Законом об ОМС установлены общие критерии распределения объемов предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой ОМС.

Решением Комиссии по разработке территориальной программы ОМС в УР от 07.06.2017 года принят порядок расчета объёмов распределения медицинской помощи между медицинскими организациями, осуществляющими деятельность по территориальной программе ОМС в УР (приложение 12 к решению Комиссии от 07.06.2017 года).

Согласно данного Порядка (в редакции от 31.08.2017 года) общий объем специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях (количество госпитализаций) распределяется по профилям медицинской помощи. Распределение по профилям медицинской помощи осуществляется с учетом рекомендуемых Минздравом России нормативов объёмов специализированной медицинской помощи в стационарных по профилям медицинской помощи, с учетом уровня и структуры заболеваемости населения Удмуртской Республики (фактических показателей потребления застрахованными медицинской помощи за предыдущий период на территории Удмуртской Республики и за ее пределами), а также исходя из мощностей медицинских организаций, включенных в реестр МО, по оказанию медицинской помощи соответствующих профилей.

При распределении объёмов высокотехнологичной медицинской помощи приоритет отдается медицинским  организациям:

- оказывающим в рамках Территориальной программы ОМС УР специализированную (не высокотехнологичную) медицинскую помощь по соответствующим профилям;

- имеющим в структуре стационара смежные профили медицинской помощи (многопрофильность медицинской организации), возможность оказания круглосуточной реанимационной помощи;

- принимающим участие в оказании экстренной круглосуточной медицинской помощи по соответствующим профилям медицинской помощи, в том числе, осуществляющих выездную деятельность;

- не имеющим обоснованных жалоб пациентов на неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества в предыдущем периоде;

- не имеющим нарушений по результатам проверок и ревизий медицинской  организации    за предыдущий период, нарушений при сдаче установленных форм государственной статистической  отчетности.

 При распределении объемов учитывается квалификация и опыт работы врачей специалистов медицинской организации.

Остальной объем медицинской помощи 3 уровня распределяется между медицинскими организациями, оказывающими специализированную помощь на 3 уровне, с учетом: 

- набора профилей коек медицинской организации;

- показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за предыдущий период и расчетного потребления медицинской помощи застрахованным лицам по полу и возрасту на плановый период;

- мощности медицинской организации;

- количества обоснованных жалоб пациентов на неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества;

- результатов проверок и ревизий медицинской организации за предыдущий период, нарушений при сдаче установленных форм государственной статистической отчетности, выполнения условий договоров на оказание и оплату медицинской помощи  по обязательному медицинскому страхованию.

Объем медицинской помощи, рассчитанный на муниципальное образование, распределяется по медицинским организациям, расположенным на территории данного муниципального образования, с учетом:

- показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за предыдущий период и расчетного потребления медицинской помощи застрахованным лицам по полу и возрасту на плановый период;

- 100 процентного обеспечения оказания экстренной медицинской помощи за предыдущий год при дежурствах, установленных распоряжениями Министерства здравоохранения УР.

Оставшийся объем плановой медицинской помощи распределяется с учетом:

- набора профилей коек медицинской организации;

- фактического количества госпитализаций за предыдущий период;

- мощности медицинской организации;

- количества обоснованных жалоб пациентов на неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества;

- результатов проверок и ревизий медицинской организации за предыдущий период, нарушений при сдаче установленных форм государственной статистической отчетности, выполнения условий договоров на оказание и оплату медицинской помощи  по обязательному медицинскому страхованию.

В соответствии с пунктом 8 Положения о комиссии, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 №158н, комиссия по разработке территориальной программы ОМС на заседаниях по представленным секретарем комиссии предложениям, поступившим от органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, страховых медицинских организаций, медицинских организаций, территориального фонда, распределяет объемы медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации, на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи по видам медицинской помощи, условиям предоставления медицинской помощи, в разрезе профилей отделений (коек), врачебных специальностей, с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц.

Аналогичные критерии распределения объемов предоставления медицинской помощи, в том числе такой критерий как фактическое (за предыдущий период) и расчетное потребление медицинской помощи застрахованными лицами по полу и возрасту, установлены пунктом 5 письма Минздрава России от 12.12.2014 № 11-9/10/2-9388 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Таким образом, основными критериями, которые должны учитываться при распределении объемов предоставления медицинской помощи, являются следующие:

–          данные о видах, профилях отделений (коек), врачебных специальностях;

–          данные о половозрастном составе и численности застрахованных лиц;

–          данные о потребности застрахованных лиц в медицинской помощи;

–          данные о показателях потребления медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам;

–          данные о количестве прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях.

 

Из приведенных положений следует, что распределение объемов предоставления медицинской помощи между медицинскими организациями должно осуществляться Комиссией Удмуртской Республики не произвольно, а в соответствии с законодательно закрепленными критериями, в связи с чем решение о выделении каждой медицинской организации конкретного объема медицинский помощи должно быть мотивировано не только принципами сбалансированности распределения медицинской помощи между медицинскими организациями субъекта Российской Федерации в пределах установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи, но и показателями, применимыми к конкретной медицинской организации.

Таким образом, объем медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, обусловлен количеством обращений в медицинскую организацию, характером заболеваний и наличием иных факторов, объективно не зависящих от воли медицинской организации.

Информация, представленная Правительством УР и Комиссией по разработке территориальной программы ОМС, о фактических выделенных и выполненных объёмах медицинской помощи по профилю 108 «Урология» и 112 «Хирургия» за период 2016 – 2018 года приведена в таблицах №1,2.

 

                                                                          Таблица №1 112 «Хирургия»

 

Наименование М/О

2016 год

                          2017 год

2018

 

Число госпитализаций, которое возможно осуществить в ЛПУ на имеющихся площадях

 

На начало года

 

На конец года

Фактически выполненные обьемы

На начало года

На конец года

Фактически выполненные обьемы

За 2017 год

по данным

ТФОМС

Фактически выполненные обьемы

За 2017 год

по данным РМИАЦ

Выделенные обьемы на начало 2018 года

1

БУЗ УР «Первая РКБ МЗ УР»

2772

1488

1488

1610

1488

1368

1652

1745

1638

2

БУЗ УР «Завьяловская РБ  МЗ УР»

2033

782

782

745

370

370

527

549

410

3

БУЗ УР «ГКБ№2 МЗ УР»

4806

 

2499

 

2681

 

2987

2599

2719

2848

2850

2599

4

БУЗ УР «ГКБ№6 МЗ УР»

4436

2728

3003

2771

3003

3279

2628

3359

2957

5

БУЗ УР «ГКБ№8

МЗ УР»

 

2218

 

1479

 

1529

 

1831

 

1479

 

1679

 

1818

 

1823

 

1479

6

БУЗ УР «ГКБ№9

МЗ УР»

 

1663

 

1367

 

1399

 

1423

 

1367

 

1367

 

1416

 

1591

 

1367

7

БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР»

3771

2433

2500

 

 

2577

2500

2537

2422

2431

2500

9

БУЗ УР «Сарапульская ГБ№1 МЗ УР»

4621

2032

2086

2259

2032

2032

2184

2258

2032

10

БУЗ УР «Можгинская РБ МЗ УР»

 

 

2588

 

1590

 

1590

 

1458

 

1590

 

1590

 

1466

 

1500

 

1590

11

БУЗ УР Алнашская РБ МЗ УР»

 

739

 

300

 

300

 

321

 

300

 

300

 

330

 

351

 

 

316

12

БУЗ УР «Балезинская РБ МЗ УР»

 

1479

 

685

 

685

 

663

 

685

 

725

 

762

 

747

 

685

13

БУЗ УР «Сюмсинская РБ МЗ УР»

 

591

 

410

 

380

 

411

 

292

 

410

 

414

 

447

 

292

14

ООО «Больница Лава»

100

10

10

23

10

5

90

-

0

15

БУЗ УР «Ярская РБ МЗ УР»

554

312

312

292

312

312

320

338

314

16

БУЗ УР «Якшур – Бодьинская РБ МЗ УР»

554

388

388

371

388

388

387

387

388

17

БУЗ УР «Юкаменская РБ МЗ УР»

554

270

270

253

270

295

290

312

293

18

БУЗ УР «Красногорская РБ МЗ УР»

554

319

319

272

319

339

324

334

319

19

БУЗ УР «Кизнерская РБ МЗ УР»

1109

699

699

643

562

562

619

652

562

                                                                                                    

                                

 

 

                                                                                               Таблица№2 108 «Урология»

 

Наименование М/О

                                        2016 год

2017 год

2018

 

Число госпитализаций, которое возможно осуществить в ЛПУ на имеющихся площадях

 

На начало года

 

На конец года

Фактически выполненные обьемы

за 2016 год

по данным

ТФОМС

Фактически выполненные обьемы

за 2016 год

по данным

РМИАЦ

На начало года

На конец года

Фактически выполненные обьемы

За 2017 год

По данным ТФОМС УР

Фактически выполненные обьемы

За 2017 год

По данным ТФОМС УР

Выделенные обьемы на 2018 год

1

БУЗ УР «Первая РКБ МЗ УР»

2033

1468

1468

1611

1649

1468

1468

1577

1630

1468

2

БУЗ УР «ГКБ№6 МЗ УР»

2218

1811

1811

1331

1535

1811

1811

1882

1924

1848

3

БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР»

1109

536

740

 

 

663

795

740

740

723

725

740

4

БУЗ УР «Сарапульская ГБ№1 МЗ УР»

1109

554

618

689

710

554

554

580

630

554

5

ООО «Больница Лава»

200

20

20

78

-

20

25

142

-

130

6

БУЗ УР «Воткинская РБ МЗ УР»

1109

739

739

513

527

739

739

438

480

369

                                                                                                                                                                        

     

Из указанных выше сведений следует то, что фактически те объемы медицинской помощи, которые были выделены медицинским учреждениям по профилю 112 «Хирургия» и 108 «Урология» в 2016 году  выполнялись в полном объёме не всеми медицинским учреждениями, тогда как на начало 2017 год таким медицинскими учреждениям объёмы медицинской помощи были оставлены на прежнем уровне, также и в период 2017 года выделенные объемы медицинской помощи выполнялись в полном объеме не всеми медицинскими учреждениями, при этом на начало  2018 года таким медицинским учреждениям объемы сохранены на прежнем уровне.

       Так, например, БУЗ УР «Можгинская РБ МЗ УР» по профилю 112 «Хирургия» на конец 2016 года было выделено 1590 госпитализаций, из которых было выполнено в 2016 году - 1458, на начало 2017 года было выделено 1590 госпитализаций, которые выполнены за период 2017 года в количестве 1466 (по данным ТФОМС УР); БУЗ УР «Балезинская РБ МЗ УР» на конец 2016 года было выделено 685 госпитализаций, из которых выполнено в 2016 году - 663, на начало 2017 года было выделено 685 госпитализаций; БУЗ УР «ГКБ№6 МЗ УР» на конец 2016 года было выделено 3003, из которых выполнено – 2771, на 2017 год выделено 3003 госпитализаций из которых за период 2018 года выполнено 2628 (по данным ТФОМС УР); БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» на 2017 год выделено 2537 госпитализаций, из которых выполнено 2422 (по данным ТФОМС УР), объемы на 2018 год выделены в размере 2500 госпитализаций; БУЗ УР «Ярская РБ МЗ УР» на 2016 год было выделено 312 госпитализаций, из которых выполнено 292, объемы на 2017 год были сохранены на уровне 2016 года в размере – 312 госпитализаций; БУЗ УР «Якшур – Бодьинская РБ МЗ УР» на 2016 год выделено 388 госпитализаций из которых выполнено – 371, на 2017 обьемы выделены в размере 388 госпитализаций; БУЗ УР «Юкаменская РБ МЗ УР» на 2016 год выделены обьемы в размере 270, из которых выполнены 253, на 2017 годы обьемы выделены в размере 270 госпитализаций; БУЗ УР «Красногорская РБ МЗ УР» на 2016 год выделено 319 госпитализаций, из которых выполнены 272, на 2017 год объёмы сохранены на 2016 года в размере 319 госпитализаций.

         По профилю урология: БУЗ УР «Воткинская  РБ МЗ УР» на конец 2016 года было выделено 739 госпитализаций, из которых выполнено – 513, а на начало 2017 года выделено – 739; БУЗ УР «Глазовская РБ МЗ УР» на конец 2016 года было выделено – 740 госпитализаций, из которых выполнено – 663 (по данным ТФОМС УР), а на 2017 год также выделено в размере 740 госпитализаций, из которых в период 2017 года выполнено 723, на 2018 год обьемы сохранены на уровне 2017 года в размере 740 госпитализаций;  БУЗ УР «ГКБ№6 МЗ УР» на конец 2016 года было выделено 1811, из которых выполнено – 1331, на 2017 год выделено на прежнем уровне в размере - 1811 госпитализаций.

В тоже время, установлено, что медицинским учреждениям выполняющим объёмы медицинской помощи в полном обьеме, на начало следующего года, объемы медицинской помощи также были оставлены на прежнем уровне. Так, например, БУЗ УР «Сарапульская ГБ МЗ УР» на  2016 год было выделено по профилю «урология»  618 госпитализаций, за период 2016 года медицинским учреждением данный показатель перевыполнен в размере 689 госпитализаций, в тоже время, на начало 2017 года медицинскому учреждению выделено 554 госпитализации, за период 2017 года которые перевыполнены в размере 580 госпитализаций, на начало 2018 года медицинскому учреждению выделено 554 госпитализации; БУЗ УР «Воткинская ГБ №1 МЗ УР» на период 2016 года было выделено по профилю «хирургия»  1485 госпитализаций, которые перевыполнены в период 2016 года в размере 1824 госпитализаций, тогда как на 2017 год выделено госпитализаций на уровне 2016 года – 1485, которые перевыполнены  в период 2017 года в размере 1803, на начало 2018 года выделенное количество госпитализаций составляет 1485.

Из анализа сведений, приведённых в Табл.№1 и №2,  невозможно установить какой методикой руководствуется Комиссия при распределении объемов оказания медицинской помощи, учитывая факт того, что не выполнение объёмов медицинской помощи не приводит к снижению объёмов, выделяемых  на следующие года, при том, что результаты по критериям у всех медицинских организаций государственной формы собственности являются положительными и идентичны друг другу  (результаты приведены в табл№3 настоящего Решения).

Из пояснений представителей Министерства здравоохранения УР следует, что невыполненные объемы медицинскими учреждениями по профилю 108 «Урология» и 112 «Хирургия» были перераспределены, в рамках текущего года, на другие профили медицинской помощи, оказываемые медицинскими учреждениями.

Объёмы медицинской помощи, которые не были выполнены медицинскими учреждениями в 2016 году, не были перераспределены на 2017 год в пользу иных медицинских учреждений, которые входят в программу ОМС и имеют фактическую возможность оказания медицинской помощи по профилю 112 «Хирургия» и 108 «Урология», исходя из мощности медицинских учреждений, а также показателя потребления медицинской помощи в данных медицинских учреждениях.

Из представленных сведений Правительства УР и Комиссии по разработке программы ОМС следует, что при распределении обьемов оказания медицинской помощи, Комиссией учитываются критерии, приведённые в Табл. №3, в который приведены результаты применения данных критериев к медицинским организациям частной и государственной форм собственности, входящие в реестр ОМС, по профилю 108 «Урология». Критерии используемые при распределении обьемов по профилю 112 «Хирургия» идентичны в применении.

 

                                                                                                                  Табл.№3

         

Наименование медицинской  организации

Критерии рассмотрения на Комиссии по разработке ТП ОМС в УР

Наличие прикрепленного населения, для оказания первичной и  специализированной медицинской помощи в плановой форме

Наличие прикрепленных МО для оказания специализированной помощи в соответствии с маршрутизацией

Участие в графике экстренных дежурств

Функции межмуниципального центра

Наличие многопрофильного стационара

Возможность круглосуточного оказания мед. помощи

Наличие КТ или МРТ

Наличие ОРИТ (ПИТ)

Оценка деятельности учреждения в рамках федеральной статистической отчетности

Обязательства МЗ УР в достижении уровня зарабной платы медицинских работников по Указу Президента РФ

операционная

Диагностичексие службы

Консультации специалистов

 

БУЗ УР «1 РКБ МЗ УР»

нет

да

да

3 уровень

да

да

да

да

КТ, МРТ

да

да

да

БУЗ УР «ГКБ№6 МЗ УР»

да

да

да

2 уровень

да

да

да

да

МРТ

да

да

да

БУЗ УР «Воткинская ГБ №1 МЗ УР»

да

да

да

ММЦ

да

да

да

да

КТ

да

да

да

БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР»

да

да

да

ММЦ

да

да

да

да

КТ, МРТ

да

да

да

БУЗ УР «Сарапульская ГБ МЗ УР»

да

да

да

ММЦ

да

да

да

да

КТ

да

да

да

ООО «Больница Лава»

нет

да

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

 

На заседании Комиссии 21.02.2018 года представителям Правительства УР и Министерства здравоохранения УР был задан вопрос относительно использования некоторых критериев, приведённых в Табл.№3, а именно: Оценка деятельности учреждения в рамках федеральной статистической отчетности; Обязательства МЗ УР в достижении уровня заработной платы медицинских работников по Указу Президента РФ от 07.05.2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее - Указа Президента РФ от 07.05.2012 года №597); Наличие многопрофильного стационара, которые не закреплены на законодательном уровне, а также в Порядке расчета объёмов распределения медицинской помощи между медицинскими организациями, осуществляющими деятельность по территориальной программе ОМС в УР (приложение 12 к решению Комиссии от 07.06.2017 года).

 

      Из ранее представленных поясней Правительства УР и Комиссии по разработке программы ОМС следовало, что Комиссия распределяет объемы оказания медицинской помощи между медицинскими организациями на основе установленных территориальной программой ОМС объемов предоставления медицинской помощи по видам медицинской помощи, условиям предоставления медицинской помощи, в разрезе профилей отделений (коек), врачебных специальностей, с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованными лицами, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц, а также с использованием критериев, закрепленных в Порядке Комиссии (приложение 12 к решению Комиссии от 07.06.2017 года).

В связи с чем, из  ранее представленных пояснений  не следовало, что при распределении объёмов оказания  медицинской помощи, Комиссия использует такие критерии как  оценка деятельности учреждения в рамках федеральной статистической отчетности; обязательства МЗ УР в достижении уровня заработной платы медицинских работников по Указу Президента РФ от 07.05.2012 года №597; наличие многопрофильного стационара.

        На заседании Комиссии представителями Правительства УР и Минздрава УР были даны пояснения о том, что при распределении объёмов оказания медицинской помощи в период 2016 – 2018 гг. Комиссией по разработке программы ОМС использовались критерии приведённые в Табл.№3 как по профилю «Хирургия», так и по профилю «урология». Относительно критерия -  обязательства МЗ УР в достижении уровня заработной платы медицинских работников по Указу Президента РФ от 07.05.2012 года №597 было указано, что данный критерий используется только в отношении медицинских учреждений государственной формы собственности. Относительно критерия - оценка деятельности учреждения в рамках федеральной статистической отчетности было указано, что в связи с тем, что ООО «Больница Лава» не подается указанная отчетность у Общества по данному критерию проставлены отрицательные результаты, относительно критерия - наличие многопрофильного стационара было указано, что положительный результат по данному критерию начисляется только в случае осуществления медицинскими учреждениями более 5 направлений медицинской деятельности, в связи  с чем, по данному показателю у ООО «Больница Лава» также проставлены отрицательные результаты.

 

          Одним из критериев распределения объемов медицинской помощи, которым должна руководствоваться Комиссия является показатель потребления медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за предыдущий период.

       Учитывая то, что по результатам рассмотрения сведений приведённых в табл.№1 и №2  из которых  установлен факт не выполнения медицинскими учреждениями – БУЗ УР «ГКБ№6 МЗ УР», БУЗ УР «Можгинская РБ МЗ УР», БУЗ УР «Балезинская РБ МЗ УР», БУЗ УР «Глазовская РБ МЗ УР», БУЗ УР «Воткинская РБ МЗ УР», БУЗ УР «Ярская РБ МЗ УР», БУЗ УР «Якшур – Бодьинская РБ МЗ УР», БУЗ УР «Юкаменская РБ МЗ УР», БУЗ УР Красногорская РБ МЗ УР» объемов оказания медицинской помощи в полном объеме в период 2016 - 2017 гг., а также то, что на следующий год  данным медицинским учреждениям объемы оказания медицинской помощи оставлены  на прежнем уровне; с учетом  сведений указанных в табл. №3 в которой приведены критерии распределения медицинской помощи в число которых не входит критерий потребления медицинской помощи, а также пояснений Правительства УР и Минздрава УР из которых следует то, что при распределении объёмов оказания медицинской помощи Комиссией на 2017-2018гг. использовались только те критерии, которые приведены в Табл. №3, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу, что Комиссия в период 2016 – 2017 гг. по разработке программы ОМС не применяла при распределении объемов оказания медицинской помощи критерий потребления медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за предыдущий период.

 В связи с чем, такое распределение объемов оказания медицинской помощи, ставит остальные медицинские учреждения в неравное положение по отношению к медицинским учреждениям, не выполняющим объемы оказания медицинской помощи в полном объеме и  приводит к созданию дискриминационных условий на рынке оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС в УР.

Факт неравного распределения объемов оказания медицинской помощи также установлен из использования Комиссией таких критериев как   оценка деятельности учреждения в рамках федеральной статистической отчетности; обязательства МЗ УР в достижении уровня заработной платы медицинских работников по Указу Президента РФ от 07.05.2012 года №597, которые применяются только в отношении медицинских учреждений государственной формы собственности, что предоставляет таким медицинским учреждениям преимущества при распределении объемов оказания медицинской помощи.

Как было указано выше, из табл.№3 следует, что по критерию оценка деятельности учреждения в рамках федеральной статистической отчетности ООО «Больница Лава» был проставлен отрицательный результат.

Из содержания критерия - оценка деятельности учреждения в рамках федеральной статистической отчетности, невозможно установить, какие именно формы отчетности учитываются при применении данного критерия, указания по применению данного критерия, а также иных критериев используемых Комиссией при распределении объемов оказания медицинской помощи, отсутствуют.

        Вместе с тем,  приказом Федеральной службы государственной статистики от 17.04.2014 года №258 утверждены формы отчетности федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению, сбору и обработке данных по которым осуществляется в системе Минздрава России, а именно формы отчетности №14-Ф (ОМС) «Сведения о поступлении и расходовании средств ОМС медицинскими организациями»  и №14-МЕД (ОМС) «Сведения о работе медицинских организаций в сфере ОМС».

        Из указаний по заполнению данных форм следует, что данные формы отчетности федерального статистического наблюдения предоставляются медицинскими организациями независимо от их ведомственной подчинённости и формы собственности, осуществляющие деятельность в сфере ОМС.  Заполненные формы предоставляются в территориальные фонды ОМС.  Далее, территориальный фонд ОМС осуществляет свод полученных данных по субъекту и своды по медицинским организациям как подведомственным Министерству здравоохранения, так и частной формы собственности и направляет их в Федеральный фонд ОМС, который, в свою очередь, предоставляет их в Минздрав России.

В связи с чем, обязанность по предоставлению форм отчетности №14-Ф (ОМС) и №14-МЕД (ОМС) закреплена за всеми медицинским организациями, осуществляющими деятельность в сфере ОМС. Обязанность территориального фонда ОМС также направлена на свод и направлении статистической отчетности в федеральный фонд ОМС по всем медицинским учреждениям вне зависимости от формы их собственности.

Из представленных ООО «Больница Лава» документов и сведений, следует, что Обществом за период 2016 – 2017 гг. исполнялась обязанность   по направлению в адрес территориального фонда ОМС форм федеральной статистической отчетности №14-Ф (ОМС) и №14-МЕД (ОМС). В материалах дела имеются копии форм отчетности, что свидетельствует о соответствии Общества критерию - оценка деятельности учреждения в рамках федеральной статистической отчетности.

В связи с чем, отрицательный результат, установленный ООО «Больница Лава»  по критерию - оценка деятельности учреждения в рамках федеральной статистической отчетности свидетельствует о том, что данный критерий применяется только в отношении медицинских учреждений государственной формы собственности, что свидетельствует о не равных условиях распределения объемов оказания медицинской помощи и созданию дискриминационных условиях на рынке оказания медицинской помощи в рамках программы ОМС.

          Факт наличия  дискриминационных условий  также установлен  из применения Комиссией по разработке программы ОМС критерия - наличие многопрофильного стационара, поскольку предоставляет медицинским учреждениям, осуществляющим деятельность по нескольким профилям медицинской деятельности, преимущества при распределении обьемов оказания медицинской помощи по конкретному профилю, в частности по профилю 108 «Урология» и 112 «Хирургия», при тех обстоятельствах, что распределение объёмов оказания медицинской помощи должно распределяться  в разрезе каждого профиля в отдельности, а не в зависимости от всех профилей, оказываемых  медицинскими организациями. Кроме того, в случае, осуществления медицинской организацией иных видов медицинской деятельности, такая организация имеет право получить обьемы оказания медицинской помощи по таким направлениям   при распределении обьемов в разрезе таких профилей.

В целях оценки состояния конкуренции на рынках осуществления медицинской деятельности в рамках программы ОМС по профилю 108 «Урология» и 112 «Хирургия», Удмуртским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на данных рынках. По результатам проведения которого установлено, что рынки являются конкурентными с долей участия медицинских организаций как государственной так и частной форм собственности. Доля участия ООО «Больница Лава» с учетом распределения обьемов оказания медицинской деятельности по профилю 112 «Хирургия» составила: в 2016 году – 0,0008%; в 2017 году – 0,0034%; в 2018 году – 0%, по профилю 108 «Урология»: в 2016 году – 0,016%, в 2017 году – 0, 027%, в 2018 году – 0,025%.

Из вышеуказанного следует, что принимаемые в период 2016 – 2017 гг. решения Комиссии о распределении обьемов оказания медицинской помощи на 2017 и 2018 гг. приняты без учета всех критериев, обязательных к применению согласно положениям действующего законодательства, а именно критерия: потребление медицинской помощи за предыдущий период,   а также с применением критериев, направленных на дискриминационное распределение обьемов оказания медицинской помощи, что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке осуществления медицинской деятельности  в рамках программы ОМС по профилю 108 «Урология» и 112 «Хирургия».

Дискриминационные условия  на рынке оказания медицинской помощи в рамках программы ОМС по профилю 108 «Урология» и 112 «Хирургия» установлены из нижеследующего:

        - применение критерия - оценка деятельности учреждения в рамках федеральной статистической отчетности только к государственным медицинским организациям, не учитывая положения  приказа Федеральной службы государственной статистики от 17.04.2014 года №258, которым утверждены формы федеральной статистической отчетности №14-МЕД (ОМС) и №14-Ф(ОМС), обязанность по предоставлению которых распространяется на все медицинские учреждения, осуществляющие деятельность в рамках программы ОМС, вне зависимости от формы их собственности, а также не учитывая факт того, что за период 2016-2017 гг. ООО «Больница Лава» исполнялась обязанность по предоставлению таких  форм;

- установление  критерия – обязательства МЗ УР в достижении уровня заработной платы медицинских работников по Указу Президента РФ от 07.05.2012 года №597 положения которого  применимы только к государственным медицинским учреждениям,  в связи с чем, установление такого критерия направлено на предоставление преимущественных условий медицинским учреждениям государственной формы собственности, поскольку не дает возможность получения положительного результата по данному критерию  частными медицинскими организациями;

- установление и применение критерия – наличие многопрофильного стационара (более 5 направлений) ставит в неравные условия медицинские учреждения, оказывающие медицинскую  деятельность по менее 5 видов деятельности по сравнению с медицинским учреждениями, осуществляющими медицинскую деятельность по нескольким профилям (более 5)  при тех обстоятельствах, что распределение объёмов оказания медицинской помощи должно распределяться  разрезе каждого профиля в отдельности, а не в зависимости всех профилей, оказываемых  медицинским организациями;

- не применение Комиссией по разработке программы ОМС всех критериев распределения обьемов медицинской помощи, установленных действующим законодательством, а именно критерия: потребление медицинской помощи за предыдущий период, что приводит к неравному распределению обьемов оказания медицинской помощи между медицинскими организациями, о чем свидетельствует факт того, что некоторым медицинским организациям при не выполнении всех обьемов оказания медицинской помощи, на следующий год обьемы медицинской помощи остаются на прежнем уровне, аналогично медицинским организациям выполняющим все выделенные обьемы, а в большинстве случаев перевыполняющие  их (Примеры приведены на стр. 20-21 настоящего Решения).

В связи с чем, бездействие  Правительства Удмуртской Республики, выразившееся в непринятии мер по созданию условий, направленных на недискриминационное распределение обьемов оказания медицинской помощи между медицинскими учреждениями, осуществляющими деятельность на рынке оказания медицинской помощи в рамках программы ОМС по профилю 108 «урология» и 112 «хирургия» является  нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Действия Комиссии по разработке территориальной программы по ОМС, выразившиеся в создании дискриминационных условий медицинским организациям,  действующими на рынке оказания медицинской помощи в рамках программы ОМС по профилю 108 «урология» и 112 «хирургия», при распределении обьемов оказания медицинской помощи являются нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь  статьями 15, 23,  41, 49 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 №339,

 

р е ш и л а:

 

1.Признать Правительство Удмуртской Республики (Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Пушкинская, 214, ИНН: 1831072895, ОГРН: 1021801149435) нарушившим пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в непринятии мер по созданию условий, направленных на недискриминационное распределение объемов оказания медицинской помощи между медицинскими учреждениями, осуществляющими деятельность на рынке оказания медицинской помощи в рамках программы ОМС по профилю 112 «хирургия» и 108 «урология».

2. Признать Комиссию по разработке территориальной программы по ОМС нарушившей   пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в создании дискриминационных условий медицинским организациям, действующим на рынке оказания медицинской помощи в рамках программы ОМС по профилю 108 «урология» и 112 «хирургия» при распределении объемов оказания медицинской помощи.

3. Выдать Комиссии предписание о совершении действий, направленных на недискриминационное распределение объёмов оказания медицинской помощи между медицинскими учреждениями, осуществляющими деятельность на рынке оказания медицинской помощи в рамках программы ОМС по профилю 112 «хирургия» и 108 «урология», а именно: путем перераспределения объемов оказания медицинской помощи за 2018 год на недискриминационных условиях.

4. Выдать Правительству УР (Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Пушкинская, 214, ИНН: 1831072895, ОГРН: 1021801149435) предписание о совершении действий, направленных на недискриминационное распределение объёмов оказания медицинской помощи между медицинскими учреждениями, осуществляющими деятельность на рынке оказания медицинской помощи в рамках программы ОМС по профилю 112 «хиругия» и 108 «урология», а именно: путем обеспечения перераспределения Комиссией обьемов оказания медицинской помощи за 2018 год на недискриминационных условиях.

 

Председатель Комиссии                                                  <...>

 

Члены Комиссии      <...>, <...>

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трех месяцев со дня его принятия. Решение также может быть обжаловано в ФАС России в течение месяца со для его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны