Решение б/н Решение от 12.04.2018 года по делу №151-18.1 от 12 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы ОАО «Государственый проектно-конструкторский и научно-исследовательский институт авиационной промышленности» на действия закупочной комиссии, заказчика - ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» при проведении запроса предложений на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: «Реконструкция и техническое перевооружение производства для изготовления ИЛ-96-400М на Публичном акционерном обществе «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» г. Воронеж» в соответствии с техническим заданием (извещение № 31806150197)
(дело № 151-18.1)
06.04.2018 год г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя — начальник отдела; Колмаков Р.В. - член Комиссии, государственный инспектор; Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор;
в присутствии представителей:
заказчика - ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ПАО «ВАСО») <…>,
заявителя - ОАО «Государственый проектно-конструкторский и научно-исследовательский институт авиационной промышленности» (ОАО «ГИПРОНИИАВИАПРОМ») <…>,
рассмотрев жалобу ОАО «ГИПРОНИИАВИАПРОМ» на действия закупочной комиссии, заказчика - ПАО «ВАСО» при проведении запроса предложений на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: «Реконструкция и техническое перевооружение производства для изготовления ИЛ-96-400М на Публичном акционерном обществе «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» г. Воронеж» в соответствии с техническим заданием (извещение № 31806150197) (далее - запрос предложений),
у с т а н о в и л а:
В Воронежское УФАС России поступила жалоба ОАО «ГИПРОНИИАВИАПРОМ» (далее — заявитель) на действия закупочной комиссии, заказчика - ПАО «ВАСО» (далее – заказчик, Общество) при проведении запроса предложений.
По мнению заявителя нарушены его права и законные интересы действиями закупочной комиссии заказчика - ПАО «ВАСО», выразившимися в неуказании в протоколе рассмотрения заявок на участие в запросе предложений сведений об оценке, сопоставлении и предварительном ранжировании, заявок, допущенных на участие в процедуре закупки; неуказании в итоговом протоколе проведения запроса предложений сведений о порядке оценки и сопоставления предложений участников; о решении закупочной комиссии о присвоении предложениям участников значений по каждому из предусмотренных критериев оценки предложений; действиями заказчика, выразившимися в непривлечении в качестве организатора запроса предложений ОАО «ОАК» или специализированного ДЗО ОАО «ОАК»; установлении срока проведения запроса предложений более чем 14 дней; установлении в документации запроса предложений срока выполнения первого этапа работ - 01.04.2018 года - ранее даты заключения договора по результатам запроса котировок.
Представитель заказчика, считает доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия закупочной комиссии, заказчика соответствующими законодательству о закупках.
При рассмотрении дела объявлялся перерыв до 09.04.2018 года.
Согласно п.1 ч.1 ст 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ) в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы: на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, руководствуясь требованиями Закона № 223-ФЗ, ч.ч. 16, 17 ст.18.1 Закона № 135-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
ПАО «ВАСО» является хозяйствующим субъектом, деятельность которого по закупке товаров, работ, услуг регулируется требованиями Закона № 223-ФЗ.
16.02.2018 года в единой информационной системе в сфере закупок заказчиком размещено извещение о проведении запроса предложений и документация о запросе предложений. Начальная (максимальная) цена договора - 57 600 000 руб.
Частью 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч.2 ст.2 Закона № 223-ФЗ).
Положение о закупочной деятельности ПАО «ВАСО» утверждено решением Совета директоров ПАО «ВАСО» от 07.07.2014 года, протокол № 61 (далее - Положение о закупках).
В соответствии с 6.5.3 п. 6 Положения о закупках запрос предложений – конкурентная внеконкурсная закупочная процедура, для определения победителя в которой применяется несколько критериев оценки предложений участников, среди которых критерий цены предложения не всегда является определяющим.
Согласно пп. 6.6.3 п. 6 Положения о закупках переторжка проводится в случаях, когда, по мнению Комиссии, указанные в заявках цены могут быть улучшены в интересах Общества. В ходе переторжки участники закупочной процедуры, приглашенные к участию в ней, вправе снизить цену своей заявки без изменения остальных условий заявки. Проведение процедуры переторжки возможно в случае, если на это было соответствующее указание в документации процедуры закупки. Решение о проведении переторжки принимается Комиссией. Форма, сроки и порядок переторжки определяются Обществом в документации по закупке. Переторжка проводится после оценки, сопоставления и предварительного ранжирования, допущенных заявок на участие в процедуре закупки. Переторжка осуществляется путем установления новой цены заявки. При этом повышение ранее предложенной цены не допускается. После проведения переторжки победитель определяется в порядке, установленном документацией по закупке. Комиссией в ходе проведения переторжки оформляется Протокол, который подписывается всеми присутствующими членами КЗ. Такой протокол размещается в единой информационной системе в сроки, установленные настоящим Положением. При проведении процедуры переторжки в электронной форме порядок ее проведения определяется действующим регламентом Электронной торговой площадки и настоящим Положением.
Пунктом 8.4. Положения о закупках установлен Порядок проведения переторжки. А именно.
8.4.1. Заказчик вправе объявить в документации по закупке о том, что он может предоставить участникам возможность добровольно и открыто повысить предпочтительность их заявок путем снижения первоначальной (указанной в заявке, поданной на участие в процедуре закупки) цены (провести переторжку).
8.4.2. Переторжка проводится после оценки, сопоставления и предварительного ранжирования, допущенных заявок на участие в процедуре закупки (предложений участников закупки).
8.4.3. К переторжке могут быть приглашены только участники, чьи заявки не были отклонены, при этом Комиссия по закупкам вправе не допустить к участию в переторжке участников, получивших по результатам оценочного этапа рассмотрения заявок несколько последних мест по неценовым критериям. Комиссия по закупкам также вправе допускать к переторжке альтернативные предложения участников, при наличии таковых.
8.4.4. Участник, приглашенный на переторжку, вправе не участвовать в ней, тогда его заявка остается действующей с указанными в ней параметрами.
8.4.5. Переторжка осуществляется путем установления новой цены заявки. При этом повышение ранее предложенной цены не допускается.
8.4.6. По окончании переторжки Комиссия по закупкам производит необходимые подсчеты в соответствии с ранее объявленными критериями и учитывает цены, полученные в ходе проведения переторжки при оценке заявок и построения итогового ранжирования предложений.
8.4.7. Комиссией по закупкам в ходе проведения переторжки оформляется протокол, который подписывается всеми присутствовавшими членами Комиссии по закупкам. Такой протокол размещается на официальном сайте в срок три дня.
8.4.8. Победителем признается тот участник закупки, заявка (предложение участника закупки) которого заняла первое место при проведении итогового ранжирования предложений участников закупки.
8.4.9. При проведении закупок на электронной торговой площадке в сети Интернет переторжка проводится в режиме реального времени, и сведения о ее прохождении должны быть доступны всем зарегистрированным пользователям данной площадки.
Соответствующий порядок проведения переторжки установлен пунктом 7 документации запроса предложений. А именно.
7.1 Заказчик проводит переторжку до выбора победителя. Процедура проводится по решению Комиссии по закупкам товаров, работ и услуг непроизводственного назначения на сайте http://www.roseltorg.ru/, если её члены полагают, что цены, заявленные участниками закупочной процедуры, могут быть снижены, либо получит просьбу о проведении переторжки от одного из участников закупочной процедуры, предложение, которого не было отклонено. Решение принимается с соблюдением положений документации закупки.
7.2 Переторжка проводится только по одному параметру – цене, длительность переторжки в соответствии с регламентом ЭТП http://www.roseltorg.ru/
7.3 Поставщики запроса предложений, приглашенные организатором запроса предложений на переторжку, имеют возможность заявить в электронной форме свои цены для переторжки после объявления переторжки. При этом поставщики могут изменять цену предложения, в ходе переторжки через редактирование цены своего предложения вплоть до окончания срока переторжки.
7.4 Если поставщик запроса, приглашенный к участию в переторжке, не изменил цену своего предложения в ходе переторжки, то этот участникостается поставщиком запроса, при этом организатор запроса будетпринимать во внимание цену, указанную поставщиком в своемпредложении.
7.5 Переторжка в Системе проводится мгновенно. Система http://www.roseltorg.ru/автоматически ранжирует заявки поставщиков с учетом предложений,поданных в ходе переторжки.
7.6 Цена, полученная вышеуказанным способом в ходе переторжки, будет считаться, окончательным предложением для каждого поставщика запроса. Лучшая (минимальная) цена поставщика по итогам переторжки не влечет за собой его гарантированную победу в запросе предложений, выбор победителя осуществляется организатором по всем поступившимпредложениям, как улучшенным в ходе переторжки, так и неучаствовавшим в ней.
7.7 Результаты проведенной переторжки выносятся на рассмотрение Комиссии по закупкам с приложением Протокола. Комиссия по закупкам товаров, работ и услуг непроизводственного назначения принимает решение о заключении договора с тем поставщиком, предложение которого наиболее полно удовлетворяет потребностям заказчика, определенным в соответствии с опубликованными в запросе предложений критериями.
В соответствии с п. 6 документации запроса предложений оценка заявки на участие в запросе предложений осуществляться закупочной комиссией по следующим критериям:
1. Цена договора. Значимость критерия в процентах — 30
2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки Значимость критерия в процентах — 50
3. Квалификация участников закупок (включая наличие у участника закупки необходимой профессиональной и технической квалификации, трудовых и финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов для исполнения договора, опыт и деловая репутация). Значимость критерия в процентах — 20.
Количество баллов, присваиваемых заявке по каждому критерию определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов Комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по критерию.
Итоговый рейтинг заявки рассчитывается по формуле путем сложения рейтингов заявки по каждому критерию оценки. По результатам расчета итогового рейтинга для каждой заявки им присуждаются порядковые номера. Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер <...> Последующие номера присваиваются Заявкам по мере уменьшения их итогового рейтинга. Победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения договора и заявке которого присвоен первый порядковый номер.
Согласно протоколу № 47 зп/1 от 26.02.2018 года вскрытия конвертов с заявками на участие в процедуре Запрос предложений 31806150197 на участие в запросе предложений подано 5 заявок. Данный протокол содержит сведения о наименованиях участников закупки (ОАО «ГИПРОНИИАВИАПРОМ», ООО «А1», ОАО «Бамстройпуть», АО «Казанский Гипронииавиапром», ООО «СтройПроектИнжиниринг») и ценовых предложениях.
В соответствии с протоколом № 47 ЗП/2 от 05.03.2018 года рассмотрения заявок на участие в процедуре 31806150197 к итоговой оценке допущены заявки пяти участников закупки: ОАО «ГИПРОНИИАВИАПРОМ», ООО «А1», ОАО «Бамстройпуть», АО «Казанский Гипронииавиапром», ООО «СтройПроектИнжиниринг».
Проанализировав содержание протокола № 47 ЗП/2 от 05.03.2018 года рассмотрения заявок в процедуре 31806150197, Комиссия Воронежского УФАС России установила, что данный протокол не содержит установленных пунктом 8.4.2. Положения о закупках сведений об оценке, сопоставлении и предварительном ранжировании, заявок, допущенных на участие в процедуре закупки до проведения переторжки.
Таким образом, в действиях закупочной комиссии содержится нарушение требований пункта 8.4.2 Положения о закупках, выразившееся в неуказании в протоколе № 47 ЗП/2 от 05.03.2018 года рассмотрения заявок на участие в процедуре 31806150197 сведений об оценке, сопоставлении и предварительном ранжировании, заявок, допущенных на участие в процедуре закупки.
В протоколе № 47 ЗП/3 от 06.03.2018 года вскрытия конвертов с заявками на участие в процедуре Запрос предложений (переторжка) указано наименование участников закупки, их ценовые предложения после переторжки.
Протокол № 47 зп от 20.03.2018 года подведения итогов содержит следующие сведения: наименование участников закупки; ценовые предложения после переторжки; результат ранжирования заявок, а именно:
1 место АО «Казанский Гипронииавиапром» итоговый балл - 93, 61
2 место ОАО «Бамстройпуть» итоговый балл — 85, 64
3 место ОАО «ГИПРОНИИАВИАПРОМ» итоговый балл — 84, 72
4 место ООО «СтройПроектИнжиниринг» итоговый балл — 66, 11
5 место ООО «А1» итоговый балл — 47, 80.
Победителем запроса предложений признан АО «Казанский Гипронииавиапром».
По результатам запроса предложений заключен договор от 02.04.2018 года № 591-ДО2700.
Согласно пункту 4.4. Положения о закупках детализированный порядок проведения закупочных процедур отражается в закупочной документации по каждому способу закупки, но не должен противоречить требованиям настоящего Положения.
В соответствии с п.п. 5.2.6 п. 5 документации запроса предложений решение закупочной комиссии о результатах рассмотрения и оценки предложений участников закупки оформляется протоколом об итогах проведения запроса предложений, в котором приводятся, в числе прочего, сведения о порядке оценки и сопоставления предложений участников; сведения о решении Комиссии о присвоении предложениям участников значений по каждому из предусмотренных критериев оценки предложений, сведения о принятом на основании результатов оценки и сопоставления предложений участников запроса предложений решении о присвоении предложениям порядковых номеров.
Проанализировав содержание протокола № 47 зп от 20.03.2018 года подведения итогов, Комиссия Воронежского УФАС России установила, что протокол не содержит сведений: о порядке оценки и сопоставления предложений участников; о присвоении предложениям участников значений по каждому из предусмотренных критериев оценки предложений.
Таким образом, в действиях закупочной комиссии содержится нарушение требований пункта 4.4. Положения о закупках, выразившееся в несоблюдении порядка проведения закупочной процедуры в части оформления итогового протокола по правилам, установленным п.п. 5.2.6 п. 5 документации запроса предложений.
В силу ч. 5 ст. 4 закона № 223-ФЗ в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг в заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.
Из совокупного толкования данных норм следует, что принцип информационной открытости закупки, закрепленный в п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, необходимо трактовать в системной взаимосвязи со статьей 4 упомянутого закона, устанавливающей обязанность организаторов торгов обеспечивать доступ участников закупки ко всем документам, связанным с проводимой закупкой.
Таким образом, в действиях закупочной комиссии заказчика содержится нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, вследствие неопубликования в протоколе № 47 зп от 20.03.2018 года подведения итогов сведений о присвоении предложениям участников значений по каждому из предусмотренных критериев оценки предложений.
Комиссией Воронежского УФАС России установлено следующее.
Согласно п.п. 5.2 п.5 Положения о закупках: закупки, в которых функции организатора закупки выполняет открытое акционерное общество «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАО «ОАК») или специализированные ДЗО ОАО «ОАК», на основании заключаемого договора могут быть осуществлены по следующим направлениям: выставочная деятельность ОАО «ОАК»; рекламно-информационное и PR обеспечение ОАО «ОАК»; страхование; внедрение системы «казначейство», строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов капитального строительства, строительный контроль по объектам капитального строительства и иные направления, требующие применения единых стандартов по отбору контрагентов, за исключением случаев, когда порядок проведения закупок не регламентируется Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Комиссия Воронежского УФАС России не находит оснований для признания нарушений действиях заказчика, выразившихся в непривлечении в качестве организатора запроса предложений ОАО «ОАК» или специализированное ДЗО ОАО «ОАК» в связи со следующим. Предметом закупки является разработка проектно-сметной документации, данный вид работ не входит в установленный п.п.5.2 п.5 Положения о закупках перечень работ на выполнение которых предусмотрено привлечение ОАО «ОАК» или специализированное ДЗО ОАО «ОАК». Кроме того, привлечение указанных лиц является правом, а не обязанностью заказчика. Заявитель не пояснил, каким образом положения документации запроса предложений в данной части могли привести к нарушению его прав и законных интересов.
В соответствии с п.п. 3.1 п. 3 проекта договора выполнение работ, предусмотренных договором, осуществляется поэтапно. Срок выполнения работ по этапу №1 «Обследования/инженерные изыскания» – с даты заключения договора по 01 апреля 2018 г.
На рассмотрении жалобы представитель заказчика пояснил, что срок выполнения 1 этапа работ установлен ошибочно, вследствие многочисленных изменений, вносимых в документацию запроса предложений. Данный срок не является существенным условием договора и подлежит корректировке по соглашению сторон при заключении договора или на стадии выполнения работ.
В соответствии с ч.5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России не находит оснований для признания нарушений в действиях заказчика, выразившихся в установлении в документации запроса предложений срока выполнения 1 этапа работ.
Согласно п.п.7.11.8 п.7 Положения о закупках общий срок проведения отборочной и оценочной стадии, без учета дополнительных элементов закупочных процедур, не может превышать при проведении запроса предложений – 14 дней.
Документация запроса предложений размещена в единой информационной системе - 16.02.2018 года. В соответствии с п. 21 части III документации запроса предложений окончание срока подачи заявок на участие в запросе предложений: 26.02.2018 г., протокол № 47 ЗП/2 рассмотрения заявок на участие в процедуре 31806150197 датирован - 05.03.2018 года. Таким образом, срок проведения отборочной и оценочной стадии, без учета дополнительных элементов закупочных процедур (переторжки) составил 7 дней, то есть не превысил 14 дней.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России не находит оснований для признания заказчика нарушившим срок проведения отборочной и оценочной стадии закупки, без учета дополнительных элементов закупочных процедур.
На основании изложенного, руководствуясь ч.20 ст.18.1 Закона № 135-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ОАО «ГИПРОНИИАВИАПРОМ» на действия закупочной комиссии, заказчика - ПАО «ВАСО» при проведении запроса предложений на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: «Реконструкция и техническое перевооружение производства для изготовления ИЛ-96-400М на Публичном акционерном обществе «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» г. Воронеж» в соответствии с техническим заданием (извещение № 31806150197) частично обоснованной.
2. Признать в действиях в действиях закупочной комиссии нарушение требований пункта 8.4.2 Положения о закупках, выразившееся в неуказании в протоколе № 47 ЗП/2 от 05.03.2018 года рассмотрения заявок на участие в процедуре 31806150197 сведений об оценке, сопоставлении и предварительном ранжировании заявок на участие в запросе предложений; пункта 4.4. Положения о закупках, выразившееся в несоблюдении порядка проведения закупочной процедуры в части оформления итогового протокола по правилам, установленным п.п. 5.2.6 п. 5 документации запроса предложений; п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, вследствие неопубликования в протоколе № 47 зп от 20.03.2018 года подведения итогов сведений о присвоении предложениям участников значений по каждому из предусмотренных критериев оценки предложений.
3. Предписания об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с тем, что договор по результатам запроса котировок заключен.
Резолютивная часть объявлена - 09.04.2018 года.
Решение изготовлено в полном объеме - 12.04.2018 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.В. Логошин
Члены комиссии Р.В. Колмаков
Е.Л. Яковлева

Связанные организации

Связанные организации не указаны