Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНО... от 1 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя управления, …, рассмотрев поступившее заявление вх. № 11087 от 27.11.2017,

УСТАНОВИЛ:

В Волгоградское УФАС России поступило обращение физического лица (вх. № 11087 от 27.11.2017) с жалобой на распространение с использованием сети электросвязи (на адрес электронной почты заявителя - …@mail.ru) рекламы без согласия заявителя.

Заявитель указал, что реклама на адрес его электронной почты от «Kari» приходит регулярно, датирована 01.08.2017, 04.08.2017, 20.10.2017, 23.10.2017, 27.10.2017, 03.11.2017, 28.11.2017, 01.12.2017, 08.12.2017 («Скидки, Sale до -50%. Лучшие цены», «Идеи новогодних подарков»), 12.12.2017 («Скидки согревают. До – 50% на зимнюю обувь»).

Заявителем приложены также скриншоты переписки с администратором официальной группы Вконтакте (https://vk.com/kariclub), в которой заявитель просил прекратить рассылку рекламы в его адрес. Однако реклама продолжает поступать. Дополнительно заявитель представил скриншоты рекламных писем от ООО «Кари» от 12.12.2017 и от 08.12.2017 (см. вх. № 11708 от 13.12.2017).

Заявитель указал, что является инвалидом 2-й группы с нарушением опорно-двигательного аппарата, обычная обувь ему не подходит, детей, как указал заявитель, у него нет.

Территориальный антимонопольный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства о рекламе, руководствуется в своей деятельности Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508 (далее - Правила).

При рассмотрении заявления и приложенных к нему документов и материалов антимонопольный орган: определяет, относится ли данное дело к его компетенции; устанавливает наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и определяет нормы, которые подлежат применению; определяет круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

В рамках рассмотрения заявления Волгоградским УФАС России были направлены запросы, в том числе в адрес ООО «Кари».

ООО «Кари» в ответе на запрос антимонопольного органа подтвердило, что рекламные сообщения были направлены на электронный адрес …@mail.ru в качестве информирования держателей карт «kari CLUB» о проходящих акциях. Общество указало, что адрес …@mail.ru зарегистрирован в системе как электронный адрес владельцев нескольких карт (список приобщен к материалам рассмотрения заявления). При этом, бонусные карты были выданы в период 06.07.2017-02.01.2018 в следующих регионах Российской Федерации: г. Владивосток, г. Москва, г. Красноярск, г. Екатеринбург, г. Большой Камень, г. Набережные Челны, г. Санкт-Петербург, г. Дзержинск.

ООО «Кари» не отрицает того факта, что К…. обращался к администратору официального сообщества с просьбой отключить рассылку на электронный адрес …@mail.ru. Последнее обращение зафиксировано 28.06.2017. однако после указанной даты были выданы карты «kari CLUB». Электронный адрес …@mail.ru был внесен в систему оповещения повторно спустя 7 дней после последнего обращения заявителя в процессе регистрации в Программе лояльности владельца карты EAN 2305831834014 (г. Владивосток).

В соответствии с условиями договора об участии в программе лояльности «KariClub»/«КариКлаб», размещенной на сайте https://kari.com/ru/club/oferta/ (далее – Программа лояльности), вступая в Программу, клиент выражает управляющей компании свое согласие на обработку управляющей компании персональных данных клиента для целей исполнения управляющей компанией обязательств в рамках Программы, а также в целях реализации Программы, в том числе, для информационной поддержки клиентов, рассылок рекламных и информационных сообщений в соответствии с условиями участия в Программе и требованиями законодательства (п. 1.9 Программы лояльности).

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В материалы дела ООО «Кари» не были представлены надлежащие доказательства получения согласия адресата на получение рекламы на адрес электронной почты.

Согласно п.п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар (продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (подп. 2-3 ст. 3 Закона о рекламе).

Рассматриваемые сообщения, полученные К… по электронной почте 08.12.2017 («Скидки, Sale до -50%. Лучшие цены», «Идеи новогодних подарков»), 12.12.2017 («Скидки согревают. До – 50% на зимнюю обувь», являются рекламой, поскольку отвечают всем квалифицирующим признакам рекламы, установленным подп. 1 ст. 3 Закона о рекламе, а именно:

Согласно п. 35 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Абонент, согласно п. 1 ст. 2 Закона о связи - это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

Рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы.

При этом в ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе закрепляется презумпция отсутствия указанного согласия абонента или адресата.

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).

С учетом полученных сведений от ООО «Кари» в рассматриваемом случае ООО «Кари» выступило в качестве рекламораспространителя, а также рекламопроизводителя и рекламодателя.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с п. 7 ст. 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 Закона о рекламе.

Правилами рассмотрения антимонопольными органами дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (утверждены постановлением Правительства РФ от 17.08.2006г. № 508, далее - Правила) предусмотрено, что дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.

В случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 18-03-18-02/21 по признакам нарушения ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО «Кари» (ИНН 7702764909, адрес: ул. Русаковская, д.13, г. Москва, 107140),

- заявитель: лицо, подавшее заявление вх. № 11087 от 27.11.2017.

3. Назначить дело № 18-03-18-02/21 к рассмотрению на 28 февраля 2018 года в 10 часов 00 минут по адресу: г. Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д.12 (каб.13, 5-й этаж, левое крыло).

4. ООО «Кари» представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:

4.1. Письменные объяснения (дополнительно к ранее представленным в рамках рассмотрения заявления) по факту, послужившему основанием для возбуждения дела, в том числе обоснование правомерности направления указанных электронных писем заявителю,

4.2. Доказательства получения согласия адресата на получение указанной рекламы,

4.3. Иную информацию, которую считаете необходимой для предоставления в рамках рассматриваемого дела для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

5. Заявителю предложить представить на заседание Комиссии дополнительно иную имеющуюся информацию и пояснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела.

 

В соответствии с ч. ч. 1 - 2 ст. 34 Закона о рекламе юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые документы, материалы, объяснения, информацию в письменной и (или) устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде, а также обеспечивать уполномоченным должностным лицам антимонопольного органа доступ к такой информации.

Неисполнение требований части 1 статьи 34 Закона о рекламе влечет за собой ответственность виновных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны