Решение б/н Решение № 03-10АМЗ/17 от 2 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 
  GRAPHIC1

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

 

ул. Пушкинская, 25, г. Вологда, 160000

тел. (8172) 72-99-70

факс (8172) 72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru

http://vologda.fas.gov.ru

 

01.03.2018 № 633

 

ООО «Такси 050»

ул. Ленинградская, д. 71, г. Вологда,

160000

 

Индивидуальный предприниматель

Попов Виктор Викторович

ул. Можайского, д. 60, г. Вологда,

160013

 

ПАО «Ростелеком»

Советский проспект, д. 4, г. Вологда,

160000

 

Управление Роскомнадзора по Вологодской области

Советский проспект, д. 107, 2 этаж,

г. Вологда, 160000

 

ООО «Комлайн»

ул. Красное Знамя, г. Харовск, Вологодская область, 162251

 

 

РЕШЕНИЕ № 03-10АМЗ/17

 

Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено 01 марта 2017 года.

 

Комиссия Вологодского УФАС России (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Осипова С.В. – временно исполняющего обязанности руководителя Управления, председателя комиссии,

Проничевой Н.И. – начальника отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа, члена комиссии,

Дьякова С.В. – заместителя начальника отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа, члена комиссии,

Полетаевой Ю.Н. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа, члена комиссии (далее – Комиссия),

рассмотрев дело № 03-10АМЗ/17 по признакам нарушения ПАО «Ростелеком» (ИНН 7707049388, место нахождения: г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии от ПАО «Ростелеком» Каримова М.Х. по доверенности от 11.01.2018 № 0202/29/33-18, Старостиной Ю.Л. по доверенности от 10.03.2017 № 0202/29/38-17, Царевой Л.В. по доверенности от 06.03.2017 № 0202/29/23-17, Щербакова Ю.А. по доверенности от 06.03.2017 № 0202/29/26-17, от ООО «Комлайн» директора Ступникова А.Н., от ООО «Такси 050» Щукина А.В. по доверенности от 18.08.2017, индивидуального предпринимателя Попова В.В., от индивидуального предпринимателя Попова В.В. Ступникова А.Н. по доверенности от 24.08.2017, от Управления Роскомнадзора по Вологодской области Бурченкова Д.А. по доверенности от 14.02.2018 № 12-Д,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление поступили заявления индивидуального предпринимателя Попова Виктора Викторовича (далее – Попов В.В.) и ООО «Такси 050» (далее – заявители) о нарушении ПАО «Ростелеком» (далее – Общество) требований антимонопольного законодательства при предоставлении услуг местной телефонной связи.

Как следует из заявлений, Попов В.В. является абонентом Вологодского филиала ПАО «Ростелеком», что подтверждается заключенными договорами об оказании услуг связи от 14.04.2009 № 1791 (город Вологда) и от 16.11.2011 № 12014826 (город Череповец).

В соответствии с условиями договора от 14.04.2009 № 1791 Попову В.В. предоставлены следующие услуги связи:

предоставление в пользование абонентских линий и местных телефонных соединений в количестве 21-ого телефонного номера: 8172512222, 8172514417, 8172514419, 8172514444, 8172518322, 8172518398. 8172518417. 8172518454, 8172522187, 8172522188, 8172522222, 8172538888, 8172714444, 8172722233, 8172739999, 8172743333, 8172744000, 8172744111, 8172744466, 8172744499, 8172758888;

предоставление в пользование двух полных потоков E1 по ISDN PRI от OПTC-75 ул. Герцена, д. 41 до оборудования УПАТС по ул. Зосимовская, д. 63, кв. 43 с выделением разреза нумерации 8172058-8172064, 8172783600-8172783615.

В соответствии с условиями договора от 16.11.2011 № 12014826 Попову В.В. предоставлены следующие услуги связи:

предоставление в пользование абонентских линий и местных телефонных соединений в количестве 5-ти телефонных номеров: 8202506666, 8202508022, 8202508026, 8202577768, 8202579666;

предоставление в пользование полного потока E1 по ISDN PRI от ОПТС-51 ул. Коммунистов, д. 29 до оборудования УПАТС по ул. Менделеева, д. 3 с выделением разреза нумерации 8202519630-8202519639.

Спецификациями к указанными договорам предусмотрено предоставление абоненту услуг «Предоставление доступа к телефонной сети с выделением абонентских номеров цифровой АТС (подключение УПАТС)» - предоставление в пользование потока Е1, организованного для присоединения УПАТС с внесением ежемесячных платежей (абонентской платы за пользование Услугой) в размере 11 400 рублей без учета НДС за полный поток Е1 (30 линий), в размере 8900 рублей без учета НДС  - за дробный ноток Е1 (15 линий).

ООО «Такси 050» также является абонентом Вологодского филиала ПАО «Ростелеком», что подтверждается заключенным договорам об оказании услуг связи от 01.10.2015 № 235000045921 (город Вологда).

Спецификацией к договору подтверждается предоставление абоненту доступа к сети телефонной связи.

Абоненту выделены абонентские номера 8172572468-8172572470, включенные посредством цифровых абонентских линий ISDN EDSS PRI по потоку E1 G.703.

Услуги предоставляются абонентам в полном объеме согласно заключенным договорам.

Макрорегиональным филиалом «Северо-Запад» ПAO «Ростелеком» издан Приказ от 07.03.2017 № 02/01/190-17 «О несении изменений в раздел 2 «Тарифы на услуги связи для юридических лиц» Прейскуранта № 01/17-1 «Тарифы на услуги связи Макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПAO «Ростелеком», утвержденного Приказом Макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПAO «Ростелеком» от 21.12.2016 № 02/01/1299-16, согласно которому изменялся порядок тарификации на услуги предоставления в пользование потока Е1.

В соответствии с пунктом «е» статьи 24 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 № 1342, условиями пункта 3.1.2. договоров об оказании услуг связи оператор связи имеет право изменять в одностороннем порядке тарифы на предоставляемые услуги с уведомлением об этом абонента не менее чем за 10 дней до даты введения новых тарифов через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо иным способом информирования.

Во исполнение данного Приказа в марте 2017 года Вологодским филиалом ПАО «Ростелеком» произведена массовая рассылка уведомлений абонентам о том, что с 01.04.2017 будут внесены изменения тарификации услуг предоставления в пользование потока Е1. На услуге «Предоставление в пользование потока Е1» вводится объем включенного трафика в размере 100 000 минут в месяц. Стоимость одной минуты при превышении включенного объема трафика составит 0,4 рубля.

Уведомление об изменении тарифов направлено Попову В.В. письмом от 17.03.2017 № 0202/05/928-17.

Уведомление об изменении тарифов ООО «Такси 050» направлено письмом от  21.03.2017 № 0202/05/966-17.

Поскольку предоставление в пользование потока Е1, по мнению заявителей, является не услугой, а технологией, посредством которой ПАО «Ростелеком» оказывает услуги местной телефонной связи на основании соответствующей лицензии, данные действия свидетельствуют о нарушении ПАО «Ростелеком» установленного для субъектов естественных монополий порядка ценообразования, результатом чего является ущемление прав и законных интересов Попова В.В., ООО «Такси 050» и других абонентов, которым ПАО «Ростелеком» предоставляет услуги местной телефонной связи посредством названной технологии.

На основании приказа Управления определением от 24 июля 2017 года возбуждено дело № 03-10АМЗ/17 по признакам нарушения ПАО «Ростелеком» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Заявители и их представители на заседаниях Комиссии поддержали предъявленные требования.

ПАО «Ростелеком» и его представители предъявленные требования отклонили, указав на отсутствие в действиях оператора связи признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, Комиссия приходит к следующему.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на осуществление действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции к злоупотреблению доминирующим положением отнесено нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершал действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

Отсутствие одного из элементов состава данного правонарушения исключает возможность признания хозяйствующего субъекта нарушителем антимонопольного законодательства.

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, в частности доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Доминирующим признается также положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В статье 4 названного Закона указано на то, что им регулируется в том числе деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг общедоступной электросвязи.

Основным видом деятельности ПАО «Ростелеком» является деятельность в области электросвязи (код ОКВЭД 64.20).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба.

В указанный Перечень включены, в том числе предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи; предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов); предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.

Общество имеет лицензию № 135990 на осуществление услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, со сроком действия до 27.01.2021.

Таким образом, ПАО «Ростелеком», оказывая данные услуги физическим и юридическим лицам, являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, на территории г. Вологды и г. Череповца Вологодской области.

Вместе с тем ПАО «Ростелеком» является многофункциональным оператором связи, осуществляющим оказание всех видов услуг связи согласно Федеральному закону от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» и иным нормативным правовым актам. В перечне услуг связи ПАО «Ростелеком» также представлено оказание услуг по предоставлению цифрового канала - потока Е1.

Цифровой поток Е1 представляет собой стандарт цифровой передачи данных, соответствующий первичному уровню европейского стандарта PDH. На физическом уровне характеристики интерфейса Е1 соответствуют стандарту ITU-T G.703. Основными рабочими характеристики интерфейса являются: номинальная битовая скорость 2048 кбит/с, схема кодирования HDB3 (двуполярная высокоплотная схема), а также отдельные линии приёма и передачи.

Оказание услуг связи по предоставлению первичного цифрового тракта Е1 со скоростью 2048 кбит/с является деятельностью по предоставлению каналов связи, предусмотренной разделом XIII Перечня лицензионных условий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации.

Общество имеет лицензию № 146874 на оказание услуг связи по предоставлению каналов связи, со сроком действия до 27.07.2020.

На услуги местной, внутризоновой и междугородной телефонной связи в соответствии с законодательством Российской Федерации Федеральная антимонопольная служба устанавливает предельные максимальные уровни тарифов (тарифных планов) только по обязательным тарифным планам.

Услуги по организации и использованию цифровых потоков по технологии Е1 не входят в указанный Перечень и не подлежат государственному регулированию.

Согласно статье 28 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

В этой связи, ПАО «Ростелеком» вправе самостоятельно устанавливать тарифы на услуги связи по технологии Е1 на договорной основе.

На основании изложенного Комиссия полагает, что действия ПАО «Ростелеком» по внесению изменений тарификации услуг предоставления в пользование потока Е1 являются правомерными.

Частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции следует, что комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьями 41, 48 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

прекратить рассмотрение дела № 03-10АМЗ/17 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ПАО «Ростелеком».

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

С.В. Осипов

 

Члены комиссии:

 

Н.И. Проничева

 

С.В. Дьяков

 

Ю.Н. Полетаева

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны