Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ОП 07-06/2018-271 З от 1 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:

председатель Комиссии: <…> – начальник отдела контроля закупок;

члены Комиссии: <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;  <…> – ведущий  специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,

на заседании Комиссии 31.10.2018 в присутствии:

представителей Заказчика – ГУ УР «Служба гражданской защиты Удмуртской Республики (далее – Заказчик): <…> (доверенность от 31.10.2018); <…> (доверенность от 31.10.2018);

представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР «Региональный центр закупок УР» (далее – Уполномоченное учреждение): <…> (доверенность от 01.02.2018);

представителя Заявителя ООО «Национальный центр информатизации» (далее – Заявитель): <…>;

представителей ПАО «Ростелеком» филиал в Удмуртской Республике: <…> (доверенность от 30.07.2018), <…> (доверенность от 18.07.2018);

на заседании Комиссии 01.11.2018 в присутствии:

представителей Заказчика – ГУ УР «Служба гражданской защиты Удмуртской Республики (далее – Заказчик): <…> (доверенность от 31.10.2018); <…> (доверенность от 31.10.2018);

представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР «Региональный центр закупок УР» (далее – Уполномоченное учреждение): <…> (доверенность от 02.04.2018);

представителя ПАО «Ростелеком» филиал в Удмуртской Республике: <…> (доверенность от 18.07.2018);

в отсутствие представителя Заявителя ООО «Национальный центр информатизации» (уведомлен надлежащим образом);

рассмотрев жалобу ООО «Национальный центр информатизации» (далее – Заявитель) на положения документации о проведении электронного аукциона № зз-15128-18 «Оказание услуг по разработке технического проекта АПК «Безопасный город» с созданием опытного участка в пилотных зонах Удмуртской Республики (г. Ижевск, г. Глазов, г. Можга, Камбарский район, Увинский район)» (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок –  0813500000118006090, далее – Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон),

 

УСТАНОВИЛА:

 

25.10.2018 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения аукционной документации Заказчика со следующими доводами:

1) Заявитель считает, что Заказчик объединил в одной закупке оказание услуг и поставку товара, монтаж и пуско-наладку оборудования, состав которого, количественные и качественные характеристики могут быть определены только после исполнения второго этапа оказания услуг. То есть документация об Аукционе не позволяет определить предмет поставки, объем оказываемых услуг, размер затрат на исполнение контракта;

2) Заявитель указывает на необоснованное определение НМЦК, поскольку необходимость поставки конкретного товара и его стоимость возможно определить только после утверждения Технического проекта (второй стадии оказания услуг);

3) По мнению Заявителя, положения документации об Аукционе в части сроков и порядка приемки оказанных услуг не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе;

4) Заявитель указывает, что документация об Аукционе не содержит сведений о месте оказания услуг и месте поставки товара;

5) Заявитель считает, что Заказчик при описании объекта закупки неправомерно указал на товарный знак СПО «Исток-СМ»;

6) По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно объединил в один предмет закупки все этапы оказания услуг: «Обследование», «Техническое и рабочее проектирование», «Создание опытного участка», «Ввод в действие КСА ЕЦОР», что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

7) Заявитель указывает, что Заказчиком в проекте контракта установлен необоснованно короткий срок для исполнения контракта с даты заключения контракта по 30.11.2018, что фактически с учетом даты проведения Аукциона 06.11.2018, и, предусмотренного Законом о контрактной системе 10-дневного срока заключения контракта, составляет 8 календарных или 6 рабочих дней.

Представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения с доводами  жалобы не согласились, считают ее необоснованной. Представили в материалы дела письменные пояснения.

Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

15.10.2018 – Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС в сфере закупок) извещение и документацию о проведении Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере   4 928 700,00 рубля.

02.11.2018 – дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок.

06.11.2018 - дата проведения аукциона в электронной форме.

На дату рассмотрения жалобы информация о поданных заявках и результатах их рассмотрении отсутствует. На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.

1. Рассмотрев первый и шестой  доводы жалобы Заявителя в совокупности, Комиссия Удмуртского УФАС России считает их обоснованными в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать  наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В пунктах 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе содержатся следующие требования:

1)  Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:  в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

 

 

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе   контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2).

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;

товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях) (статья 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 4 статьи 3 Закона о контрактной системе).

         В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

 

Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В извещении о проведении закупки указано наименование объекта закупки: Оказание услуг по разработке технического проекта АПК «Безопасный город» с созданием опытного участка в пилотных зонах Удмуртской Республики (г. Ижевск, г. Глазов, г. Можга, Камбарский район, Увинский район).

Согласно распоряжению Правительства РФ от 03.12.2014 № 2446-р «Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» комплекс «Безопасный город» является совокупностью функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, нормативных правовых актов и регламентов межведомственного взаимодействия, направленных на противодействие угрозам общественной безопасности, правопорядку и безопасности среды обитания, формирующих вместе с действующими федеральными системами обеспечения безопасности интеллектуальную многоуровневую систему управления безопасностью субъекта Российской Федерации в целом и муниципального образования в частности, за счет прогнозирования, реагирования, мониторинга и предупреждения возможных угроз, а также контроля устранения последствий чрезвычайных ситуаций.

В Части II документации об Аукционе содержится «Описание объекта закупки: Техническое задание» (далее - Техническое задание), в котором указано полное наименование системы: разработка проектно-сметной документации на создание комплекса средств автоматизации «Единый центр оперативного реагирования» в составе аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в пилотных муниципальных образованиях Удмуртской Республики. Условное обозначение системы: Комплекс средств автоматизации «Единый центр оперативного реагирования» (далее - КСА ЕЦОР).

Состав и содержание работ по проектированию КСА ЕЦОР представлены в Таблице 12 и разделены на следующие этапы:

1. Обследование. Виды работ: обследование информационно - телекоммуникационной инфраструктуры объектов автоматизации. Обследование и анализ деятельности дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, единых дежурно-диспетчерских служб и центров обработки вызовов. Анализ действующей нормативно-правовой базы. Разработка документа «Отчет об обследовании». Результат работ: Согласованный документ «Отчет об обследовании».

2. Техническое и рабочее проектирование. Виды работ: разработка проектных решений КСА ЕЦОР и ее компонентов. Разработка и оформление комплекта документов проектно-сметной документации.

Результат работ: утвержденный комплект документов проектно-сметной документации в составе:

- схема организации связи;

- пояснительная записка к Схеме организации связи;

- ведомость технического проекта;

- пояснительная записка к проектно-сметной документации;

-описание автоматизируемых функций;

- схема функциональной структуры;

- схема организационной структуры;

-описание организационной структуры;

- схема автоматизации;

- описание программного обеспечения;

- схема структурная комплекса технических средств;

- описания комплекса технических средств;

- ведомость оборудования и материалов;

- описание средств информационной безопасности;

- модель угроз КСА ЕЦОР;

3. Создание опытного участка. Виды работ: создание опытного участка КСА ЕЦОР с техническим и программным оснащением. Интеграция информационных систем. Разработка и оформление эксплуатационной документации.

Результат работ: опытный участок КСА ЕЦОР  с установленным и настроенным специализированным ПО с Интеграционной платформой. Комплект эксплуатационной документации в составе: руководство пользователя, руководство администратора.

4. Ввод в действие КСА ЕЦОР. Виды работ: Проведение инструктажа персонала. Доработка документации и специального программного обеспечения КСА ЕЦОР по результатам опытной эксплуатации. Приемо-сдаточные испытания.

Результат работ: комплект организационно- распорядительных и методических материалов для сотрудников объектов автоматизации. Программа обучения. Заполненный журнал инструктажа сотрудников, принимающих участие в опытной эксплуатации. Программа опытной эксплуатации. Журналы опытной эксплуатации с объектов автоматизации. Акт оказанных услуг

В подпункте 4.3.5 Технического задания содержатся требования к техническому обеспечению, а именно: «Оборудование КСА ЕЦОР должно включать: автоматизированные рабочие места операторов дежурной смены; автоматизированные рабочие места административного и обслуживающего персонала;          активное сетевое оборудование; комплект оргтехники; средства связи; средства оповещения;          серверное оборудование; системы хранения данных; рабочие станции;    средства телекоммуникационной связи и передачи данных; средства защиты информации; источники гарантированного электропитания.

Оборудование ДДС включает, как минимум: автоматизированное рабочее место диспетчера дежурной смены; активное оборудование локальной вычислительной сети;  структурированную кабельную сеть; средства связи; источник гарантированного электропитания.

Конкретный состав, количество (включая количество требуемых рабочих мест) и характеристики программно-технических средств, должны определяться на этапе проектирования».

В пункте 1.5 Технического задания содержатся ссылки на государственные стандарты, регулирующие порядок оформления и предъявления Заказчику результатов работ на автоматизированные системы:

- Межгосударственный стандарт ГОСТ 34.003-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы»;

- Межгосударственный стандарт ГОСТ 34.201-89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем»;

- Межгосударственный стандарт ГОСТ 34.602-89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы»;

- Межгосударственный стандарт ГОСТ 34.601-89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания»;

- Руководящий документ по стандартизации РД 50-34.698-90 «Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов».

ГОСТ 34.201-89 распространяется на автоматизированные системы (АС), используемые в различных сферах деятельности (управление, исследование, проектирование и т.п.), включая их сочетание, и устанавливает виды, наименование, комплектность и обозначение документов, разрабатываемых на стадиях создания АС, установленных ГОСТ 34.601.

В Приложении 1 ГОСТ 34.201-89 содержатся следующие определения:

Документация на автоматизированную систему (далее – АС) - комплекс взаимоувязанных документов, в котором полностью описаны все решения по созданию и функционированию системы, а также документов, подтверждающих соответствие системы требованиям технического задания и готовность ее к эксплуатации (функционированию).

Проектно-сметная документация на АС - часть документации на АС, разрабатываемая для выполнения строительных и монтажных работ, связанных с созданием АС.

Рабочая документация на АС - часть документации на АС, необходимой для изготовления, строительства, монтажа и наладки автоматизированной системы в целом, а также входящих в систему программно-технических, программно-методических комплексов и компонентов технического, программного и информационного обеспечения.

ГОСТ 34.601-90 устанавливает стадии и этапы создания АС, которые приведены в таблице (пункт 2.1 ГОСТ 34.601-90)
 

   

Стадии

Этапы работ

1. Формирование требований к АС

1.1. Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС

 

1.2. Формирование требований пользователя к АС

 

1.3. Оформление отчета о выполненной работе и заявки на разработку АС (тактико-технического задания)

2. Разработка концепции АС

2.1. Изучение объекта

 

2.2. Проведение необходимых научно-исследовательских работ

 

2.3. Разработка вариантов концепции АС и выбор варианта концепции АС, удовлетворяющего требованиям пользователя

 

2.4. Оформление отчета о выполненной работе

3. Техническое задание

3.1. Разработка и утверждение технического задания на создание АС

4. Эскизный проект
 

4.1. Разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям

 

4.2. Разработка документации на АС и ее части

5. Технический проект

5.1. Разработка проектных решений по системе и ее частям

 

5.2. Разработка документации на АС и ее части

 

5.3. Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и (или) технических требований (технических заданий) на их разработку

 

5.4. Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации

6. Рабочая документация

6.1. Разработка рабочей документации на систему и ее части

 

6.2. Разработка или адаптация программ

7. Ввод в действие

7.1. Подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие

 

7.2. Подготовка персонала

 

7.3. Комплектация АС поставляемая изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями)

 

7.4. Строительно-монтажные работы

 

7.5. Пусконаладочные работы

 

7.6. Проведение предварительных испытаний

 

7.7. Проведение опытной эксплуатации

 

7.8. Проведение приемочных испытаний

8. Сопровождение АС
 

8.1. Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами

 

8.2. Послегарантийное обслуживание

 

Согласно пункту 11 Приложения №1 ГОСТ 34.601-90 на этапе 5.3 «Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и (или) технических требований (технических заданий) на их разработку» проводят: подготовку и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС; определение технических требований и составление ТЗ на разработку изделий, не изготавливаемых серийно.

В пункте 2.2 ГОСТ 34.601-90 указано: стадии и этапы, выполняемые организациями - участниками работ по созданию АС, устанавливаются в договорах и техническом задании на основе настоящего стандарта.

В Приложении № 1 к Техническому заданию (Таблица 13) Заказчик установил требования к товару, используемому при выполнении этапа работы «Создание опытного участка», в том числе минимальные и максимальные значения показателей, значения показателей, которые не могут изменяться, а также количество поставляемого товара в отношении следующего технического оборудования: 1. шкаф телекоммуникационный для оборудования тип 1 (1 шт.), 2. источник бесперебойного питания тип 1 (1 шт.), 3. батарейный модуль (1 шт.), 4. комплект для монтажа ИБП и доп. батарей (8 шт.), 5. сервер баз данных и приложений (1 шт.), 6. коммутатор, 7. маршрутизатор тип 1 (1 шт.), 8. маршрутизатор тип 2 (4 шт.), 9. системный блок АРМ тип 1 (1 шт.), 10. системный блок АРМ тип 2 (4 шт.), 11. монитор для АРМ (10 шт.), 12. источник бесперебойного питания тип 2 (5 шт.), 13. сетевой фильтр для АРМ (5 шт.), 14. IP-телефон (5 шт.), 15. многофункциональное устройство (1 шт.), 16. маршрутизатор АDSL (4 шт.), 17. программно-аппаратный комплекс, реализующий функции криптографического шлюза (1 шт.), 18. программно-аппаратный комплекс доверенной загрузки (6 шт.).

Рассмотрев Техническое задание на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России отмечает, что этап проведения работ «Техническое и рабочее проектирование», установленный в Техническом задании корреспондирует требованиям к этапу работы  «Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и (или) технических требований (технических заданий) на их разработку», содержащимся в подпункте 5.3 пункта  2.1 ГОСТ 34.601-90.  Именно на данном этапе будут определены требования к техническим средствам, оборудованию и материалам, которые будут использованы при вводе в действие АС и его частей на этапе опытной эксплуатации. Вместе с тем, требования Заказчика, установленные в  Приложении № 1 к Техническому заданию (Таблица 13) относительно показателей товара (технических средств, оборудования и материалов), необходимых к поставке в целях реализации последнего этапа «Ввод в действие КСА ЕЦОР» определены без учета предыдущего этапа «Техническое и рабочее проектирование».

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Согласно части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем.

Таким образом, исходя из системного толкования указных норм, в контракт будут включены конкретные показатели товара, определенные Заказчиком в Приложении № 1 к Техническому заданию (Таблица 13) вне зависимости от результатов проектирования КСА ЕЦОР и ее компонентов, исполнитель контракта должен будет осуществить поставку товаров, указанных в заявке, которые могут  не соответствовать проектному решению.

Также, необходимо отметить, что пункт 5 «Муниципальные и региональные информационные системы» содержит указание на уже установленные в муниципальных образованиях системы, которые подлежат интеграции. Однако, не все характеристики, подлежащих интеграции систем указаны Заказчиком в полном объеме. Так, например, отсутствует информация о версии  программного обеспечения систем «ЦОВ 112», АПК «Автоураган», указано, что данная информация предоставляется по запросу. Вместе с тем, с учетом сроков и объемов выполнения работ, получение данной информации может быть затруднительно. Фактически, заказчик обязывает совершить исполнителя действия, не предусмотренные техническим заданием, но необходимые для выполнения работ в полном объеме.

 

ГОСТ 34.601-90  предусматривает перечень организаций, участвующих в работах по созданию АС на разных стадиях и этапах работ (приведен в приложении 2), в том числе:

- Организация-разработчик, которая осуществляет работы по созданию АС, представляя заказчику совокупность научно-технических услуг на разных стадиях и этапах создания, а также разрабатывая и поставляя различные программные и технические средства АС;

- Организация-поставщик, которая изготавливает и поставляет программные и технические средства по заказу разработчика или заказчика;

-    Организация-генпроектировщик объекта автоматизации;

- Организации-проектировщики различных частей проекта объекта автоматизации для проведения строительных, электротехнических, санитарно-технических и других подготовительных работ, связанных с созданием АС;

-  Организации строительные, монтажные, наладочные и другие.

 

В нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация об объекте закупки носит не полный и не достоверный характер, не позволяет определить в полном объеме требования к работам и потребность заказчика. С учетом того, что требования к товару (техническим средствам, оборудованию и материалам, программному обеспечению) будут определены на этапе разработки проектных решений КСА ЕЦОР и ее компонентов, требования  к товару, указанному в Техническом задании (Таблица 13), расценивается Комиссией Удмуртского УФС Россией как размещение недостоверной и необъективной информации о товаре, не позволяющей достоверно определить потребность заказчика. При этом поставка товаров, не утвержденная проектно-сметной документацией, может повлечь за собой нарушение принципа эффективности осуществления закупок.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что требования к используемым при выполнении работ товарам, установленные Заказчиком в  Приложении № 1 к Техническому заданию (Таблица 13) не могут быть объективными до разработки и утверждения проектной документации, поэтому не соответствуют  пункту 2 части 1 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64, статьи 8 Закона о контрактной системе, приводят к нарушению принципа добросовестной конкуренции на этапе подачи ценовых предложений на выполнение работ по проектированию КСА ЕЦОР и ее компонентов вместе с поставкой товаров, которые технологически и функционально не связаны с товарами, работами, услугами, которые будут определены на этапе разработки проектных решений КСА ЕЦОР и ее компонентов.

Объединение в рамках одной закупки работ по обследованию, проектированию, созданию опытного участка (с указанным оборудованием) и вводом в действие системы может привести к ограничению числа участников закупки, что является нарушением статьи 8 Закона о контрактной системе.

Заказчиком, доказательств обратного,  не представлено. 

 

2. Второй довод жалобы Комиссия Удмуртского УФАС России оставляет без рассмотрения в связи со следующим.

Согласно частям 3, 15, 22  статьи 99,  статьи 105 Закона о контрактной системе Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок не уполномочено на осуществление контроля в отношении действий заказчика на предмет их соответствия или несоответствия требованиям статьи 22 Закона о контрактной системе при обосновании начальной (максимально) цены контракта.

Согласно пункту 3  части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график. С учетом этого, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необходимости передачи материалов дела в соответствующий орган финансового контроля.

Вместе с тем, Комиссией Удмуртского УФАС России при рассмотрении доводов жалобы Заявителя №№ 1,4,6, 7 приняты во внимание представленные Заказчиком копии коммерческих предложений хозяйствующих субъектов, использованных при формировании НМЦК.

Так, например, заказчиком 13.08.2018 г. за одним исх. № 876-06-01-16 были направлены запросы на предоставление коммерческих предложений на выполнение работ по разработке технического проекта на построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории УР,  следующим хозяйствующим субъектам: ООО «Тех-Инфо», ООО ДВ ЦКБ «Спайдер», ЗАО НТЛ «НЭКСТ ТЕХНИКА» без приложения технического задания.

Указанными Обществами были направлены коммерческие предложения, которые и легли в основу НМЦК, с предложением стоимости оказания услуг по разработке технического проекта с созданием опытных участков в пилотных зонах УР 4 836 100,00 руб. (ООО «Тех-Инфо» г. Находка Приморский край), 4 900 000,00 руб. (ЗАО НТЛ «НЭКСТ ТЕХНИКА» г. Владивосток), 5 050 000,00 руб. (ООО ДВ ЦКБ «Спайдер» г. Владивосток). Необходимо отметить, что коммерческие предложения указанных Обществ  не содержат расчет предложенной ими стоимости.

 

3. Рассмотрев третий довод жалобы Комиссия Удмуртского УФАС России считает его необоснованным в связи со следующим.

Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов)или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Порядок приемки оказанных услуг по контракту установлен пунктами 3.9 - 3.16 проекта контракта.

В пункте 3.9 проекта контракта указано: «В день окончания оказания услуг по контракту Исполнитель извещает Заказчика о готовности сдачи результата оказанных услуг и в течение 3 рабочих дней предоставляет Заказчику подписанный со своей стороны Акт оказанных услуг».

В пункте 3.10 проекта контракта указано: «Общий срок приемки Товара, оказанных услуг составляет не более 10 рабочих дней со дня получения Заказчиком уведомления Исполнителя о готовности сдачи результата оказанных услуг, а в случае привлечения для проведения экспертизы экспертов, экспертных организаций – не более 30 календарных дней. В указанные сроки Заказчик в присутствии Исполнителя должен осмотреть Товар, проверить его количество и качество, а также соответствие поставляемого Товара характеристикам Товара, указанным в Техническом задании в порядке, установленном контрактом, проверить соответствие объема и качества оказанных услуг требованиям контракта и Технического задания, подписать Акт оказанных услуг».

С учетом вышеизложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что сроки и порядок приемки оказанных услуг, установленные Заказчиком в проекте контракта не противоречат требованиям пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

4. Рассмотрев четвертый довод Заявителя, Комиссия Удмуртского УФАС России считает его обоснованным в связи со следующим.

Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе также должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

В пункте 3.1 проекта контракта указано: «Место оказания услуг, место поставки Товара: согласно местам поставки, указанным в Техническом задании (Приложение № 1 к контракту)».

В пункте  4.4 Технического задания указана следующая информация: «В рамках данного Технического задания для анализа возможностей эффективного функционирования КСА ЕЦОР, должен быть развернут опытный участок на базе ЕДДС (Единая дежурно-диспетчерская служба) и ДДС (Дежурно-диспетчерская служба)  расположенный по адресам:

­ КСА ЕЦОР, г. Ижевск;

­ КСА ЕЦОР, г. Глазов;

­ КСА ЕЦОР, г. Можга;

­ КСА ЕЦОР, Увинский район;

­ КСА ЕЦОР, Камбарский район.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» адрес - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.

Указание Заказчиком лишь на наименование муниципального образования не позволяет достоверно установить конкретное место выполнения работ, территориальное расположение опытных участков, входящих в АПК «Безопасный город», конкретных мест обследования и мест расположения информационных систем, подлежащих интеграции, что не согласуется с принципом установленным частью 3 статьи 7, статьи 8 Закона о контрактной системе.

 

С учетом вышеизложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что в документации об Аукционе не указаны конкретные адреса опытных участков, определяющие места поставки товаров и места оказания услуг, следовательно, Заказчиком нарушена часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

5. Рассмотрев пятый довод Заявителя, Комиссия Удмуртского УФАС России считает его необоснованным в связи со следующим.

 В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки допускается указание на товарный знак условии необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Согласно пункту 2.6.1.1. ГОСТ 34.602-89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы» в требованиях к структуре и функционированию системы приводят требования к характеристикам взаимосвязей создаваемой системы со смежными системами, требования к ее совместимости.

В пункте 4.4. Технического задания Заказчик установил следующее требование: «Для автоматизации работы КСА ЕЦОР оборудование должно быть поставлено с предустановленным специализированным программным обеспечением для автоматизации работы дежурно-диспетчерских служб экстренного реагирования (СПО «ИСТОК-СМ») в целях совместимости с ранее установленными и находящимися в эксплуатации программно-техническими комплексами на базе СПО «ИСТОК-СМ»».

С учетом вышеизложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что указание на товарный знак СПО «Исток-СМ» обусловлено необходимостью совместимости поставляемого программного обеспечения с имеющимся у Заказчика программным обеспечением, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

 

6. Рассмотрев седьмой довод Заявителя, Комиссия Удмуртского УФАС России считает его обоснованным в связи со следующим.

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 2 статьи 42 в совокупности с частью 1 статьи 64  Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки и документации об Аукционе должна содержаться информация о сроках поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.

Нормы гражданского законодательства, регулирующие сроки исполнения обязательств, направлены на недопущение неопределенности в правоотношениях сторон.

Часть 1 статьи 314 Гражданского кодекса РФ устанавливает: если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.

В пункте 3.2 проекта контракта указано: «График оказания услуг (включая срок поставки (доставки) Товара): с момента заключения контракта по 30 ноября 2018 г. (включительно). Оказываемые услуги должны производиться в режиме рабочего времени Заказчика и в согласованные с Заказчиком время/дни».

Как следует из материалов дела, 06.11.2018 - дата проведения аукциона.

Согласно части 18 статьи 68 Закона о контрактной системе протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке ее оператором в течение тридцати минут после окончания такого аукциона.

В соответствии с частью 5 статьи 69 Закона о контрактной системе общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.

Результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе (часть 8 статьи 69 Закона).

 Согласно части 9 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69 Закона.

С учетом вышеизложенных норм, контракт может быть заключен не ранее чем 19.11.2018, таким образом, общий срок исполнения работ (услуг) составит 11 календарных дней, что по мнению Комиссии Удмуртского УФАС России, с учетом неопределенного объема работ, указанного в Техническом задании, в том числе с учетом предусмотренной необходимости согласования документа «Отчет об обследовании»  на этапе «Обследование», а также утверждения проектно-сметной документации на этапе «Техническое и рабочее проектирование», не удовлетворяет реальным возможностям исполнения контракта в установленный срок.

Антимонопольный орган не ограничивает права Заказчика при установлении сроков исполнения обязательств по контракту, но вместе с тем полагает, что сроки исполнения обязательств должны быть разумными и соотноситься с объемом тех работ (услуг), которые установлены в документации об Аукционе, а также учитывать принципы контрактной системы, определенные в статье 6 Закона о контрактной системе.

Также в материалы дела представлены копии  коммерческих предложений АО «Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления» (исх. № 2565 от 06.08.2018), Уральского филиала ПАО «Мегафон» (исх. от 15.08.2018 №СВО-ИКТ 05/11-32), ООО «УК «ТехноИнвестПроект» (исх. от 13.07.2018 №0027-07.18), филиала в УР ПАО «Ростелеком» (исх. от 03.08.2018 № 0604/05/3728-18), которые  содержат указание на изучение Обществами Технического задания, а также предполагаемых сроков выполнения работ по обследованию и проектированию – 4 месяца с даты заключения контракта, а также расчет предлагаемой цены. 

 

Рассмотрев довод  заказчика о необходимости установления столь коротких сроков выполнения работ в связи с окончанием в учреждении календарного финансового года и необходимости представления отчетности по освоению денежных средств, Комиссия Удмуртского УФАС России обращает внимание на следующее.

 

Планирование заказчиками своей закупочной деятельности, в соответствии с требованиями статей 17-19 Закона о контрактной системе, осуществляется путем формирования планов закупок сроком на 3 года и планов-графиков на следующий календарный год. Соответственно, при планировании своей закупочной деятельности заказчики должны учитывать, в том числе,  сроки согласования закупочной документации с контрольными ведомствами, а также процедуру административного контроля: рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок.

Статьей 9 Закона о контрактной системе установлен принцип профессионализма заказчика, специализированной организации.  Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Как следует из представленных Заказчиком документов следует, что заседание межведомственной рабочей группы по вопросам, связанным с развитием систем аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории Удмуртской Республики состоялось 16.08.2018 г. Закупочная документация была направлена на согласование в Министерство информатизации и связи Удмуртской Республики 27.08.2018 г. (исх. №921-03-03) и была согласована Министерством 31.08.2018 г.

10.09.2018 закупочная документация была направлена на согласование в ГКУ УР «РЦЗ УР». Должностными лицами ГКУ УР «РЦЗ УР» указанная закупочная документация направлялась на доработку заказчику 4 раза, в итоговой редакции документация была направлена заказчиком в ГКУ УР «РЦЗ УР» 04.10.2018, более поправки в нее не вносились, утверждена документация была 12.10.2018, размещена Уполномоченным учреждением – 15.10.2018.

Более того, согласно представленным  уведомлениям о лимитах бюджетных обязательств, бюджетной росписи на 2018 г., лимиты бюджетных обязательств по целевой статье 2740107450 были первоначально выделены ГУ УР «Служба гражданской защиты УР» 02.01.2018 г. (уведомление № 803-2 от 02.01.2018 г.), затем данные лимиты изменялись  поквартально, но в пределах выделенных сумм.  Лимиты бюджетных обязательств  в сумме равной НМЦК  4 928 700,00 руб. были выделены  Заказчику согласно уведомлению № 949 - 31.05.2018. С указанного срока, в силу статьи 72 Бюджетного кодекса РФ, Заказчик был вправе заключать контракты. 

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 105, 106, частью 15 статьи  99 Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Национальный центр информатизации» на положения документации о проведении электронного аукциона № зз-15128-18 «Оказание услуг по разработке технического проекта АПК «Безопасный город» с созданием опытного участка в пилотных зонах Удмуртской Республики (г. Ижевск, г. Глазов, г. Можга, Камбарский район, Увинский район)» (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок –  0813500000118006090) обоснованной в части доводов 1, 4, 6, 7.

2. Признать Заказчика - ГУ УР «Служба гражданской защиты Удмуртской Республики» нарушившим часть 3 статьи 7, статью 8, пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64, часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных должностных лиц ГУ УР «Служба гражданской защиты Удмуртской Республики» и ГКУ УР «Региональный центр закупок УР» по статье 7.30 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.

 

Председатель Комиссии                                 ________  <…>

 

Члены Комиссии:                                          

 

     _________ <…>

 

     _________ <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны